Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация и проведение прогулки в детском саду по ФГОС

13 февраля 2019
1628
Средний балл: 0 из 5

Гармоничное развитие малышей во время пребывания в дошкольной образовательной организации преимущественно обеспечивается в режимных моментах, одним из наиболее важных среди которых является прогулка — регламентированное нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 групповое пребывание на свежем воздухе, реализуемое с целью укрепления и сохранения здоровья. Ежедневная организация прогулки в детском саду по ФГОС необходима для обеспечения:

  • комплексного закаливающего воздействия на организм малышей в природных (естественных) условиях;
  • последовательного повышения уровня психофизической подготовленности дошкольников к неблагоприятным условиям внешней среды, в т.ч. воздействую болезнетворных бактерий;
  • активизации подвижности, которая, в свою очередь, способствует ускорению обменных процессов, укреплению мышечной системы, улучшению аппетита, повышению внимательности;
  • выработке значимых умений и навыков — ловкости, выносливости, целеустремленности;
  • расширению знаний об окружающем мире, что достигается в ходе ведения трудовой, игровой, экспериментальной, исследовательской работы;
  • развитию впечатлительности, готовности к коллективному взаимодействию, любознательности.
ДОУ

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОГУЛКУ В ДЕТСКОМ САДУ

Узнайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» как использовать всю территорию детского сада для прогулок:

 
Узнайте сейчас

Организация прогулки в детском саду по ФГОС: основные требования

Ввиду того, что групповое пребывание дошкольников на свежем воздухе является важным режимным моментом, порядок организации прогулок в детском саду по ФГОС регламентируется актуальными нормативными документами государственного и локального значения, в первую очередь — СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями от 4 апреля 2014 г., утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г. Рекомендуемая продолжительность прогулок (дневной, проводимой перед обедом, и вечерней, организуемой после полуденного сна) составляет 3-4 часа в день, но установление четких временных рамок остается правом ДОУ ввиду необходимости учета установленного распорядка дня, климатических условий, групп здоровья воспитанников. Независимо от регионального компонента воспитатели обязаны:

  1. Обеспечивать максимально долгое (в переделах установленных временных рамок, с перерывами на прием пищи и здоровый сон) пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период времени для достижения стойкого оздоровительного эффекта.
  2. В холодное время года во избежание переохлаждения систематически заводить детей на короткий обогрев (5-7 минут) в теплое помещение (отапливаемый тамбур), проверяя состояние лица и рук воспитанников, уточняя, у кого из малышей замерзли ноги.
  3. Принимать во внимание возрастной фактор: прогулки с дошкольниками младше 4 лет запрещено проводить при температуре ниже -15 градусов, с детьми возраста 5-7 лет — при падении ртутного столбика до -20 и ниже. Запретом на проведение прогулок также является достижение скорости ветра показателя в 15 м/с и более. Решение о сокращении или отмене прогулок принимает заведующий по учебно-воспитательной работе в ДОУ после фактической оценки погодных условий.

Организация и проведение прогулки в детском саду по ФГОС предусматривает необходимость осуществления систематической санитарной обработки территории ДОУ. Для реализации педагогических задач и соблюдения нормативных требований (п. 2.1. СанПиН 2.4.1.1249-03) оптимальным организационным решением является зонирование территории детского сада на групповые участки, которые должны быть должным образом озеленены и обустроены, а также обустройство общей физкультурной площадки с оборудованием для подвижных игр, гимнастическими и спортивными снарядами, беговой дорожкой с полосой препятствий, ямой для прыжков. По периметру группового участка рекомендована высадка неплодоносящего кустарника, лишенного острых веток и шипов.

С целью облегчения организационных усилий педагогов на всех групповых площадках с учетом возраста воспитанников рекомендуется установить специальные заборчики для лазанья, бревно на гибких креплениях, предназначенное для тренировки равновесия, горку и другой развивающий инвентарь, который должен быть хорошо обработан и закреплен, характеризоваться максимальной безопасностью и выглядеть привлекательно. Чтобы гарантировать комфортное проведение прогулок при резкой смене погодных условий дополнительно следует установить крытые беседки, где смогут одновременно укрыться от дождя, резких порывов ветра, снегопада все дети из группы и воспитатель.

СанПиН 2.4.1.1249-03 устанавливает требования и к обработке участка. Данная обязанность возлагается на дворника, воспитателей и их помощников, которые ежедневно за час до прихода малышей должны убирать групповые зоны для прогулки, а также облагораживать территорию ДОУ по мере ее загрязнения. В летние дни, когда наблюдаются температурные экстремумы, необходимо поливать участок не менее двух раз в день, а в зимнюю пору стоит обустроить ледяные сооружения (снежные фигуры, каток, горку), привлекая к безопасной части работы детей.

Чтобы обеспечить безопасность воспитанников во время пребывания на свежем воздухе, непосредственно перед проведением прогулки в детском саду по ФГОС ответственный педагог осматривает групповой участок на предмет наличия опасных предметов. В ходе прогулочной активности дошкольников воспитатель обязан отслеживать:

  1. Погодные условия и состояние воздуха. В случае возникновения предпосылок приближения урагана или ливня, появления запаха сторонних газов следует немедленно организовать вывод детей с участка в групповое помещение до выявления обстоятельств.
  2. Положение дошкольников на участке, особенно при использовании игровой инвентаря и оборудования.
  3. Уровень опасности предметов и объектов, с которыми взаимодействуют малыши. При нахождении дошколятами острых, колющих предметов и всего, что несет потенциальную опасность здоровью и жизни, необходимо в срочном порядке провести извлечение и утилизацию.

Во время прогулки, чтобы избежать возникновения рисковых ситуаций, рекомендуется обучать детей правилам безопасного поведения в природных условиях, а также принципам взаимодействия с незнакомыми предметами. Ответственный педагог не может покидать пределы участка и оставлять воспитанников без присмотра. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (самовольный уход ребенка, травматизм) необходимо привлечь к присмотру за детьми другого сотрудника ДОУ, срочно уведомить администрацию о случившемся, при необходимости — обратиться за помощью к медицинской сестре и организовать оперативную доставку пострадавшего в травмпункт.

Подготовка к проведению прогулки в детском саду

Досуг дошкольников на свежем воздухе неизменно связан с необходимостью предварительной подготовки, которая ввиду возрастного фактора может усложнять порядок организации и проведения прогулки в детском саду по ФГОС. Непосредственно перед выходом на улицу следует помочь воспитанникам выполнить простые гигиенические процедуры (посещение туалета, очищение носа), после — препроводить в раздевальную комнату. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 в раздевальных помещениях, рекомендуемая площадь которых должна составлять 18 кв. м (или определяться из расчета 1 кв. м на ребенка, но не менее 6 кв. м суммарно), должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики с соответствующей маркировкой, а также места для безопасного просушивания верхней одежды и обуви.

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО».

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

При наличии соответствующих организационных условий, к числу которых следует отнести наличие лавок, скамеек или стульчиков, сборы на улицу можно осуществлять в сжатые сроки, следуя стандартному алгоритму:

  1. Воспитатель разделяет дошкольников на подгруппы, включая в первую малышей со слабо сформированными навыками самообслуживания и склонных к медлительному выполнению действий.
  2. Педагог выполняет гигиенические процедуры с первой подгруппой детей и проводит их в раздевалку, помогая одеваться. В это время младший воспитатель или няня выполняют гигиенические манипуляции со второй группой дошколят.
  3. Под присмотром воспитателя первая группа малышей выходит на прогулку и ожидает деток из второй подгруппы, которым помогает одеваться помощник воспитателя или няня, у входа или на участке. Воспитанники помогают педагогу выносить указанные игрушки или инвентарь, которые будут использоваться для организации трудовой, исследовательской, игровой деятельности.

Аналогичным образом организуется возвращение детей с прогулки, сразу после которой в осенне-зимний период организуется сушка одежды и обуви, летом — мытье ног. Дошкольников с ослабленным здоровьем рекомендуется выводить на свежий воздух с первой подгруппой, а заводить обратно в помещение — со второй, чтобы минимизировать интенсивность воздействия на неокрепший организм факторов окружающей среды.

При организации прогулки в детском саду по ФГОС важно давать воспитанникам на тренировку навыков самообслуживания, чтобы последовательно способствовать их совершенствованию. Важно ежедневно напоминать малышам порядок надевания одежды, для наглядности целесообразно создать простые схемы и развесить их в раздевалке. При условии целевого педагогического воздействия малыши быстро учатся одеваться самостоятельно, нуждаясь в незначительной помощи со стороны взрослых — застегнуть пуговицу, повязать шарф поверх куртки или пальто. Чтобы ускорить прогресс, следует приобщать дошколят к оказанию взаимопомощи, учить вежливо указывать друг другу на допущенные недостатки и благодарить за оказанные услуги, а также проводить разъяснительные работы с родителями о важности привития навыков самообслуживания в домашних условиях.

Алгоритм одевание детей при организации прогулки в детском саду по ФГОС

Чтобы обеспечить малышам комфортные ощущения во время активности на свежем воздухе, важно обеспечить соблюдение требований к одежде:

  1. В любое время года обувь и одежда ребенка должна соответствовать актуальным погодным условиям, не сковывать свободы движений, препятствовать перегреву или переохлаждению — это важно систематически доносить до родителей.
  2. При незначительных колебаниях температуры в весенне-осенний период (+3 — -3 градуса) и отсутствии сильного ветра важно проследить, чтобы на малышах было одето три слоя одежды: первый — белье, второй — колготы и водолазка, свитер, третий — гамаши или теплые брюки, утепленная куртка, непромокаемые ботинки, шапка и шарф, перчатки.
  3. При установлении минусовой температуры в пределах от -4 до -10 градусов на дошкольников надевают три слоя одежды, пуховик или теплое пальто, утепленную шапку, варежки, зимние сапоги. При более низких температурах количество слоев одежды увеличивается до четырех-пяти в зависимости от ее характеристик.
  4. В летнее время малыши не допускаются на прогулку без головных уборов, выполненных из дышащих материалов и обеспечивающих достаточный уровень защиты от солнца.

Не менее важным аспектом, обеспечивающим комфорт прогулочной активности для дошколят и воспитателей, является правильная организация хранения вещей в индивидуальных шкафах. Важно доносить до воспитанников и их родителей принципы размещения одежды:

  • шапка и шарф, кофты и свитера, теплые штаны и колготы складываются на верхнюю полку;
  • пальто, куртка или пуховик с варежками на резинке, продетой через рукава, вешается на крючок;
  • обувь, поверх которой кладутся теплые носки, размещают на нижней полке.

Методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС

Содержательная деятельность на свежем воздухе является любимым времяпровождением дошкольников, поэтому методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС имеет первостепенное значение. Содержание прогулочной активности определяется согласно программе по ознакомлению малышей с окружающим миром и строится в рамках календарного планирования с учетом:

  1. Погодных условий. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находится под крышей (игры, рассказы, наблюдения), в жаркие дни — с экспериментов с водой.
  2. Предыдущих видов деятельности. Если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможности удовлетворить возрастную потребность в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр. Если перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм.

Залогом полезной и увлекательной прогулки, соответствующей требованиям ФГОС ДО и позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи, является использование и последовательнаz смена структурных компонентов, представленных в таблице.

Обязательные компоненты прогулки в детском саду по ФГОС

Обязательные структурные элементы прогулки Описание и рекомендации
Наблюдение

Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за:

  • объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными — во время прогулок за пределами ОУ;
  • природными явлениями — движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега; трудом взрослых — дворника, водителя, строителя и т.д.

В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму:

  1. Установление факта (облака движутся по небу).
  2. Формирование связей между частями объекта.
  3. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие).
  4. Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра).
  5. Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно).

С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений:

  1. Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит воробей, какие звуки издает).
  2. Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения лиственных деревьев, стадии роста цветка, процесс изменения снега в течение зимних месяцев).

При организации наблюдений обязательным условием является учет возрастного фактора. С младшими дошкольниками, для которых характерна значительная рассеянность внимания, наблюдения проводят в течение 7-10 минут, с воспитанниками старшей и подготовительных групп — 15-25. Созерцание окружающей природы осуществляется ежедневно, с обязательной сменой объектов наблюдения и длительности данного вида активности для поддержания высокой заинтересованности малышей.

Двигательная активность (спортивные и подвижные игры)

С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду согласно ФГОС значительное место отводят игровой активности, а именно:

  • подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия;
  • народным играм;
  • играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола);
  • играм с водой;
  • малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик).

При организации игровой деятельности на прогулке воспитателю важно принимать во внимание погодные условия, возрастной фактор и время пребывания на свежем воздухе. Длительность проведения подвижных игр:

  • на утренней прогулке составляет 6-10 минут для воспитанников младшей группы, 10-15 — средней и 20-25 — старшей и подготовительной;
  • на вечерней прогулке — 10-15 минут для младших дошкольников, 12-15 минут — для деток постарше.

Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений:

  • с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий;
  • средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой;
  • старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры.

Кластер двигательной активности заканчивается постепенным снижением уровня активности через виды малоподвижные забавы. Актуальные методические рекомендации предусматривают необходимость разучивания 3-4 новых игр с воспитанниками ежемесячно с их последующим повторением.

Индивидуальная работа по различным направлениям развития

С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности.

Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия. Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.

Трудовая деятельность

Планирование трудовой деятельности дошкольников во время пребывания на свежем воздухе — важная составляющая методики проведения прогулки в ДОУ по ФГОС. При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность.

Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через:

  • выполнение индивидуальных трудовых поручений — данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп;
  • работу в группах;
  • коллективный труд.

С учетом возраста трудовая активность в группах детского сада реализуется следующим образом:

  1. Воспитанникам младшей группы педагог дает простые поручения, включающие 1-2 действия (принести один цветок и листик для гербария). Дети работают в непосредственной близости, но отношения взаимозависимости при этом отсутствуют. Групповая деятельность полностью контролируется воспитателем.
  2. Детей средней группы воспитатель предварительно делит на подгруппы, проговаривая задачи и особенности их исполнения для каждой, после чего систематически контролирует качество работы каждого «трудового отряда».
  3. Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится задача, после чего воспитатель инициирует коллективное обсуждение порядка действий, помогает в распределении ролей, пока дети самостоятельно реализуют поставленную трудовую задачу с незначительной помощью со стороны педагога.
Самостоятельная активность Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.

  

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности ответственному педагогу важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.

Виды прогулок в детском саду по ФГОС

Необходимость переосмысления устоявшихся традиций дошкольного образования, продиктованная изменениями социального характера, обуславливает целесообразность проведения различных видов прогулок в детском саду по ФГОС. Помимо прогулочной активности, организуемой с использованием устоявшихся структурных компонентов, активному всестороннему развитию воспитанников способствует проведение:

  1. Тематических прогулок, которые могут быть продолжением выбранного инфоповода дня, например, праздничного или памятного события, или выстраиваться по принципу доминирования отдельного вида детской деятельности — игровой, исследовательской, проектной.
  2. Прогулок-походов (проводятся не чаще 1-2 раз в ход, предусматривают обязательный выход за территорию на расстояние не более двух километров).
  3. Развлекательных прогулок, организуемых со сказочным персонажем.
  4. Прогулок-событий.
  5. Спортивных прогулок.
  6. Трудовых акций.
  7. Прогулок-квестов.

В условиях важности сохранения высокого познавательного интереса у поколения малышей, растущих в стремительно меняющемся мире, воспитатель вправе активно экспериментировать с формами прогулочной деятельности, сохраняя обязательные структурные компоненты данной структурной единицы режима дня — организованную активность дошкольников под руководством педагога, взаимодействие малышей без вмешательства (но под контролем) взрослого, самозанятость ребенка. Не менее важный момент — сохранить оптимальное соотношение между игровой и остальными видами деятельности, ввиду того, что первая как основной способ знакомства малышей с миром должна оставаться приоритетной.

Особое внимание должно быть уделено организации целевых прогулок в ДОУ по ФГОС, подчиненных, как заложено в названии, единой цели — изучению комплекса предметов или явлений (например, знакомство с осенним лесом). Проведение целевых прогулок с младшими школьниками осуществляется раз в неделю, с воспитанниками постарше — дважды в неделю. Во время прогулочной деятельности, предусматривающей выход за территорию детского сада, у педагога появляется возможность акцентировать внимание младших дошколят на отдельных предметах, объектах и их роли в общественной жизни (транспорт, школа, магазин), ознакомить с правилами культурного и безопасного поведения воспитанников старшей и подготовительной групп. Дополнительным плюсом целевых прогулок является развитие выносливости малышей, привитие навыков движения в колонне с соблюдением правил, установленных воспитателем, овладение другими значимыми практическими умениями.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.