Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Диагностика готовности к школе

  • 13 августа 2018
  • 324
Отсутствие должного внимания к готовности ребенка к школе со стороны родителей, психологов и воспитателей детского сада является причиной его дальнейшей академической неуспеваемости и проблем с поведением в школе. Чтобы понять, насколько у ребенка сформированы ключевые компоненты школьной готовности, используют многочисленные методики диагностики готовности к школе, которые могут применять как родители, так и воспитатели детского сада.

Диагностика готовности к школе: основные компоненты

Статистика результатов обследований физиологов, психологов и педагогов доказывает, что 30-40 % первоклассников не готовы к учебе в школе, поскольку у них не сформированы основные компоненты готовности. Уровень подготовленности дошколят к школьному обучению влияет на эффективность дальнейшей учебы, успешное решение личностных задач и профессионального становления ребенка в будущем.

Специалисты, используя диагностику готовности детей к обучению к школе, выделяют три компонента готовности детей, которые существуют во взаимосвязи (ребенку недостаточно достичь нужного уровня только в одной из сфер):
  1. Социально-психологическая. У малыша должна присутствовать мотивация к учебе, они должны обладать качествами, благодаря которым смогут успешно общаться с учителями и сверстниками. О наличии социальной зрелости говорит осознание ребенком важности учебы, желание пойти в школу, интерес к новым знаниям. Чтобы вчерашний дошкольник успешно выполнял социальную роль школьника, он должен принимать и подчиняться правилами, требованиям учителя, уметь взаимодействовать с одноклассниками, иметь развитые коммуникативные навыки. Малышу следует быть эмоционально устойчивым, уметь контролировать свои порывы, регулировать поведение и выполнять задания, которое для него непривлекательно. Без социальной готовности, но со сформированным интеллектуальным уровнем первоклассник будет испытывать значительные трудности в школе.
  2. Интеллектуальная. У дошкольников, готовых к школьному обучению, развито словесно-логическое и образное мышление, что позволяет ему группировать предметы, находить сходства и отличия между ними, определить логические связи между явлениями и предметами. Для поступления в школу важно, чтобы малыш мог удерживать внимание на протяжении 15-20 минут. Он должен понимать и следовать схеме выполнения задания, которую дает учитель, иметь базовый багаж знаний об окружающей действительности, иметь арифметические представления, владеть устной речью. Интеллектуальная готовность предполагает аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, логическое запоминание, рациональный подход к реальности (снижение роли фантазирования).
  3. Психофизиологическая. Показателем школьной готовности становится должное развитие крупной и мелкой моторики, координации движений (ребенок должен уверенно владеть ручкой и ножницами, уметь переносить в тетрадь простейшие фигуры или узоры, воспринятые на расстоянии, определять направления слева-справа, вперед-назад, а также категории больше-меньше и выше-ниже.

Дополнительно можно выделить еще три немаловажных компонента подготовки:

  • Физиология. У будущего первоклассника должен быть мышечный тонус, рост и вес, объем грудной клетки и прочие физиологические показатели, соответствующие возрастному развитию. Особое внимание уделяется состоянию нервной системы, зрению и моторике, общему состоянию здоровья.
  • Речь. У ребенка должен быть сформирован достаточный словарный запас, звуковой аспект речи, грамматическая правильность, он должен иметь навык монологической и диалогической речи.
  • Эмоционально-волевой компонент. Дошкольник должен ставить перед собой цели, определять и планировать действия, необходимые для их достижения.

Чаще старших дошкольников привлекает внешняя сторона обучения в школе: красивая форма, портфель, походы в школу вместе с друзьями. При этом куда важнее, чтобы учеба привлекала малышей основной деятельностью: им хотелось считать, писать, читать, стремлением стать более серьезным, завоевать уважение окружающих. Особую тревогу психологов и педагогов вызывают дети, которые не хотят идти в школу, боясь порицания и собственной неуспешности. В этом случае категорически запрещено запугивание и шантаж со стороны родителей, которым следует сформировать у сына или дочери положительное отношение к школе. В связи с этим родителям важно избегать критики учителей или образовательного учреждения в присутствии ребенка, стремиться передать ему исключительно положительный школьный эмоциональный опыт.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Компетенции воспитателя. Законодательство о правах ребенка. Правовые основы образовательной деятельности, обучения и воспитания". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Если дошкольник по какому-либо из направлений не готов к школе, причины следует искать в:
  • воспитании — сделать занятия систематическими;
  • соматическом развитии малыша, его повышенной утомляемости — следует проконсультироваться с врачами;
  • невротическом развитии — требуется консультация медицинского психолога и дальнейшая коррекционная работа;
  • повреждении центральной нервной системы — ребенка должен обследовать невропатолог, который совместно с психологом и воспитателем назначит курс лечения и педагогического сопровождения в 1 классе.

Методика определения готовности детей к школе

Ценность диагностики уровня готовности к школе заключается не в получении точного результата, а в определении причин, которые затрудняют интеллектуальную, социально-психологическую или психофизиологическую готовность. В дальнейшем воспитатели, психологи и родители должны сконцентрироваться на устранении этих проблем и повышении уровня развития дошкольника. Первичную диагностику готовности к школе по ФГОС проводят осенью (в октябре-ноябре), повторную — весной (в апреле-мае), чтобы оценить динамику развития малыша.

Диагностика готовности к школе

Психологи используют специальные методики, которые определяют два подхода к изучению уровня готовности:
  • Педагогический — оценка наличие у детей базовых учебных навыков (чтение, письмо, счет, связная речь и прочих), однако предметные тесты дают односторонние сведения о ребенке, исключая информацию о его психическом развитии.
  • Психологический — считается более эффективным, поскольку опирается на уровень психического развития как показатель готовности к учебе в школе. Специалисты выделяют четыре аспекта диагностики — речевую, интеллектуальную, произвольную и аффективно-потребностную готовность.
Планирование

Диагностика готовности к обучению в школе детей 6–7 лет

Поясняют специалисты справочной системы «Образование»

Своевременное и компетентное использование диагностических методик определения готовности детей к школе позволяет корректировать траекторию подготовки дошкольника к переходу в школу, повышая эффективность дальнейшей учебы. Следовательно, диагностика проводится для определения уровня готовности к обучению, развития навыков и умений, необходимых для академической успешности и быстрой адаптации, а также осуществления коррекционно-развивающих мер при условии выявления недостаточной готовности.
Выделяют четыре уровня готовности дошкольников:
высокий — малыш может организовать свою деятельность, умеет общаться со взрослыми и одногодками, понимает важность учебы и хочет ходить в школу;
средний — организованный, умеющий вести себя среди одногодок, усвоивший нормы поведения ребенок готов к обучению в школе;
низкий — ребенок хочет идти в школу, но проявляет должной организованности и сдержанности поведения, в школе его интересует только внешняя составляющая;
очень низкий — дошкольник не заинтересован в учебе, не хочет идти в школу, демонстрирует низкую организованность, не умеет вести себя со взрослыми и одногодками.

9 признаков того, что ребенок готов к школе

Родителям, чтобы определить готовность сына или дочери к школе, достаточно оценить его по десяти аспектам:

  1. Произвольная деятельность. Малыш в состоянии около 30 минут заниматься определенным делом без отвлечения на другие занятия, разговоры или игры, сохраняя внимание усилием воли. От того, насколько у ребенка сформировано это качество, будет зависит качество адаптации в школе и академическая успешность.
  2. Самостоятельность. Ребенок самостоятельно одевается, складывает свои вещи, спокойно себя чувствует без родителей (не плачет и не просится к маме).
  3. Способен следовать инструкциям. На уроках вчерашнему дошкольнику придется выполнять задания учителя, которые касаются его поведения, устных или письменных упражнений, потому важно, чтобы ребенок мог слышать взрослого и слушать его.
  4. Положительный настрой. Родителям важно дать позитивные установки на учебу в школе, рассказывая о том, что узнает и чему научится ребенок, отвечая на вопросы о том, что его пугает или волнует. Важно, чтобы малыш не противился походу в школу, если же мамы и папы не могут переубедить его сопротивление, следует обратиться к психологу.
  5. Коммуникабельность. Дошкольник должен уметь общаться даже с теми ребятами, которые ему не особенно интересны и симпатичны. Для этого ему необходимо посещать детский сад, спортивные площадки, дополнительные занятия и кружки. Малышу важно научиться играть и работать в команде, помнить о своих правах, но при этом не быть эгоистом, делиться игрушками и ролями в игре.
  6. Память. Чтобы малыш без труда мог запоминать достаточные объемы новой для него информации в школе, родителям следует играть с ним в специальные игры, учить стихотворения и песни, заниматься пересказыванием.
  7. Словарный запас. Усвоение информации пройдет быстрее и проще, если дошкольник будет знать названия птиц и животных, овощей и фруктов, профессий, времен года и суток, природных явлений, цветов, транспортных средств.
  8. Мелкая моторика. Без развития мелкой моторики рук дошкольнику не удастся освоить правильную технику письма. Для этого в детском саду или самостоятельно дома с малышами занимаются лепкой, рисованием, складыванием мозаик, конструкторов, вырезанием.
  9. Самооценка. Ребенок должен верить в свои силы и в свой успех, а для этого ему важно чувствовать поддержку семьи.

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе

Чтобы определить, насколько воспитанники готовы к школе, воспитатели могут провести групповую диагностику. Для этого всех детей рассаживают по одному за парту, дают им цветные карандаши и листы бумаги. Воспитателю нужно строго регламентировать длительность подобного занятия: на выполнение задания дается не более трех минут, каждое упражнение нужно выполнять согласно инструкции. Если дети устали, педагогу следует сделать небольшую паузу и провести физкультминутку. Если некоторые воспитанники на групповом этапе методик диагностики готовности к школе по ФГОС допустили много ошибок, воспитатель рекомендует им индивидуальное обследование. Помимо общей оценки степени готовности к школе педагогу следует проанализировать причины допущенных ошибок.

Система оценивания:
  • 3 балла — задание выполнено в полном объеме (возможны незначительные недочеты);
  • 2 балла — более половины задания выполнено правильно;
  • 1 балл — менее половины задания выполнено верно, задание сделано частично;
  • 0 баллов — задание не сделано.
Для определения степени готовности к школе, воспитатель вправе использовать следующую шкалу:
  • Высокий уровень готовности — превалируют правильные ответы;
  • Хороший уровень — превалируют ответы на 2 балла и единичные задания выполнены в полном объеме и правильно (следовательно, в школе детям потребуется незначительная помощь учителя);
  • Средний уровень — превалируют 2-бальные ответы (в первом классе ребенку потребуется помощь учителя);
  • Низкий уровень — ребенок чаще отвечает неправильно или на 1-2 балла.
Используя методики оценки готовности ребенка к школе, воспитатели проверяют не только интеллектуальные умения ребенка, но также его пространственное и зрительное восприятие, фонематического слуха, зрительно-моторную координацию, состояние мелкой моторики, наличие дочисловых представлений, в том числе и об операциях вычитания и сложения, навыка классификации и сравнения, предпосылок к освоению синтеза и звукового анализа.

Задания для групповой диагностики готовности детей к школе

Задания для групповой диагностики готовности детей к школе


Чтобы диагностика готовности была действительно объективной, после группового этапа воспитатель проводит индивидуальную оценку. По итогам полученных результатов он проводит беседу с родителями, консультируя их по проведению коррекционной работы, если таковая необходима.


Задания для индивидуальной диагностики готовности детей к школе

Аспект диагностики Суть задания
Уровень слухоречевой памяти Послушай фразу, которую я скажу и постарайся повторить ее: «В поле растут подсолнухи, а в огороде — лук, помидоры и капуста».
Если малыш смог повторить меньше семи слов, он может попробовать еще раз с другой фразой.
Уровень развития связной речи Дошкольник получает три изображения, связанные по сюжету. Он должен разложить их в правильной, по его мнению, последовательности и составить небольшой рассказ по ним.
Если ребенок испытывает затруднения, педагог может помочь ему наводящими вопросами.
Состояния фонематического слуха и восприятия (актуально для детей, допустивших ошибку в аналогичном групповом задании) Воспитатель показывает ребенку картинку, просит назвать изображенное на ней. Если в названии есть звук [ш], картинку нужно отложить влево.
Если ребенок выбрал только те слова, которые начинаются на выбранный звук, учителю следует повторить пропущенные правильные ответы, акцентировав внимание малыша на звуке [ш] в них. Например, матрешшшка, кошшшка, грушша.

Узнать больше о подготовке детей к учебе в школе можно в статьях:
  1. Родительское собрание "Психологическая готовность к школе и характеристика факторов, влияющих на успешность обучения"
  2. Готовность ребенка к школе. Понятие "школьная зрелость"
  3. Трудности адаптации первоклассников к школе
  4. Формирование психологической готовности к школьному обучению
  5. Тест-тренировка при подготовке ребенка к школе

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.