Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Протокол педсовета в ДОУ

18 февраля 2019
5074
Средний балл: 0 из 5
Протоколы педсоветов в ДОУ — это организационно-распорядительные документы, которые должны быть четко, лаконично, разборчиво и своевременно оформлены секретарем заседания, а после — переданы на хранение. В зависимости от ситуации протокол может выполнять различные функции:
  • в качестве первичного официального документа он является управленческим инструментом, на основании которого заведующий вправе требовать от педагогов реализации принятых решений и поставленных задач;
  • в контексте оправдательного документа он помогает в решении служебных конфликтов и иных ситуаций, связанных с непреднамеренным или планомерным искажением высказываний и мыслей педагогов на заседании.

Педсовет в детском саду: заседание коллегиального органа

Вид и форма протокола педсовета зависит от типа заседания, квалификации ответственных лиц и норм документооборота, принятых в учреждении. Тематика педсоветов определяется в плане работы ДОУ в начале года (исключения возможны, если проводятся экстренные заседания в случае ЧП или непредвиденных ситуаций). В ходе подготовки каждого мероприятия и для последующего оформления протокола педсовета в ДОУ по ФГОС, вопросы повестки дня составляются заранее, также заблаговременно оговаривается перечень докладчиков и темы их выступлений. 
Заседания педсовета в ДОУ самая важная и демократическая форма работы педколлектива, которая направлена на решение поставленных задач и проблем в развитии учебного заведения, для улучшения воспитательно-образовательного процесса и самообразования педагогического коллектива. Также на данном собрании можно получить важную информацию, обменяться опытом, получить ответы на вопросы и способы их решения. Сотрудники, которые решением педсовета были назначены ответственными за те или иные задачи, по мере их выполнения отчитываются перед коллективом. 

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» и «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы материалы, которые следует использовать организаторам и участникам педсоветов
-

Как заведующему подготовить и провести установочный педсовет. Сценарий и повестка


- Готовый сценарий установочного педсовета

Сегодня существует немало разных форм проведения педсовета в ДОУ. По методике проведения и организации их разделяют на три основные группы:
  • традиционные — они построены по принципу привычного доклада с обсуждением всевозможных педагогических вопросов и проблем;
  • интенсифицированные — состоят из нестандартных схем и активных обсуждений поставленных вопросов;
  • нетрадиционные — подразумевают отказ от привычного сценария обсуждения интересующих вопросов для повышения эффективности заседания. 
Чаще всего традиционные педсоветы проводятся преимущественно с применением вербальных методов общения, применяя авторитарный стиль взаимодействия руководителя, педагогов и других ответственных лиц ДОУ. Традиционные заседания характеризуются формальностью проведения, отсутствием рефлексии и заинтересованности со стороны участников. Часто они превращаются в безэмоциональный инструктаж с поверхностным обсуждением вынесенных вопросов, а потому только нестандартный подход способен повысить эффективность заседаний, активизировать участие педагогов и их заинтересованность. 

Разновидности нетрадиционных и интенсифицированных педсоветов 

Если рассматривать интенсифицированные формы проведения педсоветов, которые после оформляют в протокол установочного педсовета в ДОУ, то нужно учесть, что их проводят в несколько этапов: традиционное вступление в формате доклада или обычной лекции, в после — интенсификация — включение всех участников заседания к активному обсуждению поставленной задачи или проблемы.
Среди основных разновидностей интенсифицированных нетрадиционных форм особой популярностью пользуются следующие:
Разновидность Характеристика структуры заседания
Деловая игра — моделирование педагогической игры, в которой каждый педагог действует в рамках установленной роли, что позволяет раскрыться каждому участнику и научиться принимать конкретные решения в разных ситуациях. Именно такой стиль позволяет быстро реагировать и при этом работать в команде. Первый этап — теоретическая часть — доклад или лекция (на этом этапе обговариваются условия деловой игры, озвучивается проблема и цель, которую в ходе игры нужно решить и реализовать). Второй этап — выполнение поставленной цели в соответствии с планом и определенной схемой мероприятия. Все участники деловой игры выполняют свою роль (например, одна микрогруппа готовит аргументы в пользу положительного результата работы, а другая — отрицательного). Продолжительность игры полностью зависит от поставленной цели и ее достижения. Важно правильно распределить задачи и имитировать реальную ситуацию. После второго этапа обязательно подводится итог, учитывая плюсы и минусы решения поставленной задачи.
Семинар-практикум — групповое занятие, расширяющее педагогическую копилку специалистов, багаж методических знаний и практических воспитательных навыков. Первый этап этого педсовета происходит как семинар, где выступающий раскрывает проблему образовательного процесса в заранее подготовленном докладе. В нем присутствует актуальность темы и полезный теоретический материал. Второй этап семинара-практикума — курс из нескольких занятий с практическим уклоном и обязательным взаимопосещением занятий, во время которых участники предоставляют несколько вариантов решения поставленных научно-методических задач. В конце данного занятия подводится решение педсовета.
Научно-практическая конференция — форма работы, посвященная или отдельной педагогической проблеме, или подведению итогов воспитательно-образовательной работы ДОУ за год. Первый этап заседания носит научно-практический характер, поскольку участники зачитывают свои доклады, подготовленные в рамках озвученной темы. На втором этапе работа проходит по секциям, где педагоги обсуждают доклады, обобщают педагогический опыт, высказывают свои замечания. 
Педсовет-аукцион — групповая форма работы, которая способствует сплочению коллектива и повышению педагогического мастерства работников ДОУ, развитию инициативности и творческого начала.  Заседание начинается с рассмотрения различных педагогических идей, методики преподавания, воспитательных технологий, детской психологии. На этом этапе выступает несколько исследователей, которые раскрывают поставленную проблему, приводят аргументы в подтверждение своей точки зрения. Затем педагоги могут приобрести понравившиеся идеи на импровизированном аукционе. Параллельно с этим определяют состав жюри, которые выбирают лучшую идею педагога, заработавшую наиболее количество баллов и оценок. В конце педагогического совета формулируется окончательное решение педсовета и подведение итогов. 
Педсовет-диспут или дебаты — коллективная работа над важной темой, выбранной в ходе предварительного обсуждения или голосования.  Все педагоги высказывает мнение о поставленной проблеме, что позволяет обмениваться опытом, поддерживать или опровергать теории коллег. На первом этапе все желающие могут выступить с подготовленным докладом или сообщением на определенную тему. Второй этап включает в себя обсуждение данной проблемы за круглым столом в форме дебатов. Все участники должны сидеть лицом друг к другу и решать поставленную задачу, аргументируя свое мнение, приводя примеры. Важно соблюдать доброжелательность и толерантность, критиковать идеи, но не людей, следовать правилам вежливой дискуссии. По окончанию дискуссии методом голосования принимается общее решение.
Педсовет-презентация — организуется для ознакомления педагогов с новыми учебными пособиями, программами, методическими инновациями и получения их общественной оценки. Целью данного педсовета является привлечение внимания к актуальной педагогической проблеме или знакомство с новыми педагогическими технологиями. На таком заседании используют инновационные технологии, видеопрезентации, графики, фото, нестандартные формы коммуникации. Этот этап завершает обсуждение плана работы ДОУ на будущий и прошедший год. 
Коллективное творческое дело —  творческая деятельность всех членов педколлектива, направленная на анализ, планирование или осуществление поставленной задачи. КТД ставит целью самореализация воспитателей и создание условий для демонстрации их творческих способностей. В рамках педсовета эта форма может быть реализована в обсуждении общепедагогической образовательной или воспитательной проблемы. На первом этапе определяют сроки реализации проекта, условия и группы исполнителей. Затем коллективно планируют решение задачи, осуществляют и демонстрируют результаты деятельности. На завершающем этапе анализируют и рефлексируют на тему допущенных ошибок и совершенных достижений. 
После успешного проведения педагогического совета нужно правильно оформить протокол установочного или итогового педсовета в ДОУ на 2018-2019 год. В каждом учреждении он оформляется по-разному, но при этом в одном учреждении принято придерживаться единой установленной формы. 

Протокол педсовета в ДОУ

Секретарь и председатель педсовета несут ответственность за достоверность данных в протоколе, корректное оформление документации. Документооборот контролирует заведующий и его заместители, текст протокола составляет секретарь, но вместе с ним свою подпись под документом ставит еще и председатель коллегиального органа. Секретаря педсовета назначает из числа педагогов заведующий детским садом на один год, что позволяет ему хорошо освоиться с возложенными на него задачами, качественно выполняя свои функции. В течение этого времени компетентный и грамотный работник отвечает за протоколы педсовета в ДОУ. В компетенции секретаря также ведение папки протоколов и приложений, которая вместе с другими локальными актами хранится у руководителя. 
В протоколе отражают все происходящее на заседании: процесс обсуждения актуальных вопросов, замечания и выступления педагогов, принятые решения. В зависимости от типа заседания, в протокол вносят итоги работы детского сада за отчетный период, решения по актуальным для жизни учреждения вопросам, методические инновации и приемы, практикуемые в воспитательно-образовательном процессе. 
Форма протокола педсовета зависит от вида заседания коллегиального органа, чье решение будет таким образом задокументировано. Различают:
  • краткие протоколы педсовета в детском саду — актуальны для оперативных заседаний по экстренным вопросам, отражают поднятые на мероприятии темы, ФИО высказавшихся и решения, принятые педагогами;
  • полный — документ, фиксирующий все высказанные мнения, замечания, вопросы, структурированное содержание докладов, ФИО докладчиков. 

Оформление документа

Текст протокола должен максимально отражать происходящее на заседании. Информация в нем должна излагаться кратко, четко, объективно и по существу. Важно отсутствие субъективной и эмоциональной составляющей, что может вызвать затруднения в случае использования протокола педсовета для решения конфликтных ситуаций. 
Во многих дошкольных учреждениях заседания педсовета по-прежнему проводят в традиционной форме, не зная, как правильно оформить нетрадиционное или интенсифицированное мероприятие. Затруднение связано с тем, что каждый детский сад использует свой образец протокола педсовета в ДОУ, ввиду отсутствия унифицированной формы документа. При этом оформление документа должно подчиняться общепринятым правилам составления деловых бумаг, следуя рекомендациям ГОСТ Р 6.30 от 2003 г.

Полезная информация для планирования и проведения заседания педсовета в детском саду доступна в справочной системе «Образование»

Секретарь по своему усмотрению выбирает форму записи (рукописная, аудиозапись или компьютерный набор текста) происходящего на заседании, поскольку непосредственно в ходе мероприятия он ведет только черновик, который в течение трех дней оформляет в чистовой вариант документа. Опытные деловоды рекомендуют вводную часть документа заполнить перед заседанием, поскольку исходные данные, необходимые для нее, уже будут известны. Чтобы текст протокола не был очень большим, рекомендовано вносить в документ только самые содержательные замечания и вопросы. Следует избегать ошибок, исправлений и помарок в организационно-распорядительном документе, оформлять его нужно аккуратно и вдумчиво. При необходимости секретарь может оформить выписку из протокола педсовета в ДОУ по запросу. 
Текст документа оформляют на листах А4, где в обязательном порядке указывают основные реквизиты учреждения (наименование ДОУ, дату и место проведения заседания, регистрационный номер документа, гриф утверждения, заголовок документа, тему заседания). 
Структура протокола педсовета:
  1. Вводная часть содержит обязательную информацию (перечисление ФИО секретаря, председателя и присутствующих), а также факультативные данные (ФИО присутствующих педагогов и должностных лиц, посетивших заседание). Если на заседании коллегиального органа присутствует больше 10 человек, указывают только их общее число, а список участников в алфавитном порядке составляется на отдельном листе и после прилагается к протоколу. Этот блок информации заканчивают повесткой дня с перечислением актуальных вопросов/тем мероприятия. После фразы «Повестка дня» ставят двоеточие и в порядке важности перечисляют вопросы (в именительном падеже). Все вопросы должны быть максимально конкретизированы, а напротив каждого сообщения, отчета или доклада необходимо указать ФИО и должность автора/докладчика (в родительном падеже).
  2. Основная часть документа формируется в соответствии с повесткой дня. По каждому вопросу вносятся записи по схеме «Слушали — выступили — решили», а параллельно с этим протоколируются вопросы и ответы. Следовательно, число вопросов на повестке и пунктов в основной части протокола итогового или установочного педсовета в детском саду должно совпадать. Блок «Слушали» содержит ФИО выступающего и краткое изложение его доклада, оформленное от третьего лица. Блок «Выступили» включает вопросы, которые коллеги задавали выступающему (указывают ФИО того, кто задал вопрос, суть вопроса и ответ на него). Блок «Постановили» содержит решения, которые были выработаны педагогами на заседании. Постановление принято печатать в любой форме полностью, решения по каждому вопросу оформляются отдельными пунктами, а если в одном из них утверждают какой-либо документ, его оформляют приложением к протоколу. В случае проведения голосования, секретарь фиксирует число участников поддержавших, отказавшихся и воздержавшихся от решения. 

Хранение документа

Все документы нумеруются и брошюруются, решения педсовета записываются в электронном виде, а сделанные записи хранятся на специальных носителях. Протоколы итогового или установочного педсовета в ДОУ сшиваются, на титульном листе указывается число страниц, а заведующий своей подписью и печатью детского сада заверяет их. В течение учебного года бланки документов хранятся в отдельной секции у секретаря, а по окончанию года все они сшиваются в единый блок и снова заверяются печатью и подписью заведующей. Любые другие документы, составленные в ходе проведения заседания, считаются приложениями к протоколу, а потому подшиваются в отдельную папку и хранятся вместе с ним. 

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Освоить принципы управления и администрирования детского сада, контроля качества образования, руководства развитием дошкольного образовательного учреждения поможет учебная программа "Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО".

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Протоколы хранятся не только в бумажном, но и в электронном варианте на дисках. Обе версии содержатся в сейфе заведующей детским садом. В книге протоколов содержится суть всех заседаний педсовета, в отдельной папке — приложения и доклады по объемным выступлениям. Важно, чтобы протоколы были не просто сшиты, а правильно идентифицированы для формирования комплекса документов, подтверждающих деятельность коллегиального органа, его права и принятые решения. В течение учебного года протоколы педсоветов и приложения к ним хранятся  в общедоступном для педагогов месте, а после передаются в архив. Книга протоколов хранится 75 лет, а после подлежит утилизации. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.