Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Профессиональный стандарт воспитателей

  • 5 ноября 2018
  • 2495
Профессиональный стандарт воспитателя — характеристика знаний, умений и навыков специалиста, которые потребуются для работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Документ:
  • регламентирует трудовые отношения и требования к специалистам;
  • является основой для проведения кадровой политики в ДОУ, повышения квалификации, присвоения званий и квалификации педагогам;
  • способствует реформированию системы образования. 

Профстандарт воспитателя: цели и задачи документа

Профессиональный стандарт воспитателя существенно отличается от квалификационного справочника, поскольку содержит более подробную информацию. Он отражает политику государственного регулирования вопросов качества образования. Стандартизация была введена для того, чтобы воспитанием и обучением детей занимались настоящие профессионалы. На данный момент государственные требования к квалификации, умениям и знаниям педагогов регулируют два документа: ФГОС, который был утвержден Минобрнауки РФ и утвержденный Минтруда РФ Профстандарт. Важно помнить, что несмотря на схожесть документов, ФГОС регламентирует работу учреждений сферы образования, а профстандарты конкретизируют кадровую работу в них и касаются определенной категории сотрудников. 
Оба эти документа были представлены в 2013 году, но профессиональному стандарту педагога дошкольного образования (воспитателя) потребовалось шесть лет для вступления документа в силу, поскольку документ неоднократно дорабатывался (последний перенос введения, согласно министерскому указу №563, состоялся с 1 января 2017 на 1 сентября 2019). Любопытно, что параллельно с ним велась работы над профстандартом для младших воспитателей детского сада (помощников воспитателя), но его так и не приняли. Московский городской психолого-педагогический университет выступил разработчиком действующего профстандарта воспитателя, который является частью документа, регулирующего требования к работникам сферы образования от дошкольного до среднего звена.
Профстандарты педагогических работников ДОУ
Таким образом, в контексте перехода на ФГОС, с 1 сентября 2019 года работодатели, заключая трудовой договор с сотрудником, принимая решение об организации аттестации, составлении должностной инструкции или принимая иные управленческие решения в отношении кадров детского сада, должны будут руководствоваться нормами утвержденного профстандарта. Документ призван помочь заведующим детскими садами сформировать штат компетентных специалистов, профессионалов, способных обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимую для выполнения трудовых функций. Единый профстандарт объединяет требования к педагогам всех ступеней системы образования и в ДОУ применяется:
  • при принятии управленческих решений и реализации кадровой политики;
  • в процессе составления должностных инструкций педработников, регулирующих требования к умениям, знаниям и опыту;
  • в ходе формирования штатного расписания с распределением наименований должностей сотрудников;
  • в процессе аттестации педагогов, позволяя определить соответствие занимаемой должности;
  • при составлении рекомендаций для педагогов по получению дополнительного профессионального образования.  

Профстандарт педагога дошкольного образования выполняет следующие цели:
  1. Разработка единой системы оценивания навыков и квалификации педработников, применимой для аттестации, подписании трудового договора, реализации профессиональной деятельности.
  2. Формирование единых требований к качеству и характеру педагогической деятельности в ДОУ.
  3. Стимулирование воспитателей к самообразованию, работе над собой, повышению качества образования. 

Структура профстандарта воспитателя

Профстандарт воспитателя 2018, утвержденный правительством РФ скачать можно на сайте Минтруда. Документ имеет шаблонную структуру, повторяющуюся в других профессиональных стандартах, которые внесены в реестр Минтруда. Нормативный акт составлен из четырех блоков, первые три из которых относятся к трудовым функциям и квалификационным требованиям профессии, а в последнем отражается информация о разработчиках документа. 
Общее описание В первом разделе профстандарта для воспитателей детского сада 2018 года обозначено название должности и ключевая цель деятельности воспитателя детского сада, к которой в первую очередь относят предоставление воспитательно-образовательных услуг, официальная классификация. 
Функциональная карта Краткое описание функций, которые выполняет специалист. В разделе акцентируется на воспитательной, образовательной и развивающей задачах.
Детальная характеристика функций Детализируются трудовые функции воспитателя детского сада, каждой дается подробная характеристика, описание требований к воспитателю, его образованию и навыкам.
Организация-разработчик Сведения об организации-разработчике документа.

Портрет воспитателя согласно профстандарту

Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать:
  • действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними;
  • основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки;
  • базу психодидактики;
  • принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности;
  • апробированные педагогические технологии, методики и приемы. 
Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Руководителю важно не только тщательно проверять квалификацию и образование соискателя на должность воспитателя, но и правильно вести документацию. Эффективно оформить кадровый документооборот поможет учебная программа "Кадровый документооборот. Как организовать документооборот в кадровой службе".

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Воспитателем может быть тот специалист, который уважает и любит детей, кто готов нести ответственность за воспитанников, ладить с коллегами и родителями, проявлять заботу о развитии и успешности малышей. Именно поэтому профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя 2018 года позволяет принимать на работу соискателей, которые имеют пятый или шестой уровень квалификации и:
  • среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»;
  • либо же среднее или высшее профобразование в любой области, однако впоследствии прошли программу дополнительного обучения в сфере педагогики и образования и могут работать с дошкольниками. 
Такие высокие требования к квалификации обусловлены тем, что воспитатель находится в постоянном контакте с детьми, а потому должен обеспечивать их безопасность и комфорт, способствовать гармоничному развитию и приобретению необходимых возрасту навыков и знаний. По этой причине работодатели проверяют у соискателей не только наличие образования и квалификации, но и на наличие:
  • судимости за любые преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ;
  • заболеваний, которые являются потенциально опасными для контактирующих с ним людей;
  • запретов на осуществление педагогической деятельности, вынесенных на основании судебного приговора. 
Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года). 

Профстандарт педагогов ДОУ: функции воспитателя и требования к нему

Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он:
  • выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией;
  • занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов;
  • организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения;
  • способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля. 
Требования, которые профессиональный стандарт педагога по ФГОС выдвигает к воспитателям детского сада. 
Трудовые задачи
Профстандарт требует от воспитателя участия в:
прогностической работе и корректировке образовательных задач, основанной на результатах мониторинга и в контексте индивидуальных особенностей детей. 
формировании комфортной и безопасной среды в детском саду, необходимой для обучения и развития детей, оказания поддержки детям в период адаптации;
разработке ООП согласно с ФГОС дошкольного образования. 
Воспитателю следует выполнять организаторские функции, включаясь в:
  • образовательный процесс в контексте непрерывного взаимодействия с воспитанниками в контексте индивидуализированного подхода; 
  • процесс конструктивного взаимодействия взрослых и детей, содействования в свободном выборе вида деятельности;
  • разные виды детской деятельности, включая конструирование, игры, исследовательскую работу.
Необходимые умения
Воспитатель в детском саду должен уметь:
  1. Задействовать в работе различные виды развивающей деятельности (познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую);
  2. Применять методы личностного, познавательного и физического развития дошколят в соответствии с ООП;
  3. Создавать условия для организации различных видов деятельности детей, обеспечивать для них игровое пространство и время. 
  4. Использовать психолого-педагогический анализ для оценки академических и воспитательных результатов детей, степень сформированности у них качеств, которые необходимы для учебе в школе. 
  5. Формировать партнерские отношения с родителями, повышать их педагогическую компетентность.
  6. Использовать ИКТ для планирования и реализации учебно-воспитательной работы. 
Необходимые знания
Согласно профессиональным стандартам для воспитателей, педагог в ДОУ должен знать:
  • профессиональные компетенции педагога ДОУ;
  • теории личностного, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста и общие закономерности развития;
  • специфику становления деятельности детей дошкольного возраста;
  • личностный, деятельностный и культурно-исторический подходы в дошкольной педагогике;
  • особенности организации работы с дошкольниками. 
Таким образом, приводятся в соответствие те профессиональные компетенции, которые предъявляет к педагогам дошкольных учреждений ФГОС ДО, и перечень трудовых действий, которыми будут владеть воспитатели детского сада в связи с введением профстандарта «Педагог». 
Важно подчеркнуть, что перечень трудовых функций для воспитателя определяет руководитель соглас профессиональным задачам учреждения. А потому заведующий из числа трудовых действий может поручить конкретному воспитателю только некоторые из заявленных в профстандарте, что впоследствии будет отображено в должностной инструкции и трудовом договоре. Поэтому Минтруда РФ предлагает руководителям:
  • взять описание трудовых действий за основу;
  • при составлении должностной инструкции объединять трудовые функции одного профстандарта или разных профстандартов;
  • распределять трудовые функции одного из профстандартов между несколькими сотрудниками.

Практика внедрения профстандартов воспитателя

Несмотря на то, что профстандарты в ДОУ по ФГОС будут обязательными к исполнению с 1 сентября 2019 года, руководители учреждений самостоятельно определяют порядок введения профессиональных стандартов, учитывая мнение представительного органа работников. Правительственное постановление №584 требует от ДОУ завершить процесс введения профстандартов к 1 января 2020 года. Для этого руководителям учреждений следует применить следующий алгоритм:
  1. Издать Приказ о создании специальной рабочей группы.
  2. Составить План по организации введения профстандартов, который должен быть согласован с профсоюзными организациями. При этом важно учитывать время, которое потребуется для повышения квалификации и переподготовки педагогов, которые не соответствуют федеральным требованиям. 
  3. В Плане отразить этапы применения профстандартов и их перечень, уточнить требования к профобразованию на основании квалификационных характеристик должностей, указать мероприятия по переподготовки и по образованию педагогов, а также список локальных актов, которые требуют корректировки в связи с введением профстандарта.

Критика введения профстандарта воспитателя

Профессиональный стандарт воспитателя детского сада — документ, который требует от педагогов перестройки под форматы ФГОС и современные требования. На деле процесс сталкивается с рядом проблем:
  • недостаточное финансирование, из-за которого в образовательных учреждениях наблюдается нехватка средств ИКТ, методической и профильной литературы;
  • катастрофическая нехватка кадров в дошкольных образовательных учреждениях, в связи с которой многие специалисты работают по совместительству;
  • высокие требования к профильному образованию ставят под вопрос работу педагогов в сельских ДОУ или специалистов, имеющих многолетний опыт работы, но недостаточную квалификацию. 
Специалисты отмечают, что профстандарт лишь усугубит технократический подход к оценке труда педагога, представив перед ним недостижимый идеал. Акцент делается на том, что введение профессионального стандарта для воспитателя должно быть следующим шагом после реформирования высшей школы, готовящей педагогов, а не предшествовать ей. В противном случае от педагога требуют того, чему его не научили. Профессия педагога, воспитателя остается творческой и нестандартной, педагогическая миссия не поддается стандартизации, а потому и введение такого элемента административного контроля, как стандарт, уже не раз переносилось и тормозилось. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.