Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Как проводится диагностика в детском саду

  • 7 мая 2019
  • 2243
  • Средний балл: 0 из 5
Диагностика детей в детском саду — система педагогической деятельности, которая характеризуется изучением состояния воспитательно-образовательного процесса и результатов работы с детьми. Диагностическая работа заключается в установлении взаимосвязей, признаков и особенностей, позволяющих:
  • прогнозировать результаты воспитательной работы;
  • корректировать образовательный процесс и оптимизировать работу с группой;
  • оценивать результативность учебно-воспитательной деятельности;
  • осознавать степень сформированности навыков и качеств, необходимых для перехода на новый возрастной уровень. 

Диагностика детей в ДОУ: специфика и проблемы проведения

Диагностика в детском саду — предмет горячих споров методистов и педагогов, фактически запрещенный положениями ФГОС ДО (согласно п.4.3, целевые ориентиры не могут оцениваться в рамках педагогической или иной диагностики и сравниваться с реальными достижениями детей, в том числе для установления соответствия установленным требованиям подготовки и образовательной деятельности). Несмотря на то что диагностические процедуры не только не обязательны, но и фактически запрещены, согласно другим положениям ФГОС (п. 3.2.3), в ходе реализации образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития дошкольников в рамках педагогической диагностики. Подобная оценка проводится исключительно для индивидуализации образования, обеспечения мотивации, развития личности ребенка и его способностей в различных видах деятельности, а потому складывается из анализа освоения образовательных областей. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей предусмотрена для проведения во всех возрастных группах детей авторами таких одобренных Министерством программ ДО, как «От рождения до школы», «Истоки» , «Детство» и прочих. Периодичность педагогической диагностики устанавливается образовательной организацией (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»).

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации касательно организации диагностических процедур для оценки индивидуального развития детей, выявления особенностей и отклонений в развитии, которые следует использовать представителям администрации
-

Проблемный ребенок в детском саду: три эффективных решения


- Организуйте раннюю диагностику дисграфии и дислексии у детей

Согласно комментарию Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г № 08-249, оценка индивидуального развития детей реализуется в рамках ФГОС ДО в двух диагностических формах — педагогической и психологической. 
  • Первая — профессиональный инструмент педагога, оценка развития дошкольников, используемая для получения актуальной информации об эффективности педагогической работы воспитателя, так называемой «обратной связи» в ходе взаимодействия с детьми. Это механизм, используемый для исследования индивидуальных особенностей детей и перспектив их развития. Диагностические приемы применяются для получения актуальной информации о реальном уровне развития дошкольников и доступных методах коррекции педагогического процесса, разработке рекомендаций для родителей и педагогов по подготовке детей к школе. 
  • Вторая —  исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях. Психологическую диагностику проводят исключительно компетентные психологи и педагоги-психологи в качестве дополнительной меры и при условии согласия на это родителей (законных представителей) детей. Результаты психологического мониторинга используются для квалифицированной коррекции поведения и решения задач психологического сопровождения дошкольников. 
  • Дополнительным исследовательским инструментом выступает медицинская диагностика, предметом изучения которой является уровень физического развития и состояния здоровья детей. Проводят ее медицинские работники и педагоги.  
Необходимость проведения диагностических процедур определяется программой, более того, в рамках независимой оценки качества образования в ДОУ в ходе контроля над эффективностью работы педагогов может применяться педагогическая оценка дошкольников. В детском саду актуальность диагностических процедур обусловлена реализацией личностно-ориентированного подхода к построению психолого-педагогического процесса, тарифно-квалификационными характеристиками воспитателя и психолога, проведением своевременной оценки и анализа качества образования и уровня усвоения воспитанниками по всем направлениям и областям образовательных программ, реализуемых в ДОУ.
Функции педагогической диагностики
Диагностика детей в ДОУ осуществляется участниками педагогического состава, согласно их должностным обязанностям во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в повседневной жизни и во время образовательной деятельности. Крайне важно понимать, что диагностика в ДОУ — это определение качеств и навыков малыша по объективному мнению всех педагогов (воспитателя, детского психолога, логопеда, инструктора по физической подготовке, музыкального руководителя, учителя иностранных языков и других дополнительных (обязательных) дисциплин), которые осуществляют воспитательный процесс. Диагностическое наблюдение проводится для всех возрастных групп в течение учебного года, поскольку на основании полученных данных педагоги делают выводы, используя их для адаптации и корректировки образовательно-воспитательного процесса, оказания помощи воспитанникам, отображения динамики формирования компетенций и навыков, создания психолого-педагогической оценки качестве воспитательно-образовательного процесса в детском саду. 
Важно подчеркнуть, что учет показателей осуществляется не в цифровой, а в вербальной форме: «сформирован», «не сформирован», «находится на стадии становления». В качестве оценочных характеристик диагностики развития ребенка в ДОУ используются:
  • внешние особенности поведения;
  • деятельностные умения воспитанника;
  • склонности, предпочтения и интересы;
  • специфика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • личностные особенности. 
Отказ от диагностических процедур, ориентированных на индивидуализацию образования, лишит педработников возможности отслеживать динамику становления дошкольников, создавать и пополнять портфолио воспитанников результатами их работы и достижений, без чего может утратиться преемственность дошкольного и школьного образования. 
К сожалению, современная практика проведения диагностики дошкольников омрачена рядом негативных тенденций:
  1. Педработники используют не апробированные, педагогически неэффективные, не имеющие практической и научной ценности методики.
  2. Воспитатели испытывают сложности с выбором дидактического материала, используемого для формулировки заданий, с пониманием критериев оценки. 
  3. К диагностическим процедурам привлекаются некомпетентные работники детского сада. 
  4. Результаты диагностики не используются по назначению (для организации жизнедеятельности детей, коррекции учебно-воспитательного процесса), разглашаются третьим лицам или подводятся «для галочки». 
Подобные негативные тенденции в дошкольных образовательных учреждениях спровоцированы недостаточной кадровой, методической и финансовой обеспеченностью детских садов, отсутствием у работников знаний в области педагогической и психодиагностики. Поскольку самые эффективные диагностические методики основываются на свободе интерпретации результатов, только в руках квалифицированного специалиста они смогут стать инструментов получения актуальной и точной информации об уровне индивидуального развития ребенка.  

Педагогическая диагностика в детском саду 

Проводится классическая педагогическая или экспресс-диагностика воспитанников разных возрастных групп в промежутки времени, регулируемые Министерством образования РФ в конкретном округе. На начальных этапах это позволяет оценить общий уровень знаний, в старших группах изучается подготовка малыша к предстоящему переходу в школу и т.д. На самом деле целей у диагностирования достаточно много, как и дисциплин, тематик и направлений, по которым они проводятся. Для построения индивидуального образовательного маршрута и решения актуальных учебно-воспитательных задач проводится педагогическая диагностика в ДОУ, предметом которой является индивидуальное развитие дошкольников. Мониторинговые процедуры направлены на:
  • понимание мотивов, движущих поступками ребенка;
  • оценку скрытых резервов и личностного потенциала;
  • прогнозирование поведения дошкольника;
  • познание индивидуальности воспитанника. 
Диагностика развития детей необходима в первую очередь для самого ребенка. Именно с помощью этой системы оценки знаний и подготовки педагоги могут планировать дальнейшую систему развития и образования в ДОУ. Также эта информация несет индивидуальный характер и заносится в личное дело каждого малыша, для дальнейшего изучения будущими преподавателями. Целевые ориентиры диагностирования напрямую зависят от возрастной группы детей и заключаются в:
  • выявлении степени соответствия знаний, согласно возрастной группе и методике образования в конкретной группе ДОУ;
  • получении совокупной информации от всего педагогического состава, у которого обучается конкретный воспитанник;
  • выявлении возможных проблем в психологическом, физическом или социальном развитии малыша для своевременной разработки специальной образовательной программы;
  • определении необходимости корректировки обучения согласно потребностям конкретного ребенка;
  • выявлении знаний и уровня подготовки для перехода из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу.
Педагогическая диагностика позволяет определить продвижение детей в освоении образовательной программы, уровень компетентности их в когнитивной, эмоционально-чувственной, мотивационно-потребностной и поведенческой сферах. Педагог оценивает не ребенка, а эффективность своей профессиональной деятельности, делая выводы по поведению, характеру взаимодействия с окружающими и результатам деятельности воспитанника. Опытные педагоги знают, как проводится диагностика в детском саду, а потому неизменно следуют правилам педагогического исследования, которое:
  • проводится в первой половине дня в условиях, соответствующим нормам СанПиНа;
  • осуществляется при участии одного взрослого в спокойной и комфортной для ребенка обстановке (недопустимо использовать для этого административные помещения, медкабинет);
  • не стоит принуждать ребенка выполнять задания, делать диагностические процедуры утомительными и длительными (в зависимости от возраста дошкольника они не должны занимать более 10-40 минут), подсказывать или торопить малыша. 

Методика и принципы проведения диагностических процедур в ДОУ

Педагоги в ходе мониторинговых процедур стремятся максимально познать и понять дошкольника, а потому для диагностики используют малоформализованные методы — наблюдение проявлений ребенка в общении и деятельности, свободные беседа, а реже — анализ продуктов деятельности воспитанников, психолого-педагогические тесты и диагностические ситуации. 
Основные методы педагогической диагностики

Метод Характеристика
Наблюдение
Под педагогическим наблюдением понимают восприятие и познание уникальной картины развития ребенка, проявлений индивидуальных черт и характеристик, отражающих жизнь воспитанника. 
Наблюдение осуществляют в комфортных для ребенка условиях (на прогулке или в группе. Технология наблюдения предполагает последовательную постановку целей и задач, выбор воспитанников, ситуации наблюдения и способа фиксации результатов. Важно тщательно фиксировать все свои наблюдения, что в дальнейшем поможет выявить тенденции и динамику развития малыша, не просто зафиксировать свершившийся факт, но и проанализировать его. 
Диагностика детей в ДОУ по ФГОС, выполняемая методом наблюдения, может быть сопряжена с некоторыми сложностями: субъективизмом наблюдателя, преждевременными выводами, некомпетентным анализом.
Получение ответов от детей Воспитатели получают необходимую для диагностику информацию в качестве ответов на свои вопросы. Особое значение при этом имеет форма постановки вопроса и ситуация, в которой он был поставлен. При этом не нужно настаивать на определенной форме ответа: ребенок должен иметь свободу выбора формулировки. Чтобы получить ответ, нужно убедиться, что ребенок правильно понял вопрос, а если малыш затрудняется с ответом, не нужно торопить его, лучше предоставить возможность разобраться самостоятельно. 
Сохранение продуктов детской деятельности Демонстрацией прогресса индивидуального развития детей являются рисунки, написанные цифры и буквы, предметы ручного труда и прикладного искусства, созданные воспитанниками. Собирая их в портфолио, воспитатель может отследить не только динамику развития способностей ребенка, но также его интересы, увлечения, свободу самовыражения и уровень владения навыками. 

Педагогическая диагностика детей в детском саду осуществляется в соответствии с обуславливающими специфику образовательного процесса принципами:
  1. Объективности — отказ от субъективных оценочных суждений и предвзятого отношения, стремление к адекватности и объективности оценивания полученных данных. 
  2. Комплексности — для оценки уровня индивидуального развития используются данные всех образовательных областей и аспектов развития, поскольку ни одна из сфер не может рассматриваться обособленно, не оказывая влияния на другие. 
  3. Процессуальности — личность ребенка оценивают в динамике ее развития, что позволяет выявлять закономерности, социокультурные и половозрастные особенности индивидуально-личностного становления. 
  4. Компетентности — педагог действует в рамках своей компетенции и знаний, принимая решения в тех сферах, в которых он имеет глубокие познания и опыт, следует принципам безопасности диагностируемого, взвешенности и рациональности использования сведений мониторинга. 
  5. Законности — процедуры осуществляются в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», приказами заведующего, решениями педсовета и другими нормативно-правовыми актами
  6. Персонализации — отклонения от нормы не рассматриваются как негативные аспекты, а как индивидуальные проявления, согласно которым формируются индивидуальные пути развития воспитанников. 
  7. Научности — диагностическая деятельность базируется на результатах научных исследованиях, что обеспечивает научную обоснованность выбранных методов, изучаемых показателей, форм и принципов обследования.
  8. Этичности — ввиду отсутствия единого этического кодекса диагностической работы, исследования проводятся при условии благополучия всех его участников, непредвзятого отношения к ним, соблюдения конфиденциальности, привлечения только компетентных специалистов с согласия родителей испытуемого. 
Проектирование и реализация диагностических процедур предполагают осуществление пять последовательных этапов:
  1. Проектирование — педагоги определяют целевые ориентиры оценки индивидуального развития детей. На этом этапе определяют, как и зачем будет проводиться диагностика, что будет ее целью, а исходя из этого — выбирают методы получения и анализа результатов. 
  2. Практика — осуществление диагностических процедур, для чего обозначаются временные рамки проведения, назначаются ответственные, определяются способы фиксации и оценки результатов.
  3. Аналитика — полученные в ходе диагностики детей в ДОУ сведения анализируются, благодаря чему воспитатели выясняют, что повлияло на получение тех или иных результатов, на разницу уровня индивидуального развития дошкольников одной возрастной группы. Анализ позволяет установить причины того или иного проявления.
  4. Интерпретация данных — педагоги стремятся понять ребенка, используя количественные показатели, которые, как известно, можно трактовать по-разному, чтобы прогнозировать результаты его развития.
  5. Постановка целей — воспитатель определяет образовательные задачи для каждого дошкольника или группы детей, учитывая сильные и слабые стороны воспитанников, выявленные в ходе диагностики. 
В результате воспитатели получают данные, делают выводы, на основании которых могут прогнозировать действия ребенка в различных ситуациях, вмешиваются в ситуации, требующие помощи педагога, поддерживают детей, стимулируют развитие их способностей и инициатив. 
Результативность педагогической диагностики детей с ОВЗ в ДОУ, как и исследования других воспитанников детского сада оценивается согласно количественным и качественным критериям, которые тщательно и предельно объективно формулируют, чтобы они охватывали основные аспекты исследуемого. Ввиду того, что педагогическая диагностика носит двойственный характер, ориентируясь не только на улучшение образовательного процесса и уровня развития дошкольников, но и на самосовершенствование воспитателя, развитие его педагогического мастерства, выделяют следующие критерии:
  • количественные — оцениваются по интервальной шкале и позволяют применять экспертные методы для анализа педагогических процессов, а потому к ним относят коэффициент усвоения и прочности усвоения учебного материала, объемы усвоенных знаний и подобные;
  • качественные — умение использовать знания на практике, уровень знания и понимания учебного материала, овладения интеллектуальными навыками и прочие. 

Психологическая диагностика детей в ДОУ

Чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, обладающему при поступлении в детский сад комплексом устоявшихся черт характера, целесообразно предложить родителям проведение психологической диагностики в детском саду. Исследование позволит проанализировать психоречевое развитие малыша, врожденные способности, особенности его поведения и мышления, адаптационные навыки, на основании чего подбирается оптимальная коррекционная методика. 

В справочной системе «Образование» собрана информация о проведении психодиагностических процедур в детском саду, необходимых для оценки уровня развития детей, выявления отклонений и особенностей развития, оказания необходимой помощи

В детском саду практикуется:
  • профориентационная и диагностика готовности к школе;
  • исследование раннего развития, предрасположенности к заболеваниям;
  • диагностика совместимости, психологического состояния и другие. 
Отличия между психологической и педагогической диагностикой детей

Критерий Психологическая диагностика Педагогическая диагностика
Цель проведения Психодиагностика используется для выявления проблем и их квалифицированной коррекции. Цель процедур заключается в отнесении уровня развития дошкольника к отклоняющемуся, нормальному или условно нормальному, получении количественных данных (баллы и уровни), а затем проведение качественного их анализа. Педагогическая диагностика направлена на развитие и адаптацию учебно-образовательного процесса потребностям и возможностям детей. Целью процедур является содержательная характеристика явления и качественный анализ данных
Место проведения Осуществляется преимущественно в кабинете психолога или педагога-психолога в непривычной для детей обстановке.  Проводится воспитателем в привычной для воспитанников детского сада обстановке в ходе реализации образовательной деятельности или режимных моментов (в помещении группы, во время прогулки или занятий).
Характер проведения Имеет однократный характер, ограничивается несколькими часами и несколькими выбранными для использования методиками (тестами).  Длительный по времени процесс, результаты которого складываются из небольших частных оценок и наблюдений.
Фиксация данных Данные психологической диагностики ребенка в ДОУ фиксируются в специальных протоколах по установленной форме.  Педагог самостоятельно определяет форму регистрации результатов диагностических процедур, используя для этого карты развития, специальные таблицы или дневники. 

На психологическую диагностику детей в детском саду влияет не только особое состояние современной детской популяции, но и недостаточность психометрического и феноменологического подхода, размытие понятия нормы, что вынуждает психологов пребывать в постоянном поиске методов, средств и идей для обследования, анализа и поддержки детей в ДОУ, применять интегративное видение проблем и общие знания разнородных технологий и инструментов. 
Диагностика в ДОУ, как правило, предполагает несколько этапов обследования детей:
  1. Скрининговое тестирование — исследуется группа детей одного возраста, анализируются адаптивные и творческие способности. 
  2. Целевое (углубленное) тестирование — применяется к детям, имеющим особенности или отклонения в развитии, интеллектуальные или творческие способности и проводится в группах, сформированных по возрастному принципу или общности отклонений/особенностей.
  3. Динамическое — необходима для определения адаптационных ресурсов и восприимчивости ребенка к обучению.
  4. Итоговое (включает наблюдательный, экспериментальный и тестовый этап)  — с его помощью психолог делает заключительные выводы о психологическом состоянии и уровне развития ребенка.

Как проводится диагностика в детском саду

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

Как проводится диагностика в детском саду Как проводится диагностика в детском саду Как проводится диагностика в детском саду Как проводится диагностика в детском саду

Чтобы исследование было эффективным, а его результаты — достоверными, необходимо следовать правилам проведения диагностики в детском саду. Диагностические процедуры проводят в установленные Министерством наиболее работоспособные у детей дни (вторник и среда) в первой половине дня. Наблюдение осуществляется в доброжелательной и комфортной обстановке, в которой с дошкольником работает один воспитатель или психолог (родители могут присутствовать). Нельзя принуждать к нему воспитанника, а если он плохо себя чувствует или не настроен на общение, диагностику лучше отложить. 
Специалисту важно учитывать эмоциональное состояние малыша, чей эмоциональный фон должен быть характерным, а не ситуативным. Чтобы дошкольник положительно воспринял диагностическое обследование, его необходимо заинтересовать, увлечь, поиграть с ним, чтобы малыш доверился и привык к новому взрослому. На этапе дошкольного детства нервная система еще не до конца сформирована, потому детям противопоказаны длительные эмоциональные нагрузки, следовательно, занятие с психологом не может длиться более 40 минут (для астеничных детей — 20-30). Более того, концентрироваться нужно на качестве, а не количестве задействованных методик, позволяющих составить наиболее объективную картину психического развития малыша. 
Негласные правила проведения диагностики в ДОУ регламентируют постепенное усложнение методик, что позволит выработать у малыша ощущение успеха. В целом психологическая диагностика должна приносить ребенку положительные эмоции, потому, следуя логике построения исследования, сперва применяются методики оценки мотивационно-потребностной и познавательной сфер, а после — эмоционально-личностной. 
Важно, что независимо от результатов, их не обсуждают с родителями при воспитаннике, но обязательно оглашают в конфиденциальной обстановке, чтобы в дальнейшем разработать план индивидуальной работы с малышом. Исследования могут проводиться как вербальными (поскольку дети уже в достаточной степени владеют речью), так и невербальными методами. В первом случае психолог и воспитатель работают в паре: первый в игровой форме задает вопросы, а второй — наблюдает за эмоциональным и функциональным состоянием ребенка, его поведением. 

Разновидности диагностики в ДОУ: классическая и экспресс-процедура

Экспресс-диагностика в детском саду является одной из разновидностей исследовательской работы, которая использует интегральные показатели развития и комплексную характеристику личностного развития воспитанников. Заполняя специальные бланки, педагоги соотносят планируемые результаты освоения программы с реальными проявлениями деятельности и поведения дошкольника, оценивая результативность освоения программы. 
Экспресс-диагностика осуществляется комплексно без дифференциации аналитики по каждому параметру. По результатам экспресс-исследования оценивается целесообразность использования педагогической диагностики:
  • если отклонений в развитии нет, педагогическая диагностика не проводится, а образовательная работа ведется согласно плану и индивидуальным особенностям воспитанника;
  • если уровень развития не соответствует возрастным интегральным показателям, для более подробного исследования проявлений деятельности и поведения дошкольнику рекомендуют педагогическую диагностику. 
Стандартная педагогическая диагностика в детском саду проводится дважды в год: в декабре и мае, что позволяет оперативно корректировать воспитательно-образовательный процесс, конструировать педагогическую работу в определенной группе, планировать индивидуальную работу с детьми, которые нуждаются в педагогической поддержке. Разновидности педагогического мониторинга:
  1. Первичный (в начале учебного года) — выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).
  2. Промежуточный (в середине учебного года) — актуальна для дошкольников из группы риска, нуждающихся в корректировке образовательной деятельности, проводится для  выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы.
  3. Основной итоговый (в конце учебного года) — оценивание результатов освоения ООП воспитанниками, педагогической деятельности воспитателей, решения поставленных в начале года задач, определение перспектив дальнейшего развития детей с учетом новых задач.
  4. Оперативный (в рамках выбранной ООП) — оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.
Проведение диагностики детей в ДОУ предполагает следующую систему оценки:
  • «достаточный» —  исследуемый показатель сформирован и наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности;
  • «уровень, близкий к достаточному» — показатель находится в состоянии становления, проявляется несистемно, что зачастую связано с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а не с отставанием в развитии;
  • «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям программы должна строится в соответствии с планом;
  • «недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка — ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.
Все результаты диагностики детей в ДОУ интерпретируются согласно алгоритму и вносятся в карты развития воспитанников и диагностические таблицы. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.