text

✎ Конференция для заведующего садом 2018 >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Кодекс профессиональной этики воспитателя

  • 17 августа 2018
  • 107

По кодексу профессиональной этики, педагог обязан уважать честь и достоинство каждого ученика; помогать ребенку самостоятельно развиваться; развивать его творческие способности и вовлекать ученика в процесс обучения, чтобы, в результате, он проявлял познавательную активность.  При этом учитель не должен вступать в конфликтные ситуации с учеником.  Педагог должен быть у него в авторитете, быть для него примером и своим поведением показывать примеры честности и справедливости.

Поэтому Министерством образования и науки Российской Федерации было уделено большое вниманию внешнему виду педагогических работников. Это должен быть деловой стиль одежды.

Кодекс профессиональной этики педагога был разработан Министерством Российской Федерации с целью организовать в образовательных учреждениях корпоративную культуру для усовершенствования структуры управления, чтобы оптимизировать взаимодействие между внешней и внутренней средой организации. Что даст большое развитие образовательным организациям в современном мире со стремительными переменами.

Организовать условия, которые крайне необходимы для выполнения и реализации Кодекса профессиональной этики педагогов (КПЭП) обязано учебное заведение самостоятельно.

Возможно изменения документа и его дополнение по инициативе определенного учителя-практика или администрации учебного заведения, которые будут утверждены Комиссией по этики.

Ознакомиться с Кодексом профессиональной этики педагогов может каждый (родитель, педагог и ученик). Он в широком доступе в интернете. До учителя и воспитателя правила и нормы Кодекса доводятся на педсовете, для учащихся во время классного часа, а для родителей- во время родительского собрания.

Понятие «этический кодекс педагога» в России. Что это?

Этический кодекс педагога- кодекс, где описаны, сформулированы и систематизированы принципы поведения и его нормы для учителей, а также воспитателей. Так как, Кодекс распространяется на каждый вид профессиональной деятельности в образовании Российской Федерации.

Данные нормы поведения устанавливаются в России в соответствие с законом об образовании и Конституции, включая при этом в себе общепринятые нормы морали и этики, а также традиций в педагогики.

Главной целью этического кодекса педагога является в установлении определенных прав и обязанностей. С помощью них, учитель планирует и строит свою работу с учениками. Это помогает ему решать различные конфликтные ситуации, которые больше для него не являются проблемными.

Кодексом обязаны ознакомиться и руководствоваться педагоги всех видов профессиональной деятельности, которые работают с дошкольниками.

Миссия учителя заключается в совместной деятельности с родителями в организации условий, при которых будет раскрываться самостоятельность и индивидуальность ребенка, которые будут хорошим началом для его будущего и настоящего, принеся ему успех.

Так как педагог это один из главных примеров для каждого учащегося, то Кодексом этики ему запрещается аморальное поведение и противокультурная деятельность. Помимо этого, он должен следить за своей культурой речи и соблюдает правила русского языка. Педагог должен самосовершенствоваться, никогда не терять самообладание и быть предельно честным. Поэтому ему запрещается брать взятки, он должен следовать законодательству Российской Федерации.  А также бережно относиться к имуществу класса и образовательного учреждения. То есть к мебели, к своему рабочему месту и к использованным предметам во время учебного процесса.

Принципы Кодекса профессиональной этики педагога:

  1. Доверительность,
  2. Секретность
  3. Осведомленность,
  4. Грамотность
  5. Серьезность,
  6. Обязательство,
  7. Этическая правомочность,
  8. Взаимоуважение


Суть этических норм педагога

  • Личность

Профессиональная этика педагога гласит о том, что данный человек должен преданно относиться к своей работе, иметь чувство ответственности за свои обязанности. Для учителя характерны такие черты: самосовершенствование, самонаблюдение и самовоспитание.

Для него, действительно, важно каждый день повышать свою квалификацию, узнавать новые методы обучения, новые понятия. Он занимается своим образованием.

  • Обязанности. Серьезность

Педагог отвечает и несет ответственность за свою профессиональную деятельность. То есть, он отвечает за качество своей работы, за результаты его учеников. А также за состояние ребенка, за его интеллектуальное, физическое и моральное состояние и развитие.

В случае материальных предметов, то учитель отвечает за их сохранность перед администрацией образовательного учреждения.

  • Репутация. Авторитет

Педагог своим поведением поддерживает и защищает свою профессиональную честь.  Во время урока учитель передает и объясняет ученикам общепринятые моральные ценности и национальные нормы, а также имеет огромное влияние на процесс культурного развитие ребенка.

Педагог должен соблюдать нормы этикета. Всегда корректно и вежливо обращаться с учениками. Относится к ним уважительно.

Его авторитет перед учащимися основывается на поведении учителя. Он ведет себя справедливо по отношению к остальным, он соблюдает такт и заботиться о своих подопечных. Также учитель не должен требовать от детей осуждения кого-либо или чего-либо. Он не делает этого и сам по отношению к другим.

Учитель дорожит своей репутацией, но также имеет право на личную жизнь. Главное, чтобы она не мешала профессиональной деятельности педагога, не наносила ущерб престижу профессии и отношений с учениками и коллегами в образовательных учреждениях. 

  • Отношения с учащимися и их родителями

Одна из главных частей в работе педагога- консультировать родителей в вопросе воспитания детей и проблемах с ними. Помогать решать конфликт между ними используя этические нормы.

Педагог не имеет право передавать мнение ученика о своих родных и наоборот. То есть, если ребенок пришел к учителю и поделился важным для него вопросом, хотел получить совет. То педагог не должен передавать его мысли родителям или опекунам без согласия ребенка.

По действующему кодексу профессиональной этики педагогов, он не имеет права побуждать родителей и родительский комитет к организации поздравлений для педагогов и их угощения. С родителями педагог обязан разговаривать доброжелательно и уважительно.

Взаимоотношения между учителем и родителем, какими они ни были, не должны влиять на оценку личности  ребенка, на его успех  и достижения. Также, поддержка родителей и родительского комитета не должна сказываться на оценке работы ребенка.

  • Взаимоотношения с коллегами

Отношения между педагогами должны строиться на принципах взаимоуважения и партнерства. Педагог обязан защищать как свой авторитет, так и авторитет его коллег. И ни в коем случае не должен унижать их в присутствии других физических лиц и, в первую очередь, перед учениками.

Учитель всегда должен проявлять уважение к коллегам, проявляя его через приветствие. Если данной жест не происходит, то это рассматривается как пренебрежение к человеку вашей профессии, что является недопустимым.

Между педагогами не должны возникать конфликты или скандалы. А если такое и произошло, то обговорив все, они должны придти к конструктивному решению данного вопроса.  Если верного решения между ними не возникло, то в возникшей ситуации данный вопрос могут направить в Комиссию по этике с целью помочи в способе решения проблемы в конфликтной ситуации. Где Комиссия самостоятельно находит выход, при этом может не ставить руководителя образовательного учреждения в известность.

Они должны избегать конкуренции. Потому что будет мешать учебному процессу и их партнерству. Главными ценностями, которыми они обязаны дорожить- взаимопомощь, взаимовыручка, доверие и поддержка.

Сплетням не место в образовательном учреждении. Поэтому педагогом запрещается преследовать коллег за какие-либо острые высказывания и критику. Также, критика не должна высказываться и распространяться по всему учебному заведению, то есть внутренне. А если данное действие и необходимо, то только с глазу на глаз.

Конфиденциальная информация не должна распространяться сотрудниками учебного заведения в социальных сетях, в Интернете. Возникший конфликт не должен обсуждаться за пределами школы. Сотрудники также не имеют право переходить на личности и оговаривать рабочие моменты.  Если такая ситуация все же происходит, ее обнаруживает учащийся, родитель или коллега-педагог. То данного нарушителя вызывает к себе Комиссия по этики и устраивает педсовет, где ему зачитывается выговор.

Администрацией образовательного учреждения и Комиссией по этики приветствуется если педагог представляет свое учебное заведения на научных конференциях, на мастер- классах и заседаниях, которые он может проводить за пределами образовательного учреждения.  Таким образом, рекламируя место, где он работает.

Педагогам запрещается прикрывать своих коллег и их проступки. Потому что, если данное действие обнаружит Комиссия по этики, то она начнет расследования для выявления скрытых проступков. И если их обнаружат, то это может закончиться не очень приятно для обоих.

Педагог имеет право критиковать коллегу или администрацию учебного заведения в том случае, если это не приносит ущерба моральному и духовному состоянию личности, которую критикуют. И если она никак на это не реагирует. В случае с выявлением преступной деятельности. Критика со стороны педагога должна быть обоснованной, необычной, настоящей и конструктивной. Проблемы в педагогической жизни образовательного учреждения решают на педсоветах и на открытых дискуссиях, где собирается большое количество педагогов образовательного учреждения.

Решения может приниматься и Комиссией по этике во время проведения голосования, не зависимо от поставленного в известность руководителя учебного заведения.

  • Отношение с руководителем учебного заведения и его администрацией

Основные принципы в работе образовательного учреждения- демократия, свобода слова, справедливость и терпение. Администрация заведения создает всевозможные условия для того, чтобы педагог мог раскрыться в своей профессиональной деятельности, как объект передачи данных ученикам.

Также она не может собирать информацию о личной жизни педагога. Администрация не должна скрывать от него важную информацию, которая в дальнейшем поможет ему наладить и организовать учебный процесс.

  • Взаимоотношение с социумом

Учитель должен быть весьма образованным человеком, порядочным. Он является не только педагогом, воспитателем для детей, а и человеком, который обязан поддерживать культурные ценности.

Педагог умеет предвидеть конфликтные ситуации, знает как их предотвратить и решить.  И сам старается избегать ссор, как в частной, так и в общественной жизни. Он вносит непосильный вклад во взаимоотношения всех групп общества. Педагог хорошо понимает особенности своей профессиональной деятельности и выполняет свой гражданский долг. Он не сливается и не приспосабливается к определенному окружению, избегает подчеркнутой исключительности.

  • Академическая свобода. Свобода слова для педагога

Для достижения больших высот каждого ученика во время учебного процесса, педагог может использовать различные источники информации. При этом, он должен четко понимать какая информация ему необходима, проводить жесткий отбор на объективность, пригодность и пристойность. Воспитателю запрещается изменять авторство найденной информации во время передачи информации ученикам.

Учитель самостоятельно выбирает методы обучения детей. В случае, если педагог хочет ввести новый метод воспитания и образования детей в организацию учебного процесса, он должен выбирать такой способ, чтобы с профессиональной точки зрения не нес в себе какие-либо непристойности, был бы не ответственным и не пригодным.

Он может открыто высказать свое мнение о школьной, региональной и государственной политики в сфере образования. Как в устной, так и в письменном виде. Имеет право сказать прямо о деятельности учеников во время учебного процесса. Правда, его высказывания должны быть очень точными и сказанными без цели, чтобы кого-либо оскорбить. Мысли не должны быть злонамеренными.

  • Использование материальных и информационных ресурсов

Администрация образовательного учреждения и педагоги обязаны бережно относиться к выданным им материалам. Расходовать их с умом. Им  запрещается использовать имущество образовательного учреждения в своих личных целях, то есть для личного использования. Это касается мебели, телефонов, помещения школы, компьютера, ксерокса, инструментов и материалов. А если такое и происходит, то действия педагога должны быть регламентированы правилами пользования и сохранения имущества учебного заведения.

  • Личные интересы

Руководитель образовательного учреждения и сам педагог должны быть бескорыстными и объективными. Решение служебных вопросов и его интересов, не должны подчиняться личным интересам его семьи, родственников и друзей.

В случае, если педагог является членом какой- либо комиссии, где он обязан принимать важные решения, и он в них заинтересован, не может сохранять беспристрастность к этому вопросу. То, в таком случае ему необходимо предварительно предупредить других членов комиссии или совета, о том, что он берет самоотвод в решении  или предлагает иной способ голосования.

Также, ему запрещается представлять образовательное учреждение, где он работает в судебном споре с другим образовательным учреждением, компанией и физическими лицами в том случае, если педагога связывают с партнерами по делу какие- либо личные интересы, частные счеты. И в том случае, если учитель заинтересован в процессе рассмотрения дела и его результата. О заинтересованности в этом деле он должен сообщить предварительно лицам, которые рассматривают это дело или главе администрации.

  • Благотворительность

Образовательному учреждению разрешено принимать благотворительность как от физических, так и от юридических лиц.

Так как педагог соблюдает законодательство Российской Федерации и является довольно честным человеком, бескорыстным. То не имеет право получать и давать взятки.

После получения какой-либо помощи образовательному учреждению, руководитель данного учреждения обязан известить об  этом общественность. А также, выразить свою благодарность при всех, то есть публично, от своего лица.

Характеристика и педагогическая этика воспитателя.

Сейчас особое внимание уделяется воспитанию детей дошкольного возраста. Потому что с раннего детства детям должны прививаться чувства уважения к себе и Отечеству, к коллективу и совместной работе, к старшим. Учить их культуре поведения, обучать моральным нормам и правилам, самостоятельности, а также развивать в детях творческие способности.

Из-за этого, именно в детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание.  Через множество интеллектуальных игр они обучаются самому важному, но как это сделать не обращая на поведение  и этику самого воспитателя?

Главная роль в деятельности воспитателя отводится на его общение с окружающими и, непосредственно, с детьми. Поэтому он обязан говорить правильно, соблюдать речевой этикет со всеми правилами русского языка. Должен быть вежливым и внимательным. 

Таким образом воспитатель устанавливает контакт с детьми дошкольного возраста, привлекает их внимание к своей персоне.  Обращение к ним, также является довольно важным аспектом.  Они должны понимать, как лучше обращаться к собеседнику в той или иной ситуации. Многое зависит от места, времени и типа ситуации.

Соблюдение этикета слушание для воспитателя является его козырем. Она очень трудная, но такая важная и необходимая. Дети всегда любят много говорить, особенно делиться с другими волнующими их мыслями и ситуациями.  Таким образом, воспитатель может завоевать доверие ребенка и стать для него настоящим другом.

Однако во время повествования ребенка, воспитатель обязан оторваться от всех рабочих моментов и личных дел.  Ему необходимо прервать все свои дела.  Воспитатель должен выслушать ребенка до конца, не перебивая его, даже в том случае, если ему это не интересно, и он не имеет на это время. Слушать ребенка следует доброжелательно и уважительно.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.