Мы оплатили 50% стоимости вашей подписки. Подробнее>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Анализ утренней гимнастики в ДОУ

  • 21 декабря 2018
  • 3825

Утренняя гимнастика в детском саду является обязательной процедурой физического воспитания ребенка. Благодаря комплексному подходу, педагог не только развивает и закаляет ребенка физически, но и помогает ему перейти от фазы сна организма в бодрствующее состояние, что позволяет малышу быть более продуктивным на протяжении всего дня.

Анализ утренней гимнастики в ДОУ позволяет отследить правильность подхода к детям и отзывчивости на действия последних. Благодаря указу Министерства образования, правила проведения гимнастики и необходимость их проверок стали частью дополнения по ФГОС. За контроль качества проведения гимнастики отвечает уполномоченный представитель административного корпуса детского сада.

Кто отвечает за проведение гимнастики

В целом гимнастические упражнения необходимо проводить регулярно (на протяжении всего дня). Дозированная физическая нагрузка полезна для малышей и позволяет их мышцам лучше развиваться, концентрировать внимание и успокаивать взбудораженную нервную систему, по мере надобности.

Ответственным за проведение утренней гимнастики может быть исключительно педагог, и не всегда ним является постоянный сотрудник детского сада. В зависимости от структуры и правил работы ДОУ, гимнастику и физическое воспитание детей может контролировать и своевременно проводить приглашенный специалист. В отдельных детских садах (для детей с ограниченными физическими способностями) план проведения мероприятия может быть составлен медсестрой, но исключительно ответственный специалист имеет право проводить гимнастику.

Планирование

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

— Как оценивать качество физического развития дошкольников? (скачайте интерактивные карты контроля) 

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»


— Как организовать оздоровительную работу в ДОО летом? (скачайте образец приказа)

В целом допущенным к проведению гимнастики может быть:

  1. Воспитатель и младший воспитатель группы. Чаще всего ответственность за ежедневную утреннюю зарядку несет воспитатель группы. Допускается возможность внесения в список рабочих обязанностей проведение гимнастики и для младшего воспитателя, при наличии у него соответствующих разрешений и образования.
  2. Педагог по физическому воспитанию. Часто, групповые занятия проводятся физруком детского сада. Не всегда такое действие целесообразно с точки зрения общего развития ребенка и немного позже мы рассмотрим почему.
  3. Старший воспитатель или другой представитель административного корпуса. В большинстве случаев представители административного корпуса — педагоги высшей категории с большим стажем работы и опытом. В качестве примера или на постоянной основе даже заведующий может взять на себя обязанность проводить зарядку. Чаще администрация подает пример или показывает правильность проведения гимнастики для дошкольников разных возрастных групп. В данном случае анализ утренней гимнастики производится другим представителем административного корпуса по распоряжению заведующего.
  4. Приглашенный педагог по физическому воспитанию. Коммерческие и полукоммерческие заведения по дошкольному образованию не имеют в своем штате постоянно преподавателя по физической подготовке. Приглашенный педагог является также допущенным лицом к проведению утренней гимнастики.
  5. Практикант, направленный высшим учебным заведением для прохождения практических занятий. Исключительно учащиеся старших курсов и только под надзором действующего воспитателя.

Список может быть дополнен третьими лицами, в зависимости от политики работы ДОУ и при соответствующем распоряжении администрации города или района.

Кто проводит контроль

Контроль утренней гимнастики в ДОУ по ФГОС необходим администрации заведения для составления планов и отчетностей. В отдельных случаях он необходим для наполнения личного дела педагога, его представления к аттестации на повышение категории и т.д. Производится анализ административным корпусом. В качестве проверяющих могут выступить:

  • заведующий по воспитательной части;
  • заместитель заведующего по воспитательной части;
  • старший воспитатель;
  • воспитатель по физической подготовке детей;
  • медсестра;
  • педагог-психолог.

Пожалуй, из списка выделяется исключительно психолог, ведь многие педагоги не связывают проведение утренней зарядки к психологическому воспитанию, что является грубейшей ошибкой. Психолог имеет полное право на анализ утренней гимнастики в средней группе, младшей, старшей и подготовительной для составления собственной оценки действий педагога. Подробней стоит рассмотреть вовлеченность психолога, и лучше всего сделать это можно рассмотрев задачи утренней гимнастики.

Задачи утренней гимнастики для разных возрастных групп

Кроме очевидного физического развития оперативный контроль утренней гимнастики в ДОУ (объективная оценка психолога) предусматривает развитие психического и нравственного настроя детей. Для педагога, проводящего зарядку наставление, напоминание и обучение ребенка должно оставаться на первом месте. Особенно это касается младших групп, где дети еще не подготовлены к таким действиям, как правильная постановка движений и отстранены от советов и рекомендаций воспитателя.

Стоит отметить, что чем старше возрастной диапазон детей, тем больше обязанностей на педагога возлагается. Давайте рассмотрим все области влияния во время утренней гимнастики в группах с детьми разных возрастов:

Область развития

Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года)

Средняя группа (4–5 лет)

Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)

Физическое развитие

- Формирование и отработка двигательных навыков: малыши учатся координировать движения, определять направление движений, ориентироваться в пространстве;

- развитие мелкой моторики: включение пальчиковых игр в зарядку;

- обучение правильному дыханию во время физической нагрузки;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- обучение правильному пробуждению организма: привести себя в тонус после сна помогает зарядка.

- Развитие двигательных навыков;

- совершенствование умения работать с различным инвентарём;

- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия;

- повышения уровня физической выносливости: знакомые упражнения ребята выполняют в большее количество подходов, чем в младших группах.

- Совершенствование двигательных навыков (бег, приседания, прыжки);

- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

- повышение работоспособности организма;

- формирование спортивных навыков: скорость, выносливость.

Психическое развитие

- Развитие зрительного восприятия и памяти: малыши повторяют движения воспитателя, запоминают их;

- тренировка способности действовать по команде воспитателя.

- Совершенствование зрительного восприятия и памяти: ребята 4–5 лет учатся выполнять зарядку по плакатам, памяткам;

- формирование навыка выполнять словесные инструкции (с частичным сохранением прямого показа);

- развитие чувства ритма, способности импровизировать в заданном темпе.

- Формирование способности действовать по сигналу (взмах флажка, звук свистка);

- развитие способности выполнять упражнения по словесным командам или графическим схемам.

Нравственное развитие

- Воспитание культуры здоровья, формирование понимания, почему нужно заботиться о теле;

- привитие интереса к подвижным играм;

- приобретение полезной привычки заниматься физкультурой;

- приобщение малышей к совместной деятельности;

- воспитание целеустремлённости, старательности, организованности.

- Поощрение стремления быть здоровым и сильным;

- воспитание чувства товарищества;

- стимулирование интереса к спорту.

- Приобщение к здоровому образу жизни;

- формирование интереса к спортивной жизни и достижениям страны;

- укрепление волевых качеств: ответственности, стремления доводить начатое до конца.

Правильная система организации, контроля и поощрения детей поспособствует более быстрой адаптации детей при переходе в старшие возрастные группы. Следует четко понимать, что существует грань физических и психических сил малыша, поэтому вовлеченность в этот вопрос педагога-психолога является обязательной частью, если речь заходит о новом или неопытном воспитателе.

Пример традиционной формы проведения утренней зарядки

Говоря о проверке качества гимнастики в дошкольном общеобразовательном учреждении, не стоит забывать и о методиках ее выполнения. Следует четко разделять, где традиционные и нетрадиционные ее формы. В детском саду часто применяются обе формы, но именно на стандартной производится обязательный анализ утренней гимнастики в ДОУ. Пример традиционной методики развития физической и психической формы детей путем утренней гимнастики следует поделить на 4 группы (по возрастному формированию групп):

Группа

Задачи

Содержание частей гимнастики

Длительность каждой части

Методика проведения

Младшая группа

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение

Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

Вводная часть: кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

 

Бег.

 

Основная часть : ОРУ

- упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. Упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Заключительная часть: бег, подскоки на месте или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

5 - 6 минут

1-1,5 минуты

10 секунд

2-3 минуты

3 -4 упр. повтор. по 3-5 раз

1-1,5 минуты 2 раза по 10- 15 подскоков

Упражнения строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

Средняя

Вводная часть: ходьба и корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках), бег с постепенным замедлением, перестроение на ОРУ.

Основная часть: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Заключительная часть: подскоки на месте - ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей или бег на месте или вокруг зала, переходящий в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

6-8 минут 2 минуты

20 секунд 3-4 минуты 4-5 движений по 5-6 раз 1-2минуты 15 – 20 подскоков (1-2 раза).

Воспитатель напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! 1 – 2 – 3, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз. Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились». Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучать детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Старшая

Вводная часть: Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение. Основная часть: ОРУ в разных исходных положениях, с предметами и без. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. Заключительная часть: прыжки в сочетании с бегом, затем заключительная ходьба с выполнением различных заданий. Или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

8-10 минут

1-2 минуты

30 секунд

5 -6 минут 5 -6 упражнений по 6 -8 раз 20 – 30 раз (повтор 1 или 2 раза с небольшим перерывом). 2-3 минуты

Воспитатель добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах.

Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.

Подготовительная группа

Вводная часть: различные виды ходьбы и бега -по диагонали, «змейкой», со сменой направления, перестроение на ОРУ.

Основная часть: ОРУ с предметами и без. Необходимо соблюдать и чередовать и. п. (стоя, сидя, лежа на спине, на животе ) .

10 -12 минут

2 -3 минуты 35 -40 секунд

6 -8 минут

6 -8 упражнений по 8 -10 раз

2-3 минуты 30 подскоков 1- 2 раза

В основном словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями. Обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох». При разучивании наиболее сложных упражнений, сочетать объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).

Приведенная таблица является лишь примером, утвержденным Министерством здравоохранения и Министерством образования. Она не обязательна для исполнения и может быть подкорректирована при соблюдении стандартных правил. Стоит понимать, что справка по контролю утренней гимнастики в ДОУ будет учитывать не только качество выполнения заданий детьми, но и саму концепцию проведения занятий, поэтому к изменениям следует подходить с особой осторожностью.

Единственное правило, которое необходимо соблюдать — сроки и временный промежуток. Здесь вопрос более не функциональности, а времени подготовки малышей к предстоящему дню. Как и прежде, время утренней гимнастики напрямую зависит от физической формы детей и их возраста. В целом, следует придерживаться простого временного режима и порядка повторения упражнений:

Анализ утренней гимнастики в ДОУ

Если количество упражнений и их повторов является примерным и может зависеть от формы и порядка проведения утренней зарядки, то временный режим соблюсти придется в любой ситуации. Воспитатель должен четко отдавать себе отчет о соблюдении правил проведения зарядки, в противном случае контроль проведения утренней гимнастики в детском саду выявит несоответствия, что может повлечь за собой наказание в виде отстранения от обязанностей или принудительного прохождения аттестации на подтверждение категории.

Место и порядок проведения

ФГОС практически не регулирует вопрос места проведения обязательной утренней гимнастики. Как показывает практика, чаще всего под данную задачу администрацией детского сада выделяют три локации:

  1. Спортивный или музыкальный зал.
  2. Оборудованная площадка под открытым небом.
  3. В группах.

Место проведения должно соответствовать санитарно эпидемиологическим нормам и это основное требования ФГОС. В целом, проводятся занятия группами, исключительно по возрастным нормам или физическим особенностям. Из-за этого проводить общие занятия не представляется возможности, об этом мы говорили ранее. Необходимо задействовать всех детей, в определенный промежуток времени, соответственно распорядку дня и один педагог не может выполнить эти обязательства. Стабильность и регулярность — вот чего собственно и требует утренняя гимнастика в ДОУ. Оперативный контроль мероприятия администрацией также не предусматривает оценку места проведения, поэтому можно смело согласовать с заведующим следующее занятие и провести его на улице (если этого позволяет погода), даже если это занятие будет анализироваться руководством.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка 50% на комплект журналов для детского сада.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.