Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Система управления дошкольным образовательным учреждением

  • 21 сентября 2018
  • 195

Хорошо, что на законодательном уровне существует особый порядок проверки и управленческой этики, ведь это забота о благосостоянии, здоровье и эмоциональной стабильности ребенка. Что касается внутреннего строя, то стандартная модель управления неприменима к подобным заведениям. Фактически, существует группа лиц, ответственная за различные аспекты существования дошкольного образовательного учреждения, которой в той или иной мере подчиняются остальные сотрудники.

Управляющая система ДОУ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) четко регулируют порядок и правила деятельности всех сотрудников детских садов. Распространяются эти стандарты на все виды садов, от ясельных до подготовительных групп. Также порядок управляющей системы един для государственных и частных ДОУ. За некоторыми изменениями он применим и для детских садов неполного дня, других дошкольных воспитательных и учебных центров.

Планирование

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


-

7 ошибок при создании коллегиальных органов управления

 (важно)

Как разгрузить себя: правила делегирования полномочий

 (правила и тест для самопроверки)

Единая управляющая система в ДОУ выглядит следующим образом

Система управления дошкольным образовательным учреждением

На графике четко можно выделить системный подход к управлению, как в любых серьезных организациях. Управление ДОУ этапное, где каждый руководитель отвечает за вверенную ему отрасль. Самые важные аспекты контролируются несколькими руководящими должностями, но все в порядке подчинения. Если за один и тот же аспект отвечает сразу несколько руководителей, то результаты их надзора обязаны совпадать.

Как пример тройного надзора можно отметить систему питания детей, где продукты от поступления до выдачи на кухне проходят документально через заведующего, мед.сестру и повара. Если хотя бы одной подписи о качестве поставки нет, продукты обязаны заменить. Следовательно, при возникновении проблем с питанием ответственность несут все участники.

Планирование

Органы управления образовательной организацией

Терминология согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и закондательству РФ

Подобная система управления ДОУ принята общественностью как самая надежная, исключающая возможные ошибки по невнимательности или другой причине. Фактически, каждый из участников приема пищевых продуктов дорожит своим рабочим местом, несет административную и криминальную ответственность перед государством и общественностью. С учетом того, что в каждом образовательном заведении одновременно работают сразу три управляющих системы, качество управленческой деятельности существенно возрастает.

Управление воспитательным процессом в детском саду

Существуют некоторые отрасли деятельности ДОУ, которые не задействуют ту или иную систему управления. Так, медицинская сестра или завхоз не имеет прямого доступа к воспитательно-образовательному процессу, так и наоборот, воспитатель не влияет на работу медицинского работника, хотя деятельность обеих групп тесно соприкасаются.

Управление воспитательно-образовательным процессом осуществляет заведующий детским садом, старший воспитатель и штат воспитателем. Здесь система взаимной помощи действует на самом примитивном уровне:

  1. Заведующий раздает общий наряд, исходя из указаний Министерства образования.
  2. Старший воспитатель распределяет задания по группам рабочих, в зависимости от возраста воспитанников и особенностей конкретного воспитательного процесса.
  3. Воспитатель с младшим воспитателем разрабатывают план работ, ведут журнал.
  4. Старший воспитатель, основываясь на записях в методичке и журнале, составляет отчет о проделанной работе и передает информацию руководству.
  5. Заведующий отчитывает о нормальной работе всего ДОУ перед районным образовательным центром и т.д.

На основании отчета заведующего выдаются новые указания, и принцип работы повторяется. Благо, что на воспитательный процесс прямого воздействия нет ни у одной другой системы управления. Это позволяет существенно сократить отвлеченность детей от образовательного процесса.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Управление образовательной организацией"

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Системы управления ДОУ

Как уже было сказано, управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется сразу тремя внутренними системами. Каждая из них является индивидуальной или коллегиальной, в зависимости от прямых задач и вопросов, которые группа может решить.

Альтернативой классической управленческой системы является коллегиальная.

Коллегиальное управление имеет следующее строение:

Система управления дошкольным образовательным учреждениемВо главе с заведующим выступают советы и комитеты, которые так или иначе решают общие вопросы по благосостоянию детского сада. Фактически, коллегиальная система является второй по списку, но не по значимости, ведь разные системы имеют воздействие на разные аспекты существования дошкольного образовательного учреждения.

Обе эти структуры не являются нерушимыми, они могут изменяться и взаимодействовать в зависимости от потребностей ДОУ, в связи или вопреки его развитию. Как следствие могут появляться смешанные типы управленческой власти внутри дошкольного учреждения.

Структура систем ДОУ

За основу возьмем основные два режима управления. Благодаря этим двум основам можно рассмотреть порядок структурирования и подсистем.

Первой рассмотрим систему административного управления, ведь именно она является основной по сфере своей деятельности. Административная система управления имеет линейный порядок:

  1. Первым в списке находится управляющий дошкольным учреждением.
  2. В подчинении у верхнего списка находятся старшая медсестра, старший воспитатель, заведующих хозяйством и заместитель управляющего. Объектом их управления считаются сотрудники, соответствующие направлению деятельность второй линии.
  3. Третьими можно считать воспитателей, узкопрофильных специалистов и педагогический коллектив, а также обслуживающий персонал.

Вторая структура управления ДОУ по ФГОС ─ коллегиальная:

  1. Во главе опять стоит управляющий дошкольным учреждением, ведь именно этот человек, согласно документам отвечает за все аспекты деятельности детского сада.
  2. Во второй линии педагогический совет, родительский комитет, профсоюзный комитет и собрание работников.

Объектом управления в обоих случаях становятся действующие воспитанники детского сада и родители.

Структура административной системы управления становится особняком в рассмотрении вопросов руководства, ведь именно она отвечает за основные системы жизнедеятельности детского сада. Для более детального рассмотрения административной системы стоит разложить линии на составляющие подсистемы:

  1. Общий коллектив: состоит из сотрудников, воспитанников и родителей.
  2. Базовые принципы и обязанности: ценности, нормативно-правовую систему взаимодействия коллектива и т.д.
  3. Управление дошкольным учреждением: анализ поступления информации, планирование деятельности, организация и руководство образовательного процесса, урегулирование внутренних споров и другое.
  4. Педагогическая система: определение степеней образования, выбор образовательных структур, разработка уровней образовательного процесса.
  5. Образовательный процесс: организация и руководство над образовательным процессом и взаимодействием между педагогами и детьми.
  6. Жизнеобеспечение: организация и разработка финансово-экономических взаимоотношений, материально-технических, программно-методических, медико-оздоровительных, организационно-педагогических и т.д.

Все эти подсистемы должны работать под руководством одной из систем управления, при этом критичная (образующая ДОУ) пятая система управляется и регулируется сразу двумя видами управленческой деятельности.

Права, обязанности и цели управляющих структур в детском саду

Независимо от модели управления образовательным учреждением, каждая система имеет определенные обязанности, которые необходимо выполнять. Список конкретных задач предусмотрен законодательной частью государства. Так как внутренние управляющие структуры в каждой детском саду состоят из одинаковых составляющих частей, не лишним будет на конкретном примере рассмотреть основополагающие данные.

Каждое муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) урегулирует административные вопросы детского сада путем коллегиального рассмотрения важных вопросов. Попросту говоря на коллективном решении основывается жизнедеятельность детского сада. При необходимости привлекаются третьи лица в виде представителя районной администрации для удостоверения в законности принятых коллегией решений.

Управляющий детским садом и его обязанности

В качестве руководителя на должность управляющего могут быть приняты только педагоги, имеющие опыт управления государственной или частной структурой. Руководитель обязан знать и понимать основы управления образовательным учреждением, знать юридическую сторону управления на региональном и государственном уровне.

К управляющему применяются довольно строгие требования, такие как:

  • Знания правовых аспектов трудового, хозяйственного и административного законодательства.
  • Знание и соблюдение в вверенном учреждении правил техники безопасности, пожарное безопасности и охраны труда. Создание необходимых условий труда, согласно ФГОС.
  • Обязанность знать педагогику, психологию, знаний физиологии и гигиены, теорию и методы управления ДОУ.

ФГОС в управлении ДОУ вносит коррективы не только к требованиям относительно технического состояния детского сада, но и в отношения между детьми и педагогами, которые обязан регулировать управляющий персонал.

Организация жизнедеятельности детского сада

На должность управляющего не может попасть человек, который не знает как управлять детским садом. В случае, если после ухода руководителя в педколлективе нет человека отвечающего личностным и руководящим качествам, его привлекают со стороны. На плечи руководителя ложится не только организация рабочего процесса, но и многие базовые обязанности:

  • Осуществление управления детским садом согласно уставу и законодательству России.
  • Определение стратегий, задач и целей развития ДОУ. Подобные решения принимаются не самостоятельно, а в коллегиальной системе управления, но во главе с управляющим. Разрабатывают и принимаются новые программы развития.
  •  Определение штатных расписаний, структуру управления всем заведением, согласно правилам и правовым нормам.
  • Решение финансовых, административных и методических вопросов, как в министерстве, так и внутри детсада.
  • Администрация дошкольного образовательного учреждения обязана самостоятельно координировать, планировать и контролировать работу своих подведомственных структур.
  • Составление уставного порядка, распределение обязанностей между сотрудниками и консультация их по любым вопросам, касающихся организации рабочего процесса.
  • Создание всех условий для личностного и карьерного роста сотрудников. Поддержка инициативы повышения квалификации, получения высшего профильного образования и т.п.
  • В обязательные личностные качества руководителя ДОУ можно отнести разработку системы поощрений и стимуляции сотрудников для психологического равновесия в коллективе.
  • Распределение бюджетных средств, поступающих из всех возможных источников.
  • Обеспечение учета, своевременного пополнения и сохранности материальной базы. Учет, хранение документации, поддержку правил санитарно-гигиенических норм.
  • Контроль за реализацией образовательного процесса. Все программы принятые коллегиально или административно должны выполняться в срок и качественно. В особенности управления детским садом входит обязательная дошкольная подготовка.
  • Создание условий для соблюдений свобод и прав воспитанников, а также сотрудников детского сада.
  • Формирование штата сотрудников, и контингента воспитанников. Руководитель детсада является гарантом защиты людей, вверенных ему, в частности речь идет о малообеспеченных людях, детей сирот или оставшихся без опекунства. В случае, когда люди имеют отношение к вверенному детскому саду, обязанности по надзору ложатся на руководство.
  • При необходимости, обеспечение всех условий для встреч детей под его опекунством с родственниками. Обеспечение доступа к документации и территории вышестоящими и контролирующими органами.

Организовать успешное управление детским садом можно только при условии беспрекословного соблюдения всех перечисленных выше правил. Фактически, все организаторские и управленческие обязанности должен выполнять один человек.

В случаях, когда частично обязанности руководителя переходят на подчиненных (допускается подобное управление ДОУ в условиях реализации ФГОС), ответственность все равно будет нести именно высшее звено внутреннего самоуправления конкретного заведения. Обязательным будет и знание основ бухгалтерской и юридической деятельности, для исключения возможных правонарушений со стороны субъекта в отношении подчиненных, воспитанников или государства.

Все эти и многие другие качества руководителя ДОУ становятся основополагающими для создания оптимальной атмосферы в саду. Так как руководитель является главным органом самоуправления в обеих системах, именно личностные качества заведующего детским садом будут диктовать условия для построения рабочего порядка на вверенной ему территории. Не забывайте, что порядок работы заведения диктуется именно руководством, на основании заключения трудового договора с рабочими и детьми.

Не стоит забывать, что требования к управлению образовательными организациями формируются не только на уровне федеральной государственной организационной системой, но и коллегиальным советом, родителями, причастными к работе сада.  Главное, законность любых требований к конкретному лицу или учреждению в целом. О правовых аспектах можно узнать напрямую у заведующего или в районном/городском управлении. Несовершенство нормативно-правовых аспектов иногда усложняет взаимодействие между управляющим органом и человеком, но все вопросы можно решить при личной встрече с администрацией ДОУ вашего ребенка.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.