2 123 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

О травматизме в ДОУ

  • 16 июля 2018
  • 347

На бытовые травмы в вопросах детского травматизма приходится до 70 % всех случаев. По статистике у детей дошкольного возраста 8 из 10 случаев повреждений – это полученные на улице травмы, и только 20% приходится на повреждения в помещениях. По половому признаку статистика уже многие годы неизменна: мальчики в два раза чаще сталкиваются с бытовой травматизацией.

Причины детского травматизма

Травматизм в детском саду – это экстренный для рассмотрения случай, который не может остаться незамеченным. Выясняются обстоятельства происшествия, берутся объяснительные у педагога, случай фиксируется в медицинском учреждении с пометкой «травма в детском саду». Задача системы образования – организовать пребывание воспитанников в ДОУ таким образом, чтобы процент травматизации детей стремился к нулю. Оценить, возможно ли это, можно ознакомившись с полной статистикой детской травматизма (ДТ): какие причины доминируют, и можно ли причины связать с садом.

Планирование

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМЛЯТЬ ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ


 
Каждый может подскользнуться и получить травму, особенно на мокром полу. Проблема может коснуться и воспитанников, и сотрудников ДОО. Читайте в журнале 

«Справочник руководителя дошкольного учреждения»

 что должен делать руководитель, если в рабочее время оказался травмирован работник 

Скачайте шаблоны 6 обязательных документов

Провоцируют ДТ:

1. Лидируют в перечне уколы и порезы разбитым стеклом, а также кусочками льда, сучками не деревьях, сухими веточками; занозы от деревянных игрушек и веток. Сюда же можно отнести ушибы, полученные при катании на детском транспорте. В этот пункт относят и повреждения, обусловленные гололедицей, с передвижением по неочищенной от снега и льда территории. Может ли быть такого рода детский травматизм в ДОУ? Исключить такую вероятность, безусловно, нельзя.

2. На второй позиции смежные травмы: если ребенок не просто поскользнулся, а играл на площадке, которая не очищена должным образом от льда и снега. Также сюда относят травмы, полученные при столкновении с торчащими из земли  деревянными либо металлическими предметами. Если на участке есть ямы и выбоины, и малыш угодил в них и получил повреждение в ДОУ, травматизм будет зафиксирован  как «травма в д/с».

3. На третьей позиции повреждения, которые связаны с контактом слизистых организма ребенка с металлическими предметами в морозный день. Также сюда относят падение с горок, со спортивного оборудования, травмирование сосульками с крыш и снежными глыбами в оттепель.

Стоит отметить и четвертое место. На нем – повреждения от некачественно закрепленной в д/с мебели. Относят к этой группе и другие травмы, но они однозначно не связаны с ДОУ.

Главная же фундаментальная причина травматизма в ДОУ – недосмотр со стороны взрослых.

Профилактика

Профилактика детского травматизма в детском саду – проблема, не терпящая формальностей. Мало просто ознакомить педсостав сада с неутешительной статистикой, нужно провести глубокий анализ причин травматизации малышей. Причем, этот анализ – работа объемная. Нужно «разбить» все травмы по возрастам, сезонам, травмирующим факторам.

Занимаясь профилактикой травматизма, работники ДОУ должны преследовать конкретные цели:

• направлять воспитание ребят на умение распознавать опасные для их здоровья и жизни ситуации;

• устранять средовые неблагоприятные условия.

А чтобы профилактика травматизма в ДОУ осуществлялась без нареканий, работа должна быть системной. Это значит, что весь трудовой коллектив знакомится с нормативной базой, с теми базовыми требованиями к обеспечению безопасной для дошкольника среды в д/с. Помимо документов, приходящих «сверху» (ФЗ «Об образовании», Инструкция об охране жизни и здоровья детей» и т.д.), вырабатывает ДОУ план по травматизму. А если быть корректнее, План по профилактике травматизма среди воспитанников д/с.

В структуру плана включаются мероприятия, которые касаются всех: воспитанников, педагогов, обслуживающий и медперсонал сада, родителей. Только расширив круг заинтересованных лиц максимально, можно рассчитывать на успешное выполнение плана.

Основные мероприятия

Базовыми являются требования безопасности к обстановке на территории ДОУ.

В чем они заключаются:

• Оборудование, что располагается на территории дошкольного учреждения, до начала нового учебного года, а также весной тщательно осматривается с целью фиксации неисправностей. Причем, если возникает повод, осмотры делаются чаще.

• Воспитатели и представители административно звена ДОУ каждый день проверяют состояние мебели и прочего оборудования в групповых, а также отслеживают состояние прогулочных площадок – не может быть в детском пространстве ни острых углов, ни торчащих гвоздей, ни различных неровностей. Мебель и другие интерьерные элементы требуют надежной фиксации. Горки, лесенки на площадке стоят устойчиво, имеют качественные перила и рейки.

• Весной и осенью в д/с активизируются мероприятия, которые помогают устранить до прогулки стоялые последождевые воды. Около сада убирается мусор, проводится декоративная обработка кустарников. Низкие и сухие ветки деревьев вырубается.

• Зимой до прогулки территория очищается от снега и сосулек на постройках, дорожках, игровых площадках, входах, а также наружных лестницах.

• Воспитатели обязательно страхуют детей во время их занятий на горках и различных турниках. Непременно проверяется на надлежащий вид выносной материал (лопатки, формочки).

• Проверку проходит инвентарь и оборудование для игр – оценивает их исправность, а также способность помогать соизмерять двигательную нагрузку согласно сезонности и возрасту ребят.

Это не весь перечень мероприятий по травматизму в ДОУ. Работают специалисты в разных направлениях и с разным контингентом.

Работа с сотрудниками

Первое и основное – это регулярное проведение инструктажей с работниками д/с по теме профилактики ДТ среди воспитанников. Инструктажи – это не просто списки и журналы, где каждый сотрудник ставит свою роспись. Такое формальное отношение сродни халатному. Потому разумными можно назвать действия той администрации, которая проводит проверочные тесты для работников: с помощью такой экзаменации можно убедиться, что персонал действительно владеет материалом.

Руководство проводит:

• целевые инструктажи в рамках выездов за территорию д/с;

• работу, предупреждающую детский дорожно-транспортный травматизм;

• планирование программы ДОУ по профилактике ДТ;

• формирование уголков безопасности в групповых, что также интерпретируется как предупреждение травматизма в ДОУ;

• игры с малышами по правилам безопасности.

На педсоветах, и тематических, и общих, целесообразно показывать педколлективу обучающие презентации. Педагоги знакомятся работников сада с актуальными требованиями касательно профилактики ДТ, с новыми возможностями реализации плана по предупреждению и т.д.

Работа с родительским составом

Во благо ребенка коллектив д/с должен прийти к стратегии сотрудничества с родителями. Это не просто желательное социальное партнерство, а атрибут полноценного воспитания, где педагог и родитель идут в одном направлении, преследуют одни цели и помогают друг другу.

Цель сотрудничества с семьей – пояснить своевременность и значимость проблемы безопасности ребят, поднять образовательный уровень семьи, а также определить те правила, с которым не только педсостав, но и прежде всего, мамы и папы должны познакомить ребят.

Название мероприятия

Описание

Родительское собрание по профилактике травматизма

Задача д/с – предоставить семье полную, доступную и структурированную информацию касательно предупреждения травматизма. Не только требовать, но и помогать – вот слоган сотрудничества педагогов и семьи. Как объяснить ребенку правила безопасности, как приучить его к разумной осторожность, как предостеречь от травм: на эти вопросы родители на собрании захотят получить ответ. И воспитатель вместе с психологом должны помочь мамам и папам получить развернутый ответ, которым можно воспользоваться практически.

Родительские чтения «Мамам и папам о безопасности»

Лектории и семинары для родителей сегодня все чаще устраиваются по запросу. Сами мамы и папы стараются сознательно относиться к воспитанию детей, и если некоторых знаний и навыков им не хватает, они хотят получить их из надежных источников. Потому инициатива детского сада устроить семинары или лектории вполне может быть подхвачена родительским сообществом. В роли лекторов могут выступать как педагоги сада, так и медработники (в том числе и приглашенные). Так, можно пригласить на встречу с родителями детского травматолога, который не только расскажет о статистике касательно детского травматизма, но и о доступных мерах противостояния травматизму, а также о первой доврачебной помощи.

Разработка методических пособий для родителей

Речь идет о памятках, рекламках, публикациях, которые иллюстративно и четко доносят до взрослых информацию касательно профилактики детского травматизма. Они должны быть простыми, понятными. Памятки оснащаются изображениями, акцентными фразами и пошаговыми инструкциями (если речь идет, например, о первой помощи).

Индивидуальные беседы и консультации

В частности, беседы ведутся с родителями, дети которых более других ребят подвержены травматизму. Гиперактивные, непоседливые, с высоким уровнем агрессии – эти воспитанники находятся на особом контроле, и взрослые представители детей не изолируются от усилий педагогов по коррекции поведения.

 

Профилактика детского травматизма в ДОУ может состоять и из других, возможно, более интересных и современных мероприятий с участием родителей. Это и спортивные мероприятия, помогающие обучиться правилам безопасности, развитию внимательности и наблюдательности.

О травматизме в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Будьте готовы оперативно оказать первую помощь, не дожидаясь приезда «скорой»! Вы овладеете необходимыми навыками за 16 академических часов — пройдите курс «Правила оказания первой помощи пострадавшим» и получите удостоверение о повышении квалификации

О травматизме в ДОУ О травматизме в ДОУ О травматизме в ДОУ О травматизме в ДОУ

Работа с дошкольниками

Невозможно представить себе план по профилактике травматизма, если он не затрагивает пласт работы с ребятами. Дошкольники в силу возраста плохо воспринимают инструктажи и прочую назидательную информацию. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, потому через игровые приемы можно воспитать в детях осторожность, ответственное отношение к поведению, привить правила безопасности.

Какие это могут быть мероприятия:

• интерактивная игра «Береги себя, малыш»;

• викторина «Самый осторожный»;

• спортивные минутки «Честная игра»;

• художественное чтение вслух;

• конкурс рисунков «Добрый мир в ладошках»;

• игровой квест «Маленькие правила безопасности».

Конечно, ребенок копирует взрослого. И стоит взрослому единожды нарушить правила, которые он доносит до малыша, как их авторитетность и принципиальность обнулится. Даже если ребенок один раз увидел, как воспитатель переходит дорогу в неположенном месте, этого хватит для усомнения в прививаемых правилах.

То же касается и родителей. Взрослые демонстрируют каждый день, как нужно относиться к собственной безопасности, к организации пространства. Только совместная разумная деятельность взрослых по профилактике детских травм поможет сделать статистику по дошкольному травматизму более оптимистичной.

 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.