text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

  • 19 октября 2018
  • 156

По многочисленным исследованиям удалось выяснить, что более 65% детей в возрасте 6–7 лет не могут рассказать ничего о своем городе, его культурных ценностях, не осведомлены о всемирно известных россиянах, гербе и флаге.

Исходя из общей плачевной статистики, руководством страны и регионов было решено переломить ситуацию и более серьезно взяться за патриотическое воспитание дошкольников. Реализуется оно совместными занятиями с воспитанниками педагогом, музыкальным и физическим руководителем, администрацией детского сада и родителями. Программы должны быть сбалансированными и интересны для детей различных возрастных групп.

Какие бывают нравственно-патриотические программы для детей

Основная суть обучения — привить ребенку любовь к стране, городу, улице на которой они проживают. Большинство методических пособий сопровождаются цитатой из стихотворения Симонова:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ты ее в детстве увидал»

Фактически эта сноска и есть основным посылом к педагогам, которые занимаются социальной и патриотической подготовкой. Качество проведенных занятий и вовлеченность воспитанника в процесс познания своего отечества напрямую зависят от величины полученных знаний ребенком и его восприятием своей Родины в целом.

Педагог должен понимать, что каждый ребенок это личность, патриот и гражданин, который еще не знает о своей стране практически ничего. Обыденность проведения занятий для нравственного воспитания должна в корне измениться, и поменять ее можно только наладив контакт с детьми.

Патриотическое воспитание в детском саду должно быть поделено на различные виды занятий, которые включают как целевую, так и базовую подготовку ученика. Планограмма работы может отличаться в каждом ДОУ, при этом ее составляют исходя из места проживания ребенка, особенностей города, региона, географического месторасположения и прочего. В основном пункты планомерного развития патриотизма ребенка выглядят следующим образом:

  • семья;
  • родной детский сад;
  • улица и район, в котором проживает ребенок;
  • родной город, ПГТ или поселок;
  • страна, столица, герб, флаг, гимн и другие общенациональные достояния;
  • конституция, обязанности и права гражданина;
  • конвенция или билль о правах ребенка.

Все знания, полученные в процессе обучения, будут подкреплены более серьезными фактами уже в подростковом и взрослом возрасте. Обязанности воспитателя в ДОУ заключается в усвоении ребенком общих фактов о родителях, бабушка и дедушках, других родственников и их ценности в жизни ребенка. Также нельзя забывать о важности города, региона и страны в становлении государства. Всегда рассказывайте и показывайте малышу общенациональных героев, поверьте, такие моменты при правильной подаче ребенком запомнятся на многие годы.

Патриотизм и политика глазами педагога ДОУ

Фактическое изучение и агитация несовершеннолетнего к какой-либо политической партии, и манипуляция родителями через детей запрещена законами Российской Федерации. Несмотря на то, что все методические пособия для педагогов дошкольников составлены с учетом этого факта, инициатива воспитателя может исказить некоторые факты, что является правонарушением.

Тема политики в патриотическом воспитании должна быть изучена вами максимально досконально, ведь между этими двумя понятиями весьма тонкая грань и переступить ее ни в коем случае нельзя. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает изучение таких фактов:

  1. Информация о политическом строе страны. Знакомство с политическим строем не обязательно к изучению, но рассказывать о том что мы живем в демократическом обществе — обязанность педагога.
  2. Символика края, региона, города и страны. Основные символы страны, прописанные в конституции: флаг, герб и гимн должны быть известны каждому ребенку, который заканчивает ДОУ. Эти знания проверяются на аттестации дошкольников и позволяют определить уровень его социальной подготовки.
  3. Действующее правительство. Каждый ребенок должен знать имя президента и премьер министра, уметь выделить их на фотографиях.

Именно эти факторы должны быть рассмотрены и изучены детьми с особой осторожностью, чтобы любая тема не затрагивала тематику политического влияния на несовершеннолетнего. Стоит понимать, что именно нужно рассказывать и показывать детям, чтобы полученная информация не вызвала негодование родителей и администрации детского сада.

Кто занимается патриотическим воспитанием в детском саду

Задействовать ребенка в гражданско-патриотической программе воспитания могут четыре категории людей:

  1. Педагоги в детском саду. Сюда относится не только воспитатель группы, но и психологи, музыкальные руководители и учитель физического воспитания.
  2. Администрация учебного заведения, представители административной части района, города или страны.
  3. Родители ребенка, после подготовки, лекции или родительского собрания в ДОУ.

Патриотизм в детском саду — не проблема одного воспитателя. Заниматься нравственным и гражданским воспитанием должны и родители. В полной мере оградить ребенка от влияния окружающих его людей не получится, поэтому нужно максимально лояльно выстраивать планы уроков и экскурсий, предоставляя малышу только общую информацию о темах, которые подлежат рассмотрению и изучению.

Важный момент — целевые беседы с родителями ребенка. Так как многие программы (особенно это касается долгосрочных) рассчитаны на комплексное воспитание ребенка разными группами людей, необходимо подготовить родителей к предстоящим урокам. В случаях, когда родители отказываются от участия в подобных мероприятиях, не хотят приходить на открытые уроки, сопровождать ребенка на экскурсиях по музеям и значимым местам города, следует постараться убедить их не показывать антипатриотического настроя своему чаду.

Любой педагог должен и обязан производить нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, если обратное не указано в планах занятий. Организация патриотических праздников: Масленица, День Победы, Первомай и прочее, создают общее социальное настроение социума и ребенка нужно приучать к этому с детства.

Формы гражданско-патриотического воспитания

Параметры проведения обучения в основном зависят от типа учебного заведения, плана работ, места проживания и возрастной группы подопечных. Форма изучения не всегда должна быть игровой. Довольно часто более актуальными остаются всевозможные мероприятия, ярмарки или походы в музеи, но только при условии причастия таких тематических празднований к конкретным дням, событиям и прочему.

Современные способы подачи информации для ребенка могут быть разнообразными, от игры в города до рассмотрения национально-регионального строя в виде театральной постановки. Здесь важно, чтобы акцент был сделан на любви к родному краю, отечественным героям, природе, культуре малой Родины и страны.

Говоря о конкретных формах уроков по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста можно выделить следующие виды занятий:

  • Классические. Педагог рассказывает истории, аудитория случает и задает вопросы.
  • Соревновательные. Здесь ключевыми могут стать детские викторины и повествовательные турниры.
  • Публичные выступления. Семинары или конференции, дискуссии или интервью, которые проводятся в форме вопрос-ответ между детьми или родителями.
  • Имитация деятельности. Деловые уроки, ученые советы и прочее, где дети имитируют профессии или вид деятельности в виде подачи плановой информации.
  • Мероприятия. Выступления, утренники, праздники с задействуя детей в главных ролях.
  • Урок-фантазия. Сказки или фантазии педагога и учеников, составление историй с конкретными персонажами, повествования от лица сказочных или мультипликационных персонажей.
  • Нетрадиционные формы изучения.
  • Комплексные формы.

ФГОС не регулирует конкретную форму подачи информации, ее обязан определить сам педагог и только после изучения интересов учащихся и их родителей, путем советов или анкетирования всех участников предстоящих уроков.

Подготовка занятий по патриотическому воспитанию в детском саду

Основная цель занятия — усвоение общей информации о родителях, детском саду, родном городе и стране в целом. Правильно и в полном объеме усвоить поданную информацию дети могут только при планомерно проведенных занятиях, на которых будет выбран лучший из возможных способов подачи. Следует помнить, что во многом гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ именно от формы, темы и способа изучения.

Как пример, можно рассмотреть краткосрочный проект «Воспитываем патриотов», в котором за основу взяты работы авторов Парамонова и Алешина. Задача — понятие праздника «День Победы», осознание понятия героизма и тягот, истории предков и прочее.

Технологическая карта проекта

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе детского сада

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Несомненно, преимущество подачи информации в том, что дети относятся к старшей группе, уже прекрасно понимают многие темы и заочно знакомы с ней через родителей и воспитателей. Именно это сыграет здесь важную роль, ведь ребенок 6–7 лет может самостоятельно осознать многие термины, следовательно, обучающий процесс будет значительно ускорен. К примеру, аналогичный объем информации для средней и младшей группы не выйдет изучить за столь короткий срок, а план его реализации может затянуться на месяц или более.

Алгоритм реализации проекта "Воспитываем патриотов" в детском саду

этапы

содержание

цель

познание

День победы

Конструирование из бумаги

«Летят самолеты» 

Познакомить с традициями празднования Дня Победы.

Рассказать о значении этого праздника для нашей страны, воспитывать внимательное и заботливое отношение к ветеранам

Продолжать учить детей создавать поделки по чертежу. Развивать умение самостоятельно делать сам чертёж по клеткам, опираясь на образец. Закреплять навыки работы с карандашом и линейкой, а также с бумагой.

коммуникация

«Аты - баты, шли солдаты» 

«Это праздник со слезами на глазах» 

- побуждать детей вступать в игровое речевое взаимодействие

- уточнить их представления о структуре рассказа, учить анализировать текст и пересказать его

- активировать прилагательные. Обобщать словарь образными словами и выражениями

- обогащать представления детей об отдельных эпизодах в истории страны

- воспитывать чувство патриотизма на конкретных примерах

Чтение художественной литературы

«Горбушка» Б. Алмазова 

- формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям

- вызвать интерес к истории родной страны

социализация

- Поздравление жителей района с Днем Победы

- экскурсия детей к памятнику павшим солдатам

- создание уголка памяти

- познакомить с традициями празднования Дня Победы

- обогащать эмоциональную сферу детей

- формировать нравственные и патриотические чувства

- приобщать к традиционным российским ценностям

- воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам

Художественное творчество

Рисование

«Праздничный салют» 

Аппликация

«Голуби на крыше» 

Оформление стенгазеты

«Война глазами детей»

- инициировать поиск детей выразительных средств для изображения праздничного салюта.

- вызвать интерес к созданию образных и глубоких по смыслу композиций.

- развивать чувство цвета.

- учить создавать коллективную композицию, по-разному размещая вырезанные элементы

- совершенствовать технику аппликации

- развивать чувство цвета и композиции

- продолжать работу над формированием нравственного и патриотического чувства

- продолжать знакомить с некоторыми событиями, происходящими в нашей стране

Безопасность

Игра - занятия «Скорая помощь»

- учить детей накладывать друг другу повязки при различных ушибах и ранениях

- формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (знать правила оказания первой помощи)

Музыкальная

деятельность

Тематическое занятие, посвященное празднику Дню Победы

- поддерживать желание и умение воплощать в творческом движении настроение музыки и развитие музыкального образа

- развивать творческую активность и воображение в процессе инструментальной импровизации

В план работ по изучению патриотической подноготной включены и другие немаловажные темы. Рассмотрение тематики безопасности напрямую относятся в ОБЖ, которая также является ключевым уроком для подрастающего поколения.

Приурочив праздник, тематические выступления и лекции педагог сумеет закрыть несколько важных форматов, пройти важные к изучению темы и добиться максимального результата. Дополнительным удобством здесь может стать параллельное разделение работы между следующими группами людей:

  • Воспитатели группы в составе нескольких педагогов.
  • Музыкальный руководитель для проведения импровизированного или реального празднования с постановками, патриотическим песнями и прочим.
  • Преподаватель физической культуры, для проведения соревновательной части, импровизации строевой подготовки и прочего.
  • Медсестра. В части «Безопасности» с лекцией о первой помощи и наглядным пособием о работе медработников.
  • Родители или представители родительского комитета. Для похода к историческим памятникам, поздравления ветеранов, экскурсий городу и т.д.

Комплексная форма изучения патриотического события позволит не только добиться желаемого результата, но и создать оптимальные условия для их усвоения. Вдобавок педагог сможет закрыть и другие важные мероприятия, которые косвенно связаны именно с проведением торжеств, социальных, гражданских и патриотических праздников.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.