text

✎ Конференция для заведующего садом 2018 >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС

  • 25 августа 2018
  • 49

Наиболее благоприятным периодом для начала формирования художественно-эстетической культуры восприятия окружающей картины мира у детей выступает возраст до семи лет. В этом возрасте доминируют положительные эмоции, возникает особая чувствительность к явлениям культуры и языка, зарождается активная, деятельная личность. Художественно-эстетическое направление воспитания стимулирует дошкольника к действию, поскольку ключевой момент кроется не только в ощущении прекрасного, а и в создании.

Художественное и эстетическое развитие по ФГОС и воспитание подразумевает под собой особый вид воспитательной работы, целью которой обозначено формирование личности с умением распознавать и воспринимать элементы прекрасного, уметь давать оценку и самостоятельно становиться автором художественных ценностей. Конечным результатом эстетического воспитания становится человек с высоким уровнем культуры.

В процессе реализации нормативных требований Федерального государственного образовательного стандарта, учреждения дошкольного образования успешно решают сложности с художественно-эстетическим воспитанием путем обучения педагогического состава, за счет повышения уровня компетентности и своевременного обновления научно-методической базы. Согласно ФГОС, дети уже обладают естественным желанием к познанию мира и открытия прекрасного, в задачу педагога входит перенаправить природное желание в сознательную деятельность, в то время как художественное и эстетическое развитие становятся двумя неотделимыми элементами становления личности ребенка.

Задачи и цели художественно-эстетического воспитания

По мнению известного психолога Л.С. Выготского, психика ребенка развивается поэтапно пропорционально отношениям между ним и социальной действительностью. Согласно введенному термину «социальная ситуация развития», источником и толчком к самому процессу развития служит социальная среда, поддающаяся изменениям. Воспитание в свою очередь становится управляемым процессом с вектором направленности к развитию.

 Эстетическое образование ставит перед собой следующие цели:

  • сформировать чувство прекрасного, воспитать и совершенствовать эстетику вкуса;
  • привитие личности ребенка умения ценить окружающий мир, любить искусство, находить и созерцать прекрасное среди привычного ритма жизни;
  • развить умение понимать и оценивать объекты искусства;
  • привить общие нормы морали и ценностей, расширить эстетические интересы дошкольника;
  • путем привлечения к осознанной творческой работе развить самодисциплину, самоконтроль и организацию, волевые качества и повысить культуру мышления.

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ по ФГОС принимает за основу принцип специфичности периода детства и его разнообразия, обеспечивает сохранение уникальности данного этапа развития для дальнейшего вступления в этап взросления, осуществляет образовательную деятельность исключительно по формам соответствующим возрастной группе – игровая активность, стимуляция познавательной деятельности, творческое самовыражение.

Согласно содержанию программы для ДОУ, необходимо обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, мотивировать к развитию способностей детей охватывая такие направления как: развитие речи, улучшение социальных и коммуникативных навыков и компетенций, активизация познавательной деятельности, развитие физической культуры и эстетики художественно вкуса.

Задачи в рамках художественно-эстетического воспитания соответствуют положениям возрастной психологии и подразделяются на четыре основные подгруппы:

  1. Эмоциональная сфера. Формируется собственное представление о художественных образах, появляются личные интересы и связанные с ними приоритеты, развивается чувство эстетики.
  2. Знание и оценка. На базе полученных знаний и опыта выстраиваются персональные суждения, пробуждается интерес к искусству и переживания. Ознакомление с общепринятыми эталонами.
  3. Становление личных качеств. Развивается умение анализировать, давать критическую оценку, оперировать аргументами и получать удовлетворение от художественно – эстетических объектов.
  4. Созидание. Развитие качества созидания прекрасного, совершенствование личных творческих склонностей и талантов.

Принципы педагогической работы в рамках художественно- эстетического воспитания

Основная задача педагогов в рамках эстетического воспитания по ФГОС дошкольных образовательных учреждений – формирование общего понятия культуры школьника, развитие нравственных ценностей, взятие курса на эстетические качества детского коллектива. В рамках образования, направленного на художественно эстетический вектор, последовательно реализуются принципы педагогической работы в этом направлении.

Оптимальная педагогическая стратегия развивается за счет индивидуального подхода к условиям для развития особенностей дошкольников. Уважение к каждому ребенку и внимательное отношение к природным склонностям позволяет воплотить замысел художественно-эстетического развития в ДОУ.

Воспитательный и образовательный процессы неотделимая часть единого целого, принцип целостности обеспечивает всестороннее развитие, включая этическое, эстетическое и интеллектуальное. Детское творчество пребывает в постоянной связи с реальностью, что определяет содержание процесса, использование техник, форм и методов для реализации поставленных задач.

Для более глубокого ознакомления с видами искусства используется принцип объединения. Интегрированность способствует гармоничному развитию детского воображения и фантазии с привлечением к музыкальной, изобразительной и театральной деятельности. Расширяя кругозор, дошкольники обогащают внутренний мир познаниями о творчестве других стран, знакомятся с общей картиной культуры мира, обучаются уважительному отношению к творческому наследию.

В рамках художественно-эстетического развития реализуются принципы: индивидуальности, целостности, связи с реальностью, интегративности, народности и преемственность дошкольного образования в процессе перехода к образованию в младших классах школы.

Анализ условий эстетического развития дошкольников

В период пребывания ребенка в детском саду проходит ознакомительный момент с произведениями искусства (в первую очередь музыкального и изобразительного), формируются ранние элементарные представления, стимулируется активность к творческой деятельности и выражение чувств героям художественных произведений, персонажам сказок.

Заложенные на раннем этапе детства личностные качества являют основу для вступления во взрослую жизнь, опираясь на полученные знания и опыт. Художественно- эстетическое развитие, полученное в дошкольном возрасте, составляет базис для построения воспитательной и образовательной деятельности в дальнейшем.

Возрастной период от 2,5 до 4-5 лет отличается сильно выраженной эмоциональностью, важный этап развития, усвоения новых слов и элементов, ребенок находится в постоянном движении, поиске и развитии, открыт миру и предельно любознателен. В этом возрасте появляется умение выбирать, проявлять свою личность, ощущение мира в творчестве, приходит предпочтение форм творчества, интерес к тематике.

За весь дошкольный период происходит переход в восприятии, после ознакомления с сенсорными образцами уровень возрастает и переходит к описанию, детальному исследованию предметов, выявления особенностей. До 7 лет происходит развитие воображения, появляется умение чувствовать сюжет, гармоничность композиции, художественный стиль.

Культура сенсорики, умение сочетать формы и образ значимы для художественно-эстетического воспитания дошкольников, обеспечивая овладение навыками изобразительного искусства, проходя путь от простых действий к более сложным.

К моменту завершения дошкольного периода дети обладают эстетическими переживаниями, выражают свои чувства и состояния подражая взрослым в сопереживании. В это время основная задача взрослого подчеркивать при общении с дошкольников яркую, привлекательную эстетическую сторону предмета разговора.

Дошкольные образовательные учреждения принимают на себя ответственность по подготовке детского коллектива к вступлению во взрослую жизнь. Все аспекты успешной реализации художественно-эстетического развития тщательно контролируются, начиная от оформления помещений детского сада.

 Главное условия успешной реализации эстетического развития – наличие произведений искусства вокруг ребенка, начиная с раннего возраста. Ознакомление детей с видами и формами искусства прививает любовь к творчеству, заботу и уважение труда других людей.

Художественно –эстетическое развитие стимулирует активную осознанную деятельность дошкольника, обучает чувствовать и самостоятельно создавать красоту вокруг себя, опираясь на чувство эстетики. Успешное эстетическое развитие достигается путем единства видом и форм деятельности. Обучение в детском саду объединяет систематические занятия с использованием музыкального сопровождения во время работы с аппликациями, лепкой или обучения изобразительному искусству.

Музыкальное искусство объединяет детский коллектив, сопровождает во время отдыха и развлечений, игровой деятельности, вызывает положительные эмоции, бодрое и радостное настроение.

Художественное и эстетическое мировосприятие, моральные принципы и нормы не являются врожденными компетенциями ребенка, требуют особого подхода для культивации и развития. Эмоциональная отзывчивость педагогов и воспитателей в дошкольных учреждениях особенно важна для становления собственного чувства прекрасного у детей.

Виды и формы художественно-эстетического развития

Само по себе межличностное общение в детском коллективе развивает любознательность и стремление к познанию нового, неизведанного. Задача педагогов и воспитателей в детском саду направить общение в эстетические рамки, поднимать в разговоре темы о добре и красоте, умении создавать прекрасное, любви к своему окружению, природе и миру в целом.

Для формирования бережного отношения к природе используется контактная форма общения при прогулках и экскурсиях, обеспечивая культуру общения с природой, бережное отношение к ее богатствам и ресурсам.

При погружении в самостоятельное изучение искусства во время рисования, создания аппликаций по теме или лепке, происходит более глубокое познание жанров, формируются собственные представления и вкусы, ребенок получает удовольствие от успешного освоения нового вида деятельности.

Среди форм организации художественно-эстетического развития предпочтение отдается игровой деятельности как ведущему варианту познавательной деятельность дошкольного возраста. В процессе игры происходит ознакомление с искусством в подходящей, легкой и доступной для ребенка форме. Игровая форма успешно совмещается с организацией праздников, где присутствуют элементы театральных постановок, например, танцы, сценки из сказок, что уже само по себе является выражением искусства и приобщением к прекрасному.

Планирование художественно-эстетического развития согласно возрастным группам

 Календарное планирование педагогической деятельности это обязательное условия для реализации в образовательном процессе поставленных задач. При составлении календарного плана мероприятий педагогом принимается во внимание психологические особенности детского возраста, персональные возможности, склонности и потребности детей. Образовательная стратегия художественно-эстетического развития творческих способностей детей в ДОУ в обязательном порядке требует от педагогического коллектива умение диагностировать и устранять сложности в достижении целей, знать сферы интересов дошкольников и организовывать деятельность оперируя знаниями, изучать личностные показатели и особенности возраста подопечных.

Календарные планы, в отличие от перспективных, разрабатываются на несколько занятий, охватывают небольшой временной промежуток. Перспективное планирование распространяется на более длительный период, начиная от одного месяца до полугода или года.

При составлении плана за основу принимается нормативный документ с указанием умений, навыков и объема знаний, характерного для определенной возрастной группы дошкольного учреждения. Руководствуясь психологическими особенностями разрабатывается программа мероприятий.

Таким образом, на примере младшей группы возрастом до 4 лет прослеживается становление желаний и возможностей ребенка, на основе полученных оценок от взрослых, происходит совершенствование речи, развивается словарный запас. Появляются первые признаки самостоятельного поведения по образцу взрослых, дети успешно справляются с легкими заданиями по выбору предметов с общими признаками: цвет, форма, размер. В этом возрасте появляется желание приобщиться к изобразительному и музыкальному искусству. Отмечается интенсивное развитие воображения, привычные предметы предстают символическими аналогами других.

Для младшей группы детского сада виды творческой деятельности в ДОУ по ФГОС определяются литературными произведениями в жанре сказки, просмотра иллюстраций, акцентирование внимания на изобразительном искусстве, уроки изображения простых предметов и легких композиций.

Примеры перспективного планирования для младшей группы сроком на один месяц по занятиям музыкой

 Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

Музыкально-ритмические движения:

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей двигаться с предметами (листочками, флажками), выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия.

«Ловим — бегаем» Тиличеева, «Мы шагаем» Рустамов, «Листики- платочки» Гольцов, «Свободная пляска», «Гопачок» Макшанцева, «Игра в прятки» Рустамов.

Восприятие музыкальных произведений

Учить детей слушать мелодию спокойного характера, откликаться на музыку весёлую, плясовую. Учить различать тихое и громкое звучание. Отмечать хлопками изменение мелодии музыки.
 

«Колыбельная» Тиличеева, «Ах вы, сени!», «Ловкие ручки» Тиличеева.

Пение

 Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.
 

«Да-да-да!» Тиличеева», «Кошка» Александров.

Развлечение

Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. Закреплять знание знакомой сказки.

«Курочка Ряба»

 

    По итогам развития способностей детей в ДОУ важно отметить, что художественно-эстетическое развитие, как и воспитание в целом является социокультурным феноменом и находится в прямой зависимости от уровня развития личности.

 Воспитание и привитие норм морали, чувства прекрасного, умение видеть эстетическую красоту предметов, самостоятельно создавать и поддерживать вокруг себя красивое является одним из звеньев на пути формирования личности.

Дошкольный возраст отличается особой чувствительностью и восприимчивостью к новым явлениям, доминированием положительных эмоций, радостью открытий в познавательной и творческой деятельности. Именно дошкольный возраст, начиная с младшей группы от 2,5 и до 4 лет, является наиболее благоприятной почвой для реализации задачи по художественно –эстетическому развитию в ДОУ.

Качественные изменения в восприятии ребенком самого себя, окружающей действительности и своей роли в ней позволяют приобщить дошкольников к особенностям других культур, национальным явлениям, развить художественный вкус.

Начиная от самого рождения базовые элементы художественно-эстетического развития закладываются в процессе воспитания в семье и продолжаются все последующие годы совершенствоваться при участии педагогов и воспитателей. Творчество в ДОУ по ФГОС активно развивается благодаря созданию особой благоприятной атмосферы для формирования художественного вкуса, творческих умений и навыков, чувства прекрасного.

В задачу педагогов и воспитателей для реализации художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС входит концентрация внимания детского коллектива на разнообразие впечатление от цвета и звука, красоты форм во время прогулок, игровой и образовательной деятельности. Важно уметь акцентировать внимание таким образом и на тех предметах, которые вызывают интерес у ребенка, распознавать детские переживания и уметь с ними работать. Программа творческой деятельности в ДОУ по ФГОС направлена на всестороннее развитие дошкольника с ориентиром на художественно- эстетический аспект.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.