Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Образец программы развития ДОУ

  • 5 ноября 2018
  • 6119
  • Средний балл: 0 из 5
Программа развития ДОУ — документ, который служит нормативной базой для перехода детского сада к новому виду, и является обязательным при аккредитации и аттестации учреждения. Он отражает суть взаимодействия всех членов педагогического коллектива, позволяя руководителю определить степень достижения запланированных результатов, а также содержит информацию о:
  • актуальном состоянии учреждения;
  • новой концепции ДОУ;
  • алгоритме действий и распределении обязанностей, необходимом для перехода к новому виду детского сада. 

Программа развития ДОУ

Программа развития ДОУ на 2018-2021 годы в соответствии с ФГОС — это стратегический документ перспективного планирования работы дошкольного учреждения, который рассчитан на 3-5 лет и учитывает приоритеты развития детского сада, реализуя программно-целевое управление учебно-воспитательной сферой. 
Документ должен отражать государственную политику сферы образования:
  • соответствовать нормативным документам и специфике деятельности детского сада;
  • отражать желаемый статус дошкольного образовательного учреждения в перспективе 3-5 лет;
  • отвечать запросам родителей воспитанников и образовательным потребностям детей;
  • учитывать кадровые, технические и материальные ресурсы, демографические условия, контингент воспитанников, архитектурные особенности здания и его расположения; 
  • следовать курсу на инновации в образовательных продуктах, средствах и технологиях обучения.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы интересные материалы касательно программы развития дошкольного образовательного учреждения

- Какой должна быть программа развития детского сада?

Информация для рабочей группы по созданию программы развития ДОУ

- Как вам сформулировать стратегическую цель развития детского сада


Программный документ должен характеризоваться:
  • актуальностью изложенной информации и ее ориентированностью на решение ключевых проблем заданного детского сада;
  • рациональностью — точно определяя цели и задачи, необходимые для достижения максимальной эффективности развития;
  • прогнозируемостью — суть документа должна отражать способность адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, своевременно диагностировать нарушения работы и сбои;
  • контролируемостью — промежуточные и итоговые цели должны быть четко регламентированы и структурированы, упрощая соотнесение достигнутых и желаемых результатов;
  • целостностью структуры и содержания, направленных на достижение поставленной цели. 

Алгоритм разработки программы развития ДОУ

Разработке программы развития ДОУ на 2018-2022 годы в соответствии с ФГОС предшествует составление и утверждение Положения о программе развития выбранного детского сада, которое оформляется на основании устава и иных локальных актов, регламентируя сроки реализации программного документа, его структуру и алгоритм реализации. 
Выделяют три подхода к разработке программы развития в ДОУ:
  1. Для создания программного документа администрация детского сада привлекает аутсорс-специалистов, что гарантирует профессионализм выполнения задачи, строгое соблюдение сроков. Однако нельзя забывать о том, что привлеченный автор программы не может знать специфику ДОУ, реальное положение дел, а потому способен ненамеренно допустить ошибки в планировании мероприятий или поставке целей.
  2. Задачу по составлению текста программы может взять на себя заведующая детским садом или ее заместители, однако не имея достаточного опыта методической работы и времени на разработку документа, они могут воспользоваться предыдущим проектом в качестве шаблона или продублировать образец, доступный для скачивания в сети, что определенно негативно отразится на деятельности ДОУ и всех его сотрудниках.
  3. По приказу администрации путем обсуждения и голосования создается рабочая группа из числа педагогов, которые в дальнейшем выразят взгляды и идеи всего педколлектива.

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Освоить принципы управления и администрирования детского сада, контроля качества образования, руководства развитием дошкольного образовательного учреждения поможет учебная программа "Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО".

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Практика показала, что наиболее эффективным путем является последний подход, когда к разработке программы развития привлекают рабочую группу, которая формируется приказом заведующего. Рабочая группа специалистов создает план-график работы над документом и берет на себя полную ответственность за него, определяя не только исполнителей, но и сроки реализации. На педагогическом совете в детском саду обсуждают текст документа, который после согласуют с учредителем. Заведующий своей подписью заверяет приказ в внесении изменений или корректив в программу развития.
Изменения в документ вносятся по причине невыполнения положений, изменения федеральной законодательной базы, изменения приоритетов или потере актуальности отдельных пунктов программы. Правки вносятся на основании соответствующего положения и приказа по ДОУ.

Поэтапный алгоритм разработки программы развития ДОУ

Пятиступенчатая процедура создания программного документа предусматривает создание рабочей группы.

Этап 1. Формирование рабочей группы

Заведующий детским садом издает приказ, в котором указывает состав и обязанности членов рабочей группы, период времени, который выделяется для разработки программы развития ДОУ. При этом важно привлечь к выполнению задачи заинтересованных и инициативных педагогов, представителей коллегиальных органов управления, родительского и попечительского советов. Численность рабочей группы определяется исходя из специфики работы, однако на написание одного блока потребуются усилия двух-трех человек. Чтобы программный документ затронул все сферы деятельности детского сада, заведующему следует эффективно распределить обязанности, применив методику стимулирования участников рабочей группы.

Этап 2. Сбор и анализ информации

Ответственные сотрудники должны проанализировать социальный заказ и внешнюю среду ДОУ, специфику работы детского сада, выделять стратегию и цели развития учреждения. Для этого во внимание принимается тесная взаимосвязь детского сада и школы, в которой последняя формирует своеобразный социальный заказ на качество образования.

Юрист-редактор справочной системы «Образование» Виктория Ярцева и доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ, к. п. н. Нина Ладнушкина дают развернутое пояснение

Для анализа факторов отдаленной и внешней социальной среды учитывается состояние экономики страны, внешне- и внутреннеполитический курс, законодательная система в отношении сферы образования, демографическая ситуация в регионе. Оценивая социальную среду, во внимание принимается местное население, наличие учреждений сферы здравоохранения, культурно-просветительных организаций, СМИ, контингент воспитанников и их семей, потенциальных спонсоров, поскольку именно они являются социальными заказчиками в ДОУ. 

Этап 3. Делегирование обязанностей и разработка проекта

В процессе разработки программы развития дошкольного учреждения рабочая группа продумывает структуру и проект документа, а учредитель согласовывает его и может вносить определенные коррективы. Концептуально структура программы отражает все ключевые аспекты реализации воспитательно-образовательной деятельности, а потому каждый ее раздел несет важную смысловую и структурную нагрузку:
  • паспорт программы — наименование программы, ответственные разработчики, задачи, цели и ожидаемые результаты, систему контроля за выполнением запланированного;
  • введение — краткое содержание, актуальность документа, глоссарий и нормативная база;
  • анализ потенциала развития ДОУ — аналитические данные за три года (в динамике), отражающие развитие инновационной, воспитательной и образовательной деятельности;
  • результаты анализа внешней среды — оценка среды, конкурентных возможностей соседних организаций, потенциальные потребности субъектов образования; 
  • концепция развития ДОУ — план развития учреждения, возможные риски и ограничения, целевые показатели;
  • механизм реализации запланированного — мероприятия, необходимые для реализации программы, с учетом ответственных, сроков и ожидаемых результатов; 
  • финансовое обеспечение — финансовое обеспечение реализации программного документа, предложения по привлечению внебюджетных вложений и рациональному распределению средств из бюджета;
  • имиджевая политика — план создания и поддержания бренда детского сада;
  • приложения — дополнительные документы, графики, презентации, диаграммы. 

Этап 4. Согласование проекта

Проект программы развития согласуется с учредителем ДОУ, который издает соответствующий локальный нормативный акт. 

Этап 5. Утверждение программы развития ДОУ

Учредитель утверждает документ программы либо приказом, либо грифом утверждения, после чего текст программного документа публикуется на официальном сайте учреждения или на его информационном стенде, что позволит всем желающим ознакомиться с документом (это поможет родителям выбрать подходящее ДОУ для своего ребенка, а партнерам и спонсорам — определиться с принципами взаимодействия). 

Принципы разработки программы развития ДОУ

Переход детского сада в режим развития — процесс трудоемкий и затратный, а потому алгоритмирование процесса создания программы значительно облегчает его. Методисты выделяют два основных алгоритма работы.
Управленческий алгоритм. Разработка строится по логике управленческих функций:
  • Анализ — проблемы состояния детского сада фиксируются, находится идеальная модель ДОУ путем новых идей и направлений развития, строится программа перехода на новый режим. Аналитическая работа направлена на поиск методических и методологических подходов к разработке программы развития, обобщению и систематизации внутреннего опыта, согласованием документа с управленческими органами.
  • Планирование — определяется алгоритм перехода на идеальную модель будущего ДОУ, обозначаются необходимые ресурсы, учитываются показатели мониторинга перехода. 
  • Организация — формируются условия, необходимые для эффективной работы всех заинтересованных лиц, налаживается взаимодействие с другими учреждениями, используется научно-консультативная поддержка перехода, к продуктивной творческой деятельности привлекают педагогов, специалистов социальных институтов, родителей.
  • Контроль — проводится текущий и итоговый контроль, регуляция процесса и внесение своевременных корректив, организуется рефлексивная деятельность. 
  • Обобщение результатов — верификация результатов, рецензирование работы, оформление методических рекомендаций педагогам. 
Содержательный алгоритм. Программа развития создается за шесть блоков работы:
  1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности. Структура и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество групп-комплектов; б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).
  2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.
  3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).
  4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.
  5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.
  6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов — как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

Структура программы развития ДОУ

Каждое дошкольное образовательное учреждения самостоятельно определяет структуру документа программы развития, придерживаясь примерного плана разработки документа, в котором должен быть вступительный раздел, аналитический и концептуальный. 
Опыт многочисленных учреждений доказал, что оптимальная программа развития в ДОУ по ФГОС содержит пять основных разделов, каждый из которых последовательно раскрывает значение документа. 

Раздел 1. Он отражает состояние дошкольного образовательного учреждения на текущий момент и ключевые проблемы развития дошкольного образования.

Вступительный раздел состоит из трех блоков:
  • Паспорт программы с ее краткой аннотацией, целями и задачами, этапами и условиями реализации, нормативно-правовой базой, финансовым обеспечением и планируемыми результатами.
  • Информационно-аналитическая справка о состоянии образовательной системы в учреждении, включая характеристику воспитанников и воспитателей, материально-технической базы, управляющей среды, социума, функционала детского сада. 
  • Аналитико-прогностическое обоснование документа с перечислением факторов, которые влияют на работу образовательной системы, анализ методической, учебно-воспитательной, инновационной деятельности, характеристика проблемы, требующей модернизации системы образования, обозначение базовых и ресурсных условий. 

Раздел 2. Характеризует концептуальное обоснование программного документа. 

Концептуальное основание программы развития муниципальной системы 
Методологические основы для разработки концепции программы краткое описание основополагающих идеи, подходов, принципов организации жизнедеятельности ОУ; новые модели выпускника и педагога, миссия, принципы и т.д. 
Стратегические императивы иерархия тактических целей и задач развития системы (задачи должны иметь свойства операциональности и диагностичности, так же задачи должны быть соотнесены с направлениями и изменениями в образовательной системе); приоритетные направления развития системы или этапы введения инноваций в системе; краткое описание прогноза изменений в социальном заказе и прогноза основных тенденций развития окружающего социума; краткая характеристика условий, обеспечивающих деятельность педагогического коллектива по приоритетным направлениям развития системы; модельное представление

Раздел 3. Основные направления и механизмы реализации программы развития системы 

План реализации программы развития указываются направления, задачи, этапы, сроки, мероприятия, ответственные за реализацию программы (указанные мероприятия в плане должны соотносится с задачами и предполагаемыми направлениями развития образовательного учреждения). 
Определение механизмов реализации концепции программы, механизмов синтеза государственного, ведомственного и общественного целеполагание, механизмы формирования проектов развития социокультурной и образовательной среды, механизмы построения системы научно-организационного, методического, материально-технического и управленческого обеспечения проектов и др.
Система и механизмы управления - дается краткое описание модели управления образовательной системой (возможны схемы), с включением информации о механизмах управления в новых условиях; об участии и степени влияния работодателей, общественности в управлении, о механизмах самоуправления в (описание должно соотносится с направлениями изменений или задачам реализации программы развития).

Раздел 4. Ресурсное сопровождение реализации программы развития образовательного учреждения. 

Основные ресурсы для жизнеобеспечения новой модели образовательного учреждения дается краткое описание и характеристика ресурсов, необходимых для реализации программы: нормативно-правовое сопровождение (возможные локальные акты, введение новых должностей, регламентация деятельности субъектов образовательного процесса и т.д.); научно-методическое сопровождение (возможные дополнительные разработки, целевые программы, механизмы оптимизации образовательного процесса, позволяющие реализовать программу); указывается уровень обеспечения системы образования кадровым потенциалом (указать условия и возможности повышения квалификации педагогических работников); информационные ресурсы (возможности и планирование информационной поддержки образовательного процесса, использование Интернета, сайта и т.д.); материально-техническая поддержка (возможности и условия оснащения образовательного учреждения) и другие ресурсы.
Финансово-экономическое сопровождение реализации программы развития учитываются сроки и направления реализации программы, указывается изыскания внебюджетных и привлеченных средств для реализации программы развития; также может быть представлена программа финансового сопровождения образовательной деятельности с указанием увеличения доступных фондов, средств, ресурсов специальных мероприятий по поиску и привлечению дополнительных ресурсов не только материальных и финансовых, но также интеллектуальных, моральных (финансирование

Раздел 5. Ожидаемый результат, показатели социально - экономической эффективности и индикаторы реализации программы развития образовательного учреждения.

Характеристика раздела: краткое описание индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности реализации программы развития (соблюдение условий реалистических и диагностических индикаторов); характеристика устойчивости программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления

Пример структуры и содержания программы развития детского сада

Программа развития ДОУ – система управленческих действий по достижению
желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников
педагогического процесса (детей, педагогов, руководителей учреждения, родителей)
направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.