Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Анализ утренней гимнастики в ДОУ

  • 21 декабря 2018
  • 4073
  • Средний балл: 0 из 5

Утренняя гимнастика в детском саду является обязательной процедурой физического воспитания ребенка. Благодаря комплексному подходу, педагог не только развивает и закаляет ребенка физически, но и помогает ему перейти от фазы сна организма в бодрствующее состояние, что позволяет малышу быть более продуктивным на протяжении всего дня.

Анализ утренней гимнастики в ДОУ позволяет отследить правильность подхода к детям и отзывчивости на действия последних. Благодаря указу Министерства образования, правила проведения гимнастики и необходимость их проверок стали частью дополнения по ФГОС. За контроль качества проведения гимнастики отвечает уполномоченный представитель административного корпуса детского сада.

Кто отвечает за проведение гимнастики

В целом гимнастические упражнения необходимо проводить регулярно (на протяжении всего дня). Дозированная физическая нагрузка полезна для малышей и позволяет их мышцам лучше развиваться, концентрировать внимание и успокаивать взбудораженную нервную систему, по мере надобности.

Ответственным за проведение утренней гимнастики может быть исключительно педагог, и не всегда ним является постоянный сотрудник детского сада. В зависимости от структуры и правил работы ДОУ, гимнастику и физическое воспитание детей может контролировать и своевременно проводить приглашенный специалист. В отдельных детских садах (для детей с ограниченными физическими способностями) план проведения мероприятия может быть составлен медсестрой, но исключительно ответственный специалист имеет право проводить гимнастику.

Планирование

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

— Как оценивать качество физического развития дошкольников? (скачайте интерактивные карты контроля) 

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»


— Как организовать оздоровительную работу в ДОО летом? (скачайте образец приказа)

В целом допущенным к проведению гимнастики может быть:

  1. Воспитатель и младший воспитатель группы. Чаще всего ответственность за ежедневную утреннюю зарядку несет воспитатель группы. Допускается возможность внесения в список рабочих обязанностей проведение гимнастики и для младшего воспитателя, при наличии у него соответствующих разрешений и образования.
  2. Педагог по физическому воспитанию. Часто, групповые занятия проводятся физруком детского сада. Не всегда такое действие целесообразно с точки зрения общего развития ребенка и немного позже мы рассмотрим почему.
  3. Старший воспитатель или другой представитель административного корпуса. В большинстве случаев представители административного корпуса — педагоги высшей категории с большим стажем работы и опытом. В качестве примера или на постоянной основе даже заведующий может взять на себя обязанность проводить зарядку. Чаще администрация подает пример или показывает правильность проведения гимнастики для дошкольников разных возрастных групп. В данном случае анализ утренней гимнастики производится другим представителем административного корпуса по распоряжению заведующего.
  4. Приглашенный педагог по физическому воспитанию. Коммерческие и полукоммерческие заведения по дошкольному образованию не имеют в своем штате постоянно преподавателя по физической подготовке. Приглашенный педагог является также допущенным лицом к проведению утренней гимнастики.
  5. Практикант, направленный высшим учебным заведением для прохождения практических занятий. Исключительно учащиеся старших курсов и только под надзором действующего воспитателя.

Список может быть дополнен третьими лицами, в зависимости от политики работы ДОУ и при соответствующем распоряжении администрации города или района.

Кто проводит контроль

Контроль утренней гимнастики в ДОУ по ФГОС необходим администрации заведения для составления планов и отчетностей. В отдельных случаях он необходим для наполнения личного дела педагога, его представления к аттестации на повышение категории и т.д. Производится анализ административным корпусом. В качестве проверяющих могут выступить:

  • заведующий по воспитательной части;
  • заместитель заведующего по воспитательной части;
  • старший воспитатель;
  • воспитатель по физической подготовке детей;
  • медсестра;
  • педагог-психолог.

Пожалуй, из списка выделяется исключительно психолог, ведь многие педагоги не связывают проведение утренней зарядки к психологическому воспитанию, что является грубейшей ошибкой. Психолог имеет полное право на анализ утренней гимнастики в средней группе, младшей, старшей и подготовительной для составления собственной оценки действий педагога. Подробней стоит рассмотреть вовлеченность психолога, и лучше всего сделать это можно рассмотрев задачи утренней гимнастики.

Задачи утренней гимнастики для разных возрастных групп

Кроме очевидного физического развития оперативный контроль утренней гимнастики в ДОУ (объективная оценка психолога) предусматривает развитие психического и нравственного настроя детей. Для педагога, проводящего зарядку наставление, напоминание и обучение ребенка должно оставаться на первом месте. Особенно это касается младших групп, где дети еще не подготовлены к таким действиям, как правильная постановка движений и отстранены от советов и рекомендаций воспитателя.

Стоит отметить, что чем старше возрастной диапазон детей, тем больше обязанностей на педагога возлагается. Давайте рассмотрим все области влияния во время утренней гимнастики в группах с детьми разных возрастов:

Область развития

Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года)

Средняя группа (4–5 лет)

Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)

Физическое развитие

- Формирование и отработка двигательных навыков: малыши учатся координировать движения, определять направление движений, ориентироваться в пространстве;

- развитие мелкой моторики: включение пальчиковых игр в зарядку;

- обучение правильному дыханию во время физической нагрузки;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- обучение правильному пробуждению организма: привести себя в тонус после сна помогает зарядка.

- Развитие двигательных навыков;

- совершенствование умения работать с различным инвентарём;

- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия;

- повышения уровня физической выносливости: знакомые упражнения ребята выполняют в большее количество подходов, чем в младших группах.

- Совершенствование двигательных навыков (бег, приседания, прыжки);

- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

- повышение работоспособности организма;

- формирование спортивных навыков: скорость, выносливость.

Психическое развитие

- Развитие зрительного восприятия и памяти: малыши повторяют движения воспитателя, запоминают их;

- тренировка способности действовать по команде воспитателя.

- Совершенствование зрительного восприятия и памяти: ребята 4–5 лет учатся выполнять зарядку по плакатам, памяткам;

- формирование навыка выполнять словесные инструкции (с частичным сохранением прямого показа);

- развитие чувства ритма, способности импровизировать в заданном темпе.

- Формирование способности действовать по сигналу (взмах флажка, звук свистка);

- развитие способности выполнять упражнения по словесным командам или графическим схемам.

Нравственное развитие

- Воспитание культуры здоровья, формирование понимания, почему нужно заботиться о теле;

- привитие интереса к подвижным играм;

- приобретение полезной привычки заниматься физкультурой;

- приобщение малышей к совместной деятельности;

- воспитание целеустремлённости, старательности, организованности.

- Поощрение стремления быть здоровым и сильным;

- воспитание чувства товарищества;

- стимулирование интереса к спорту.

- Приобщение к здоровому образу жизни;

- формирование интереса к спортивной жизни и достижениям страны;

- укрепление волевых качеств: ответственности, стремления доводить начатое до конца.

Правильная система организации, контроля и поощрения детей поспособствует более быстрой адаптации детей при переходе в старшие возрастные группы. Следует четко понимать, что существует грань физических и психических сил малыша, поэтому вовлеченность в этот вопрос педагога-психолога является обязательной частью, если речь заходит о новом или неопытном воспитателе.

Пример традиционной формы проведения утренней зарядки

Говоря о проверке качества гимнастики в дошкольном общеобразовательном учреждении, не стоит забывать и о методиках ее выполнения. Следует четко разделять, где традиционные и нетрадиционные ее формы. В детском саду часто применяются обе формы, но именно на стандартной производится обязательный анализ утренней гимнастики в ДОУ. Пример традиционной методики развития физической и психической формы детей путем утренней гимнастики следует поделить на 4 группы (по возрастному формированию групп):

Группа

Задачи

Содержание частей гимнастики

Длительность каждой части

Методика проведения

Младшая группа

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение

Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

Вводная часть: кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

 

Бег.

 

Основная часть : ОРУ

- упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. Упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Заключительная часть: бег, подскоки на месте или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

5 - 6 минут

1-1,5 минуты

10 секунд

2-3 минуты

3 -4 упр. повтор. по 3-5 раз

1-1,5 минуты 2 раза по 10- 15 подскоков

Упражнения строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

Средняя

Вводная часть: ходьба и корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках), бег с постепенным замедлением, перестроение на ОРУ.

Основная часть: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Заключительная часть: подскоки на месте - ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей или бег на месте или вокруг зала, переходящий в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

6-8 минут 2 минуты

20 секунд 3-4 минуты 4-5 движений по 5-6 раз 1-2минуты 15 – 20 подскоков (1-2 раза).

Воспитатель напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! 1 – 2 – 3, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз. Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились». Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучать детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Старшая

Вводная часть: Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение. Основная часть: ОРУ в разных исходных положениях, с предметами и без. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. Заключительная часть: прыжки в сочетании с бегом, затем заключительная ходьба с выполнением различных заданий. Или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

8-10 минут

1-2 минуты

30 секунд

5 -6 минут 5 -6 упражнений по 6 -8 раз 20 – 30 раз (повтор 1 или 2 раза с небольшим перерывом). 2-3 минуты

Воспитатель добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах.

Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.

Подготовительная группа

Вводная часть: различные виды ходьбы и бега -по диагонали, «змейкой», со сменой направления, перестроение на ОРУ.

Основная часть: ОРУ с предметами и без. Необходимо соблюдать и чередовать и. п. (стоя, сидя, лежа на спине, на животе ) .

10 -12 минут

2 -3 минуты 35 -40 секунд

6 -8 минут

6 -8 упражнений по 8 -10 раз

2-3 минуты 30 подскоков 1- 2 раза

В основном словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями. Обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох». При разучивании наиболее сложных упражнений, сочетать объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).

Приведенная таблица является лишь примером, утвержденным Министерством здравоохранения и Министерством образования. Она не обязательна для исполнения и может быть подкорректирована при соблюдении стандартных правил. Стоит понимать, что справка по контролю утренней гимнастики в ДОУ будет учитывать не только качество выполнения заданий детьми, но и саму концепцию проведения занятий, поэтому к изменениям следует подходить с особой осторожностью.

Единственное правило, которое необходимо соблюдать — сроки и временный промежуток. Здесь вопрос более не функциональности, а времени подготовки малышей к предстоящему дню. Как и прежде, время утренней гимнастики напрямую зависит от физической формы детей и их возраста. В целом, следует придерживаться простого временного режима и порядка повторения упражнений:

Анализ утренней гимнастики в ДОУ

Если количество упражнений и их повторов является примерным и может зависеть от формы и порядка проведения утренней зарядки, то временный режим соблюсти придется в любой ситуации. Воспитатель должен четко отдавать себе отчет о соблюдении правил проведения зарядки, в противном случае контроль проведения утренней гимнастики в детском саду выявит несоответствия, что может повлечь за собой наказание в виде отстранения от обязанностей или принудительного прохождения аттестации на подтверждение категории.

Место и порядок проведения

ФГОС практически не регулирует вопрос места проведения обязательной утренней гимнастики. Как показывает практика, чаще всего под данную задачу администрацией детского сада выделяют три локации:

  1. Спортивный или музыкальный зал.
  2. Оборудованная площадка под открытым небом.
  3. В группах.

Место проведения должно соответствовать санитарно эпидемиологическим нормам и это основное требования ФГОС. В целом, проводятся занятия группами, исключительно по возрастным нормам или физическим особенностям. Из-за этого проводить общие занятия не представляется возможности, об этом мы говорили ранее. Необходимо задействовать всех детей, в определенный промежуток времени, соответственно распорядку дня и один педагог не может выполнить эти обязательства. Стабильность и регулярность — вот чего собственно и требует утренняя гимнастика в ДОУ. Оперативный контроль мероприятия администрацией также не предусматривает оценку места проведения, поэтому можно смело согласовать с заведующим следующее занятие и провести его на улице (если этого позволяет погода), даже если это занятие будет анализироваться руководством.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.