Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ

  • 24 августа 2018
  • 418

Огромное влияние на развитие детей в садике оказывает среда, в которой они растут и обучаются. Обустроенность садика, наличие современной техники и мебели, уникальные уроки, индивидуальный подход к каждому малышу, авторские программы воспитания влияют на то, каким вырастет малыш.
Существуют определённые стандарты ФГОС, по которым происходит анализ эстетической среды в доу, анализ развивающей предметно-пространственной среды. Большинство садиков старается им следовать, внося небольшие коррективы. О том, какая должна быть развивающая среда в доу по ФГОС, узнаем дальше.

Основа предметно-развивающей среды

Обустройство и сущность развивающей среды в группе садика должна строиться так, чтобы каждый ребенок имел возможность полноценно развиваться, приобретать новые навыки, умения. Предметная среда по ФГОС в доу включает в себя пять обязательных пунктов:

  • Социально-коммуникативная;
  • Познавательная область;
  • Речевая;
  • Художественная и эстетическая;
  • Физическая.

В построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать ряд принципов, например, принцип дистанции и позиций при взаимодействии, активность и самостоятельность, творческая деятельность, динамичность и статичность, гибкость и комплексность, индивидуальный комфорт для каждого участника, сочетание привычных и неординарных качеств, открытость и закрытость, учёт половых особенностей. Если в предметно-развивающей среде учтены все эти принципы, ребенок развиваются наиболее полноценно, в эмоциональной и психологической безопасности, овладевает необходимыми умениями и навыками.

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда»
Скачать бесплатно в .pdf

Лучше всего принимать детей с раннего утра, встречая воспитанников в раздевалке, помогая раздеться и сложить вещи в индивидуальные ящики. Рядом стоит расположить уголок с информацией для родителей, там размещаются последние новости, объявления. некоторые садики стараются дополнительно устанавливать тренажеры в группах для улучшения физической формы ребенка, развития активности и подвижности, ловкости. Теперь можно использовать не лишь традиционные тренажеры, но и неординарные, которые создаются воспитателями и родителями. Подобные предметы можно использовать в играх, во время прогулок на улице, в группах.

При анализе предметно-пространственной среды группы стоит учитывать наличие учебного, творческого, бытового уголка. Желательно выполнять уголки в одном тоне, учитывая детское восприятие цветов и влияние на развитие мозга ребенка. Лучшие оттенки для оформления – желтый, голубой, белый, розовый, зеленый. В учебной зоне столы размещаются согласно требования санэпидстанции, со световой стороны. Доску размещают на уровне глаз детей.

При создании предметно-развивающей среды стоит учитывать умения и индивидуальные особенности каждого ребенка, возраст. Поэтому столы в учебной зоне устанавливаются с регулируемыми ножками, с маркировкой (учитывая возраст малыша). Так как есть дети с особыми требованиями к питанию, их столы маркируются особым цветом.

В учебной зоне можно поставить:

  • Творческий уголок;
  • Зону, посвященную природе;
  • Небольшую библиотеку;
  • Центр развития речи;
  • Уголок с настольными играми;
  • Музыкальный уголок;
  • Центр сенсорного развития и математических способностей.
Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Руководство развитием ДОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Особое внимание в последнее время уделяется творческому уголку, так как важно с детства увидеть в ребенке его творческие способности, развивать их, способствовать росту мастерства и развивать фантазию. В центре творчества можно разместить краски, лепку, аппликации. Здесь дети должны проводить около 30% от всего времени.

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ

Уголок природы в детском саду

При формировании познавательно-развивающей среды не меньше внимания уделяется формированию уголка природы. Главная задача – углубить знания детей о дикой природе, сформировать гражданскую позицию, провести эко-обучение, научить уходу и обращению с животными, растениями. В уголке можно разместить растения для изучения и ухода, поставить гербарии, наглядные материалы для изучения природы, схемы и погодный календарь.

Одно из последних нововведений – уголок экспериментирования, который можно приобщить к уголку природы. Тут размещаются опытные образцы (земля, листья, камни, овощи), инструменты для проведения опытов (мензурки, лупа, пробирки, упаковки для хранения). здесь дети могут заниматься только под контролем воспитателя.

Уголок сенсорного восприятия

Для совсем маленьких деток и их полноценного развития устанавливаются уголки с развитием сеносорики и моторики. Пластилин, тренажеры, работа с мелкими и крупными деталями способствуют развитию умственных способностей.

Рядом можно расположить библиотеку с обучающими книгами, художественной литературой, местом для чтения и иллюстрации. Если позволяет пространство, устанавливается театральный уголок, где проводятся выступления, публичное чтение.

Уголок развития речи в ДОУ

В уголке развития речи размещаются наглядные материалы, иллюстрации, схемы картинки с объяснением, алфавит, мультимедийные устройства и стулья для детей. Лучше поставить небольшие зеркала для каждого малыша, чтобы практиковать развитие речевого аппарата.

Музыкальный уголок

Чтобы ознакомить детей с музыкальными инструментами, привить любовь к музыке создается музыкальный уголок. Здесь можно обучить простым мелодиям, песенкам музыкальные плееры или другие мультимедийные устройства позволят воспроизвести детские песни, классическую музыку.

Игровой уголок

Больше всего места занимает игровая зона, где воспитатели занимаются творческом с детьми, развитием фантазии, речевых навыков, ролевыми играми, физической активностью и формируют доброжелательные отношения между всеми воспитанниками. Центральную часть занимает ковер, где собираются все дети. Вокруг расположена игровая и ролевая зона с куклами, машинами, конструктором (все подбирается согласно возрасту детей). мебель должна быть универсальной и функциональной, ее должно быть легко перемещать, трансформировать.

При анализе предметно-развивающей среды группы в доу нужно учитывать интересы обоих полов – девочек и мальчиков. Например, для девочек должны быть куклы, посуда, швейные машинки, мягкие игрушки, а для мальчиков – конструктор, машины, солдатики. Театральная зона может включать даже театр кукол, где каждый ребенок может принять участие и выбрать для себя персонажа. Важно устанавливать дополнительные стеллажи, полки и шкафы (в соответствии норм санэпидстанции), куда дети после игр будут убирать свои игрушки. большинство родителей старается своими силами создать уголок отдыха для детей, где часто устанавливается:

  • Кресла;
  • Пуфики;
  • Низкие столы;
  • Модули;
  • Ковры;
  • Зеркала для выявления чувств;
  • Баобаб;
  • Мягкие игрушки.

Здесь каждый малыш может провести время наедине с собой, отдохнуть, выразить истинные эмоции, переживания и даже гнев.

Предметно-развивающая среда должна быть сформирована так, чтобы каждый воспитанник садика мог полноценно развиваться, чувствовать себя комфортно, заниматься любимыми делами. Но главное – это безопасность и соответствие нормам ФГОС. Каждый элемент, игрушка и мебель в группе должны соответствовать требованиям безопасности, нормам здравоохранения и охраны труды, санитарным и пожарным нормам. для подтверждения в группе должны быть соответствующие сертификаты и разрешения от контролирующих служб. Важно следить:

  • Чтобы присутствовала маркировка на постельном;
  • Были одноразовые полотенца;
  • Правильное освещение;
  • Безопасная мебель и игрушки;
  • Столы и стулья были промаркирована, исходя из возраста детей и наличия отдельных особенностей;
  • У мебели не было острых углов;
  • Мебель была устойчивой и надежно закреплённой.

Основные критерии, которые должны быть в каждом садике и анализе предметно-развивающей среды доу:

  • Оборудованием отвечает всем нормам;
  • Игрушки оказывают полноценное эмоциональное, умственное и психологическое развитие;
  • Обстановка максимально схожа с домашней;
  • Мебель расставлена вдоль стен, чтобы освободить больше места для развития и игр детей;
  • Пространство разделено на тематические зоны;
  • Дети могут выбирать, какие тематические зоны посещать и в каком порядке.

Зона ролевых и тематических игр в детском саду

Некоторые садики размещают у себя в группах тематические и ролевые уголки. Цель такой зоны – обеспечить социализацию детей, привить им основные социальные нормы и правила. Так как основное влияние на социальное развитие детей происходит в кругу семьи, необходимо устраивать такие тематические игры, как хозяюшка, кухня, салон красоты, стройка, больница и магазин. Для усвоения информации и закрепления навыков применяют подвижные, ролевые, театрализованные игры.

Важно, чтобы дети сами решали, как использовать имеющееся пространство, могли играть на подоконниках, свободно доставать игрушки, собираться в группы, предлагать занятия и определять, в какой зоне проводить больше времени. Хотя, как показывает практика, больше всего малыши любят уголки творчества, театральные и экспериментальные зоны. Обязательно детей поощрять и выставлять работы на обозрение, чтобы стимулировать к дальнейшей работе. Если создать правильную познавательную среду в доу, в каждом ребенке проснется активность, самостоятельность, творческие способности, ответственность и желание проявлять инициативу. Мебель на колесиках, коврики, передвижные столы, маты помогут в процессе игры и творчества.

Что можно устанавливать в различных тематических зонах?

Каждая тематическая зона подразумевает размещение различных пособий, мебели, игрушек и техники. Вариативность и разнообразие – основные плюсы, поэтому каждый садик может подбирать элементы по своему усмотрению.

Для строительной зоны можно подобрать: мягкие модули, ковры, разные конструкторы, бросовый материал, машины, схемы и инструкции.

В игровой зоне можно использовать: муляжи, куклы, наборы одежды и посуды, медицинские приборы, домики, мебель для кукол, костюмы, небольшие ширмы, различные игровые наборы.

Для математической зоны подойдет: набор логических и дидактических игр, цветные палочки, наглядные пособия и учебники, альбомы с заданиями, головоломки.

Для творческой зоны можно использовать музыкальные инструменты, художественные пособия, наборы для рисования и лепки, наборы для создания аппликаций, поделки из дерева и камня, мультимедийные средства, альбомы, костюмы, плоскостные театры.

Анализ предметно-развивающей среды: выводы и заключения

Анализ предметно-развивающей среды в доу включает не только такие критерии, как внешний вид группы, мебель и ремонт, но и общую атмосферу в коллективе. Так как задача воспитателей при помощи мебели и тематических зон создать для детей комфортные, безопасные, развивающий и мотивирующие к дальнейшему росту условия. Но о безопасности и соответствии основным нормам ФГОС, санэпидстанции забывать не стоит. Чтобы создать подходящие условия для каждого малыша, необходимо постоянно развивать и улучшать программу воспитания, прибегать к новым методикам, создавать больше тематических зон и учитывать индивидуальные особенности каждого.

Позволяя ребенку самостоятельно выбирать занятия, их очередность и полноту, формируется индивидуальность, самостоятельность и ответственность. Не меньше внимания в последнее время уделяется эмоционально-психологического состоянию ребенка, для чего и создаются уголки отдыха и релакса, проводятся тематические и ролевые игры, где можно выпустить пар, направить энергию в нужное русло и просто побыть наедине с собой. Заинтересованность и вовлеченность родителей также способствуют гармоничному развитию личности, поэтому решения о покупке мебели, организации праздников и игр стоит обсуждать с ними. индивидуальный подход и возможность выбора – залог положительной развивающей среды в любом садике.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.