Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Виды проектов в детском саду

  • 20 сентября 2018
  • 157

Особое внимание типам и видам проектов в детском саду начали уделять относительно недавно, когда Министерство образования перестроило общеобразовательный процесс, с ориентацией не на общее развитие ребенка, а на улучшение конкретных качеств, полезных для воспитанника.

Что такое проект в дошкольном заведении

Самым удачным сравнение с проектной деятельностью детского сада будет общеобразовательная система в Европе и Америке. По праву, такая система считается прогрессивной и современной, но в Российской Федерации она успешно адаптирована под потребности и менталитет нашего народа. Виды проектов в ДОУ определяют конкретную нишу развития ребенка, которой уделяется особое внимание.

Планирование

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми

 (важно)

Организация проектной деятельности с детьми с ОНР

 (основные принципы и содержание)

Еще до недавнего времени уклон в обучении на конкретный предмет или предметы наблюдались только в частных дошкольно-образовательных учреждениях, сегодня же, подобными планами могут похвастаться и государственные садики. В развитых европейских странах система образования основана на изучении и развитии конкретного умения у ребенка, начиная с детского сада, заканчивая ВУЗами.

Министерство образования РФ приняло решение, взять за основу опыт других государств, но с учетом ее усовершенствования. Сегодня типы проектов в ДОУ учитывают не только направление на один или несколько дисциплин, но и усиленное изучение базовых проектов. Фактически, изменений в обучающем проекте практически не произошло, разница лишь в дополнительной нагрузке на конкретную дисциплину.


Проектная деятельность предполагает определенный алгоритм действий, который включает несколько последовательно выделенных этапов.

Классификация проектов в ДОУ (основываясь на детской психологии)

Выделяется всего пять основных направлений, которые предлагаются родителю и малышу для изучения в детском саду. Психологи и дипломированные педагоги отмечают, что мозг ребенка в период развития податлив для изучения абсолютно любой, даже самой сложной дисциплины, поэтому значительно легче сформировать мышление малыша, вложив необходимые ему знания в голову, обучив азам его будущей профессии. Уже в раннем возрасте малыш может начать изучать более серьезные предметы, не забывая при этом базовых.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО"

За прохождение программы — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Родителям не стоит забивать голову ненужными вопросами и переживаниями о том, что ребенку будет в тягость изучение того или иного предмета. Следует лишь разузнать, чем отличаются проекты в ДОУ, какие бывают и что будет необходимым для ребенка в будущем.

Основная задача педагога в процессе проектной деятельности в ДОУ

Основную часть своего времени ребенок проводит в детском саду, под присмотром воспитателя и няни. Именно поэтому серьезная ответственность в выборе проекта ложиться именно на плечи педагога. Воспитатель прекрасно знает, какие существуют виды и типы проектов в ДОУ, в чем их отличия и т.д. Предложить родителям содействие в выборе дисциплине ─ первостепенная задача хорошего педагога, ведь именно он видит, какие у ребенка интересы и в какую сторону лучше развить мышление, в чем проявить себя ребенку будет интересней. Специалисты привели общую информацию для педагога о составлении планов на проекты с ребенком. Учитывайте, что данная категория деятельности подойдет не для каждого ребенка, это лишь общая информация для составления плана работ.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Правильный алгоритм взаимодействия взрослых и детей обязательно приведет к желаемому результату. Не стоит забывать, что в момент воспитательного процесса у вашего подопечного формируется личность, желания и цели. Важно не упустить момент и правильно определить необходимый вид проекта в ДОУ для ребенка.

Скачать книгу «Инклюзивный детский сад»
Скачать бесплатно в .pdf

Алгоритм взаимодействия ребенка и взрослого

Существует методическая литература для воспитателей детских садов, которая может отличаться по некоторым направлениям, но основная мысль всегда едина. Классификация проектов и их виды в ДОУ должны подразделяться по способностям и возрасту ребенка. Правильно преподнесенная информация в игровой форме не дадут ребенку заскучать, наоборот, побудит к самостоятельному проявлению инициативы в изучении и познании нового.

Согласно общему учению Виноградова Н.А. алгоритм взаимодействия между взрослым и ребенком необходимо разделить на периоды и шаги.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе (3-4 года)

Шаги

Содержание

1

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей

2

Постановка цели проекта, его мотивации

3

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

4

Совместное движение взрослых и детей к результату

5

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (5-6 лет)

Шаги

Содержание

1

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2

Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата

3

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта

4

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого

5

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6

Совместное определение перспективы развития проекта

 

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7 лет)

Шаги

Содержание

1

Постановка детей в определенные условия; Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2

Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

3

Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта

4

Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу

5

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6

Совместное определение перспективы развития проекта

Все этапы строго разделены, и строго соответствуют интересам ребенка. Не стоит проявлять излишнюю напористость, ведь это может подорвать авторитет воспитателя в глазах ребенка, и добиться результата в итоге будет значительно сложней.

Какие бывают основные виды проектов в ДОУ по ФГОС

Все аспекты воспитания ребенка строго регулируются Федеральной государственной образовательной системой. Уследить за постоянными изменениями в законодательной части достаточно сложно, но на сегодняшний день можно выделить пять основных видов проектов, предлагаемых в детских садах:

  1. Исследовательско-творческие. Подобные виды проектов в детском саду практически полностью имеют соответствие с настоящими научными исследовании. Проводятся всевозможные опыты, оформляются и «документируются» в виде отчетов для родителей, газет и прочего. Используется так называемый детский дизайн, где идея педагога воплощается ребенком в жизнь.
  2. Игровые. Иное название «ролевые». Используя образ знакомых детям персонажей решается поставленная перед ними задача. Вживаясь в образ сказочного героя или конкретного человека ребенок начинает мыслить иначе, развивая свое мышление.
  3. Ориентировочно-ознакомительные. Этот тип проекта в ДОУ предполагает сбор информации, анализ придуманной или реальной проблемы для ее решения. Обобщаются известные факты, предлагается изучать вопрос с большей скурпулезностью.
  4. Творческие. В качестве творческой задачи ребенку предлагается оформлять проведенный день в виде рисунков или дизайна.
  5. Практико-ориентированные. Для ценителей прикладных наук. Результаты ориентированы на общие социальные интересы группы состоящей из всех участников или конкретно выделенных личностей.

Все эти типы проектов в ДОУ по ФГОС могут применяться в большей или меньшей мере. Это напрямую зависит от возраста и вовлеченности ребенка. Самым любимым видом обучения является игровой, за счет чего, его часто используют в комплексе с другими вариантами. Психологи утверждают, что даже замкнутые и социально неактивные дети легко вживаются в роль любимых мультяшных персонажей или игрушек. Это позволяет им спрятать собственные боязни, говоря языком любимого персонажа.

Кроме приведенных в списке проектов существует целый ряд обучающих программ, нацеленных на развитие ребенка в комплексном порядке. Из-за их частого использования, подобным программа были даны названия, ведь в методических книжках такие образовательные процесс встречаются все больше. Стоит отметить, что виды проектов в детском саду по ФГОС не ограничены законодательно. Новые проекты могут разрабатывать на основе приведенного выше списка, путем его корректировки, полного изменения или совмещения.

Популярные типы проектов, используемые в детских садах

Для выбора оптимального курса обучающей программы педагог должен самостоятельно провести некую классификацию своих учеников, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность. Классификация проводится по следующим категориям:

  1. По количеству участников.
  2. По составу участников.
  3. По тематике.
  4. По продолжительности проекта в ДОУ.
  5. По целевой установке.
  6. По плану работ.

Каждый из перечисленных пунктов может существенно изменить планы работы на образовательный день. Игнорировать эти пункты нельзя, ведь всего одно неправильное определение и часть детей останется «за бортом» образовательного процесса на целый учебный день. В некоторых случаях, проведение таких работ требует основательной подготовки или предварительного рассмотрения нескольких видов проектов.

Отдельно стоит выделить комплексные типы проектной деятельности в ДОУ. О них родители узнают непосредственно у детей, ведь такие проекты с радостью и восхищением малыше пересказывают каждый день старшим, хвастаясь успехами. К комплексным типам проектов можно отнести:

  • комплексные разносторонние;
  • творческие;
  • межгрупповые;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • исследовательские.

Существуют полноценные курсы, прописанные в методах работ с детьми дошкольного возраста. О них вы можете узнать в профильной литературе или у коллег. Для детей разного возраста разумным будет примять те или иные виды проектов.

Сроки реализации проектов в группах разного возраста

Часто родители задают воспитателю резонный вопрос: какая длительность проектов в детском саду. Родителей нужно готовить к тому, что в зависимости от поставленной перед воспитателем задачей срок реализации конкретного проекта может меняться. Конкретных временных рамок в этом вопросе просто не существует, ведь ограничиваться одним-двумя днями можно только в краткосрочных видах проектов в ДОУ по ФГОС.

По временным рамкам все виды проектов образно можно поделить на четыре разновидности:

  • Долгосрочные. Полноценные программы, рассчитанные на адаптацию ребенка к конкретному времени года, тренду и т.п.
  • Средней срочности. Чаще всего это необязательные виды программ или виды проекта в ДОУ, предназначенные для перехода между сбалансированными программами, которые в последствие можно будет объединить с другими типами.
  • Краткосрочные. Привязаны к месту, группе или времени. Часто проводятся после правильной классификации категории.
  • Бессрочные. Растянутые программы, которые невозможно завершить по какой-либо причине. Как вариант, подобные воспитательные программы используются педагогом для «разбавления» долгосрочных, чтобы дети не заскучали, выполняя одну и ту же монотонную работу, играя в одинаковые игры и прочее.

Крайне важно донести родителям, что ограничивать программу по времени нельзя, только если это не предусмотрено или не рекомендовано психологами или администрацией. Незавершенная программа или сжатая в сроках принесет результат, но подобные виды проекта в ДОУ по ФГОС не рекомендованы.

Основные задачи развивающих проектов в ДОУ

Любой тип и вид проекта в ДОУ нацелен на конкретный результат. Стоит отметить, что именно благодаря узкопрофильной специализации конкретного проекта за ребенком наблюдается увеличенная активность в проявлении фантазии или личности.

Касательно конкретных задач, то не существует единой верной цели, ведь все они нивелируются конкретными случаями. В некоторых случаях важно сделать упор на творческое развитие и мышление, в других на социальную деятельность. Все напрямую зависит от категории детей в группе, их мышление и возраст. В общих чертах можно выделить всего несколько основных задач, на которые прямо или косвенно нацелены виды проектов в ДОУ:

  • Работа над психологической стабильностью и благополучием ребенка.
  • Работа над физическим состоянием детей.
  • Развитие творчества, индивидуального мышления и воображения.
  • Развитие социальных качеств, коммуникации и коммуникативных навыков.

Эти и другие задачи ежедневно стоят на первом месте в воспитании ребенка. Основную работу выполняет сам педагог, а многочисленные программы созданы лишь для облегчения работы воспитателей. Практически каждый вид проекта в ДОУ предусматривает его переработку и адаптацию к конкретному случаю.

Педагог должен четко понимать, что переработка проектов может сказаться на воспитании детей как позитивно, так и негативно. Важно консультироваться с администрацией детского сада и психологами, а также самостоятельно наблюдать за результатами, которых удалось добиться в конкретной группе.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.