Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Направления деятельности ДОУ

  • 10 августа 2018
  • 1078

Современная система российского образования претерпевает серьезные изменения, связанные с введением новых образовательных стандартов и последовательной трансформацией общественных запросов. В свете этого меняются традиционные направления работы в ДОУ — векторы профессиональной активности педагогов, обеспечивающие достижение комплекса воспитательных целей. Опираясь на объективную необходимость реформирования, детские сады могут модернизировать и дополнить программу развития по направлениям:

  • опираясь на предшествующий успешный опыт оздоровления, художественно-эстетического развития, нравственного воспитания дошкольников;
  • посредством мониторинга актуальных запросов представителей семей;
  • поиска возможностей для повышения показателей результативности педагогического труда, усовершенствование отдельных организационных процессов, что гарантирует возможность достижения ряда программных задач и создания максимально комфортных условий для всестороннего развития малышей.

Направления образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС

В целостной системе воспитания детей дошкольного возраста, которую в детских садах реализуют наравне с оказанием услуг по присмотру и уходу, выделяют несколько направлений работы с детьми в ДОУ, тесто взаимосвязанные между собой. С целью обеспечения оптимальных условий для возрастного развития малышей и удовлетворения запросов родительской общественности дошкольные образовательные учреждения вправе определять приоритетные векторы деятельности, что создает предпосылки для уверенного конкурирования организаций и разработки эффективных программ развития образовательных организаций.

Планирование

Как разработать программу развития образовательной организации?

Рассказывает Нина Ладнушкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ, почетный работник образования РФ и Виктория Ярцева, юрист-редактор справочной системы «Образование»

Основные направления деятельности ДОУ по ФГОС

Направления воспитания Содержание
Удовлетворение возрастных познавательных интересов детей, интеллектуальное развитие.

Педагогическая работа по данному направлению, основанная на последовательном ознакомлении дошкольников с различными предметами и явлениями окружающего мира, характеризуется сложностью и многокомпонентность. Формирование мыслительных способностей малышей достигается в ходе становления сознательного восприятия действительности, активизации творческой активности и воображения. Интеллектуальное воспитание предусматривает создание индивидуальной системы знаний и понятий ребенка о:

  • себе, своей семье, других людях и характере взаимоотношений между ними;
  • различных объектах, явлениях и их свойствах (количество, цвет, размер, функциональность);
  • пространственно-временных и причинно-следственных связях;
    о малой родине и Отечестве, народных традициях, государственных символах;
  • о природе, впечатляющем многообразии народов и стран, о планете Земля, которая является домом для всего человечества.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование потребности и навыков ведения здорового образа жизни.

В условиях фактических показателей двигательной активности детей, жизненно необходимых для удовлетворения естественной возрастной потребности и укрепления скелетно-мышечного корсета, физическое развитие становится одним из наиболее значимых направлений работы в детском саду по ФГОС.

Достижение положительных результатов деятельности по данному направлению обеспечивается посредством:

  • формирования у дошкольников опыта различных видов двигательной активности — спортивной ходьбы, бега, прыжков, выполнения базовых упражнений, способствующих укреплению связок, мышц, развитию гибкости и координации в пространстве;
  • создания условий для правильного формирования опорно-двигательной системы, развития крупной и мелкой моторики;
  • развития системы первичных представлений о базовых видах спорта, мотивирование к участию в различных подвижных играх;
  • использования комплекса педагогических приемов, направленных на осознание детьми ценности ведения активного и здорового образа жизни, пользы закаливания, правильных бытовых привычек.
Формирование социального опыта, коммуникативных и других значимых личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное воспитание — значимая составляющая педагогического процесса, которой долгое время не уделялось должного внимания. В условиях нового времени, когда общественные приоритеты меняются, социальная составляющая продолжает оставаться недостаточно востребованной, что обуславливает необходимость ее включения во все образовательные программы детских садов как дополнительного компонента, способствующего успешной социализации детей в будущем.

Развитие социального интеллекта и способности к общению предусматривает:

  • педагогическое создание условий в группах, необходимых для усвоения малышами социальных норм и правил поведения в обществе;
  • формирование у воспитанников нравственных и моральных ценностей, самостоятельности, эмоциональной открытости, готовности к общению, сопереживанию, вместе с тем — способности оградить личные коммуникативные интересы;
  • раскрытие высокой значимости семейных, коллективных, общественных ценностей, уважительного отношения к старшим.
Развитие связной речи, создание предпосылок для успешного овладения грамотой.

Овладение связной речью является главным условием включения ребенка в общественную жизнь, и ФГОС ДО уделяет особое внимание данному направлению воспитательной работы.

Речевое развитие в детских садах обеспечивается посредством:

  • систематического пополнения активного словаря малышей в ходе режимных моментов, НОД, неформального коллективного общения;
  • создания условий для развития связной монологический и диалогической речи;
  • проектированием ситуаций коммуникативного успеха, мотивирующих дошкольников к дальнейшему активному общению;
  • организации занятий, посвященных речевому творчеству;
  • знакомства воспитанников с произведениями классиков детской литературы;
  • совершенствованием фонематического слуха, воспитания интонационной культуры общения.
Художественное развитие детей, их способность к эстетическому восприятию мира.  С целью развития предпосылок для ценностного восприятия мира дошкольниками в детских садах осуществляется художественно-эстетическое воспитание, которые базируется на ознакомлении с произведениями музыкального и изобразительного искусства, развитии исполнительских навыков, создания условий для самостоятельного творчества в любых проявлениях — через моделирование, конструирование, пение, танцы, творческие игры, изобразительную деятельность.
Экологическое воспитание. Относительно новое направление работы в ДОУ, выделение которого обусловлено повышением значимости защиты природы и живого мира в целом. В ходе экологического развития, которое осуществляется во время наблюдений за различными явлениями, в ходе трудовой деятельности (уход за цветами, работа на грунте), дети осознают себя частью природы, осмысливают необходимость бережного отношения к невозобновляемым ресурсам, развивают в себе способность к сопереживанию.
Правовое воспитание. Направлено на повышение ответственности юных граждан, которым в будущем предстоит стать преемниками национальных свобод. Педагогическая работа по направлению ведется посредством организации встреч с представителями различных ведомств (полицейскими, пожарными), дидактических игр и бесед, проведения тематических праздников и фестивалей. Правовое воспитание способствует защите детства, создает предпосылки для раннего осознания малышами своих прав и обязанностей, формирует готовность нести ответственность за свои поступки.

К образовательным направлениям деятельности ДОУ по ФГОС также относят комплексные принципы работы, выделение которых в нормативных документах целесообразно в условиях последовательного усовершенствования системы дошкольного образования. Это:

  1. Сотрудничество с семьями дошкольников по широкому кругу вопросов, способствующее выработке единой воспитательной стратегии. Достижение эффективного взаимодействия обеспечивается при условии соблюдения принципов взаимоуважения, в том числе за счет мониторинга образовательных запросов и последовательного улучшения показателей работы детского сада в тех сферах, которые мамы и папы считают наиболее важными.
  2. Улучшение результативности педагогического труда за счет внедрения современных образовательных технологий, использования средств ИКТ, экспериментирования с методами воспитательной работы, которые подбираются с учетом возраста и личностных особенностей малышей.
    Систематическое повышение профессионального уровня педагогов, методистов, администрации детского сада, создающее предпосылки для улучшения общих образовательных условий в организации.

Основные направления деятельности детских садов разного типа

В условиях развивающейся конкуренции между дошкольными образовательными учреждениями, обусловленной изменением порядка финансирования, когда «деньги ходят за ребенком», выделение основных направлений работы ДОУ во многом зависит от специфики функционирования организации, что должно учитываться представителями администрации при разработке программы развития. В системе российского образования принято выделять такие виды дошкольных образовательных учреждений:

  1. ДОУ общего развития, предоставляющий услуги по уходу и присмотру за детьми наравне с реализацией выбранной образовательной программы, преимущественно охватывающей все приоритетные пять приоритетных направлений в работе (познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое воспитание).
  2. Детские сады с приоритетом конкретного вида воспитания, программная составляющая которого соответствует комплексу целей и гарантирует достижение дошкольниками особых успехов в физкультуре, развитии речи или художественном творчестве.
  3. ДОУ компенсирующего типа, где воспитание ведется с учетом особых образовательных потребностей воспитанником с отклонениями в развитии. Характерной особенностью функционирования таких организаций является сознательный отказ от выделения отдельных направлений: при работе в группах, в которых число детей ограничивается с целью повышения эффективности реализуемых учебно-воспитательных модулей, делается упор на создание сбалансированных условий, необходимых для всестороннего развития и успешной социализации.
  4. Детские сады с национальным компонентом, где делается упор на речевое развитие, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное воспитание с обязательным освоением традиций, культурных особенностей, языка (например, ДОУ с этническим русским компонентом).
  5. Прогимназии — дошкольные образовательные организации особого типа, все направления деятельности которого подчинены подготовке малышей к школьному обучению. В таких ДОУ приоритетные направления педагогической работы будут определяться с учетом специфики гимназии-партнера.

Воспитателям детских садов, которые имеют наиболее полный контакт с родителями, важно обеспечить понимание представителями семей того факта, что выделение отдельных образовательных направлений как приоритетных не лишает ребенка возможностей гармоничного развития, а лишь дает возможность наиболее полно раскрыть природный потенциал в отдельных сферах. Более того, детские сады оставляют за собой право менять приоритетные цели и задачи функционирования, обеспечивая таким образом наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей широкого круга дошкольников.

Направления воспитательной работы в ДОУ

Направления работы воспитателя в детском саду

Ввиду популяризации практики выделения отдельных целевых ориентиров введения педагогической работы у воспитателей, стремящихся к профессиональному росту, возникает необходимость выделения приоритетных направлений работы с детьми в детском саду. Современный педагог дошкольного образования обязан в полной мере удовлетворять образовательные возможности, заявленные в программных документах организации, используя наравне с традиционными методами новаторские, дополняя базовое содержание работы по направлениям интересными решениями. Обеспечить это можно исключительно при условии неустанного профессионального самосовершенствования, предусматривающего:

  1. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации по интересующим направлениям.
  2. Изучение методических разработок, статей, исследовательских материалов по теме.
  3. Обмен опыта с коллегами, в тои числе работающих в других детских садах схожей направленности.
  4. Внедрение экспериментальных методов педагогической работы, содержание и объем которых в полной мере соответствует возрасту воспитанников, их личностных особенностям и содержанию нормативных документов ДОУ.
  5. Ведение авторского исследования по приоритетному направлению педагогической работы. Такая разработка, которая станет основой работы по самообразованию, в будущем гарантирует успешное прохождение аттестации.

Больше информации о направлениях педагогической деятельности в детском саду ищите в этих материалах:

  1. Новые механизмы и основные направления в дошкольном образовании по ФГОС
  2. Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО
  3. Приоритетные направления деятельности ДОУ
  4. Виды деятельности в ДОУ по ФГОС
  5. Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.