text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Социальное партнерство в ДОУ

  • 4 октября 2018
  • 59

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях внедрения ФГОС дошкольному учреждению важно, а нередко - просто необходимо, привлекать к процессу воспитания дополнительные резервы и образовательные ресурсы. Взаимодействие с социальными партнерами в детском саду является одним из таких резервов.

Формы и уровни социального партнерства в дошкольном учреждении

Социальное партнерство детского сада с заинтересованными лицами может реализовываться на различных уровнях:

  1. партнерство между социальными группами внутри системы дошкольного образования (социальными партнерами становятся педагогические советы ДОУ, объединения сотрудников детсадов - специалистов разного профиля, родители и родительские комитеты, методические объединения педагогов из разных учреждений и т.д.)

  2. партнерство сотрудников дошкольного учреждения с представителями других сфер (социальными партнерами ДОУ могут являться учреждения культуры, больницы, поликлиники, медицинские центры, общественные организации, фонды, районные и городские органы управления образованием, службы социальной защиты семьи и детей и т.д.)

  3. партнерство со меценатами, благотворительными организациями (социальными партнерами в детском саду могут быть коммерческие структуры, средства массовой информации и другие).

Социальное партнерство ДОУ и семьи

Несмотря на многообразие потенциальных партнеров детского сада, основной поддержкой и опорой ДОУ были и остаются семьи воспитанников. Отношение к родителям не как к потребителям услуг, но как к социальным партнерам может перевести процесс воспитания и образования на качественно более высокий уровень. По этой причине дошкольному учреждению к взаимодействию с семьями нужно относиться как к стратегическому направлению своей деятельности. Однако на практике такое сотрудничество часто носит лишь формальный характер, то есть воспитатели взаимодействуют с семьей исключительно в силу своих должностных обязанностей.

У такой педагогической “нечуткости” могут быть разные причины, среди которых:

  • неумение педагогов составить объективное представление о том, как в реальности происходит взаимодействие с семьями воспитанников;

  • низкий уровень умения проектировать, составлять план действий;

  • игнорирование интересов партнеров;

  • неумение объединяться с коллегами с целью преодоления стереотипов, перехода на новый уровень социального партнерства ДОУ и семьи.

Сложившиеся современные условия требуют изменения позиции детского сада в представлении роли родителей как субъектов образования. Функция детских садов - это не только воспитание детей, но и создание условий для педагогической образованности родителей, их активного участия во всех делах образовательного учреждения как равноправных партнеров, с равной ответственностью.  

Социальное партнерство ДОУ и семьи строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это полноправное партнерство, а не милосердие или благотворительность. Это поступки и совместно принятые решения, основанные на единодушии и разделяемой ответственности за проблему. Если обобщить, то социальное партнерство возникает в том случае, когда представители двух и более сторон начинают работать совместно, сообща, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Ключевой элемент, вокруг которого развивается социальное партнерство ДОУ и семьи - это социальная проблема. Серьезной социальной проблемой последних лет является низкий уровень социальной грамотности детей и подростков. В дошкольном возрасте у воспитанников формируются базовые характеристики личности. Это уровень самооценки, сфера эмоций и потребностей, нравственные установки и ценности, психологические и социальные особенности в общении с людьми. В условиях неблагоприятной социальной среды, ограниченности контактов воспитанника этот процесс затруднен.

Изменения, коснувшиеся сегодня сферы дошкольного образования, направлены, в первую очередь, на улучшение его качества. А качество в значительной степени зависит от согласованности действий ДОУ с семьей и другими социальными партнерами. Положительный результат может быть достигнут только в случае, если рассматривать семью и дошкольное учреждение в рамках единого образовательного пространства. В свою очередь, это подразумевает тесное сотрудничество между родителями и педагогами на протяжении всего дошкольного периода.

Социальное партнерство ДОУ и семьи реализуется через следующие этапы  работы:

  • устанавливаются деловые контакты с семьями воспитанников;

  • родители обеспечиваются необходимым минимумом информации по психологии и педагогике, с помощью педагогов учатся общаться со своими детьми разными способами;

  • обеспечивается регулярное взаимодействие детей, родителей и воспитателей; члены семьи вовлекаются в педагогический процесс.

В настоящее время в системе организации социального партнерства ДОУ и семьи можно выделить традиционные (среди них - индивидуальные и коллективные) и нетрадиционные формы. Традиционные формы направлены на педагогическую образованность родителей. Педагоги знакомят родителей с возрастными особенностями детей, нюансами психологии на разных этапах формирования личности ребенка. В традиционном подходе мамам и папам передаются практические навыки воспитания детей.

К коллективным формам взаимодействия в рамках социального партнерства ДОУ и семьи относятся родительские собрания, семейные клубы, педагогические гостиные, дни открытых дверей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, родительские конференции, деловые и ролевые игры, семейные альбомы, организация библиотеки для родителей, практикумы, анкетирование, горячая линия, совместные праздники и развлечения и т.д.

К индивидуальным формам взаимодействия с социальными партнерами ДОУ относятся беседы, личные поручения, тематические консультации, посещение семьи воспитанника на дому.

К нетрадиционным формам взаимодействия с социальными партнерами в детском саду относятся: информационно-просветительские, творчески-продуктивные, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, обратная связь.

Условия организации социального партнерства в дошкольном учреждении

Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями как с социальными партнерами  может быть реализовано лишь при наличии определенных педагогических условий.

Такими условиями, в первую очередь, являются:

  • обеспечение информационной открытости дошкольного учреждения образования;

  • осознание всеми сотрудниками педагогического коллектива необходимости формирования партнерских отношений с семьями воспитанников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

  • реализация нескольких подходов к взаимодействию с родителями: диалогического, ориентированного на практическую деятельность, индивидуально-творческого;

  • использование инновационных форм в процессе взаимодействия.

Обязательное условие успешности социального партнерства в дошкольном учреждении - информированность родителей о результатах деятельности детсада. Руководству следует быть открытыми по отношению к семьям воспитанников, вовремя предоставлять отчетность, подводить итоги, поощрять активные семьи. Формы отчетности могут быть самыми разными: это могут быть публичные отчеты на сайте или печатные сводки, предоставляемые на родительских собраниях и в Дни открытых дверей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.