Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Диагностика в подготовительной группе детского сада

  • 20 ноября 2018
  • 767

Диагностика в подготовительной группе на начало года, как любая другая диагностика педагогического процесса, производится в соответствии с требованиями ФГОС. В п. 4.3 документа указано:

Диагностика в подготовительной группе детского сада

Другими словами, диагностика детей не только не является обязательной, но даже запрещена. Однако в п.3.2.3 ФГОС говорится:

Диагностика в подготовительной группе детского сада

Таким образом, в рамках педагогической диагностики может вестись оценка индивидуального развития детей. Она же находит свое отражение у авторов проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • «Детский сад – дом радости», Н. М. Крылова;
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой;
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой;
  • «Мозаика», В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева;
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева.

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС и в ее рамках оценка индивидуального развития детей сопряжены с результатами овладения воспитанниками базовой образовательной программой. Главной задачей программы является обеспечение развития личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Поэтому оценка индивидуального развития будет представлять собой анализ освоения ими познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного развития.

Такой анализ проводится при внутренней диагностике формирования показателей развития личности. Его результаты учитываются только при индивидуализации образования, чтобы помочь детям, которые столкнулись с трудностями в образовательном процессе.

Диагностика проводится в форме наблюдений за детьми при осуществлении образовательной деятельности и в повседневных ситуациях. Наблюдения ведутся во всех возрастных группах на протяжении всего учебного года. Его результаты воспитатель записывает, а в середине или конце года они служат базой для определенных выводов.

При подведении итогов диагностики в подготовительной группе учет ее показателей производится вербально: «сформирован», «не сформирован», «в стадии становления».

Характеристиками оценки становления личности могут служить особенности поведения ребенка, взаимодействия со сверстниками. Такие характеристики отслеживаются в каждой возрастной группе на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

В п. 4.6 ФГОС даются некоторые из возможных достижений ребенка в образовательном процессе.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В результате оценки воспитатель может отметить детей, которые нуждаются в большем внимании, корректировке обучающего процесса. Диагностика должна отражать динамику показателей дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Отслеживая динамику, оценивают ее характер: прогрессивный, регрессивный или не изменяющийся. Дополнительно определяются направления, в которых дошкольнику нужна помощь, дается оценка правильности воспитательных и образовательных поступков взрослых.

По итогам диагностики в подготовительной группе составляется аналитическая справка, которая поможет педагогу в начальных классах школы наладить наиболее результативное взаимодействие с детьми в период их адаптации. Если диагностика не проводится, то невозможно будет отследить динамику становления ребенка от 3 до 7 лет, его особенности и достижения. Это может стать причиной потери преемственности между ДОУ и школой.

Принципы диагностики в подготовительной группе на начало года и на конец года

Педагогическая диагностика проводится с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой образовательного процесса в ДОУ.

Принцип объективности подразумевает стремление максимально избегать субъективизации и предвзятого отношения к диагностируемому. Для реализации этого принципа следует придерживаться правил:

  • подбор диагностических методик в соответствии с личностными и возрастными особенностями диагностируемых;
  • фиксация всех проявлений личности ребенка;
  • сравнение полученных данных с информацией родителей и других педагогов;
  • перепроверка используемого при диагностике материала;
  • развитие педагогической рефлексии и самоконтроля, которые помогают исключить субъективную оценку.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает учет различных аспектов его развития: эмоционального, интеллектуального, социального, художественно-творческого, физического. Важно учитывать целостность процесса развития ребенка, взаимосвязи различных сфер его личности.

Принцип процессуальности означает изучение явления в его динамике. Принцип реализуется по следующим правилам:

  • не использовать оценки без определения закономерности развития;
  • учитывать социокультурные и половозрастные особенности ребенка;
  • отслеживать непрерывность изучения в естественных условиях.

Принцип компетентности предусматривает, что педагог принимает решения только в пределах своей компетентности, а также что запрещено наносить какой-либо ущерб наблюдаемому в процессе или после диагностики.

Этот принцип реализуется:

  • правилами сотрудничества: добровольностью участия;

  • безопасностью применяемых методик для испытуемого;
  • путем обеспечения доступности диагностических процедур и методов для педагога;
  • в корректном использовании полученных сведений.

В соответствии с принципом персонализации педагог стремится обнаружить не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но и возможные индивидуальные пути развития. При этом отклонения от общепринятых норм не оцениваются как негативные, пока не будет проведен анализ динамических процессов становления.

Проектирование диагностики педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС

Перед проведением диагностики на конец года в подготовительной группе ее необходимо спроектировать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяются цели диагностики, например, оценка проявление активности и любознательности детьми старшей группы, изучение проявляющихся при этом особенностей. На этом этапе решаются вопросы, как осуществлять, при этом не рассматриваются вопросы, что и зачем диагностировать.

При диагностике постоянно сравниваются ее результаты для конкретного ребенка с его прежними достижениями, поведением других детей, описанием поведения. Эти аспекты сравнения называются индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Например, критерием любознательности будет чуткость ребенка к новому, а проявлением  – выделение новых объектов, вопросы о них.

На втором этапе проводится диагностика. Необходимо определить ответственных, длительность и время диагностики, способы фиксации результатов.

На третьем, аналитическом, этапе проводится анализ полученных данных. Появляются ответы на вопросы, почему результат ребенка изменился, как он отличается от результатов других детей и условной нормы. Информация, собранная на этом этапе, позволяет составить аналитическую справку по итогам диагностики в подготовительной группе.

Воспитателю необходимо помнить, что отклонение результатов от нормативных показателей не всегда требует немедленного вмешательства. Прежде следует проанализировать процессы и условия, в которых проявляются такие результаты. Как правило, ребенок не может достичь запланированного идеального развития по всему содержанию программы: он развивается неравномерно и по собственному индивидуальному пути.

На четвертом этапе проводится интерпретация данных, которая позволяет понять ребенка и спрогнозировать его развитие.

На пятом этапе педагог определяет образовательные задачи для каждого ребенка и всей группы. На основе полученной информации можно развивать способности ребенка и оказывать ему помощь там, где она требуется.

Рекомендации по описанию инструментария диагностики в подготовительной группе на начало года

Инструментарий педагогической диагностики – это описание ситуаций, которые используются для определения уровня сформированности у воспитанника данного параметра оценки. Нередко такие ситуации могут повторяться для уточнения качества параметра.

Диагностируемые параметры могут расширяться или сокращаться в соответствии с потребностями конкретного ДОУ. Каждый параметр может диагностироваться несколькими методами. В то же время одна проблемная ситуация может дать возможность оценить несколько параметров.

Основными диагностическими методами педагога являются наблюдение, создание проблемной ситуации, беседа. Педагогическая диагностика может проводиться в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме.

Описание инструментария педагогической диагностики для разных ДОУ будет разным в виду отличий наполнения развивающей среды, разного контингента воспитанников, приоритетов образовательной деятельности.

Своевременное и качественное проведение педагогической диагностики, а также полнота полученных выводов мониторинга образовательного процесса в подготовительной группе позволяют направить усилия педагога на решение трудностей конкретного ребенка и развитие его сильных сторон. Кроме того, это позволяет сохранить преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.