text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Семинары-практикумы для воспитателей ДОУ по ФГОС

  • 19 октября 2018
  • 208
Поскольку достойные воспитательно-образовательные результаты на этапе дошкольного образования могут обеспечить только педагоги с высокой профессиональной компетентностью, важное место в системе самообразования воспитателей занимают семинарско-практические мероприятия. 

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по ФГОС — особая форма организации повышения профессиональной компетентности педагогов, позволяющая объединить теорию и практику. Участники мероприятия делятся на группы для решения задач и выполнения заданий, имея ограниченное время, а после отчитываются о проделанной работе и достигнутых результатах. Внимание акцентируется больше на процессе работы, чем на результате, что позволяет максимально системно и глубоко изучить проблему. 

Семинары-практикумы для воспитателей ДОУ по ФГОС

Российская система дошкольного образования ориентирована на гармоничное, соответствующее возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста, которое предполагает создание гибкой, вариативной, научно обоснованной образовательной системы, отвечающей требованиям ФГОС. Условием реализации данных целей является высокая квалификация педработников и систематическая работа воспитателей над самообразованием. 

Нормативные требования к компетентности воспитателей отражены в локальных актах детского сада и квалификационных характеристиках должностей. Базовое образование, которое получили воспитатели, создает лишь предпосылки для формирования профессиональной компетентности, тогда как для решения образовательных и педагогических задач потребуется расширение горизонтов знаний. 
Поскольку методическая работа в детском саду должна быть выстроена таким образом, чтобы способствовать получению новых знаний и навыков, проявлению способностей педагогов и достижению высоких воспитательно-образовательных результатов с минимальными временными затратами. Одной из форм работы являются семинары-практикумы для воспитателей ДОУ по ФГОС, актуальные для молодых специалистов, воспитателей без специального образования и педагогов с большим опытом работы, но сложившимися стереотипами педагогической деятельности. Не зря нормативные документы органов управления системой образования подчеркивают необходимость изменения внутренней позиции воспитателя детского сада, ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности, что является условием принятия и реализации передовых педагогических идей. 
Если семинары для педагогов ДОУ нацелены на тщательный разбор и анализ выбранной темы, то практикумы предполагают решение практических ситуаций и обсуждение проблемных вопросов. Условиями успешного проведения семинара являются уверенность педагогов в практической ценности происходящего, их заинтересованность в повышении собственной компетентности и качества педагогической деятельности, наличие в ДОУ творческой образовательной среды для педработников. 
Очевидные преимущества семинарской формы занятий:
  • создание непрерывного действующего обучающего процесса в  учреждении;
  • повышение общепедагогической культуры, приобщение педагогов к экспериментально-исследовательской работе;
  • создание практически полезных и применимых на практике рекомендаций
  • стимулирование профессионального роста воспитателей и их творческой инициативы;
  • интенсивная самостоятельная работа педагога по разработке заданной темы;
  • непосредственный обмен педагогическим опытом, который происходит во время работы в группах или заслушивании аргументов коллег из других рабочих групп;
  • выполнение экспертной оценки учебных планов, пособий, авторских программ;
  • получение необходимой информации по основным направлениям развития ДОУ, педагогическим технологиям, программам;
  • выявление, изучение и анализ инновационного педагогического опыта с последующей его трансляцией.

В чем отличие семинаров-практикумов от обычных семинарских занятий?

Главное отличие семинаров-практикумов заключается в практической части заседания, обсуждениях и последующих выводах. Независимо от темы семинаров для воспитателей, они не подразумевают выполнение практической части, которая позволила бы лучше освоить приемы работы, на практике разобрать методики и технологии, оговоренные на заседании. В результате участники мероприятия не только приобретают полезные практические навыки, но и могут самостоятельно разрабатывать инновации, педагогические технологии или методики работы с воспитанниками. 
Практические семинары для воспитателей ДОУ по ФГОС позволяют обсуждать различные острые и важные темы, заслушивать мнения всех участников процесса, чтобы в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы. 

Технологии проведения семинаров для воспитателей

Семинар-практикум — мероприятие, позволяющее на практике применить полученные теоретические знания. На них участникам предстоит находить ответы на проблемные вопросы или предлагать варианты выхода из проблемных ситуаций. Работа может проводиться как индивидуально, так и в мини-группах. Для успешной реализации занятия важно выбрать актуальные темы семинаров для воспитателей ДОУ, которые затрагивают все вопросы жизнедеятельности учреждения и коллектива. 

При этом структура мероприятия подразумевает несколько важных этапов:
  1. Подготовительный. На этом этапе ответственный сотрудник изучает тему, определяет задачи мероприятия и в соответствии с ними формирует план занятия. Он подбирает необходимый теоретический материал и задания, которые позволят наилучшим образом усвоить информацию, применив ее на практике. Важно сформулировать желаемые результаты, чтобы в соответствии с ними оценить, в какой мере были достигнуты поставленные цели. 
  2. Организационный. Необходим для конкретизации проблемы и актуализации заявленной темы. Все участники мероприятия фронтально или в группах обсуждают тему (проблему), организатор может предложить выполнение психологических упражнений или различных заданий для создания комфортной для работы атмосферы в коллективе. 
  3. Теоретический. Семинар-практикум начинается с небольшой лекции по методике или психологии, оглашения важной информации, демонстрации презетации, описания спорной ситуации или события. Им может стать обновление законодательной базы, передовые педагогические технологии, методические рекомендации или конкретные примеры из педагогической практики. 
  4. Практический. Участникам мероприятия предлагается высказаться по поводу услышанного, вступить в дискуссию, самостоятельно или вместе с коллегами выполнить определенные задания. Этот этап отличается в зависимости от выбранной формы занятия («круглого стола», мастер-класса или деловой игры).
  5. Рефлексия. Независимо от темы семинаров для педагогов ДОУ этап рефлексии — оценки достигнутых результатов и хода занятия является обязательным. Он позволяет  сделать выводы по коллективной работе, оценить степень вовлеченности воспитателей в процесс самообразования. 

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Учебный курс «Совершенствование компетенций воспитателя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС»

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Приступайте к учебе бесплатно прямо сейчас

Проведение семинаров-практикумов для педагогов требует от ведущего свободного владения темой и информацией по ней. Им может быть педагог-дефектолог, логопед, психолог, заведующая детским садом или ее заместители, старший воспитатель — любой представитель педколлектива, который готов поделиться своими знаниями с другими, помогая применить изученное на практике. Ответственный за проведение мероприятия должен подойти к организации со всей серьезностью, используя актуальную методическую базу и технические средства (презентации, иллюстративный и раздаточный материал). 
Важно следовать некоторым рекомендациям по проведению семинаров в ДОУ для воспитателей:
  • время для заседания выбирается оптимальное для всех участников, что позволит добиться максимальной заинтересованности и создать доброжелательную атмосферу. 
  • перед выбором темы занятия важно оценить аудиторию, ее потребности и возможности, поскольку общий семинар для работников разных уровней подготовки может оказаться неэффективным;
  • строго регламентировать или по возможности следовать регламенту высказываний, чтобы не допустить обострения споров и ущемления прав участников мероприятия (как правило, на высказывание участника выделяется 20-25 минут, но можно ограничиться и 10);
  • необходимо следить за культурой общения участников заседания, толерантностью высказываний, допустима критика идей, но не личностей;
  • активное участие и пассивное слушание на занятии должны чередоваться, что позволит воспитателям дольше сохранять концентрацию (если заседания затягивается, разумно сделать перерыв на кофе или перекус).

Формы проведения семинаров для воспитателей в ДОУ

Цель проведения семинаров-практикумов ориентируется на достижение практического результата, а потому к наиболее популярным интерактивным формам проведения семинарских мероприятий для воспитателей детских садов относят:

Формы проведения Особенности
«Круглый стол»
В ходе подготовки семинара для воспитателей в формате «круглого стола», предполагающего обмен мнениями и заслушивание докладов специалистов, заблаговременно оглашается тема мероприятия и продолжительность занятия. Участники дискуссии могут в рамках темы подготовить вопросы, отдельные тезисы или развернутые доклады. Ведет мероприятие ведущий, который задает вопросы, следит за ходом дискуссии, управляя ею, а после резюмирует итоги. 
«Круглый стол» ставит целью предоставление возможности высказать свое мнение по теме собрания каждому его участнику. В завершении мероприятия участники могут сформулировать общий вывод или аргументировать собственные позиции. 
Семинарские занятия в формате «круглого стола» отличаются комфортной камерной атмосферой, простотой организации, отсутствием строго регламента и правил. 
Деловая игра
Деловая игра — эффективный метод применения теоретических знаний, способ механического накопления информации, который незаменим в семинарской работе с воспитателями. Занятия в таком формате позволяют лучше усвоить материал, они стимулируют творческие способности и навыки решения комплексных задач. 
Методика проведения деловых игр включает фактор состязательности и познавательного интереса, различая три модификации таких мероприятий:
  • имитационные — имитируется работа организации или учреждения с описанием его структуры и задач;
  • операционные — направлены на проработку выполнения заданных операций;
  • ролевые — распределяются роли для разыгрывания заданной ситуации и отработки алгоритма действий и тактики поведения участников. 
Деловые игры для воспитателей ДОУ способствуют:
  • эффективному рассмотрению проблемы;
  • получения навыка проведения анализа и оценки информации, концентрации внимания на основных аспектах проблемы;
  • практика ориентирования в нестандартных ситуациях, установления причинно-следственных связей.
Таким образом, моделируя определенную профессиональную или личностную ситуацию деловая игра позволяет находить ответы на поставленные вопросы в совместной деятельности. Решая задачи в формате деловой игры, воспитатели приобретают важный практический опыт, не неся ответственность в случае допущения ошибок. 
Важно при этом установить регламент, дать методические рекомендации, сделать четкое заключение и провести рефлексию. 
Мастер-класс
Лучшие семинары в ДОУ для воспитателей на практические темы проводятся в формате мастер-классов — экспериментальной деятельности, повышающей профессиональную компетентность специалистов. 
Семинарские занятия в формате мастер-класса незаменимы для:
  • расширения навыков воспитателей в экспериментировании;
  • стимулировании творческой и самостоятельной деятельности педагогов;
  • формирование условий для самосовершенствования в профессиональном плане и индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • рефлексии собственной квалификации и педагогического мастерства. 
На таких мероприятиях воспитатели в буквальном смысле перенимают опыт и навыки посредством показа приемов работы и прямого их комментирования. 
Проведение мастер-класса предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов, которые:
  • презентуют собравшимся свой педагогический опыт, обоснуют используемые педтехнологии или предлагаемые инновации;
  • представят собственную систему знаний или пример проекта занятия с подробным описанием ключевых методов и приемов работы с характеристикой их результативности;
  • проведут имитационное занятие, которое позволит продемонстрировать эффективность предлагаемых методик и приемов; 
  • позволят участникам создать собственные педтехнологии или модели работы на основании полученной информации (ведущий мастер-класса при этом направляет и организует деятельность участников);
  • проведут рефлексию мастер-класса и выскажут свое заключительное слово. 
Семинарское занятие в формате мастер-класса должно отражать актуальную для коллектива проблему, например, нетрадиционные педагогические методики, инновации и прочие. Если в мероприятии будут участвовать и дети, важно четко уяснить для себя, каких результатов должны добиться воспитанники и воспитатели после этого занятия. Занятие должно проходить в комфортной дружеской атмосфере, важно использовать мультимедиа или другие наглядные пособия, которые наилучшим образом проиллюстрируют затронутую тему. 
В зависимости от сложности выбранной тематики и желаемой степени ее охвата семинары для воспитателей ДОУ могут проводиться в одно или несколько занятий — своеобразный цикл заседаний, которые объединены общей тематикой. Использование различных форм семинарских занятий позволяет добиться максимальной их эффективности. С этой целью занятия проводятся с элементами брифингов, эстафет, консультаций, анкетирования, логических игр, дискуссий. При этом использованные формы проведения должны максимально дополнять друг друга, способствуя раскрытию темы. 

Темы семинаров для воспитателей ДОУ по ФГОС

Семинары-практикумы в детском саду позволяют повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов, улучшить их навыки взаимодействия с родителями и детьми. Темы семинаров для воспитателей ДОУ по ФГОС отражают задачи годового плана и актуальные запросы воспитателей. 

Чтобы правильно выбрать и сформулировать тему заседания, следует учитывать интересы педагогического коллектива, их способности, возможные пробелы в методических знаниях, которые можно восполнить на семинаре в ДОУ. Для определения круга методических задач и проблем достаточно:
  • систематически проводить анкетирование воспитателей, которое позволит выделить спектр вопросов, актуальных для изучения на семинарских занятиях;
  • использовать наблюдение за педагогическим процессом и анализировать различные виды контроля;
  • учитывать календарное планирование. 

Направление работы Задачи Примеры тем
Повышение методической компетентности Семинары-практикумы в ДОУ по ФГОС проводятся для получения знаний и умений, необходимых для реализации педагогической деятельности, повышения профессионального мастерства воспитателей, проведения самооценки педагогической деятельности, обобщения и систематизации знаний, совершенствования практических умений, активизации творческого потенциала педагогов
«Воспитатель-мастер своего дела»;
«Учимся проводить диагностику»;
«Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»;
«Проектная деятельность в ДОУ»;
«Педагогика общения и сотрудничества»;
«Современные технологии как инструмент управления качеством образования»;
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
Взаимодействие с родителями воспитанников  Повышение профессионального мастерства в вопросах общения с членам семей воспитанников и поиска новых форм взаимодействия с ними, освоение принципов конструктивного общения с родителями, систематизация знаний воспитателей касательно проблем во взаимодействии с родителями детей, знакомство с нетрадиционными формами работы с родителями
«Как успешно провести родительское собрание»;
«Инновационные формы работы с родителями»;
«Мостик понимания между родителями и ДОУ»
Работа с воспитанниками Семинары-практикумы, посвященные взаимодействию с воспитанниками, позволят углубить знания воспитателей касательно детской психологии и физиологии, практиковать передовые методики воспитания и обучения дошкольников. 
«Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»;
«Поговори со мной!»;
«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»;
«Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»;
«Воспитание дружеских отношений в игре»

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.