Мы оплатили 50% стоимости вашей подписки. Подробнее>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Протокол педсовета в ДОУ

  • 18 февраля 2019
  • 3870
Протоколы педсоветов в ДОУ — это организационно-распорядительные документы, которые должны быть четко, лаконично, разборчиво и своевременно оформлены секретарем заседания, а после — переданы на хранение. В зависимости от ситуации протокол может выполнять различные функции:
  • в качестве первичного официального документа он является управленческим инструментом, на основании которого заведующий вправе требовать от педагогов реализации принятых решений и поставленных задач;
  • в контексте оправдательного документа он помогает в решении служебных конфликтов и иных ситуаций, связанных с непреднамеренным или планомерным искажением высказываний и мыслей педагогов на заседании.

Педсовет в детском саду: заседание коллегиального органа

Вид и форма протокола педсовета зависит от типа заседания, квалификации ответственных лиц и норм документооборота, принятых в учреждении. Тематика педсоветов определяется в плане работы ДОУ в начале года (исключения возможны, если проводятся экстренные заседания в случае ЧП или непредвиденных ситуаций). В ходе подготовки каждого мероприятия и для последующего оформления протокола педсовета в ДОУ по ФГОС, вопросы повестки дня составляются заранее, также заблаговременно оговаривается перечень докладчиков и темы их выступлений. 
Заседания педсовета в ДОУ самая важная и демократическая форма работы педколлектива, которая направлена на решение поставленных задач и проблем в развитии учебного заведения, для улучшения воспитательно-образовательного процесса и самообразования педагогического коллектива. Также на данном собрании можно получить важную информацию, обменяться опытом, получить ответы на вопросы и способы их решения. Сотрудники, которые решением педсовета были назначены ответственными за те или иные задачи, по мере их выполнения отчитываются перед коллективом. 

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» и «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы материалы, которые следует использовать организаторам и участникам педсоветов
-

Как заведующему подготовить и провести установочный педсовет. Сценарий и повестка


- Готовый сценарий установочного педсовета

Сегодня существует немало разных форм проведения педсовета в ДОУ. По методике проведения и организации их разделяют на три основные группы:
  • традиционные — они построены по принципу привычного доклада с обсуждением всевозможных педагогических вопросов и проблем;
  • интенсифицированные — состоят из нестандартных схем и активных обсуждений поставленных вопросов;
  • нетрадиционные — подразумевают отказ от привычного сценария обсуждения интересующих вопросов для повышения эффективности заседания. 
Чаще всего традиционные педсоветы проводятся преимущественно с применением вербальных методов общения, применяя авторитарный стиль взаимодействия руководителя, педагогов и других ответственных лиц ДОУ. Традиционные заседания характеризуются формальностью проведения, отсутствием рефлексии и заинтересованности со стороны участников. Часто они превращаются в безэмоциональный инструктаж с поверхностным обсуждением вынесенных вопросов, а потому только нестандартный подход способен повысить эффективность заседаний, активизировать участие педагогов и их заинтересованность. 

Разновидности нетрадиционных и интенсифицированных педсоветов 

Если рассматривать интенсифицированные формы проведения педсоветов, которые после оформляют в протокол установочного педсовета в ДОУ, то нужно учесть, что их проводят в несколько этапов: традиционное вступление в формате доклада или обычной лекции, в после — интенсификация — включение всех участников заседания к активному обсуждению поставленной задачи или проблемы.
Среди основных разновидностей интенсифицированных нетрадиционных форм особой популярностью пользуются следующие:
Разновидность Характеристика структуры заседания
Деловая игра — моделирование педагогической игры, в которой каждый педагог действует в рамках установленной роли, что позволяет раскрыться каждому участнику и научиться принимать конкретные решения в разных ситуациях. Именно такой стиль позволяет быстро реагировать и при этом работать в команде. Первый этап — теоретическая часть — доклад или лекция (на этом этапе обговариваются условия деловой игры, озвучивается проблема и цель, которую в ходе игры нужно решить и реализовать). Второй этап — выполнение поставленной цели в соответствии с планом и определенной схемой мероприятия. Все участники деловой игры выполняют свою роль (например, одна микрогруппа готовит аргументы в пользу положительного результата работы, а другая — отрицательного). Продолжительность игры полностью зависит от поставленной цели и ее достижения. Важно правильно распределить задачи и имитировать реальную ситуацию. После второго этапа обязательно подводится итог, учитывая плюсы и минусы решения поставленной задачи.
Семинар-практикум — групповое занятие, расширяющее педагогическую копилку специалистов, багаж методических знаний и практических воспитательных навыков. Первый этап этого педсовета происходит как семинар, где выступающий раскрывает проблему образовательного процесса в заранее подготовленном докладе. В нем присутствует актуальность темы и полезный теоретический материал. Второй этап семинара-практикума — курс из нескольких занятий с практическим уклоном и обязательным взаимопосещением занятий, во время которых участники предоставляют несколько вариантов решения поставленных научно-методических задач. В конце данного занятия подводится решение педсовета.
Научно-практическая конференция — форма работы, посвященная или отдельной педагогической проблеме, или подведению итогов воспитательно-образовательной работы ДОУ за год. Первый этап заседания носит научно-практический характер, поскольку участники зачитывают свои доклады, подготовленные в рамках озвученной темы. На втором этапе работа проходит по секциям, где педагоги обсуждают доклады, обобщают педагогический опыт, высказывают свои замечания. 
Педсовет-аукцион — групповая форма работы, которая способствует сплочению коллектива и повышению педагогического мастерства работников ДОУ, развитию инициативности и творческого начала.  Заседание начинается с рассмотрения различных педагогических идей, методики преподавания, воспитательных технологий, детской психологии. На этом этапе выступает несколько исследователей, которые раскрывают поставленную проблему, приводят аргументы в подтверждение своей точки зрения. Затем педагоги могут приобрести понравившиеся идеи на импровизированном аукционе. Параллельно с этим определяют состав жюри, которые выбирают лучшую идею педагога, заработавшую наиболее количество баллов и оценок. В конце педагогического совета формулируется окончательное решение педсовета и подведение итогов. 
Педсовет-диспут или дебаты — коллективная работа над важной темой, выбранной в ходе предварительного обсуждения или голосования.  Все педагоги высказывает мнение о поставленной проблеме, что позволяет обмениваться опытом, поддерживать или опровергать теории коллег. На первом этапе все желающие могут выступить с подготовленным докладом или сообщением на определенную тему. Второй этап включает в себя обсуждение данной проблемы за круглым столом в форме дебатов. Все участники должны сидеть лицом друг к другу и решать поставленную задачу, аргументируя свое мнение, приводя примеры. Важно соблюдать доброжелательность и толерантность, критиковать идеи, но не людей, следовать правилам вежливой дискуссии. По окончанию дискуссии методом голосования принимается общее решение.
Педсовет-презентация — организуется для ознакомления педагогов с новыми учебными пособиями, программами, методическими инновациями и получения их общественной оценки. Целью данного педсовета является привлечение внимания к актуальной педагогической проблеме или знакомство с новыми педагогическими технологиями. На таком заседании используют инновационные технологии, видеопрезентации, графики, фото, нестандартные формы коммуникации. Этот этап завершает обсуждение плана работы ДОУ на будущий и прошедший год. 
Коллективное творческое дело —  творческая деятельность всех членов педколлектива, направленная на анализ, планирование или осуществление поставленной задачи. КТД ставит целью самореализация воспитателей и создание условий для демонстрации их творческих способностей. В рамках педсовета эта форма может быть реализована в обсуждении общепедагогической образовательной или воспитательной проблемы. На первом этапе определяют сроки реализации проекта, условия и группы исполнителей. Затем коллективно планируют решение задачи, осуществляют и демонстрируют результаты деятельности. На завершающем этапе анализируют и рефлексируют на тему допущенных ошибок и совершенных достижений. 
После успешного проведения педагогического совета нужно правильно оформить протокол установочного или итогового педсовета в ДОУ на 2018-2019 год. В каждом учреждении он оформляется по-разному, но при этом в одном учреждении принято придерживаться единой установленной формы. 

Протокол педсовета в ДОУ

Секретарь и председатель педсовета несут ответственность за достоверность данных в протоколе, корректное оформление документации. Документооборот контролирует заведующий и его заместители, текст протокола составляет секретарь, но вместе с ним свою подпись под документом ставит еще и председатель коллегиального органа. Секретаря педсовета назначает из числа педагогов заведующий детским садом на один год, что позволяет ему хорошо освоиться с возложенными на него задачами, качественно выполняя свои функции. В течение этого времени компетентный и грамотный работник отвечает за протоколы педсовета в ДОУ. В компетенции секретаря также ведение папки протоколов и приложений, которая вместе с другими локальными актами хранится у руководителя. 
В протоколе отражают все происходящее на заседании: процесс обсуждения актуальных вопросов, замечания и выступления педагогов, принятые решения. В зависимости от типа заседания, в протокол вносят итоги работы детского сада за отчетный период, решения по актуальным для жизни учреждения вопросам, методические инновации и приемы, практикуемые в воспитательно-образовательном процессе. 
Форма протокола педсовета зависит от вида заседания коллегиального органа, чье решение будет таким образом задокументировано. Различают:
  • краткие протоколы педсовета в детском саду — актуальны для оперативных заседаний по экстренным вопросам, отражают поднятые на мероприятии темы, ФИО высказавшихся и решения, принятые педагогами;
  • полный — документ, фиксирующий все высказанные мнения, замечания, вопросы, структурированное содержание докладов, ФИО докладчиков. 

Оформление документа

Текст протокола должен максимально отражать происходящее на заседании. Информация в нем должна излагаться кратко, четко, объективно и по существу. Важно отсутствие субъективной и эмоциональной составляющей, что может вызвать затруднения в случае использования протокола педсовета для решения конфликтных ситуаций. 
Во многих дошкольных учреждениях заседания педсовета по-прежнему проводят в традиционной форме, не зная, как правильно оформить нетрадиционное или интенсифицированное мероприятие. Затруднение связано с тем, что каждый детский сад использует свой образец протокола педсовета в ДОУ, ввиду отсутствия унифицированной формы документа. При этом оформление документа должно подчиняться общепринятым правилам составления деловых бумаг, следуя рекомендациям ГОСТ Р 6.30 от 2003 г.

Полезная информация для планирования и проведения заседания педсовета в детском саду доступна в справочной системе «Образование»

Секретарь по своему усмотрению выбирает форму записи (рукописная, аудиозапись или компьютерный набор текста) происходящего на заседании, поскольку непосредственно в ходе мероприятия он ведет только черновик, который в течение трех дней оформляет в чистовой вариант документа. Опытные деловоды рекомендуют вводную часть документа заполнить перед заседанием, поскольку исходные данные, необходимые для нее, уже будут известны. Чтобы текст протокола не был очень большим, рекомендовано вносить в документ только самые содержательные замечания и вопросы. Следует избегать ошибок, исправлений и помарок в организационно-распорядительном документе, оформлять его нужно аккуратно и вдумчиво. При необходимости секретарь может оформить выписку из протокола педсовета в ДОУ по запросу. 
Текст документа оформляют на листах А4, где в обязательном порядке указывают основные реквизиты учреждения (наименование ДОУ, дату и место проведения заседания, регистрационный номер документа, гриф утверждения, заголовок документа, тему заседания). 
Структура протокола педсовета:
  1. Вводная часть содержит обязательную информацию (перечисление ФИО секретаря, председателя и присутствующих), а также факультативные данные (ФИО присутствующих педагогов и должностных лиц, посетивших заседание). Если на заседании коллегиального органа присутствует больше 10 человек, указывают только их общее число, а список участников в алфавитном порядке составляется на отдельном листе и после прилагается к протоколу. Этот блок информации заканчивают повесткой дня с перечислением актуальных вопросов/тем мероприятия. После фразы «Повестка дня» ставят двоеточие и в порядке важности перечисляют вопросы (в именительном падеже). Все вопросы должны быть максимально конкретизированы, а напротив каждого сообщения, отчета или доклада необходимо указать ФИО и должность автора/докладчика (в родительном падеже).
  2. Основная часть документа формируется в соответствии с повесткой дня. По каждому вопросу вносятся записи по схеме «Слушали — выступили — решили», а параллельно с этим протоколируются вопросы и ответы. Следовательно, число вопросов на повестке и пунктов в основной части протокола итогового или установочного педсовета в детском саду должно совпадать. Блок «Слушали» содержит ФИО выступающего и краткое изложение его доклада, оформленное от третьего лица. Блок «Выступили» включает вопросы, которые коллеги задавали выступающему (указывают ФИО того, кто задал вопрос, суть вопроса и ответ на него). Блок «Постановили» содержит решения, которые были выработаны педагогами на заседании. Постановление принято печатать в любой форме полностью, решения по каждому вопросу оформляются отдельными пунктами, а если в одном из них утверждают какой-либо документ, его оформляют приложением к протоколу. В случае проведения голосования, секретарь фиксирует число участников поддержавших, отказавшихся и воздержавшихся от решения. 

Хранение документа

Все документы нумеруются и брошюруются, решения педсовета записываются в электронном виде, а сделанные записи хранятся на специальных носителях. Протоколы итогового или установочного педсовета в ДОУ сшиваются, на титульном листе указывается число страниц, а заведующий своей подписью и печатью детского сада заверяет их. В течение учебного года бланки документов хранятся в отдельной секции у секретаря, а по окончанию года все они сшиваются в единый блок и снова заверяются печатью и подписью заведующей. Любые другие документы, составленные в ходе проведения заседания, считаются приложениями к протоколу, а потому подшиваются в отдельную папку и хранятся вместе с ним. 

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Освоить принципы управления и администрирования детского сада, контроля качества образования, руководства развитием дошкольного образовательного учреждения поможет учебная программа "Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО".

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Протоколы хранятся не только в бумажном, но и в электронном варианте на дисках. Обе версии содержатся в сейфе заведующей детским садом. В книге протоколов содержится суть всех заседаний педсовета, в отдельной папке — приложения и доклады по объемным выступлениям. Важно, чтобы протоколы были не просто сшиты, а правильно идентифицированы для формирования комплекса документов, подтверждающих деятельность коллегиального органа, его права и принятые решения. В течение учебного года протоколы педсоветов и приложения к ним хранятся  в общедоступном для педагогов месте, а после передаются в архив. Книга протоколов хранится 75 лет, а после подлежит утилизации. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка 50% на комплект журналов для детского сада.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.