text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ

  • 11 октября 2018
  • 673

Пересмотр традиционных образовательных практик, обусловленный введением Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., базируется на идее повсеместной организации инклюзивного обучения — обеспечения конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), посредством создания специальных условий. Положения ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривают требования к ряду организационных компонентов:

  • структуре и объему адаптированных программных разработок;
  • кадровым, материально-техническим, правовым, финансовым условиям воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями;
  • результатам освоения воспитанниками с ОВЗ содержания адаптированных основных образовательных программ (АООП ДО).

Дети с ОВЗ в ДОУ: трактовка ФГОС

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; понятия, которое не является равнозначным терминам «ребенок-инвалид» или «ребенок с инвалидностью». Дети с ОВЗ в ДОУ по ФГОС — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

К числу детей с ОВЗ могут быть отнесены следующие категории дошкольников:

  1. С нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении.
  2. С дефектами зрения (слабовидящие, слепые).
  3. С задержкой психического развития — нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность к ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных).
  4. С тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии).
  5. С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза.
  6. С патологиями аутистического характера (синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития).
  7. Со сложными комплексными (множественными) дефектами развития. С тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

отвечает Елена Алёнина, директор Национального благотворительного фонда «Город без барьеров»

Показатель состояния здоровья детей возрастом от 0 до 18 лет определяют специалисты ПМПК посредством проведения специальных процедур тестирования, а также изучения медицинских заключений, выданных профильными врачами. Родителям (законным представителям) на руки выдается заключение установленного образца, в котором раскрывается уровень сформированности у ребенка основных интеллектуальных функций (восприятия, памяти, мышления, речи) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для организации эффектного учебно-воспитательного процесса с учетом имеющихся недостатков развития. При этом ФГОС для дошкольников с ОВЗ и другие законодательные документы рассматривают передачу заключения ПМПК в детский сад и другие образовательные организации как добровольное решение родителей.

ФГОС ДО для детей с ОВЗ

В противовес вышесказанному следует отметить, что статус инвалида присваивает Бюро медико-социальной экспертизы на основании оценки наличия стойкого расстройства основных функций организма, возникшего вследствие врожденных патологий, хронических заболеваний или травматизма. Получение дошкольником статуса инвалида не всегда требует организации специальных образовательных условий в ДОУ: так, дети, страдающие от хронических сердечно-сосудистых патологий, сахарного диабета, почечной или печеночной недостаточности, способны освоить образовательный минимум при условии строгого контроля состояния со стороны воспитателя и старшей медицинской сестры. Вместе с тем некоторые воспитанники могут иметь статус инвалида и пребывать на учете ПМПК — к их числу относятся малыши с множественными дефектами развития, слепые, глухие, способные передвигаться только в инвалидных колясках.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Учебный курс «Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО»

В программе — нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ДОУ, особенности организации инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования. За прохождение курса — удостоверение о профессиональной переподготовке. 

Попробуйте бесплатно!

ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ: основные положения

В рамках обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке Стандарта, основанного на идее системно-деятельностного подхода в обучении и сохранения преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.

Таким образом, к списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДОО относится:

  1. Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому — с учетом индивидуальных психофизических показателей.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.
  3. Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.
  4. Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.
  5. Создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.

Ввиду утверждения ФГОС ДО для детей с ОВЗ дошкольного возраста возрастают требования к типовой дошкольной образовательной организации по ряду направлений — в связи с необходимостью проектирования доступной среды (как следствие — поиска материального обеспечения для осуществления преобразований), обеспечения последовательного повышения квалификации воспитателей и формирования собственной методологической базы, проектирования АООП ДО и привлечения к сотрудничеству профильных специалистов — дефектологов, логопедов, психологов. Таким образом, реализация требований Стандарта по вопросам организации в детских садах системы инклюзивного образования требует комплексного всестороннего подхода и поиска практических возможностей для разрешения проблемных моментов, которые уже были отмечены методистами, руководителями ДОУ, воспитателями и представителями семей.

Какие условия необходимо создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО?

Согласно актуальным законодательным нормам, для обучения детей с ОВЗ согласно ФГОС ДОО дошкольная образовательная организация обязана обеспечить создание специальных условий с учетом актуального психофизического состояния воспитанников (в частности, гарантировать доступность предметно-развивающей среды в группах), а также последовательно разрабатывать и реализовывать АООП ДО.

К числу специальных образовательных условий, которые должны быть созданы в детском саду согласно требованиям Стандарта при условии предоставления представителями семьи заключения ПМПК (актуально для дошкольников с ОВЗ) или индивидуальной реабилитационной программы (для воспитанников с инвалидностью), следует отнести:

  1. Разработку специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.
  2. Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий.
  3. Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ (например, использование специальных карточек со знаковым обозначением букв шрифтом Брайля для слабовидящих или слепых детей).
  4. Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг.
  5. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством логопеда, дефектолога, психолога.
  6. Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам.
  7. Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.

С целью реализации положений ФГОС в ДОУ для детей с ОВЗ руководитель дошкольной образовательной организации вправе задействовать средства, полученные для выполнения государственного задания, обеспечения основной деятельности (если это предусмотрено бюджетной сметой) или целевые дотации, осваиваемые в рамках госпрограммы «Доступная среда».

Разработка и реализация АООП ДО для детей с ОВЗ с учетом ФГОС дошкольного образования

Положения ФГОС дошкольного образования закрепляет требования к структуре и содержанию программ, регламентирующих порядок реализации учебно-воспитательного комплекса, в том числе и для детей с ОВЗ. Специфика АООП ДО прослеживается, начиная с общих подходов к ее разработке, которая выполняется поэтапно.

Этапы разработки АООП ДО согласно ФГОС

Наименование этапов Содержание
Нормативный На основании данных мониторинга, определяющих необходимость разработки АООП с целью выполнения нормативных требований, издается приказ заведующей детского сада о необходимости создания рабочей группы, ответственной за проектирование адаптированной программной разработки с учетом возрастных потребностей дошкольников, чьи родители подали заключения ПМПК. Облегчить организационную работу по данному направлению можно при условии закрепления локальным актом порядка разработки АООП ДО. Также на данном этапе важно определить количество необходимых программных разработок.
Проектировочный Разработка конкретной, реалистичной цели и актуальных задач АООП ДО с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ в ДОУ согласно ФГОС, содержания программы и методов ее реализации с последующим утверждением разработки на педсовете.
Практический Реализация утвержденной программной разработки с обязательным привлечение узкопрофильных специалистов — дефектолога, логопеда, сурдопедагога, психолога. 
Рефлексивный Проводится оценка эффективности программы посредством фиксации достижений ребенка по ключевым параметрам психофизического развития.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе примерной основной программы и включает следующие разделы:

  1. Целевой, состоящий из пояснительной записки (содержит психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития дошкольника с ОВЗ, определение приоритетных целей и задач) и системы планирующих результатов освоения программного содержания, которые следует представить в виде целевых ориентиров по основным направлениям развития, в том числе и в вопросах осуществления коррекционной работы.
  2. Содержательный, определяющий содержание педагогической работы по пяти образовательным областям и коррекционной деятельности, проводимой с детьми с ОВЗ согласно ФГОС дошкольного образования, а также описание условий организации учебно-воспитательного процесса, порядка психолого-педагогического сопровождения, необходимое материально-техническое обеспечение и показатели его наличия.
  3. Организационный, в котором представлено описание специфики вышеперечисленных условий с учетом психофизических возможностей дошкольников с особыми образовательными потребностями.

На основании разработанной АООП ДО всеми специалистами детского сада — воспитателями, педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, детским психологом — разрабатывается рабочая программа, а также документы календарно-тематического планирования, которые могут при необходимости корректироваться и дополняться.

Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в ДОУ: подготовка воспитателей и методических материалов

В связи с организацией инклюзивного образования согласно ФГОС для дошкольников с ОВЗ возрастают требования к работе педагогов детского сада с семьями, испытывающими трудности взаимодействия с малышом, имеющим особые познавательные потребности. Помимо прочего, Стандарт направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей и повышения их компетенции в вопросах развития и воспитания, сохранения и укрепления здоровья деток с разными нарушениями развития. Педагоги ДОУ должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомит родителей с особенностями взаимодействия с их особенным малышом, оказывать посильную педагогическую поддержку, способствующую, в том числе, и успешному освоению программного материала.

В свете этого важно отметить, что на данный момент методическая база, на которую воспитатели ДОУ могут опереться при разработке АООП, при подборе методов, форм и особенностей педагогической работы с детками, имеющими особые образовательные потребности, а также членами их семей, остается несформированной, что усложняет процесс инклюзии и внедрения принципов ФГОС ДО. Система мониторинга достижений детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС также основана исключительно на личных разработках отдельных специалистов, что обуславливает необходимость дальнейшей методической работы по данному направлению. Еще одна актуальная проблема системы — необходимость оперативного повышения квалификации воспитателей, которую можно разрешить исключительно посредством осуществления комплексной работы по самообразованию.

Несмотря на озвученные проблемы, внедрение системы инклюзивного образования в детском саду внедряется в несколько этапов:

  1. Сбор сведений о ребенке. Проводится посредством фиксации опорных данных в картах обследования, с привлечением психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Полученные данные используются при разработке рабочей программы для дошкольника (или группы дошкольников) с особыми образовательными потребностями.
  2. Анализ полученной информации о ребенке с целью выявления вероятных затруднений и путей их преодоления.
  3. Определение коррекционно-образовательного маршрута. В ходе заседания ПМПК определяется возможность обеспечения оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС — во время общеобразовательных и коррекционных занятий, в индивидуальной работе. При необходимости составляет индивидуальная коррекционная программа, структурно состоящая из пояснительной записки, плана работы с дошкольником по различным образовательным направлениям и системы мониторинга достижений.
  4. Реализация рабочей программы, к которой следует привлечь всех участников коррекционно-образовательного процесса, а также медиков.

Материально-технические условия, необходимые для воспитания детей с ОВЗ в ДОУ

Коррекция и компенсация психоречевых недостатков у дошкольников с ОВЗ согласно ФГОС ДО обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля — специалистов, каждый из которых отвечает за отдельные показатели возрастного развития:

  1. Ответственные воспитатели организуют коррекционно-образовательную деятельность в ходе организации различных видов деткой активности, в режимных моментах с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм педагогической работы, а также поощряют самостоятельность детей с ОВЗ при выборе игр познавательно-речевой и общеразвивающей направленности.
  2. Педагог-логопед, дефектолог проводит коррекционную работу по преодолению речевых недостатков и общеразвивающую образовательно-коррекционную деятельность в ходе режимных моментов, используя комплексный подход к решению возникающих педагогических проблем, в т.ч. и за счет применения традиционных и нетрадиционных методов взаимодействия с дошкольниками.
  3. Музыкальный руководитель организует выполнение упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти, обучает основам логоритмики.
  4. Инструктор по физической культуре, опираясь на данные актуальных медицинских обследований, организует игры на развитие общей и мелкой моторики, формирование правильного дыхания, укрепление мышечного каркаса, формирование адекватной пространственной ориентации.

ФГОС дошкольного образования, разработанные и для детей с ОВЗ, предусматривает тесное сотрудничество воспитателей с семьями воспитанников с применением различных методов работы — посредством последовательного информирования родителей о ходе коррекционно-образовательного процесса (проведение Дней открытых дверей, выставок детского творчества, конкурсных программ, праздников, концертов, распространение информационных буклетов), организации «Школы родителей», для слушателей которой могут организоваться лекции с привлечением узкопрофильных специалистов, педагога-психолога, логопеда ДОУ, в ходе осуществления совместной деятельности (выполнение проектов, исследований, подготовка к праздникам). Огромное значение для достижения положительной динамики дошкольников с ОВЗ имеет мотивационная заинтересованность родителей, посещение ими консультаций, совместное выполнение коррекционно-развивающих упражнений.

В завершение хочется отметить, что реализация инклюзивного дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволяет скомпенсировать имеющиеся у малышей недостатки психофизического развития и открывает для детей с особыми образовательными потребностями безграничные возможности для успешной социализации и личностного развития, и, что немаловажно, отличные условия для уверенного перехода на следующую ступень обучения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.