Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Режимные моменты в детском саду

  • 16 ноября 2018
  • 1392

Создание режима дня в детском саду — обязанность воспитателя, которая является одним из важнейших аспектов в работе. Важно понимать, что несмотря на то, что именно педагог и младший воспитатель производят контроль режимных моментов в ДОУ и следят за их соблюдением, составить план и распорядок дня самостоятельно не получится.

Создание режима в детском саду по ФГОС

Абсолютно каждое дошкольное учебное заведение имеет собственный строй и режим. Режим дня распространяется на ребенка и помогает сбалансировать времяпрепровождения малыша на период его пребывания в ДОУ. Все режимные моменты в детском саду являются общедоступной информации, которая размещается на сайте садика, информационных уголках в группах.

Нет единственно правильного режима, и он может изменяться исходя из следующих параметров:

  1. Время работы дошкольного образовательного учреждения. В первую очередь при планировке режимных моментов учитывается время работы ДОУ. Рассчитывается планирование дня исходя из времени начала приема детей до закрытия образовательного учреждения.
  2. Возрастная группа детей. Для разных групп детей режимные моменты могут отличаться. То есть дети младших, средних и старших групп проводят свой день по разному: где-то увеличивается количество сонных часов, где-то прогулки или наличие свободного времени и прочего.
  3. Вынужденные поправки, связанные с праздниками. Подготовка малышей к выступлениям или утренникам требует от педагогов и организаторов большего времени для репетиций, что и может повлиять (на временной или постоянной основе) на составление режима дня.
  4. Наличие дополнительных типов обучения и развития на базе ДОУ. Некоторые детские сады советской или современной постройки имеют специализированные залы для занятий, плавательные бассейны, курсы актерского мастерства и прочее. Наличие таких дополнений может повлиять на режимные моменты в ДОУ, если это позволяет администрация и уполномоченные органы районного и городского советов.
  5. Региональное или религиозное направление. Российская Федерация — большая и многонациональная страна со свободой вероисповедания, поэтому нельзя забывать и о религиозных общинах, во владении которых могут присутствовать некоторые важные дополнительные правила и требования. Например, молитвы, соблюдения постов и прочее может быть включено в распорядок дня малышей.
  6. Сады для детей группы риска или с оздоровительным уклоном. Детские сады для детей с проблемами со здоровьем предполагают индивидуальные или групповые занятия для предупреждения развития заболеваний, лечение, своевременный осмотр медперсоналом учреждения. Подобные действия требуют организации режимных моментов в ДОУ с учетом потребностей малышей.

В качестве общего примера можно привести режимный распорядок дня средней группы в одном из государственных детских садов общего типа:

Режимные моменты

Время проведения

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00–8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25–8.55

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.55–9.10

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами1

9.10–10.00

Второй завтрак (рекомендуемый)2

10.00–10.10

Подготовка к прогулке, прогулка

10.10–12.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.15–12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30–13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00–15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00–15.25

Полдник3

15.25–15.50

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.50–16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30–17.50

Примечания:
1. Указана общая длительность, включая перерывы.
2. Второй завтрак не является обязательным элементом режима и проводится по желанию администрации и при наличии соответствующего решения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13, второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты.
3. При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотнённого полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049–13).

 

Как можно увидеть в примере, режим работы детского сада 7:00–18:00. Это классическая схема с тремя (четырьмя) приемами пищи, дневным сном, прогулками, играми, обучением и т.д. В зависимости от типа садика, пожеланий и распоряжением администрации время проведения любых режимных моментов, их количество и порядок могут быть изменены.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Программа «Стратегическое планирование и управление ДОО» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Кто составляет режим дня для детей

Любые режимные моменты в ДОУ по ФГОС являются тщательно проработанной и сбалансированной системой, которая учитывает уровень активности и развития ребенка определенного возраста. Разрабатывается общая система режима психологами, ведущими педагогами, медиками, специалистами по детскому воспитанию, диетологами и т.д. Также любые правила и режимы утверждаются отдельно на государственном, областном, городском и районном уровне. На правовом уровне к корректировке режима могут быть допущены только высшие органы управления и администрация детского сада. Самостоятельно изменять и кардинально перерабатывать режимные процессы в детском саду воспитатель не имеет права.

Стоит отметить, что довольно часто правовое поле этого вопроса кардинально отличается от действительности. Нередко можно встретить ситуации, когда начало режима ребенка переносится по вине родителей, на что повлиять педагог не может.

Простейший пример: начало рабочего дня 7:00, на которое уже запланирован прием работы и составлен план по распорядку игнорируется родителями или опекунами воспитанников. Опоздание всего на час требует от педагога принятия кардинальных мер по перепланировке и изменению режима. Отодвинув на полчаса–час начало дня, приходится сокращать другие обязательные процедуры: игры, зарядку, прогулки и прочее.

К сожалению, государство не регулирует вопрос изменения графика и режима, что усложняет работу педагогов. Тем не менее, цели и задачи режимных моментов в ДОУ, с поправкой на несоблюдение правил родителями не изменяются. Повлиять на ситуацию может только администрация дошкольного учреждения, но серьезные меры принимать нет практически никакого смысла.

Как приучить ребенка к режиму

Работа по созданию режимных моментов — обязанность не только воспитателей, но и родителей. Педагог должен донести родителям необходимость правильно спланированного дня, ведь режим является дисциплинарной мерой, которой нельзя пренебрегать. Ребенок должен соблюдать режим дня, как в садике, так и дома, на выходных и в праздничные дни без каких-либо исключений. В раннем возрасте основные режимные моменты в детском саду позволяют сформировать ответственность малыша, его предрасположенность к графику, обязанностям и прочему.

Для педагогов может оказаться проблемой создать оптимальные условия для нормального восприятия режима воспитанникам. При трудностях не стоит бежать за помощью к администрации или психологам. Главное, правильно настроить ребенка на предстоящее действие. Многочисленные педагогические пособия и методики говорят о том, что ребенку лучше всего воспринимать любые обязанности в игровой форме. Идеальным вариантом будет разработать ряд игр или стихов, которые поспособствуют обучению и привыканию к режиму. Рассмотрим режимные моменты в детском саду в виде таблицы, цель которых научить ребенка не только систематике выполнения действий, но и направлены на правильное выполнение этих обязанностей.

Режимный момент

Произведения

Утренняя зарядка

Мы шагаем на зарядку,
Утром — спорт по распорядку.
Наши майки и трусы
Замечательной красы!
Скоро каждый станет рослым
И расправит плечи вширь.
Скоро скажет каждый взрослый:
Наш ребёнок богатырь!

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!

Умывание

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Знаем, знаем, да-да-да,
Где здесь прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Приём пищи

Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
Двери отперты и вот
Мама всех к столу зовёт:
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку-рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке — в миске,
В блюдечке — киске,
Курочке-несушке —
Пшена в черепушке,
А Машеньке — в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.

Ой, ладушки, ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут, поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели
И улетели.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Мишке я перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу ему салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Одевание

Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.

Укладывание

Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Стали детки засыпать.

Ай люли, ай люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Наших деток не будите.

Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки.
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки ворковать
И качалоньку качать,
И качалоньку качать,
Стали детки засыпать.

Котик серый, хвостик белый,
Приди, котик, ночевать,
Наших деточек качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Деток забавляют.
И детки умные, очень разумные.
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми.

Кошки, котятки по печке идут,
Нашему Петеньке сон несут.
Спускаются по облучкам,
Сон кладут по уголкам.
Бай, бай да побай,
Поскорее засыпай.

Пробуждение

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки — за корку,
Детки — за молочко.

Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Юрочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.

Выход на прогулку

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Наблюдения на прогулке

Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Дождик-дожлик,
Полно лить,
Малых деточек мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Как по лугу, лугу,
По зелену лугу
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава,
Трава шелкова.

Дождик, дождик, подожди,
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
Сбил ограды, залил ров,
В стаде распугал коров.
Дождик, дождик, пожалей,
Хоть дороги не залей!

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик — он промок.
Ветерок, подуй слегка —
Обсуши нам снегирька!

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!

Кто мяукнул у дверей?
— Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой, —
Мурка просится домой.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок!

Я — весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив, чив-чив!
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив, чив-чив!
Дни мои зимою тяжки —
Нет ни крошки, ни букашки.
Вот когда я молчалив,
Еле жив, чив-чив.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки.

— Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну!

— Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
— Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Гуля, гуля-голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.

Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!

Как на горке — снег, снег!
И под горкой — снег, снег!
И на ёлке — снег, снег!
И под ёлкой — снег, снег!
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?

Подобные режимные моменты во второй младшей группе одного из государственных ДОУ позволили сконцентрировать внимание малыша на предстоящем действии и многократно увеличили привыкание новых детей к режиму. Стишки легко запоминаются детьми и радуют родителей, а воспитатель может спокойно проводить плановые занятия, согласно расписанию, не отвлекаясь на очередные разъяснения необходимости предстоящего или происходящего действия.

Вторым, не менее популярным и удобным для педагога способом обучить ребенку выполнять систематические режимные обязанности — использование профильного инвентаря в игровой форме. Рассмотрим как пример режимные моменты в средней группе по ФГОС в таблице с наименованием режима и общедоступным инвентарем:

Задачи

  • Продолжать учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.
  • Закрепить знания об отдельных предметах личной гигиены (мочалка, мыло, расчёска, зубная щётка, полотенце).
  • Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Обогащать запас потешек, стихов.
  • Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания.

Оборудование

  • Мыльницы,
  • кусочки мыла,
  • полотенца на каждого ребёнка,
  • плакат «Правила умывания».

Вступительная часть

Воспитатель заводит детей в групповую комнату.
В.: Сейчас мы пришли с улицы. Погуляли, поиграли, переоделись, в шкафчиках сложили все аккуратно. Все дети выглядят аккуратными? Да, они заправили футболки в шорты, подтянули колготы, девочки поправили резиночки на волосах. Вот теперь вы все красивые и аккуратные.
Можем мы садиться за стол обедать? (Нет, не помыли руки).
Что будет, если не мыть руки? (Ответы детей).
Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попали микробы, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что же это такое? (Ответы детей). Гигиена — когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов.
Назовите предметы личной гигиены. (Мыло, мочалка, расчёска, зубная щётка, полотенце).
Когда необходимо мыть руки? (По мере загрязнения, после туалета, после прихода с улицы, перед едой).
Пальчиковая гимнастика.

  • Что же детям пригодится,
    Чтобы начисто умыться?
    Нам нужна водица.
    Что с рук грязь смывает?
    Мыло детям помогает,
    Чисто-чисто умывает.
    В умывальник мы идём,
    Мыло и полотенце сейчас найдём!

Основная часть

В умывальной комнате.
В.: Давайте расскажем, как правильно вымыть руки.
«Правила умывания» (плакат):

  1. Закатай рукава.
  2. Намочи руки.
  3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
  4. Потри ладони, тыльную сторону, между пальцами.
  5. Смой пену, не разбрызгивая воду.
  6. Вытри руки своим полотенцем.

Дети по 2 человека подходят к раковинам и начинают мыть руки.
В.: Какие друзья есть в нашей умывальной комнате? Правильно, это мыло.

  • У мыла есть забота,
    Мыло ходит на работу.
    Деток мылит, отмывает,
    Часто в гости приглашает.
    Приглашенье принимай,
    Мыльце ты не забывай.

А также полотенце.

  • Махровое, душистое, 
    Мягкое, пушистое.
    Любит воду промокать,
    Где, что влажно вытирать.

И, конечно, водица.

  • Льётся чистая водица,
    Мы умеем сами мыться.

Запомните правило:

  • Руки мой перед едой,
    Грязные руки грозят бедой.

Заключительная часть

В.: Покажите свои ладошки. Какие вы все чистые и красивые! Теперь нам можно идти обедать.

Автор этой методики один из воспитателей ДОУ Московской области уверяет, что с подобным подходом детишки отлично справляются с подобной задачей, без необходимости дополнительного надзора за ними.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.