Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Диагностика в подготовительной группе детского сада

  • 20 ноября 2018
  • 2338

Содержание статьи:

  1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
  2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
  3. Принципы диагностики в подготовительной группе на начало года и на конец года
  4. Проектирование диагностики педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС
  5. Рекомендации по описанию инструментария диагностики в подготовительной группе на начало года


Диагностика в подготовительной группе на начало года

, как любая другая диагностика педагогического процесса, производится в соответствии с требованиями ФГОС. В п. 4.3 документа указано:

Диагностика в подготовительной группе детского сада

Другими словами, диагностика детей не только не является обязательной, но даже запрещена. Однако в п.3.2.3 ФГОС говорится:

Диагностика в подготовительной группе детского сада

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

!!! Сколько ставок воспитателя нужно на группу: расчет и правовая основа

!!! Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Таким образом, в рамках педагогической диагностики может вестись оценка индивидуального развития детей. Она же находит свое отражение у авторов проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • «Детский сад – дом радости», Н. М. Крылова;
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой;
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой;
  • «Мозаика», В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева;
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева.

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС и в ее рамках оценка индивидуального развития детей сопряжены с результатами овладения воспитанниками базовой образовательной программой. Главной задачей программы является обеспечение развития личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Поэтому оценка индивидуального развития будет представлять собой анализ освоения ими познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного развития.

Такой анализ проводится при внутренней диагностике формирования показателей развития личности. Его результаты учитываются только при индивидуализации образования, чтобы помочь детям, которые столкнулись с трудностями в образовательном процессе.

Диагностика проводится в форме наблюдений за детьми при осуществлении образовательной деятельности и в повседневных ситуациях. Наблюдения ведутся во всех возрастных группах на протяжении всего учебного года. Его результаты воспитатель записывает, а в середине или конце года они служат базой для определенных выводов.

При подведении итогов диагностики в подготовительной группе учет ее показателей производится вербально: «сформирован», «не сформирован», «в стадии становления».

Характеристиками оценки становления личности могут служить особенности поведения ребенка, взаимодействия со сверстниками. Такие характеристики отслеживаются в каждой возрастной группе на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

В п. 4.6 ФГОС даются некоторые из возможных достижений ребенка в образовательном процессе.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Диагностика в подготовительной группе детского сада

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о стратегическом планировании, маркетинговой деятельности и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Руководство развитием ДОО.

Диагностика в подготовительной группе детского сада Диагностика в подготовительной группе детского сада Диагностика в подготовительной группе детского сада Диагностика в подготовительной группе детского сада

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В результате оценки воспитатель может отметить детей, которые нуждаются в большем внимании, корректировке обучающего процесса. Диагностика должна отражать динамику показателей дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Отслеживая динамику, оценивают ее характер: прогрессивный, регрессивный или не изменяющийся. Дополнительно определяются направления, в которых дошкольнику нужна помощь, дается оценка правильности воспитательных и образовательных поступков взрослых.

По итогам диагностики в подготовительной группе составляется аналитическая справка, которая поможет педагогу в начальных классах школы наладить наиболее результативное взаимодействие с детьми в период их адаптации. Если диагностика не проводится, то невозможно будет отследить динамику становления ребенка от 3 до 7 лет, его особенности и достижения. Это может стать причиной потери преемственности между ДОУ и школой.

Принципы диагностики в подготовительной группе на начало года и на конец года

Педагогическая диагностика проводится с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой образовательного процесса в ДОУ.

Принцип объективности подразумевает стремление максимально избегать субъективизации и предвзятого отношения к диагностируемому. Для реализации этого принципа следует придерживаться правил:

  • подбор диагностических методик в соответствии с личностными и возрастными особенностями диагностируемых;
  • фиксация всех проявлений личности ребенка;
  • сравнение полученных данных с информацией родителей и других педагогов;
  • перепроверка используемого при диагностике материала;
  • развитие педагогической рефлексии и самоконтроля, которые помогают исключить субъективную оценку.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает учет различных аспектов его развития: эмоционального, интеллектуального, социального, художественно-творческого, физического. Важно учитывать целостность процесса развития ребенка, взаимосвязи различных сфер его личности.

Принцип процессуальности означает изучение явления в его динамике. Принцип реализуется по следующим правилам:

  • не использовать оценки без определения закономерности развития;
  • учитывать социокультурные и половозрастные особенности ребенка;
  • отслеживать непрерывность изучения в естественных условиях.

Принцип компетентности предусматривает, что педагог принимает решения только в пределах своей компетентности, а также что запрещено наносить какой-либо ущерб наблюдаемому в процессе или после диагностики.

Этот принцип реализуется:

  • правилами сотрудничества: добровольностью участия;

  • безопасностью применяемых методик для испытуемого;
  • путем обеспечения доступности диагностических процедур и методов для педагога;
  • в корректном использовании полученных сведений.

В соответствии с принципом персонализации педагог стремится обнаружить не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но и возможные индивидуальные пути развития. При этом отклонения от общепринятых норм не оцениваются как негативные, пока не будет проведен анализ динамических процессов становления.

Проектирование диагностики педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС

Перед проведением диагностики на конец года в подготовительной группе ее необходимо спроектировать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяются цели диагностики, например, оценка проявление активности и любознательности детьми старшей группы, изучение проявляющихся при этом особенностей. На этом этапе решаются вопросы, как осуществлять, при этом не рассматриваются вопросы, что и зачем диагностировать.

При диагностике постоянно сравниваются ее результаты для конкретного ребенка с его прежними достижениями, поведением других детей, описанием поведения. Эти аспекты сравнения называются индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Например, критерием любознательности будет чуткость ребенка к новому, а проявлением  – выделение новых объектов, вопросы о них.

На втором этапе проводится диагностика. Необходимо определить ответственных, длительность и время диагностики, способы фиксации результатов.

На третьем, аналитическом, этапе проводится анализ полученных данных. Появляются ответы на вопросы, почему результат ребенка изменился, как он отличается от результатов других детей и условной нормы. Информация, собранная на этом этапе, позволяет составить аналитическую справку по итогам диагностики в подготовительной группе.

Воспитателю необходимо помнить, что отклонение результатов от нормативных показателей не всегда требует немедленного вмешательства. Прежде следует проанализировать процессы и условия, в которых проявляются такие результаты. Как правило, ребенок не может достичь запланированного идеального развития по всему содержанию программы: он развивается неравномерно и по собственному индивидуальному пути.

На четвертом этапе проводится интерпретация данных, которая позволяет понять ребенка и спрогнозировать его развитие.

На пятом этапе педагог определяет образовательные задачи для каждого ребенка и всей группы. На основе полученной информации можно развивать способности ребенка и оказывать ему помощь там, где она требуется.

Рекомендации по описанию инструментария диагностики в подготовительной группе на начало года

Инструментарий педагогической диагностики – это описание ситуаций, которые используются для определения уровня сформированности у воспитанника данного параметра оценки. Нередко такие ситуации могут повторяться для уточнения качества параметра.

Диагностируемые параметры могут расширяться или сокращаться в соответствии с потребностями конкретного ДОУ. Каждый параметр может диагностироваться несколькими методами. В то же время одна проблемная ситуация может дать возможность оценить несколько параметров.

Основными диагностическими методами педагога являются наблюдение, создание проблемной ситуации, беседа. Педагогическая диагностика может проводиться в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме.

Описание инструментария педагогической диагностики для разных ДОУ будет разным в виду отличий наполнения развивающей среды, разного контингента воспитанников, приоритетов образовательной деятельности.

Своевременное и качественное проведение педагогической диагностики, а также полнота полученных выводов мониторинга образовательного процесса в подготовительной группе позволяют направить усилия педагога на решение трудностей конкретного ребенка и развитие его сильных сторон. Кроме того, это позволяет сохранить преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.