Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС

  • 9 августа 2018
  • 573
Согласно новому ФГОС, дошкольное образование не считается подготовкой к учебе в школе, оно стало обособленным периодом закладки универсальных свойств, вписанным в контекст непрерывного образовательного процесса. При этом целевые ориентиры дошкольного образования (далее — ЦО ДО) направлены на освоение изобразительной и игровой деятельности, экспериментирования и наблюдения, формирование ключевых личностных качеств, благодаря которым воспитанник сможет успешно освоить любой учебный предмет или курс.

Целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры по ФГОС ДО — социально-нормативные характеристики потенциальных достижений воспитанников на этапе завершения ними дошкольного образования. Это черты целостного образа дошкольника, его возрастные нормативы. Они используются:

  • учредителями для определения перспектив развития учреждения, формирования образовательной политики в нем, являясь основанием для финансового планирования;
  • педработниками в качестве ориентира для выбора примерной образовательной программы, концепции построения взаимоотношений с семьями воспитанников, оценки профессиональной деятельности;
  • методистами для изучения социально-психологических характеристик дошкольников возрастом от 2 месяцев до 8 лет;
  • общественностью и родителями.
Ввиду факультативности дошкольного образования и индивидуализированного курса развития детей, обозначение конкретных образовательных достижений является неправомерным. Поэтому предполагаемые результаты освоения программы ДО оформляются в виде целевых ориентиров, не зависящих от специфики развития детей, форм реализации программы и категории образовательного учреждения.
Не все родители знают, что такое целевые ориентиры дошкольного образования, которые не:
  • оцениваются посредством педагогического мониторинга;
  • вправе вменяться дошкольнику при отсутствии предполагаемого результата;
  • применяются для проведения аттестации педагогов и оценки уровня развития воспитанников и решения прочих управленческих задач;
  • используются для распределения стимулирующих выплат педработникам;
  • применяются для анализа степени выполнения госзадания;
  • используя их, нельзя сравнивать потенциальные и реальные детские достижения.
Воспитателям и родителям следует помнить, что дошкольное образование преследует цель развития у детей произвольности, самостоятельности, творческой активности, потому показателем успешности является уровень психического развития, а не получение детьми определенных навыков и знаний. ФГОС дошкольного образования определяет возрастные социально-нормативные характеристики для младенцев и детей раннего возраста, а также тех, кто завершает обучение в ДОУ.
Планирование

Связь целевых ориентиров ФГОС ДО и требований ФГОС НОО

Поясняют специалисты справочной системы «Образование»

При этом проблема мониторинга уровня подготовки дошкольников к школе в ДОУ до конца не решена: образовательные учреждения, ввиду отсутствия точных методических рекомендаций, могут оформлять аналитическую справку, предоставляя ее в методкабинет. В связи с этим воспитатели задаются вопросом, допустима ли педагогическая диагностика в контексте применения целевых ориентиров ФГОС. Методисты уточняют, что мониторинг освоения ООП запрещен, а мониторинг уровня индивидуального развития воспитанником может осуществляться путем наблюдения, бесед и создания диагностических ситуаций, необходимых для оценки динамики развития дошколят и корректировки педагогической стратегии и образовательного процесса.

Социальный портрет выпускника детского сада или ЦО ДО

Целевые ориентиры по ФГОС в ДОУ — это предполагаемый социальный портрет, модель выпускника детского сада, объединяющая объективные характеристики развития и интегративные качества. Он является результатом консолидированных усилий родителей и педагогов.

Модель выпускника — важный критерий эффективности учебно-воспитательного процесса, используемый для соотнесения мнения родителей, медиков и педагогов о планируемых результатах с полученными достижениями. Родители дошколят уровень подготовленности ребенка к школе зачастую оценивают его способностью считать до 10-20, читать и правильно держать в руке ручку, однако с введением ФГОС акценты развития смещаются в сторону формирования общей культуры, которая гарантирует учебную и социальную успешность.
Для достижения желаемой модели выпускника в детских садах:
  • формируется и пополняется безопасная, вариативная и доступная предметно-развивающая среда;
  • педагоги и воспитатели применяют передовые образовательные материалы и технологии;
  • в ДОУ привлекаются квалифицированные педагогические кадры, используется инновационная методическая база.
Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Система и уровни образования". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования являются своеобразным минимумом, к которому образовательные учреждения вправе добавлять новые аспекты и углублять существующие. Аспектами ЦО ДО следующие характеристики личности дошкольника:
  1. способность выбирать вид деятельности, проявляя в нем самостоятельность и инициативность;
  2. демонстрация творческих способностей, фантазии и воображения;
  3. построение взаимоотношений с одногодками и взрослыми;
  4. следование социальным нормам и правилам;
  5. способность к проявлению воли, принятию решений и контролированию своих движений (координация и моторика);
  6. отношение к окружающему миру, обладание чувством собственного достоинства.

Целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры образования по ФГОС в ДОУ в младенческом и раннем возрасте

Аспект Предполагаемые результаты
Любознательность Малыш демонстрирует интерес к окружающим его вещам, игрушки и предметы вызывают в нем эмоциональный отклик, он активно использует их, с любопытством наблюдает за другими детьми.
Социально-бытовые навыки Осознает и применяет предметные действия и культурные установки, знаком с назначением основных предметов в быту (умеет пользоваться расческой, вилкой и ложкой, красками и карандашами и прочим). Старается быть самостоятельным в играх и быту, знаком с азами самообслуживания.
Общение Свободно разговаривает, включаясь в общение со сверстниками и взрослыми, понимая их и уверенно им подражая. Ребенок умеет формулировать вопросы, знает название игрушек и предметов, которые его окружают.
Основная деятельность Во время игр копирует поведение взрослых, воспроизводит их действия, интересуется сказками, песнями и стихами, с любопытством рассматривает картинки, стремится улавливать ритм музыки. Демонстрирует эмоциональный отклик на произведения искусства и культуры.
Психофизиологические особенности Согласно возрасту развивается крупная моторика, благодаря чему он осваивает прыжки, лазанье, бег. Проявляет настойчивость в своих действиях, стремясь достичь результата.


Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры для детей раннего и младенческого возраста важны не только для воспитателей, но и родителей, которые таким образом оценивают корректность возрастного развития ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Аспект Предполагаемые результаты
Основная деятельность Воспитанник инициативен, коммуникабелен и самостоятелен, он интересуется исследовательской и познавательной деятельностью, увлекается играми. Способен выбирать занятие по душе и участников совместной занятости. Успешно проявляет себя в наблюдениях, экспериментах и познавательной деятельности.
Общение и взаимоотношение с окружающим миром Демонстрирует положительное и гуманное отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам, собственному и чужому труду. Активно привлекает взрослых и одногодок к играм и занятиям. Стремится познать неизвестное, интересуется новым. При возникновении затруднений обращается за советом или помощью к взрослым, но чаще старается справиться со всем самостоятельно.
Личностные качества Ребенок демонстрирует чувство собственного достоинства и веры в себя, способен проявлять волевое усилие, сопереживать радостям и неудачам других людей, персонажам литературных произведений или мультфильмов. Успешно находит компромиссы и договаривается с другими, подчиняется социальным правилам и нормам во взаимоотношениях с окружающими и основных видах деятельности. Корректно и спокойно демонстрирует свои чувства и эмоции, имеет развитое воображение, которое находит применение в ключевых видах деятельности. Он безоговорочно соблюдает правила личной гигиены,  безопасного поведения и здорового образа жизни.
Речь Дошкольник свободно формирует и выражает свои желания и мысли. Проявляя любознательность, устанавливает причинно-следственные связи, задает вопросы. Используя воображение придумывает и озвучивает объяснения к поступкам людей и животных, явлениям природы. Применяет вербальные и невербальные средства коммуникации, освоил диалогическую и монологическую речь. Правильно или относительно правильно строит речевое высказывание. Умеет находить отдельные звуки в словах, демонстрирует предпосылки к письменной речи и грамотности.
Психофизиологические особенности Общая моторика развита на достаточном уровне. Дошкольник отличается выносливостью, подвижностью, умением управлять своими движениями, координировать их. Самостоятельно принимает решения, на основании которых впоследствии реализует свою деятельность. Способен к планированию для достижения цели, может управлять своими поступками. Поведенческая модель в основном подчиняется сформированным представлениям о добре и зле, а также установками взрослых.
Знания и навыки Имеет представления об окружающем мире, живой природе, истории, математике, естествознании, людях и самом себе. Знаком с некоторыми музыкальными и литературными произведениями, соответствующими его возрасту.



Знания, полученные дошкольниками и их психофизиологические качества служат предпосылками для успешной учебы в школе, поскольку переход от первой ко второй ступени среднего образования характеризуется постепенным изменением или сохранением учебных методов, форм, принципов и технологий.

Проблемы на пути достижения целевых ориентиров по ФГОС

Затруднение 1. Содержание дошкольного образования обновлено

На сегодня существует несоответствие между требованиями ФГОС и компонентами системы дошкольного образования:

  • массово-репродуктивно организованный образовательный процесс должен способствовать индивидуализированному развитию личности ребенка;
  • деятельность, которая имеет основополагающее значение для развития личности, является только формально свободной и самостоятельной;
  • при условии доминирования словесных образовательных методов и знаниевого подхода дошкольники должны овладеть культурными способами деятельности.

Ввиду изменения принципом взаимоотношений между воспитанниками и педагогами, обновлением концепции образовательного процесса, следует организовать деятельность дошколят, выбрать формы и методы организации занятий в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования по ФГОС. Задействованный кейс методов должен способствовать достижению предполагаемых показателей, поскольку доминирование наглядно-иллюстративного, словесного и объяснительного методов препятствует формированию у детей активной познавательной позиции. Педагогам следует направить силы на пересмотр привычной учебной модели, ориентировав ее на совместную деятельность дошкольников и воспитателей на правах партнерства, которое позволит развить психологическую готовность к учебе и мотивацию. Для этого следует включить в образовательный план проблемно-обучающие ситуации, игры, проектную деятельность и ИКТ, всячески поддерживая детскую образовательную инициативу.

Затруднение 2. Индивидуальные особенности и состояние здоровья детей

Нередко достижение целевых ориентиров дошкольного образования ФГОС ДО невозможно из-за соматических ослабленных и детей с ОВЗ, педагогических запущенных воспитанников и тех, у кого диагностированы речевые дефекты. Решить подобную проблему позволит комплексная оздоровительная работа — профилактика, применение здоровьесберегающих технологий, спортивные мероприятия, а также своевременная диагностика недугов как элемент постоянного контроля за состоянием здоровья ребенка. В детских садах для этих целей используются коррекционные методики — многочисленные настольные игры, Су-Джок терапия, гимнастика, методы игровой коррекции и психологического воздействия. Последние преимущественно направлены на саморегуляцию состояния и поведения детей, приобщение к эмоциональному восприятию мира и используют музыкотерапию, мимические, релаксационные упражнения.

Затруднение 3. Родители недостаточно активно участвуют в образовательной деятельности

Социальное окружение ребенка должно быть максимально задействовано для работы с ним, для чего воспитатели и логопеды консультируют родителей по вопросам логопедической работы и развития речевых навыков, организации коррекционно-развивающей среды дома. Создание информационных стендов, онлайн-консультирование, проведение индивидуальных и регулярных групповых консультаций способствует повышению эффективности профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Затруднение 4. Педагоги ДОУ недостаточно взаимодействуют между собой

Формирование комплексного взаимодействия педагогов и специалистов детского сада на каждом этапе развития детей позволит избежать затруднений на пути достижения ЦО ДО. Систематически взаимодействовать должны педагог-психолог, логопед (дефектолог), музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию для сопровождения воспитанников и достижения их эмоционального благополучия. Проблема также устраняется четким распределением и планированием видов и объема деятельности детей в течение дня.  

Затруднение 5. Штат специалистов не до конца сформирован из квалифицированных сотрудников

Только педработники, которые систематически повышают уровень квалификации, способны эффективно решать нестандартные образовательные ситуации, благоприятно влиять на эмоциональный фон в группе и решение воспитательных задач.

Узнать больше о целевых ориентирах дошкольного образования можно в статьях:
1. Целевые ориентиры дошкольного образования
2. Целевые ориентиры ФГОС ДО
3. Как использовать целевые ориентиры программы дошкольного образования в мониторинге?
4. Дошкольное образование и диагностика развития ребенка: цели и результаты

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.