text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

О травматизме в ДОУ

  • 16 июля 2018
  • 126

Детский травматизм и его предупреждение — одна из серьезных проблем современного общества. Наиболее опасным с точки зрения получения травм является летний период, когда дошкольники больше времени проводят на свежем воздухе, чаще остаются без контроля взрослых. Используя метод профилактики детского травматизма в ДОУ, можно обеспечить безопасность жизни и здоровья каждого ребенка.

Причины травматизма детей в детском саду

Можно выделить четыре основные причины травматизма детей в детском саду:
1) Первое место по частоте встречаемости принадлежит травмам. Это порезы, уколы льдом или разбитым стеклом, уколы сухими ветками, кустарниками, сучками на деревьях, занозы от деревянных игрушек, досок, палок. Дошкольники получают травмы при катании на самокатах, велосипедах, качелях, травмируются при катании на ногах с ледяных горок, и даже сидя на ледянках (санках). Дети получают ушибы при перемещении в гололедицу по ступенькам, площадкам, плохо очищенным от снега и льда и не посыпанным песком.
2) Второе место принадлежит травматизму детей во время игр на неочищенных от снега и льда площадках детского сада, травмированию различными деревянными и металлическими предметами, торчащими из-под земли, пеньками сломанных когда-то деревьев. Если на участке есть ямы и выбоины, дети также могут получить ушибы и ссадины.
3) Третье место — травмы воспитанников в зимний период: дети любят прикасаться телом, руками, языком к металлическим конструкциям. Дошкольники падают с горок, «шведских стенок», если по какой-либо причине воспитатель их не страхует. Особенно опасны висящие сосульки и глыбы льда в период оттепели.
4) Четвертое место принадлежит травматизму детей в детском саду от неприкрепленной мебели в группах, нередки электротравмы, ДТП.

Существуют также объективные причины травматизма детей в детском саду. В частности, детская подвижность. Дети в дошкольном возрасте пока еще не умеют оценивать ситуацию, предугадывать к чему может привести их поступок, склонны к необдуманному риску. Также детям, в особенности мальчикам, присущи расторможенность и высокая возбудимость. На первый взгляд кажется, что травмы детей предсказать невозможно, что явление это хаотичное и неуправляемое. Однако это не так. Основной причиной несчастных случаев остается беспечность, непредусмотрительность, недосмотр взрослых.

Работа по предупреждению травматизма в детском саду

В дошкольных учреждениях педагогов знакомят не только со статистикой травмирования детей. Большое внимание уделяется анализу причин травм несовершеннолетних, связанных с сезонностью (при организации прогулок, труда в природе и т. д.).

Работа по предупреждению травматизма в детском саду предусматривает решение множества вопросов, среди которых можно выделить два наиболее значимых. Это направленное воспитание у дошкольников и их взрослого окружения способности распознавать рискованные ситуации и избегать их. А также устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь воспитанника.

Организуя работу по профилактике травматизма в ДОУ, руководству и педагогам следует руководствоваться нормативно-правовой документацией. Это могут быть: Федеральный закон «Об образовании», типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, инструкция об охране жизни и здоровья детей, план работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

В целях предупреждения травматизма в детском саду и вне образовательного учреждения рекомендовано создание системы профилактической работы с участием всех субъектов образовательного процесса (педагогический состав, воспитанники, их родители).

При этом особая нагрузка ложится на воспитателей и медицинских работников. Ведь они несут ответственность за жизнь и здоровье детей не только в стенах образовательного учреждения, но и во время прогулок, другой игровой деятельности, в том числе и за пределами детского сада. Их задача — грамотная организация деятельности ребят в течение всего дня.

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ

В дошкольном учреждении должны четко выполняться требования безопасности к оснащению территории:
  • оборудование, находящееся на территории (физкультурные пособия, малые формы) в обязательном порядке два раза в год (перед началом учебного года и весной) проверяется на исправность с составлением акта проверки. В осмотре принимают участие педагоги, медицинский работник и заведующий. Мебель в группах, оборудование, как в помещениях, так и на прогулочных площадках подлежит ежедневному осмотру. Не должно быть шероховатостей, сколов, острых углов, болтающихся гвоздей и болтов. Мебель и оборудование должны быть закреплены.
  • игровые горки, лесенки должны соответствовать санитарным нормам, быть устойчивыми, иметь прочные рейки и перила.

Весной и осенью проводятся работы по устранению талых вод, стоков после дождя, убирается мусор, подрезаются декоративные кустарники, вырубается молодая поросль, сухие и низкие ветки деревьев.

В зимний период перед прогулками площадка очищается от снега, сбиваются сосульки, дорожки, ступеньки очищаются от снега и льда, посыпаются песком.

В целях профилактики травматизма в детском саду воспитатели контролируют и страхуют детей во время скатывания с горок, во время игр, проверяют выносной материал (лопатки, ведерки и т. д.) на безопасность.

Педагогам нужно следить за исправность инвентаря и игрового оборудования. Оно должно соответствовать требованиям Роспотребнадзора.

Скачать план работы по предупреждению травматизма в детском саду
Скачать бесплатно в .pdf

Мероприятия с персоналом по профилактике травматизма в ДОУ

  1. Сотрудники дошкольного учреждения регулярно проходят инструктажи по охране жизни и здоровья воспитанников, пожарной безопасности и охране труда. Инструктажи проводит заведующий ДОУ.
  2. Администрацией проводятся целевые инструктажи с персоналом в том случае, когда планируются выездные мероприятия за пределами ДОУ.
  3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
  4. Составляется план работы дошкольного учреждения по предупреждению травматизма в детском саду.
  5. Медицинский работник ДОУ инструктирует педагогический и технический персонал по вопросам оказания первой медицинской помощи, проводит беседы о профилактике травматизма среди воспитанников. Напоминает о необходимости хранить спички, лекарства, колющие, режущие и другие опасные предметы в специально отведенных местах, которые детям не доступны. Систематически проверяет содержание аптечек. Медицинская сестра должна вести учет несчастных случаев, травм, полученных детьми, для этого заводится специальный журнал учета. Данные о пострадавших детях рекомендуется доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения для последующего обсуждения, выяснения причин и обстоятельств и недопущения подобных травм в будущем.
  6. Проводятся занятия с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности.
  7. Проводятся круглые столы, тренинги, анкетирование на тему «Безопасность ребенка на дороге»
  8. Проводятся консультации на темы: «Что могут сами дошкольники», «Предупреждение детских страхов в опасной ситуации», «Окажи первую помощь», «Психофизические особенности воспитанников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми в разных возрастных группах по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах», «Взаимодействие с родителями по предупреждению травматизма в детском саду».
  9. Составляется картотека художественной литературы на тему предупреждения травматизма в ДОУ, картотека игр по ПДД.
  10. Оформляется уголок по профилактике травматизма.

Мероприятия с детьми по профилактике травматизма в ДОУ

Основная задача ДОУ — охрана жизни и здоровья воспитанников. Реализовывать ее рекомендуется по направлениям: предвидеть, научить, уберечь. В основе обучения воспитанников безопасности лежит методическая литература, которую педагоги должны использовать при формировании работы. Например, учебное пособие В. В. Колбанова «Уроки Айболита. Расти здоровым», методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту» и т. д.

По результатам анализа сформированного педагогами методического комплекта, с учетом опыта работы с детьми, с учетом современных реалий разрабатываются тематические планы.

Работа с дошкольниками по профилактике травматизма в ДОУ может проводится с использованием различных форм. Это могут быть:
  • занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи; творческая деятельность (дети рисуют, лепят, конструируют, делают аппликации). Занятия проводятся в форме живого диалога, используется принцип наглядности;
  • беседы («Осторожно — «Дорога», «Внимание — Переходим улицу», «Откуда может прийти беда», «Игры на дворовой площадке»;
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • встречи с интересными людьми и ознакомление с их деятельностью (например, рабочее место медицинской сестры);
  • просмотр фильмов, диафильмов по тематике предупреждения травматизма в детском саду, прослушивание аудиозаписей;
  • организация игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • участие в городских конкурсах, акциях;
  • организация досуга, праздников, КВН.

Работа ДОУ с родителями по профилактике детского травматизма

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, приобретает первоначальные навыки и умения, в семье формируются привычки.

Проводя работу с родителями по профилактике детского травматизма, нужно действовать тактично. Не стоит объяснять им прописные истины. Необходимо доходчиво разъяснять факты, лежащие в основе поведения дошкольников, у истоков детских травм и то, что многое можно предотвратить. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать травмоопасных ситуаций. Нужно построить работу так, чтобы мамы и папы задумались над проблемой и осознали, что опасные ситуации встречаются достаточно часто, и не исключено, что травму может получить именно их ребенок.

Педагогам ДОУ необходимо систематически организовывать беседы с родителями о возможных случаях травматизма детей в помещениях, на улице, у реки, напоминать о правилах безопасности на дорожно-транспортных магистралях, об опасности игры с огнем. Нужно объяснить родителям, избегая сложной медицинской терминологии, чем могут закончиться для детей падения с высоты, отравления, ожоги, раны. Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Некоторые родители при возникновении несчастного случая со своим ребенком и вовсе не обращаются за медицинской помощью, обходясь подручными домашними средствами. В таком случае родителям нужно давать информацию по оказанию первой медицинской помощи, по срокам для обязательных прививок (столбняка) и т. д.

На родительских собраниях воспитатели должны оповещать родителей о проводимых мероприятиях в детском саду, направленных на предупреждение травматизма. О том, что проводятся дидактические занятия по безопасности, родители должны узнавать от педагогов. Ознакомление проводится также через материал оформленных «уголков безопасности», выставки детских рисунков, макетов, поделок. Для родителей могут организовываться встречи с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, врачом ортопедом. Некоторые ДОУ заказывают в типографии памятки на тему безопасности детей на проезжей части, на остановках общественного транспорта, брошюры по правилам перевозки в автомобиле и раздают родителям.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.