Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Календарное планирование в старшей группе на каждый день по ФГОС

  • 16 ноября 2018
  • 430

Цели и виды планирования в детских садах

Разработка планов воспитательно-образовательной работы в младших и старших группах по ФГОС входит в обязанности воспитателей и педагогов, прикрепленных к конкретным группам. Эта часть работы сложна и требует от сотрудников определенных навыков, опыта, понимания психологических и физиологических особенностей развития ребят. Процесс календарно-тематического планирования в ДОУ вызывает массу вопросов, особенно у молодых педагогов, начинающих свою трудовую деятельность. Поэтому, чтобы научиться разрабатывать планы, в том числе для дошкольников, необходимо знать требования ФГОС, уяснить правила составления планов и ознакомиться с примерами планирования воспитательно-образовательной работы в старших группах.

Для понимания назначения ежедневного планирования занятий с детьми пяти-шести лет, следует уяснить смысл планирования работ в ДОУ в целом. Планирование воспитательно-образовательной работы – это педагогическое моделирование эффективных способов взаимодействия с учащимися, основной целью которого является адекватное и разностороннее развитие детей.

Схема планирования в учреждениях включает в себя следующие виды организующих документов:

  • Программа развития на длительный срок от одного месяца до трех лет;
  • Годовой план учреждения;
  • Планы по основным направлениям деятельности (тематические);
  • Недельные календарные планы;
  • Комплексно-тематическое планирование с уточнением видов занятий по образовательным программам одной темы;
  • Ежедневные календарно-тематические планы для каждой возрастной группы.

Методические разработки, которые помогут планировать образовательную деятельность по-новомув электронном журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"

Принципы перспективного и календарно-тематического планирования в ДОУ

Воспитатели и педагоги чаще всего сталкиваются с составлением перспективных, календарно-тематических планов. Чтобы избежать ошибок при формировании документов, необходимо понять основные принципы перспективного и календарно-тематического планирования в ДОУ.

Составляя планы по требованиям ФГОС, опытные педагоги соблюдают три важных правила:

  1. Учебная нагрузка должна быть оптимально распределена и соответствовать требованиям СанПиНа.
  2. Запланированные педагогические мероприятия должны соответствовать физиологическому и психологическому развитию детей.
  3. Последовательность и длительность воспитательно-образовательных процедур и режимных процессов должна быть спланирована с учетом медико-гигиенических требований.

Существует еще ряд принципов, соблюдение которых позволяет грамотно составить рабочие планы, включающие в себя всю необходимую информацию:

  1. образовательные мероприятия должны быть описаны достаточно полно и детально;
  2. темы занятий должны быть практически значимы для детей;
  3. следует соблюдать интеграцию (сочетание) видов деятельности;
  4. в планы необходимо включать все виды взаимодействия (дети и взрослые, дети между собой, воспитатели и родители);
  5. в качестве приоритетного вида деятельности следует выбирать игровую.

Предлагаем рассмотреть подробнее правила составления перспективных и календарно-тематических планов.

Перспективные планы объединяют в себе формы и способы работы с детьми и составляются на длительный срок. Документ позволяет структурировать и сопоставить время на освоение темы каждой из видов деятельности. Перспективные планы обычно включают в себя:

  • цели;
  • задачи;
  • виды деятельности;
    • игровую;
    • социальную;
    • элементы физкультуры;
    • познавательно-практическую;
    • творческую;
    • трудовую
  • работу с семьей ребенка.

Основной задачей календарно-тематического планирования в ДОУ является разделение мероприятий по запланированным к изучению темам каждой образовательной программе. С помощью такого документа педагог легко уточняет детали работы по тому или иному направлению обучения. Для составления подробного календарно-тематического плана необходимо провести следующую работу:

  • определить время занятий в условно-учебных часах;
  • для каждой темы расписать подтемы, содержание и необходимое число занятий;
  • подобрать подходящие формы ведения занятий и оптимальные методы предоставления материала для наилучшего усвоения тем.

В составленные планы при необходимости допускается вносить корректировки. В качестве образца рекомендуем скачать примерное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе. Детальное ознакомление с документом и информация, приведенная в статье, помогут составить планы, отвечающие требованиям нормативных документов.

Особенности ежедневного планирования воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе

На основе перспективных и календарно-тематических планов педагоги старших групп ДОУ разрабатывают развернутые программы на каждый день. Ежедневная работа по планированию воспитательно-образовательных процедур включает в себя подробное описание педагогических мероприятий, проводимых для практического осуществления программы, распределенных по дням недели. В этот документ входит также определение средств, методик, видов взаимодействия воспитателей с дошкольниками и родителями.

Ежедневные графики учебно-практических мероприятий в старших группах садов составляют с целью:

  • четкого определения задач педагогических мероприятий при описании работ по каждой теме;
  • обоснование выбора средств, методик и форм взаимодействия с детьми;
  • прогнозирования результатов деятельности педагога, развития группы и каждого ребенка индивидуально.

Таким образом, миссия ежедневного планирования схожа с главными целями разработки мероприятий на неделю, месяц или год. Задачи планирования воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе несколько отличаются от задач составления аналогичных документов для групп младшего возраста. Это связано с уровнем развития детей и необходимостью подготовки их к школе. К основным моментам, которые должны быть учтены при составлении календарных планов в старшей группе на каждый день по ФГОС, относят:

  1. Увеличение доли самостоятельной работы для детей старших групп. Дошкольники способны самостоятельно или с минимальной помощью сотрудников ДОУ выполнять большое количество действий, например, трудовые поручения (полить цветы, убрать игрушки, подмести, помочь убрать или разложить полдник). Педагоги стараются развивать самостоятельность для увеличения самооценки, развития личности и повышения адаптации к новым условиям.
  2. Формирование основ нравственного воспитания за счет развитие этических представлений дошкольников об окружающем мире. В этом возрасте для ребенка увеличивается роль и значимость слов и действий взрослых, благодаря чему в учебно-воспитательном процессе все больше применяют методы словесного воздействия на учащихся.
  3. Развитие творческого потенциала каждого учащегося с применением методик, позволяющих на практике реализовать фантазии и задумки дошкольников. Занятия с использованием пластилина, карандашей, красок, цветной бумаги и прочих принадлежностей позволяют расширить возможности ребенка.
  4. Получение сведений об эффективности разработанного комплекса мероприятий.
  5. Предоставление возможности удовлетворить любознательность и интерес детей в процессе проведения игр или тематических бесед.

Требования ФГОС к разработке ежедневного плана для дошкольников

Ежедневные программы для старших групп составляют, соблюдая следующие принципы:

  • Учебная нагрузка должна быть нормированной. Около 40% времени, проведенного в саду, предоставляется ребенку для свободной деятельности.
  • При планировании мероприятий обязательно следует учитывать не только медико-гигиенические требования к образовательному процессу, но и текущий сезон, потребности в движении и удовлетворении любознательности, индивидуальные особенности развития учащихся.
  • В планы необходимо включать мероприятия для улучшения настроения и разрядки учащихся, такие как дискотеки на открытом воздухе, чаепития, игры.
  • Взаимодействие с родителями должно быть очень тесным и доброжелательным.

Как разработать план на каждый день для дошкольников: последовательность действий

Чтобы составить грамотный, подробный план воспитательно-образовательной работы в старшей группе соответствующий требования ФГОС, необходимо учесть несколько важных вопросов:

  • все виды работ в утреннее, дневное и послеобеденное время должны быть подробно расписаны;
  • план следует оформлять в соответствии с эстетическими требованиями к составлению документов;
  • план должен отражать соотношение физической, умственной и творческой нагрузки;
  • должно прослеживаться постепенное усложнение материала;
  • для гармоничного развития личности необходимо сочетать разные виды деятельности;
  • в работе с дошкольниками должны применяться все виды методов и техник, разработанных для данной возрастной категории.

Удобнее всего составлять календарный план для старшей группы на каждый день по ФГОС, поэтапно заполняя таблицы с подробным описанием занятий утром, днем и после сна. Обычно в план входят следующие разделы:

  1. Титульный лист, содержащий название учреждения, педагога, разработавшего и сотрудника, утверждающего план.
  2. Список учащихся старшей группы.
  3. Перечень мероприятий, запланированных для работы с семьями ребят.
  4. Недельное расписание воспитательно-образовательных занятий для детей.
  5. Ежедневный график занятий по датам.
  6. Список уроков, проводимых педагогом.
  7. Перечень разновидностей самостоятельных работ для учащихся.
  8. График проведения физическо-оздоровительных мероприятий и упражнений.

Планирование занятий с учащимися старших групп – действенный механизм организации мероприятий, проводимых с детьми в ДОУ. Благодаря грамотному планированию удается правильно распределить нагрузку, разнообразить времяпрепровождение ребят в саду, применить наиболее подходящие методические приемы взаимодействия и обучения учащихся для оптимизации их развития.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.