Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

ООД в ДОУ по ФГОС

  • 15 мая 2019
  • 1140

Организация образовательной деятельности (далее — ООД) в детском саду — ключевая обязанность воспитателя, зафиксированная в актуальной нормативной документации. Эта профессиональная функция предусматривает грамотное распределение образовательной нагрузки в течение дня с учетом возрастного и индивидуального фактора, применение диагностических и корректирующих мер, осуществление самооанализа и поиска путей по улучшению ежедневной воспитательной работы, взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнерами детского сада. Образовательный комплекс, реализуемый в детских садах, включает:

  • партнерское взаимодействие воспитателя с дошкольниками;
  • учебно-воспитательную деятельность в режимных моментах;
  • организованную образовательную деятельность — ООД в ДОУ по ФГОС;
  • самостоятельную поисков-экспериментальную, игровую активность детей, включающую образовательный компонент.

Сущность и принципы ООД в ДОУ по ФГОС

Изменение общих принципов организации дошкольной образовательной практики, обусловленное введением Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» и его последовательной доработкой, обусловило необходимость пересмотра устоявшихся правил ООД в ДОУ по ФГОС. У педагогических коллективов появилась возможность выбора учебно-воспитательных программ, которые, независимо от направленности и особенностей содержания, должны способствовать созданию условий для:

  1. Сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
  2. Развития базовых качеств подрастающей личности с учетом природных склонностей и дарований.
  3. Проектирования учебно-воспитательного процесса в форме увлекательной игры, которая является основным способом познания мира в дошкольном возрасте.

Требования профстандарта и социально-экономические преобразования, сказывающиеся на особенностях функционирования образовательной отрасли, определяют необходимость последовательного совершенствования учебно-воспитательного процесса, которое должно сопровождаться сохранением лучших педагогических традиций и поиском качественно новых методов взаимодействия с воспитанниками. Важным условием возрастного развития дошкольников является их вовлечение в организованную образовательную деятельность, проектируемую воспитателями с учетом возрастного фактора, выбранного программного содержания и индивидуальных возможностей малышей.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации экспертов по организации непосредственной образовательной деятельности в детском саду читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Новый план-модель НОД, который избавит воспитателей от длинных конспектов

 (с презентацией)

Самоанализ НОД за 15 минут

 (рекомендации воспитателям)

Сразу хочется отметить, что уход от традиционного названия направленной учебно-воспитательной активности малышей — занятия — обусловил некоторую путаницу в терминологии. Хотя фактически воспитатели продолжают «заниматься» с дошкольниками, ведущую форму организации совместной деятельности педработников и детей называют «организованной образовательной деятельностью» (ООД по ФГОС), «непосредственно образовательной деятельностью» (НОД) или «образовательной ситуацией» (ОС). Все эти определения отражают сущность конкретного промежутка целевой образовательной активности, но в данной статье мы будем придерживаться первого варианта названия.

Отдельно хочется уделить внимание разнице, отличающей устаревший педагогический подход к организации обучения дошкольников и новые принципы, обусловленные введением ФГОС. Стандарт второго поколения предусматривает необходимость правильной организации учебно-воспитательной работы, способствующей гармоничному развитию детей. Для достижения этой цели рекомендован отказ от проведения занятий в традиционной форме, включающей целевую учебную деятельность, создание условий для масштабной игровой активности, использование в педагогической практике эффективных новаторских приемов и средств: ИКТ, метода проектов, экспериментаторства, моделирования проблемно-обучающих ситуаций. Таким образом, ООД в ДОУ по ФГОС должно логично объединить дидактическую функцию и совместную деятельность воспитателя с дошкольниками, к которым не должны предъявляться жесткие требования и нормативы.

Критерии оценивания педагогической тактики Реализация организованной образовательной деятельности в детском саду по ФГОС
в форме непосредственного учебного труда через организацию детских видов деятельности
Характер взаимодействия между участниками учебно-воспитательных отношений Руководство действиями дошкольников осуществляет воспитатель. Дети являются объектом педагогических воздействий.

Педагоги и дети выступают равноценными участниками активного взаимодействия.

Взрослый мягко направляет детей, обеспечивая реализацию ООД в ДОУ по ФГОС.

Показатели активности Активность дошкольников, в частности речевая, ограничена из-за доминирующей роли педработника. Активные действия детей не уступают уровню активности взрослого.
Основной вид деятельности

Учебная.

Целью педагогического воздействия является формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, предусмотренных программным содержанием.

Ожидаемый результат — готовность решения воспитанниками конкретных учебных задач.

Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструирование, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и бытовой труд.

Целью образовательной стратегии принято считать организацию истинной активности дошкольников, дополнительным эффектом которой является освоение комплекса ЗУН.

Основная модель организации ООД  Непосредственно образовательная.  Совместная деятельность педагога дошкольного образования и воспитанников.
Применяемые методы обучения Прямые, при частом использовании опосредованных.  Преимущественно опосредованные методы обучения, использование прямых реализуется частично.
Мотивы обучения  Учет интересов дошкольников к учебному труду и изучаемому материалу во внимание не принимается. «Удержание» интереса воспитанников обеспечивает авторитет взрослого, что обуславливает необходимость «украшения» элементов ООД в ДОУ по ФГОС наглядным материалом, игровыми приемами, мотивационными элементами.  Мотивация к изучению предметов и явлений окружающего мира, организуемая в рамках подлинно детских видов деятельности, обусловлена, первоочередно, интересом воспитанников.
Правила участия в формах ООД  Присутствие на занятиях является обязательным.

Реализуется принцип «свободного входа и выхода», не предусматривающий нарушения общих правил безопасности и субординации. Воспитатель проявляет уважительное отношение к ребенку, его состоянию, интересам, настроению и предпочтениям, предоставляя право участвовать в групповых видах активности или выбрать альтернативный вариант.

Педагог оставляет за собой право требовать уважительного отношения воспитанников к каждому из участников образовательных отношений.

Принципы организации ООД Предусмотрена четкая регламентация учебно-воспитательного процесса. От педагога требуется строгая реализация программного содержания, проведение занятий строго по заранее подготовленному конспекту, который по сути является сценарием с репликами взрослого и детей. 

Ход образовательного процесса можно (и нужно) корректировать с учетом потребностей и интересов воспитанников.

Допускается частичное использование конспектов в качестве опорного инструмента, но организация занятий строго по «сценарию» уже не является допустимой практикой.

Обеспечение организованной образовательной деятельности воспитанников детского сада осуществляется через совокупность методологических компонентов, к числу которых следует отнести:

  1. Интеграцию на равноправной основе пяти направления развития детей (социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое), которые должны гармонично дополнять друг друга.
  2. Построение сюжетной линии ООД (обеспечение целостности структуры), ее соответствие поставленным учебно-воспитательным задачам.
  3. Целесообразность распределения времени с учетом особенностей возрастного развития детей, достигаемая посредством чередования интеллектуальной и физической активности.
  4. Реализацию дифференцированного подхода через разработку разноуровневых заданий, оказание индивидуальной педагогической поддержки.
  5. Правильную подготовку материала и оборудования, к которому предъявляется рад требований — соответствие нормам безопасности, эстетичности, рациональности.
  6. Обеспечение триединства дидактических задач: образовательной, нацеленной на комплексное повышение интеллектуальной развитости ребенка, воспитательной (предусматривает привитие нравственности, духовности, моральности) и развивающей, обуславливающей определение педагогических средств для раскрытия творческих способностей, привития любознательности, целеустремленности.

Цели, виды и формы ООД по ФГОС в ДОУ

Одной из главных особенностей ведения образовательной практики в условиях отсутствия строгой регламентации действий педагога является правильный, четко обоснованный выбор типа ООД в ДОУ по ФГОС, используемых методов и форм взаимодействия с воспитанниками. Ввиду того, что проектирование образовательной активности необходимо обеспечивать на протяжении всего времени нахождения дошкольников в детском саду, воспитателям рекомендуется использовать инструменты педагогического проектирования, чтобы:

  1. Сформулировать стратегическую цель организации учебно-воспитательного процесса — она должна быть четкой (чтобы по завершении отчетного периода можно было однозначно ответить о факте ее достижения), актуальной (отвечать значимым проблемам), реальной (находится в зоне ближайшего развития воспитанников).
  2. Конкретизировать задачи образовательной работы с учетом программного содержания, индивидуальных особенностей развития дошколят.
  3. Подобрать оптимальные средства, методы и формы ООД по ФГОС в ДОУ, которые позволяет повысить статус игры как основного способа познания мира, последовательно реализовывать поисковые, исследовательские, экспериментальные проекты, проектировать проблемно-обучающие ситуации.
  4. Систематически проводить самоанализ педагогической деятельности, корректировать учебно-воспитательные методы с учетом реальной ситуации.

При проведении работы по планированию, в ходе разработки целей и задач ООД воспитателю важно учитывать возможность возникновения незапланированных ситуаций, меняющих ход образовательного процесса, и адекватно реагировать на эти событий. С этой целью необходимо активно применять новаторские виды, методы и формы организованной образовательной деятельности.

Виды ООД в ДОУ по ФГОС Содержание
Комбинированная Предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.
Комплексная Организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.
Интегрированная Базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.

Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:

  1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.
  2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.
  3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.

К формам ООД по ФГОС, реализуемым в ДОУ в рамках режимных моментов, также можно отнести:

  • подвижные игры с правилами, активные паузы, физкультминутки, спортивные пробежки, игровые упражнения;
  • здоровьесберегающие и закаливающие мероприятия;
  • творческие, экспериментальные, поисковые проекты, прогулки по эко-тропе;
  • соревнования, праздники, детско-родительские дни, мастерские детского творчества, работа в мини-музеях;
  • мини-лекции, беседы, компьютерные презентации;
  • пересказы, сочинительство, разучивание малых фольклорных форм и стихов, речевые ситуации;
  • организованные сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные, творческие игры, драматизации;
  • труд на участке, дежурства, практические опыты и эксперименты;
  • коллекционирование, моделирование, слушание музыкальных произведений, музыкальные импровизации, занятия ритмикой.

Разработка структуры ООД в ДОУ по ФГОС

В новых педагогических реалиях, когда взят курс на минимизацию «бумажной» работы, отнимающей много времени и сил, не следует поддерживать заблуждение о возможности полного отказа от планирования. Напротив, проектирование структуры ООД в ДОУ по ФГОС по образцу или собственным методическим наработкам, является важной частью педагогической деятельности, которую следует реализовывать в видоизмененном ключе. Предварительная разработка организованной образовательной активности необходима для:

  1. Четкого определения педагогических задач, оптимальных методов и форм взаимодействия с воспитанниками, проработки изменений, реализуемых с целью совершенствования предметно-пространственной среды, систематической подготовки учебных материалов и пособий, спортивного инвентаря и игрушек.
  2. Внедрения индивидуального подхода при решении текущих учебно-воспитательных задач, грамотного дозирования информационной и физической нагрузки детей.
  3. Проведения систематического анализа педагогической работы с целью выявления причин возникновения неудач и достижений, определения способов оптимизации методического взаимодействия.

Воспитателю важно помнить: от того, насколько успешно разработана и спроектирована структура ООД по ФГОС в ДОУ, зависят каждодневные личные и учебные успехи воспитанников детского сада. Очень важно вызвать интерес малышей к организуемым способам активности, мотивировать их на сознательное участие, пробудить такие важные качества как инициативность, желание влиять на ситуацию своими действиями, самостоятельность, ответственность. Чтобы достичь поставленных целей, воспитателю необходимо реализовывать новый подход к планированию, постоянно находя баланс между объемом запланированных тем и учебными ситуациями, возникающими в процессе совместной деятельности. Сохранять контроль над ситуацией педагогу дошкольного образования поможет составление копилки альтернативных методов воздействия на малышей, к числу которых следует отнести инициирование новой образовательной ситуации, перенесение интереса, акцентирование внимания на отдельных деталях, смена поставленных учебных задач.

Основой качественного планирования структуры организованной образовательной деятельности дошкольников должно стать программное содержание, подобранное с учетом специфики детского контингента, приоритетных учебных областей и имеющихся материально-технических возможностей. Направления для проектирования повседневной педагогической деятельности, должны разрабатываться воспитателями совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, логопедом, педагогом-психологом, при участии старшего воспитателя или методиста. При этом выбранная структура ООД по ФГОС должна предусматривать возможность активного взаимодействия малышей с родителями, гарантировать возможность организации разноплановой работы и исключать возможность дублирования учебного материала.

ООД в ДОУ по ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

ООД в ДОУ по ФГОС ООД в ДОУ по ФГОС ООД в ДОУ по ФГОС ООД в ДОУ по ФГОС

Что касается выбора форм организованной образовательной деятельности, то он должен быть целесообразным и обоснованным. В преимущественном большинстве программ по дошкольному воспитанию, рекомендованных Минобразования РФ, приведен не жестко регламентированных, а примерный перечень средств и форм работы с детьми, что позволяет воспитателям выбирать те или иные виды активности с учетом особенностей ситуации, имеющихся временных рамок для их реализации, а также менять последовательность их применения.

В работе с детьми дошкольного возраста образовательная тема не сводится к рассказу о конкретном предмете или явлении окружающего мира — при рассмотрении той или иной темы педагогу важно выстроить вокруг него широкое ассоциативное поле, позволяющее видеть широту существующих взаимосвязей, обусловить возникновение детских вопросов и совместного поиска ответов. Темы и направления учебной деятельности, которые могут стать неотъемлемой составляющей программного содержания и быть логично включены в структуру ООД по ФГОС, воспитатель должен определять в процессе игры, во время проведения групповых или индивидуальных бесед, коллективного чтения художественной литературы, во время реализации иных видов активности.

Важным условием, обусловливающим высокую эффективность организованной образовательной деятельности, является обеспечение ее взаимосвязи с повседневной жизнью дошкольников. Нужно дать детям возможность применить приобретенные знания на практике, например, закончить работу над поделкой, основа для которой была выполнена в группе, дома. Такая организационная структура требует от воспитателя планирование взаимодействия с детьми как целостного интегрированного процесса, тесно связанного с различными видами деятельности воспитанников. При этом важно обеспечить развитие у детей всех видов восприятия — слухового, зрительного, тактильного, обонятельного, кинестетического, вкусового. Интересным решением может стать моделирование структуры ООД в ДОУ по ФГОС в формате ступенчатой интеграции, предусматривающей последовательное знакомство малышей с разными свойствами и проявлениями предметов, явлений окружающего мира.

В качестве вспомогательного средства, позволяющего оптимизировать процесс подбора методов и форм образовательной деятельности, может использоваться картотека, доступная в рамках рекомендованного программного содержания. Преимуществом такой подборки является возможность последовательного совершенствования и дополнения отдельных разделов с учетом особенностей функционирования конкретного детского сада, личных методических наработок. Картотека поможет:

  1. Разнообразить содержание педагогического процесса, гарантировать многообразие методов и форм учебно-воспитательной работы с дошкольниками. Рационально использовать имеющийся материал, систематически корректировать и совершенствовать его, чтобы использовать в будущем.
  2. Контролировать педагогический процесс, реализуя принципы системности, логичности, последовательности.
  3. Формировать собственную методическую копилку, включающую материалы для работы с группами разного возрастов, которая может быть использована в ходе прохождения аттестационного оценивания, для распространения накопленного педагогического опыта.

Правила заполнения карточек можно разработать самостоятельно. Очень удобно описывать на каждом бланке цели и задачи ООД, примерный сценарий реализации образовательной работы, представлять методические подсказки и ссылки на дополнительный материал по теме. В случае возникновения педагогических затруднений воспитатель, ведущий картотеку, может быстро изменить ситуацию и обеспечить для воспитанников увлекательное времяпровождение. Несомненным плюсом составления картотеки является возможность указания номера карточки в календарном плане вместо заполнения пустых полей.

Этапы ООД в ДОУ по ФГОС: от теории к практике

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей главным условием развития ребенка в дошкольном возрасте является деятельностный фактор, который должен быть подкреплен соответствующим содержанием. Чтобы проектирование этапов ООД по ФГОС в ДОУ было результативным и способствовало реализации задач воспитательной деятельности, важно проектировать деятельностную составляющую образовательного процесса с учетом возможностей возрастного восприятия и показателей психофизического развития дошкольников. Стандарт дает указания на то, какие виды активности являются приемлемыми для детей разных возрастных групп. Для малышей раннего дошкольного возраста (1-3 года) это:

  1. Простая предметная деятельность, взаимодействие с динамичными составными игрушками.
  2. Простые эксперименты с различными веществами (песок, вода, тесто, пластилин).
  3. Взаимодействие со взрослыми, совместные игры с другими детьми под контролем воспитателя.
  4. Элементы бытового труда, в том числе с применением предметов-орудий (ложка, лопатка, совок).
  5. Двигательная активность.
  6. Восприятие стихотворных, малых фольклорных форм, рассказов, сказок, рассматривание картинок и прослушивание музыкальных произведений.

Структура ООД по ФГОС, разрабатываемая для воспитанников постарше (возрастом от 3 до 8 лет), должна предусматривать возможность организации различных видов деятельности:

  • игровой, включая игры с правилами и сюжетно-ролевые;
  • коммуникативной (общение со сверстниками, воспитателями, другими взрослыми);
  • познавательно-исследовательской, экспериментальной, поисковой — под контролем педагога и самостоятельно;
  • изобразительной;
  • музыкальной (восприятия смысла музыкальных произведение, пение, обучение исполнительству);
  • двигательной;
  • восприятие художественной литературы и фольклорных форм;
  • конструирование из различных материалов.

В организации образовательной активности дошкольников большое значение имеет схема развития любого из видов деятельности, обеспечивающая переход от проработки того или иного действия сначала с взрослым, потом с другими детьми, а после — самостоятельно.

Этапы организованной образовательной деятельности

Наименование этапа  Содержание этапов ООД в ДОУ по ФГОС
Мотивационный Воспитатель приглашает детей к совместной деятельности, используя фразы «Давайте сегодня…», «Я буду…, и вы присоединяйтесь», «Кто хочет…». Таким образом происходит выделение педагогической задачи, после чего педработник как равноправный участник того или иного вида активности предлагает возможности для взаимодействия.
Деятельностный  Педагог мягко, без прямых приказов, направляет детей по пути развивающего содержания, предлагая новые способы получения знаний, проявляя заинтересованность в результате, совместно с малышами дает оценку событий и ищет возможности для дальнейшей активности. Это помогает усилить интерес к выбранному виду деятельности, способствует формированию инициативности, активности, самостоятельности.
Рефлексивный Педагог дает каждому из дошколят возможность решить, на каком этапе заканчивать работы. Конец совместной деятельности является открытым.

При проектировании организованной образовательной деятельности важно обеспечить, чтобы она носила наглядный характер, а основным развивающим фактором оставалась практика непосредственного восприятия. Малыши должны ощущать возможность свободного выбора на всех этапах активного взаимодействия: и на этапе присоединения к деятельности, и во время ее активного выполнения, и в момент окончания. При условии установления четких правил в коллективе (при нежелании участвовать в предложенном виде активности можно заниматься своими делами, но не мешать другим), подборе вариантов занятости с учетом возрастных интересов воспитанников, грамотном построении структуры ООД в ДОУ согласно ФГОС, поддержании партнерской позиции многие педагогические затруднения становятся пережитком прошлого, что открывает возможности для внедрения новаторских способов группового взаимодействия. Факторами, указывающими на истинное, а не формальное изменение стиля ведения педагогической деятельности, является изменение:

  • характера общения воспитателя (в группе преобладает непринужденно-доверительный формат общения);
  • рабочего пространства (дошкольники могут свободно передвигаться в помещении во время ведения занятий, педработник занимает место не за учительским столом, а находиться рядом с детьми);
  • отношения педагога к результату общей работы — от формального к заинтересованному.

Этапы организованной образовательной деятельности по ФГОС в разных группах

Возрастная группа Структура ООД в ДОУ по ФГОС
Младшая

Организованная образовательная деятельность с младшими воспитанниками выстаивается по следующей схеме:

  1. Вводная часть (3-4 мин.). Включает игровые элементы, сюрпризные моменты — неожиданное появление игрушек, вещей, приход «гостей», приглашение к деятельности.
  2. Основная часть (8-10 мин.). Предусматривает реализацию различных видов деятельности с использованием дидактических материалов, учебных пособий. Обеспечивает расширение знаний дошкольников об окружающем мире или закрепление ранее изученного материала.
  3. Завершающая (2 мин.). Оценивание полученного результата, обязательная похвала за усилие. В середине занятия рекомендуется провести физкультминутку.
Средняя
  1. Вводная часть (2-3 мин.). ООД в ДОУ по ФГОС начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации.
  2. Изучение нового материала (10-12 мин.), по завершению этапа рекомендовано проведение физкультминутки.
  3. Повторение ранее изученного (4-6 мин).
  4. Подведение итогов (2-3 мин.). В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей к высказываниям, при этом выход из деятельности остается открытым.
Старшая, подготовительная
  1. Вводная часть (2-3 мин.). Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию.
  2. Повторение с целью введения детей в новую тему (3-5 мин.). Рекомендована рассадка детей по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
  3. Рассмотрение нового материала (12-15 мин.) в ходе проектирования проблемных ситуаций, ведения экспериментальной или поисковой деятельности. Проведение физкультминутки.
  4. Повторение усвоенного материала (5-7 мин.).
  5. Подведение итогов. В подготовительной группе дети часто выступают с инициативой озвучить свои впечатления, если для этого созданы предпосылки.

Обязательным условием, которое должно соблюдаться при разработке структуры ООД в ДОУ по ФГОС, является постепенность усложнения грамматического материала, градация методических приемов с учетом уровня дидактической нагрузки и возрастного фактора, создание условий для того, чтобы малыши могли чувствовать свои успехи и стремиться к большему. Также важно обеспечить, чтобы продолжительность сеансов организованной образовательной деятельности соответствовала требованиям СанПиН 2.4.1.3049–13, как и объем учебной нагрузки в первой или во второй половине дня. Нельзя допускать, чтобы поиск новаторских методов педагогической работы стал причиной нарушения или смещения режимных моментов (времени приема пищи, продолжительности дневного сна и прогулок). Не лучшей идеей является перегрузка понедельника и пятницы задачами по физическому интеллектуальному воспитанию — в противном случае воспитанники могут чувствовать усталость от пребывания в детском саду и отказываться от посещения учреждения. Не менее важно гарантировать соблюдение следующих правил:

  1. В режиме дня необходимо чередовать спокойную деятельность, которая требует умственной активности и усидчивости, с деятельностью, предполагающей большую подвижность детей.
  2. Ежедневно необходимо уделять время для индивидуального общения воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников.
  3. Систематически выделять время для совместных игр с детьми, профилактических мероприятий, динамических и музыкальных пауз.

Как правильно разработать конспект ООД в ДОУ по ФГОС

Поднимая тему составления конспектов ООД в ДОУ по ФГОС, хочется еще раз актуализировать внимание на том моменте, что слово «занятие» использовать нецелесообразно даже с учетом того, что в дошкольной образовательной практике в него всегда вкладывали несколько иной смысл, чем в школе. Структурно конспект организованной образовательной деятельности должен включать следующие элементы:

  1. Заголовок, который не обязательно должен представлять название — достаточно обозначения планируемой деятельности. Например, конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе.
  2. После заголовка следует указать приоритетную образовательную область, ее интеграцию с другими областями в рамках конкретного занятия.
  3. Представить формы организации коллективной и самостоятельной активности. В первом случае это будет работа всей группой, по подгруппам, в парах, во втором — индивидуальные занятия с отдельными воспитанниками с учетом назревших дидактических потребностей.
  4. Перечислить используемый материал и оборудование, объем предварительной работы, планируемые результаты.
  5. Задачи, которые в рамках конспекта ООД по ФГОС в ДОУ неправильно приравнивать к целям, что является распространенной ошибкой. Важно понимать, что поставленные задачи должны решаться в рамках образовательного сеанса, т.е. за 15 минут в младшей группе и за 35 минут в подготовительной. При постановке задач неуместно использовать глагол «учить» — грамотнее писать «формировать», «создавать условия», «способствовать». Еще один важный нюанс заключается в понимании разницы между словами «образовательный» и «обучающий» ввиду того, что первое понятие является более широким, включает в себя весь комплекс обучения и воспитания.
  6. Продемонстрировать непосредственно ход ООД: мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы.

При разработке конспекта также важно помнить о гигиенических, дидактических и организационных требованиях, предъявляемых к ООД: предусматривать чередование различных видов деятельности детей в рамках занятия, чтобы избежать переутомления, выбирать оптимальные методы и приемы педагогического воздействия с учетом образовательной ситуации, активно использовать возможности дидактических игр, избегать применения школьных технологий, выстраивать взаимосвязи между элементами учебной деятельности и повседневной жизнью дошкольников.

Анализ и самоанализ ООД в ДОУ по ФГОС

В методической литературе представлено большое количество схем проведения анализа ООД в ДОУ по ФГОС по типовым образцам, поэтому педработники вправе выбрать тот, который в полной мере соответствует личным пожеланиям. В случае с комплексным анализом деятельности другого воспитателя лучше придерживаться следующей схемы оценивания:

  1. Общие сведения: тема ООД и дата проведения, ответственный воспитатель, возрастная группа, целесообразность постановки цели с точки зрения уровня подготовленности детей, их способностей, ограниченности времени. Также следует отметить соответствие ООД общим воспитательным принципам и реализуемому программному содержанию.
  2. Оценивание хода образовательной деятельности. Рекомендуется обратить внимание, насколько четко и эмоционально перед детьми были раскрыты задачи активности, интересно ли проходила работа, какие знания воспитанникам удалось приобрести во время взаимодействия с воспитателем. Значимым моментом анализа ООД в ДОУ по ФГОС является контролируемость занятия, имело ли оно воздействие на отдельных детей или коллектив в целом, насколько успешно удалось реализовать стратегию педагогической деятельности.
  3. Общая оценка воспитательного мероприятия, которая должна сопровождаться анализом факторов успехов и неудач, озвучиванием психолого-педагогических выводов, предложений по улучшению воспитательного процесса. Анализ деятельности воспитателя (оценивание влияния личных черт на эффективность работы), характер взаимодействия с детьми.

Что касается самоанализа ООД в ДОУ по ФГОС, то воспитателю в первую очередь важно решить для себя, были ли достигнуты поставленные дидактические цели, какие методы и приемы педагогической работы оказались наиболее эффективными, насколько активно воспитанники участвовали в предложенных видах деятельности — в остальном можно следовать типичному плану или разработать для себя укороченный вариант. При рефлексии важно сохранять честность и каждый раз решать, позволила ли выбранная тактика обеспечить новые открытия для детей, подарить им удовлетворение и поддержать готовность к дальнейшему поиску ответов на вопросы о природе вещей и окружающем мире, на что, в конечном итоге, и нацелена современная образовательная проактика.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.