Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Игровые технологии в ДОО по ФГОС

  • 7 марта 2019
  • 297

Игровая деятельность является главным способом знакомства ребенка с окружающим миром. В отечественной дошкольной образовательной практике ввиду переосмысления традиционных практик большое значение имеют игровые технологии в ДОУ по ФГОС — усовершенствованные педагогические процессы, позволяющие оказывать глубокое воздействие на сознание воспитуемых, способствовать высокому уровню усвоения программного материала и предусматривающие соблюдение следующих принципов:

  • учебно-воспитательная цель ставится перед дошкольниками в форме игровой задача;
  • игровая активность подчинена заранее установленным правилам, нарушение которых не поощряется;
  • учебный материал используется для формирования игровой среды;
  • в коллективную деятельность малышей вводятся элементы соревновательной практики, что повышает уровень заинтересованности, способствует воспитанию активности, целеустремленности, внимательности;
  • успешное выполнение поставленной задачи, обладающей дидактической значимостью, определяется как победа в игре.

Игровые технологии в ДОУ по ФГОС: концептуальные особенности

Значительные социальные изменения, во многом определяющие поведенческие шаблоны детей дошкольного возраста, привели к необходимости разработки игровых технологий в ДОУ по ФГОС, в основу которых положен особый вид активности. Педагогам важно понимать, что в условиях нового времени трансформируется само понятие игры: если ранее основная развивающая деятельность детей происходила в рамках коллектива, преимущественно во время группового взаимодействия на улицах, то сегодня благодаря доступности информационно-коммуникативных средств малыши с раннего возраста имеют доступ к мобильным устройствам, позволяющим не только контактировать с большим количеством информации (которая преимущественно воспринимается пассивно), но и определяющим высокий темп интеллектуально-познавательной активности. В свете этого игровые практики, традиционно предлагаемые дошколятам в детском саду, вызывают низкий интерес и не позволяют обеспечить достижение поставленных воспитательных задач. Главной задачей педагогов дошкольного образования становится переход к игровым технологиям, характеризующимся системностью, концептуальностью, управляемостью и в полной мере соответствующим возрастным потребностям.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по реализации игровой технологии в детском саду читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Как обогатить сюжетно-ролевую игру дошкольников?

 (готовый сценарий)

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР

 (рекомендации экспертов)

Хочется отметить, что в Конвенции о правах ребенка закреплена привилегия малышей на осуществление игровой деятельности, которая остается природным механизмом знакомства с миром, но вместе с тем требует содействия со стороны взрослых. Ввиду высокой занятости и непонимания важности игры в контексте возрастного развития ребенка большинство родителей не помогают любимым чадам развить игровые способности, считая, что покупки кукол, машинок, роботов, конструкторов и мобильного телефона более чем достаточно для счастливого детства. Дополнительными факторами, обуславливающими попрание права ребенка на игру, являются:

  1. Отсутствие грамотно спланированного игрового пространства (в домашних условиях, в группах детского сада с целью обеспечения воспитанников всем необходимым проектируется и систематически дополняется развивающая предметно-пространственная среда).
  2. Прерогатива образовательных задач над обучающими действиями. Главный признак активного возрастного развития — овладение ребенком определенным способом мышления и действий, и именно применение игровых технологий в ДОУ позволяют в полной мере обеспечить реализацию данного процесса. Воспитателям и родителям, практикующим «натаскивание» дошкольников на выполнение конкретных учебных задач с целью успешного освоения программного материала, важно помнить, что знания, добытые самостоятельно, устаиваются гораздо лучше, а в соответствии с принципами ФГОС ОО школьное обучение также подчинено формированию универсальных учебных действий, а не багажа знаний.
  3. Жесткое программирование свободного времени дошкольников.
  4. Коммерциализация детской игры, которая порой утрачивает форму за красивым содержанием (дети в отсутствие коррекции со стороны родителей выбирают яркие игрушки, не несущие дидактического смысла).

Концептуальной основой игровой технологии, отличающей ее от организованной досуговой активности, является моделирование ситуаций, способствующих привлечению ребенка к активной познавательной деятельности с достижением определенного результата, соответствующего требованиям программного содержания. Для этого воспитатель должен начинать игру с постановки дидактической задачи и последовательно подводя дошколят к ее реализации посредством различных приемов и оборудования, а в финале активности обязательно оглашать достигнутый результат.

При условии грамотного педагогического планирования игровая технология может (и должна) стать значимой составляющей учебно-воспитательного процесса, объединяющей различные области познания. При этом использование разработки не должно становится самоцелью: ввиду особенностей содержания и формы игровая, как и другие инновационные технологии, не сопоставима с отельными педагогическими компонентами, поэтому ее применение целесообразно только при возможности улучшения эффективности воспитательной работы. Чтобы гарантировать грамотное включение данной педагогической стратегии в учебно-воспитательный процесс, воспитателю важно понимать ключевые задачи игровых технологий в ДОУ по ФГОС, к числу которых относятся следующие моменты:

  1. Повышение уровня познавательной мотивации дошкольников.
  2. Активизация природной любознательности, развитие активности и инициативности, потребности в экспериментаторстве.
  3. Подбор педагогических средств и приемов, позволяющих повысить эффективность воспитательной работы.

Таким образом, главным ценностным компонентом игровых технологий, в отличие от игры в ее привычном понимании, является не досуговая составляющая, а возможность использования в качестве основного инструмента обучения, обеспечивающего гармоничное развитие, формирование основ критического мышления, самостоятельности, проявления творческого начала. Более того, грамотно спланированная игровая активность может использоваться специалистами детского сада в качестве терапевтического инструмента при необходимости найти контакт с «трудным» ребенком, а также как основное средство социализации дошкольника в условиях стремительно меняющегося общества.

Применение игровых технологий в детском саду по ФГОС

На данном этапе включение инновационных компонентов в воспитательный процесс остается новаторской практикой, поэтому при наличии множественных методических разработок использование игровых технологий в ДОУ закономерно вызывает сложности. Чтобы обеспечить повышение результативности воспитательной работы и обеспечить дошкольникам оптимальные условия для гармоничного развития, педагогам важно помнить, что технология, в отличие от игры, должна содержать следующие отличительные компоненты:

  • технологическую схему — тщательно проработанный алгоритм реализации системы, состоящий из взаимосвязанных функциональных элементов, подлежащих частичному изменению для обеспечения соответствия интеллектуальным и психоэмоциональным показателям развития, индивидуальным особенностям детского коллектива;
  • научную базу — методический концепт или совокупность таковых, с опорой на которые осуществляется выбор игровых приемов и порядка реализации педагогической стратегии;
  • системность, реализуемая через логичность и целостность;
  • управляемость — заранее предусмотренная возможность целеполагаемости, закрепляющая право и возможность воспитателя непосредственно в ходе реализации игровой технологии оперативно изменить отдельные методы, средства, приемы деятельности с целью достижения поставленных дидактических результатов;
  • эффективность, предусматривающая достижение определенного стандарта обучения со снижением временных или ресурсных затрат;
  • воспроизводимость — универсальность, гарантирующая возможность применения разработки в разных возрастных группах и/или детских садах.

Не менее важным условием применения игровых технологий в детском саду по ФГОС является создание предпосылок для передачи образовательной инициативы от воспитателя к воспитанникам, что в полной мере соответствует ориентирам новой образовательной политики нашего государства. Реализация игровой активности именно в таком ключе позволяет постепенно подготовить дошкольника к непосредственно образовательной деятельности, предусматривающей необходимость самостоятельной деятельности под контролем старших. Таким образом, реализация игровой активности через игру позволяет малышам «примерить» ключевые социальные роли, сделать первые шаги в исследовательской, экспериментаторской, непосредственно образовательной деятельности, развить эмоциональный интеллект, а главное — ощущать радость и удовлетворение от совершаемых достижений.

Корреляция дидактической составляющей игровой технологии в ДОУ не представляет сложности, но данный процесс зависит от уровня владения воспитателем методической составляющей и показателем его профессионального мастерства, которое проявляется практикой учета индивидуальных показателей развития детского коллектива при организации игр. Если педагог дошкольного образования в полной мере усвоил возможности применения игровой технологии, то с ее помощью можно в увлекательной форме представлять малышам новый материал, организовывать повторение ранее изученных фактов, использовать для закрепления знаний, умений и навыков, предусмотренных программным содержанием, а также для сплочения детского коллектива.

Игровые технологии в ДОО по ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Игровые технологии в ДОО по ФГОС Игровые технологии в ДОО по ФГОС Игровые технологии в ДОО по ФГОС Игровые технологии в ДОО по ФГОС

В рамках процесса гармоничного возрастного развития игра является инициативой детей. Чтобы соблюсти этот баланс, при реализации игровых технологий в ДОУ по ФГОС воспитателю следует проектировать активность дошкольников с учетом соблюдения следующих принципов:

  1. Выбор игры неизменно соответствует потребностям детей. Педагогическая технология, в основу которой положена игровая активность малышей, определяется методическим содержанием, которое должно подбираться и корректироваться с учетом возрастных потребностей дошколят, и этот момент является ключевой задачей педагога. Если воспитанникам не интересно действовать в рамках предложенного сценария, ожидать возможности органичной подмены игровых мотивов на учебные с достижением высоких показателей учебно-воспитательной деятельности не приходится.
  2. Предложение игры осуществляется в качестве постановки проблемы, для решения которой можно реализовывать различные сценарии в рамках установленных условий.
  3. Объяснение правил осуществляется только после возникновения у воспитанников интереса к игре, при этом педагог должен высказываться четко и емко.
  4. Используемое игровое оборудование должно не только в полной мере соответствовать содержанию активности детей, но и требованиям ФГОС, предъявляемых к предметно-пространственной среде в группах детского сада.
  5. В приоритете — коллективная деятельность. Преимуществом организованной игровой активности является возможность привлечения к участию всех дошкольников без исключения с учетом их пожеланий и потребностей, при этом малыши могут действовать коллективно, в группах, парах или выполняя индивидуальные поручения.
  6. Обязанностью воспитателя является обеспечение развития игровой ситуации, которое проявляется в ходе привлечения в игру как можно большего количества участников без использования каких-либо форм принуждения, сохранение высокой игровой динамики, способствующей поддержанию мотивированности участников, а также построение связи между элементами игровой деятельности и дидактической составляющей.
  7. Нацеленность на реальный результат. В ходе окончания игры и оглашения победителей важно акцентировать внимание на ценности полученных знаний, возможности применения полученного опыта в реальной жизни.

Виды игровых технологий в детском саду

Одним из ключевых преимуществ практики применения игровых технологий в детском саду является их многообразие, позволяющее педагогу уверенно экспериментировать с организацией увлекательной досуговой деятельности дошкольников, несущих значимый дидактический контекст. Ввиду возрастных особенностей малыши дошкольного возраста не способны к длительной фокусировке внимания, подвижны, любознательны, поэтому последовательная смена видов деятельности, в том числе игровой, является единственно возможным способом удовлетворения психофизиологических потребностей детей.

Классификация игровых технологий в ДОУ

Критерий классификации игровых технологий в детском саду Популярные виды
Вид деятельности Интеллектуальные, двигательные, исследовательские, поисковые, тренинговые.
Характер педагогического процесса Познавательные, обучающие, тренировочные, воспитательные, диагностические, контролирующие, развивающие.
Тип игровой методики

Игры с неизменными правилами.

Игры с условиями, которые устанавливаются участниками в начале действия по договоренности.

Игры с правилами, часть которых является неизменной, а вторая — может меняться.

Содержание  Логические, музыкальные, математические, социализирующие, психологические.
Игровое оборудование Сюжетно-ролевые, настольные, театрализованные, компьютерные, имитационные, игры-драматизации.

Игровая образовательная технология в ДОУ должна вводиться последовательно, с учетом уровня подготовленности детского контингента и возрастного фактора. В период адаптации дошкольников рекомендуется организовывать игровые моменты — импровизированные ситуации, позволяющие ребенку проявить уровень эмоциональности, «раскрыться», заложить основы взаимодействия в коллективе, а воспитателю — оценить условия для проектирования результативной воспитательной деятельности. Следующим этапом реализации технологии может стать фронтальная игровая активность, предусматривающая вовлечение в действие всех детей в коллективе во время организации интересного досуга в групповых помещениях и во время прогулок. Позднее в комплекс учебно-воспитательной деятельности можно последовательно включать:

  • игровые задания, формирующие умения группировать свойства по отдельным предметам, расширять и закреплять знания об окружающем мире;
  • игры, предусматривающие разделение реальных явлений и фантазийных;
  • виды игровой активности, воспитывающие социальные навыки, а также способствующие развитию интеллектуальных способностей и фонематического слуха;
  • творческие, проектные, исследовательские задания.

Важным организационным моментом, позволяющим в полной мере использовать возможности современных игровых технологий в ДОУ по ФГОС, является их соотнесения с компонентами непосредственной образовательной деятельности. Например, в ходе активной деятельности воспитатель может предложить детям докатить различные фигурки до ворот, в ходе чего без труда будет выявлено, что фигурки с острыми углами передвигать гораздо сложнее, чем круглые. После воспитанники получают задание нарисовать квадрат и круг, закрепляя знания, полученные в ходе познавательной активности.

В рамках реализации инновационных технологий следует уделить особое внимание игровой терапии — проверенному методу взаимодействия с дошкольниками, позволяющему последовательно корректировать нарушения поведения. Большинство малышей объединяют типичные страхи, несформированность механизмов поведения в различных социальных ситуациях, поэтому приобщение детей к играм в «Дочки-матери», «Магазин», «День Рождения», переосмысленным на новый лад и отражающим реалии, может стать во всех отношениях результативным опытом, позволяющим обеспечить достижение актуальных воспитательных целей. Игровая технология может быть использована и для поиска контакта с детьми, сложно идущими на контакт, испытывающими трудности в адаптации или проявляющими повышенный уровень агрессии, но в этом случае необходима индивидуальная организованная активность педагога и воспитанника, при необходимости — с привлечением психолога или родителей.

Презентация игровых технологий в ДОУ

В условиях стремительного изменения методических тенденций в среде педагогов дошкольного образования очень важным становится обмен профессиональными достижениями, в рамках которого может быть проведена презентация популярных игровых технологий в ДОУ. В данном случае одинаково важен концептуальный и практический компонент, поскольку для одних специалистов могут быть важны особенности трактовки научных разработок, в то время как другие нуждаются в новых идеях для пополнения собственной методической мастерской.

В качестве объекта презентации воспитателям, уверенно реализующим игровые технологии в ходе повседневной организации учебно-воспитательного процесса, следует выделить разные типы игр, а именно:

  1. Предметные. Изучение характеристик отдельных предметов позволяет ребенку познавать мир: знакомится с многообразием форм, цветов, текстур, объемов, богатством флоры и фауны, познавать свойства и возможности применения объектов, созданных человеком.
  2. Сюжетно-ролевые и творческие игры, содержание которых определяет насыщенность свободной деятельности дошкольников.
  3. Дидактические (игры с готовыми правилами). Высокая ценностная составляющая игр такого типа заключается не только в возможности приобщить участников к практике решения поставленных задач при ограничении отдельных условий, что положительно сказывается на развитии интеллектуальных и целеполагающих качество, но и простоте сокрытия дидактической цели. Именно игры с правилами помогают дошкольникам учиться легко и непринужденно, формировать новые логические связи, развивать уверенность в собственных силах и коммуникативные способности.
  4. Трудовые, конструкторские и технические игры, отражающие реальные моменты профессиональной деятельности.
  5. Интеллектуальные игровые упражнения — игры-задачки, игры-тренинги, игры-исследования. Предусматривают обязательное введение соревновательного компонента для формирования у воспитанников способности критически оценивать собственные умения, выделять возможности для самосовершенствования.

Презентацию современных игровых технологий в детском саду целесообразно посвятить уникальным разработкам, применение которых возможно в разных возрастных группах для организации интересной и содержательной досуговой деятельности. Удивительные возможности для детей дошкольного возраста откроют деловые игры, позволяющие узнать нормы профессиональных и социальных действий в рамках моделирования обобщенных ситуаций. В данном случае актуально рассмотрение не только типичных, но и популярных, а также новаторских профессий (последнее актуально при работе с воспитанниками старшей и подготовительной группы). Не меньший интерес у детей средней группы и воспитанников постарше вызовут импровизированные игры-путешествия, которые могут осуществляться в воображаемых условиях или во время прогулочной деятельности, в разные страны, места, и даже в сказки. Ценность данного игрового сценария заключается в возможности координации работы воображения и практической деятельности дидактического характера, развития эмоционального интеллекта.

Таким образом, реализация игровой технологии в ДОУ требует от воспитателя последовательного ведения методической и поисковой деятельности, разработки новых идей и некоторого экспериментаторства. Вместе с тем приобщение дошкольников к различным игровым практикам с отслеживанием реакций и коррекцией тех или иных действий позволяет не только обеспечить выполнение требований ФГОС ДО, обеспечив оптимальные условия для возрастного развития, но и создать в групповом пространстве атмосферу доброжелательности и открытости.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.