2 123 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Интегрированные занятия в детском саду

  • 18 января 2019
  • 280

Современное направление развития образовательной системы затронуло все без исключения детские сады страны. Теперь популярными и самыми действенными считаются интегрированные занятия в ДОУ. Министерство образования одобряет и поощряет всестороннее развитие воспитанников, о чем свидетельствует целый ряд рекомендаций ФГОС.

Что собой представляют интегрированные занятия

В целом обучение по подобному принципу предполагает одновременное развитие ребенка в разных областях. Все виды интегрированных занятий в детском саду давно используются в тематических учебных заведениях, как пример, методика Мантессори отчасти является именно интегрированной.

По мнению многих педагогов, такая образовательная метода легко усваивается детьми разного возраста. Основная проблема в том, чтобы восприятие малыша по интегрированной системе имело постоянный характер. Интегрированные занятия по ФГОС в ДОУ не имеют четкого определения, и это основная проблема, с которой столкнется педагог и администрация учебного заведения.

Полезная информация о проведении интегрированных занятий в детском саду доступна в справочной системе «Образование»

Из-за отсутствия четкого определения многие воспитатели и практикующие педагоги путают интегрированную систему с комплексным обучением. В целом, достаточно сложно найти между ними различие, особенно если система интегрированного обучения является не полноценным курсом, а лишь пробным или разовым занятием.

Сравнение и планирование интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

 

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности

при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

 

Содержание

 

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

 

Задачи

Решается одна основная

задача

 

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

 

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

 

 

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

занятие.

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

 

• Обобщающее занятие.

• Итоговое занятие

 

Периодичность

В соответствии с реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

 

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить доминирующую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие задачи

 

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать     опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть(все проводит воспитатель)

 

1. Вводная часть (как правило, проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

 

Методы и приемы

 

• словесные

• наглядные

• практические

• проблемные

 

• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т.д.);

• наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

• практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

• проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)

 

Как видите, основное различие между комплексной и интегрированной системой в том, что у первой есть основное направление, которое частично соприкасается с прочими темами, а во второй невозможно выделить конкретное направление обучения. Это весьма поверхностное сравнение, поэтому следует более наглядно рассмотреть, что такое интегрированное занятие в детском саду и на практическом примере выявить основные его отличия от комплексной.

Сравнение комплексных и интегрированных занятий

Обе системы направлены на комплексное развитие ребенка, именно поэтому сложно выявлять отличия между ними. Фактически занятия могут быть направлены на всестороннее развитие ребенка, в том числе не только на восприятие, но и на физическую форму. Сжатость курса интегрированного урока позволит максимально быстро выделить его среди остальных.

Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет решить вопрос воспитания различными способами. Не редко на рядку с интегрированными занятиями проводятся комплексные и комбинированные. Главное при совмещении этих курсов не сбивать настрой ребенка на обучение. На практике, комплексные уроки являются неотъемлемой частью учебного процесса, а интегрированные служат связкой и заполнением свободного времени. Воспитанники легко переключаются на этот тип занятий благодаря возможности его адаптации под игровой процесс.

Что касается сравнения двух основных типов обучения, то довольно просто выделить методику воспитания, если за основу взять одну тему занятий:

Комплексное занятие

 «Приключение Цыпленка в лесу»

Интегрированное занятие на тему «Цыпленок»

Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности:

•        познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу;

•        физическая – физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?";

•        музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?»;

•        счетная деятельность"Чего в лесу больше?" и т.п.

Задания:

•         беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);  

•         составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)

•         выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появления цыпленка (инкубатор));

•         дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)

•         решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)

•         конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

•         доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

Как видите, интегрированные занятия в детском саду в старшей группе по ФГОС под названием «Цыпленок» легко можно отличить по методу работы с воспитанниками. Несмотря на то, что цель преследуется обоими типами занятий одна, подход к достижению результата абсолютно разный. Вся прелесть интегрированного воспитания в том, что дети учатся самостоятельно составлять полученные знания из разных отраслей.

Дополнительное отличие, которое выделяют педагоги уже внедрившие систему интегрированных уроков как основную — возможность проявлять инициативу и фантазию (причем не только воспитанникам, но и самому воспитателю). Если разделить цели интегрированных занятий в ДОУ на составляющие и сравнить с аналогичными комплексными, то можно легко составить простую таблицу соотношений.

В комплексном занятии

В интегрированном занятии

- одна деятельность сменяет другую /рядом положенные деятельности / и этот переход ощутим. (Порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку). Комплексное занятие напоминает „многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным”

- очень сложно разделить отделить один вид деятельности от другого, разделить задание по видам деятельности. Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, переплетение деятельностей

- один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют

- в заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они равны,

- каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая - развивать скорость, выносливость и др., художественная - передавать образ разными средствами искусства и т.п.

- в заданиях цели носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта

- выполняя задания, знания детей по теме не систематизируются и скорее всего не расширяются.

- выполняя все задания, дети систематизируют свои знания по теме, узнают что-то новое.

Цыпленок будет просто основным персонажем

Цыпленок будет ключевой фигурой на занятии, главной целью

Какая из систем образования более совершенна — вопрос риторический. Обе они имеют ряд преимуществ и недостатков и в своем большинстве эти методики, несмотря на первичную схожесть абсолютно разные. Стоит лишь понимать, что технология интегрированного занятия в ДОУ по ФГОС может носить эпизодический характер, а вот подготовка детей к полноценному курсу займет немало времени педагога, да и под силу это далеко не каждому, даже опытному учителю.

Преимущество и недостатки системы

У большинства педагогов, которые по долгу службы сталкиваются с интегрированными занятиями возникает вполне резонный вопрос: «Почему система, которую так хвалят в Министерстве образования, до сих пор не стала обязательной на территории Российской Федерации». Ответ на этот вопрос более чем банальный — любая схема уроков по интегрированному воспитанию ребенка должна быть составлена индивидуально. То есть, вовлеченность педагога в образовательный процесс не менее важна, чем участие детей.

Исходя из неоспоримого понятия, приведенного выше, Министерство образования столкнулось с серьезной проблемой. Нельзя создать единую и универсальную систему для всех садиков, регионов и возрастных групп. В противном случае, масса труда на разработку системы превратиться в комплексное занятие. Выявить эту проблему помог конспект интегрированного занятия в детском саду, который был взят под контроль Министерства в качестве опытного образца.

Если обобщить все преимущества и недостатки системы, то выйдет таблица, которая максимально понятна и проста для восприятия как педагогами, так и родителями, которые интересуются нововведениями в детском саду своего ребенка.

Педагогические возможности и трудности интегрированных занятий

Преимущества

Сложности

Целостное представление о мире

Отбор познавательного материала

Коммуникативные умения

Построение структуры

Познавательный интерес, мотивация к обучению

Проблема личной совместимости педагогов

Снимают напряжение, страх, неуверенность

Согласованное применение единых методов и приемов, одинаковых подходов

Создают условия для познания и самопознания

Эмоционально развивают

 

Преимущества интегрированной системы для воспитателей

Вся сложность создания качественного и результативного должны были не только создать ворох проблем педагогам, но и проявить их индивидуальность и ответственность в плане воспитания детей. Интегрированные занятия в детском саду в средней группе по ФГОС, как и в старших и младших группах должны создаваться старшим воспитателем или воспитателем группы.

Допускаются к созданию собственной методики в основном педагоги высшей категории, хотя законодательство Российской Федерации не запрещает пробовать свои силы и представителям первой категории или молодым специалистам. Фактически, разработка персональной методики зачтется вам в будущем, особенно после колоссальных изменений в образовательной сфере, произошедших в 2019 году.

Благодаря возможности проявить собственную фантазию и методики работы с воспитанниками, их соучастие в любых педагогических вопросах могут стать полноценным отчетом. Даже незначительные наработки могут стать поводом для создания отличного резюме, которое обязательно будет учтено при повышении или подтверждении квалификации.

Несмотря на то, что в своем большинстве педагоги самостоятельно разрабатывают интегрированные занятия по ФГОС в ДОУ, существуют общие темы, которые могут быть взяты за основу. Законодательно не запрещено использовать готовые материалы для работы с детьми. Воспитатель может проявлять инициативу, дорабатывая уже утвержденные занятия Министерством образования и управляющим административным органом. Полная свобода воздействия послужит отличной возможностью для педагогической практике в разработке методики занятия.

Для разработки индивидуального плана занятия (касательно постоянной или длительной системы образования) существуют вполне понятные рекомендации. Вы можете опираться на рекомендации по организации учебного процесса, для достижения наилучших результатов, в том числе и по взаимодействию воспитателя и ребенка.

При планировании

приоритетными задачами являются задачи познавательного и личностного развития детей.

Содержание

жизненное с опорой на личный опыт, то, что понятно ребенку, вызывает у него интерес 

Модель взаимодействия воспитателя с ребенком

субъект-субъектная,  /личностно-ориентированное общение: не «над ребенком», не «рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», педагог и ребенок равноправные партнеры/

Методика

проблемно-игровая: игровые, наглядно-практические методы и приемы постановки ребенка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, опыта, исследование. (Ничего не давать в готовом виде; никакого показа; воспитатель создает  атмосферу недосказанности, желание со стороны ребенка  самому  узнать, понять, научиться, а не запоминать знания, которые ему преподносит воспитатель; помочь догадаться самому - оказание содействия ребенку; индивидуально-дифференцированная направленность; творческое использование элементов инновационных технологий)

Все без исключения интегрированные занятия в ДОУ в соответствии с ФГОС должны носить общеобразовательный характер. При этом, такой вид урока должен состоять из трех полноценных частей:

  • вводная;
  • основная;
  • заключительная.

Вводная часть позволяет создать тип проблемы для ребенка. Это весьма полезно в любой образовательной системе. Стимуляция ребенка к решению проблемы, связанной с окружающей средой весьма часто встречается в образовательной системе.

Интегрированные занятия в детском саду

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Интегрированные занятия в детском саду Интегрированные занятия в детском саду Интегрированные занятия в детском саду Интегрированные занятия в детском саду

Основная часть призывает малыша к решению поставленной задачи. Созданная ситуация будет решаться интенсивней и веселей, задействуя все области знаний детей. Для педагога есть возможность самовыражения, через помощь ребенку в решении поставленной задачи. Допускается привлечение в качестве действующих механизмов на мыслительный процесс детей реальных людей, профессий, сказочных или мультипликационных персонажей.

Заключительная часть должна стать итогом занятия. Обязательно потребуется подвести итог, к которому ребенок должен дойти самостоятельно, но с помощью руководителя и организатора программы. В целом, практически каждый педагог знаком с подобной расстановкой этапов образования, так как она общепринята и распространена в любых образовательных темах.

Не стоит упускать возможность самостоятельно придумать, разработать и согласовать интегрированное занятие для собственных воспитанников. Во-первых, дети с легкостью воспринимают любую информацию, которая преподносится правильно. Во-вторых, подобные уроки интересны малышу и могут служить как основным краткосрочным или долгосрочным типом урока или же связующим мероприятием. В-третьих, вы создадите отличную базу для личного дела, проявив себя как высококлассный специалист. Естественно, дорабатывать и продумывать интегрированную систему занятий можно прибегнув к помощи руководства детского сади или психолога-педагога, для получения максимального результата от проведенного урока.

 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.