Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Инновационные технологии в ДОУ

17 июня 2019
11706
Средний балл: 0 из 5

Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей, творческо-поисковый компонент. Инновационные технологии в ДОУ — не данность времени, а необходимость, позволяющая усовершенствовать педагогический процесс, способствуя всестороннему комплексному развитию дошкольников. При этом внедрение инновационных образовательных технологий в детском саду связано с необходимостью:

  • выявления основных направлений воспитательной деятельности, требующих включения новаторского компонента;
  • определения сущности технологического обеспечения инновационных процессов и его включение в материально-техническое оснащение ДОУ;
  • систематического проектирования и последовательного внедрения качественно новых организационно-управленческих решений;
  • определения критериев оценки эффективности инновационных технологий с целью предупреждения т.н. псевдоновизны.

Инновационные технологии в ДОУ

Инновационные технологии в ДОУ: методологическая основа и сущность

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующих тенденциям времени, познавательным потребностям воспитанникам и ожиданиям родителей. Инновации в дошкольном образовании требуются повсеместно, при этом наравне с курсом на экспериментаторство и творческое осмысление устоявшихся образовательных традиций остро стоит проблема «псевдоновизны» — создания методологических практик и теорий, характеризующихся оригинальностью формы при посредственном содержании. В свете этого даже воспитателям с многолетним стажем практики и талантливым управленцам сложно обеспечить беспрерывную деятельность экспериментальных педагогических площадок и последовательное внедрение инноваций в работу дошкольной организаций.

Эксперты дошкольного образования сходятся во мнение, что создание и внедрение инновационных идей в системе воспитания является обязательным условием развития современного детского сада. В условиях изменения финансирования государственных учреждений, когда «деньги ходя за дошкольником», включение в повседневный распорядок новаторских организационных решений позволяет значительно повысить престиж учреждения и наметить дальнейшие направления развития.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ неизменно положительно воспринимается дошкольниками, которые ввиду психофизических возрастных особенностей с легкостью меняют виды деятельности. В свою очередь, инициативность педагогического состава нравится большинству родительской общественности, а в условиях необходимости усовершенствования механизмов взаимодействия детского сада с семьями воспитанников этот момент также является значимым.

Чтобы обеспечить последовательно внедрение новаторских педагогических решений, отличающихся значимым содержанием и подлежащим внедрению в дошкольную практику, важно отслеживать соответствие идей и проектов, находящихся на рассмотрении, ряду требований. Качественные инновации в ДОУ отличает:

  1. Концептуальность — наличие обоснованной методологической концепции, содержание которой обусловливает особенности практической реализации метода.
  2. Системность — целостность инновации, логичность и взаимосвязанность ее элементов. Отельные новаторские решения, приведенные к единому знаменателю, нельзя считать сформированной образовательной технологией нового поколения.
  3. Управляемость — возможность изменять компоненты технологии при возникновении трудностей и изменении условий. Соответствие инновации данному требованию гарантирует для воспитателей возможность ставить цели, разрабатывать задачи и последовательно реализовать стратегию с учетом индивидуального компонента.
  4. Воспроизводимость — новаторское воспитательное решение отличает возможность его повторения на должном уровне независимо от личностных характеристик педагога и изменения групповых образовательных условий.

Следует отметить, что инновационные технологии в детском саду по ФГОС не должны ограничиваться исключительно воспитательно-образовательной средой — целесообразно внедрение качественно новых решений в управленческой сфере, кадровой деятельности, порядка финансирования и ведения хозяйственной работы. Но первоочередно следует акцентировать внимание на тех системах нового поколения, которые позволяют качественно и гармонично изменить традиционный процесс дошкольного образования. К их числу относятся следующие технологии:

  1. Здоровьесберегающие, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, сознательное приобщение к здоровому образу жизни.
  2. Технологии проектной деятельности — системы практической работы, предусматривающие постановку вопроса и самостоятельный поиск ответа.
  3. Экспериментальные, познавательно-исследовательские, представляющие собой комплексные практики наблюдения за отдельными явлениями, изучение свойств предметов с последующим формулированием общих выводов.
  4. Информационно-коммуникационные, реализуемые посредством включения в перечень дидактических средств компьютерной техники, «умных» гаджетов.
  5. Личностно-ориентированные — техники адаптации условий группового воспитательного процесса под конкретности каждого ребенка с учетом индивидуальных проявлений его личности.
  6. Игровые, призванные сберечь и закрепить главный метод познания мира, характерный для детей дошкольного возраста, — через игру и творческое экспериментаторство, в увлекательной форме

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в детском саду

В условиях постоянного ухудшения экологической ситуации и роста показателей приобретенных хронических заболеваний здоровье дошкольников и нации в целом является одним из ключевых приоритетов государственной политики. Внедрение здоровьесберегающих инноваций в ДОУ позволяет перейти от практики простого лечения болезней к эффективной профилактике, последовательно обеспечивая высокий уровень реального здоровья малышей и приобщая их к ведению здорового образа жизни. Концептуально включение в воспитательный процесс здоровьесберегающего компонента призвано обеспечить становление осознанного отношения детей к здоровью, общего понимания простых психофизических процессов и факторов, влияющих на самочувствие. Ежедневно приобщаясь к профилактическим практикам, объединяющим теоретическую и практическую составляющую, дети дошкольного возраста учатся принципам самостоятельной защиты и укрепления здоровья, что создает предпосылки для дальнейшей педагогической работы по развитию глубинной валеологической компетентности граждан.

К инновационным здоровьесберегающим технологиям и методикам в ДОУ можно отнести следующие формы организации воспитательной работы:

  • физкультурные занятия, утренняя гимнастика (традиционная, звуковая, дыхательная), физкультминутки, разминка после дневного сна;
  • организованные подвижные игры в групповом помещении и во время прогулок на улице;
  • физкульт-прогулки, спортивные досуги, дни здоровья;
  • закаливающие и профилактические процедуры.

Группы инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС (с примерами)

Группы инновационных здоровьесберегающих технологий Примеры Рекомендации по проведению
Технологии сохранения и укрепления здоровья

Стретчинг — комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного тонуса за счет последовательного контролируемого растяжения отдельных групп мышц.

Занятия стретчингом показаны детям с вялой осанкой, мышечной слабостью, плоскостопием.

Возрастные ограничения: с детьми средних, старших и подготовительных групп.

Место: в групповой или музыкальной комнате после предварительного проветривания, со спокойным музыкальным сопровождением.

Длительность занятий: не более 2 занятий в неделю длительностью до 30 минут, через полчаса после приема пищи.

Динамические паузы — проводятся с дошкольниками разных возрастных групп во время НОД, обучающей игровой деятельности с целью профилактики утомления.

Рекомендовано использование элементов дыхательной, пальчиковой гимнастики, зарядки для глаз.

Длительность — до 5 минут.

Подвижные игры — организуются ежедневно с малышами всех возрастов во время прогулок, занятий в групповой комнате и спортивном зале.  Содержание игр корректируется с учетом возрастных особенностей воспитанников. Допускается использование элементов спортивных игр.
Пальчиковая гимнастика — целевая развивающая программа, нацеленная на совершенствование мелкой моторики, рекомендована всем детям, в особенности с патологиями речевого развития. 

Организуется с детьми младшего школьного возраста и старше в индивидуальном или групповом порядке.

Время проведения — на усмотрение воспитателя.

Дыхательная гимнастика — тренинг-комплекс, нацеленный на улучшение дыхательной функции, профилактику респираторных заболеваний, улучшение когнитивных способностей.

Выполнять дыхательные упражнения рекомендовано детям любого возраста после гигиены полости носа.

Занятия организуют после сквозного проветривания помещения в рамках физкультурно-оздоровительной работы.

Зарядка для глаз способствует укреплению мышц глазного яблока, профилактике близорукости, что особенно актуально в условиях систематического (и часто бесконтрольного) использования гаджетов. 

Проводится с воспитанниками, начиная с младшей группы, в свободное время.

Длительность сеанса — 3-5 минут.

Корригирующий тренинг — является важной частью целевой физкультурно-оздоровительной работы, проводится с учетом группы здоровья и рекомендаций ответственного медработника.  Во время занятий физкультурой, индивидуально или в группах, не более 10 минут.
Релаксация — методика, использование которой способствует тренировке естественных механизмов расслабления, снижению тревожности, возбудимости, агрессии. 

Подходит для детей разных возрастных групп.

Релаксацию можно проводить в любом помещении, где есть возможность обеспечить музыкальное сопровождение (звуки природы).

Инновационные методы обучения дошкольников здоровому образу жизни Физкультурные занятия, предусмотренные программным содержанием.

Проводятся 2-3 раза в неделю с детьми:

  • раннего возраста (длительность занятия — не более 10 минут;
  • младшей группы (15-20 минут);
  • средней группы (20-25 минут);
  • старшей и подготовительной групп (25-30 минут).

С самыми маленькими воспитанниками следует заниматься в групповом помещении, с детьми младшего дошкольного возраста и старше — в музыкальном или спортивном залах после предварительного проветривания.

Проблемно-игровые — досуговые виды физической активности, включаемые педагогом в общий воспитательный процесс. Это могут быть игротренинги, игротерапия. В свободное время, длительность и порядок проведения определяется ответственным воспитателем с учетом возраста дошколят.
Коммуникативные тематические игры — беседы на тему здоровья, викторины, конкурсы. 

Проводятся с детьми старшего возраста 4-6 раз в месяц.

Коммуникативные игры строятся по определенной схеме, призванной обеспечить максимальную активность дошкольников.

Точечный массаж — техника воздействия на активные точки организма для активизации иммунных процессов. 

Выполнение точечного самомассажа рекомендовано детям старшего дошкольного возраста в утренние часы в период эпидемий или угрозы введения карантинного режима.

Массаж выполняется под строгим контролем педагога и медицинского работника.

Коррекционное инновационные технологии здоровьесбережения Музыкотерапия — вспомогательная часть комплекса физического воспитания, способствующая обучению детей чередовать периоды активности с периодами расслабления.  Рекомендовано проведение 2-4 целевых занятий в месяц с дошкольниками всех возрастных групп, использование музыки во время оздоровительной и профилактической работы.
Сказкотерапия, цветотерапия — воспитательные методы, направленные на укрепление эмоционального интеллекта малышей, снижение общего уровня тревожности. 

Инновационные тренинговые технологии реализуют с детьми старшей и подготовительной группы.

Рекомендовано 2-4 занятия в месяц длительностью до 30 минут.

Примерами инновационных изменений в сфере здоровьесбережения является обучение дошколят закаливанию и внедрение в воспитательный процесс соответствующих процедур. Контролируемое воздействие на организм температурными факторами способствует активизации естественных защитных механизмов, что особенно важно в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Практика закаливания не является новой в дошкольной образовательной практике, но ее грамотное переосмысление дает возможность обеспечить заметный оздоровительный эффект и добиться поставленных целей. При внедрении инноваций по данному направлению следует позаботься о реализации следующих принципов:

  1. Гармоничность. Закаливающие мероприятия должны быть согласованы с режимными моментами, являясь их значимой составляющей.
  2. Систематичность — необходимо регулярная тренировка организма с сохранением положительного настроя детей.
  3. Учет индивидуальных факторов и показателей здоровья. Если дошкольник категорически не хочет принимать участие в закаливающих процедурах, не следует принуждать его.
  4. Последовательность. Интенсивность температурного воздействия должна увеличиваться постепенно.

Новые технологии проектной деятельности в ДОУ

К числу примеров инноваций, наиболее успешно реализуемых в ДОУ с учетом ФГОС, относятся проекты — проблемные воспитательные задачи, участие в реализации которых обеспечивает формирование широкого круга компетенций дошкольников — от расширения познаний об окружающих предметов и явлений до развития навыков слаженного командного взаимодействия. В условиях стремительного технического прогресса, когда происходит обесценивания стандартных образовательных техник, одним из главных условий успешного школьного обучения, к которому готовят воспитанников в детском саду, становится готовность самостоятельной постановки задач и их решения. Более того, участие в проектной деятельности положительно сказывается на развитии речи, творческих способностей, формировании адекватной самооценки, а также стимулирует расширение природного познавательного потенциала воспитанников. Именно поэтому включение метода проектов в перечень часто используемых педагогических технологий является оптимальным вариантом качественного внедрения инноваций.

Особенностью проектной деятельности в условиях детского сада является:

  1. Необходимость акцентирования внимания на одной образовательной задача. Один проект — одна проблема, которая должна быть простой и осязаемой для воспитанников определенной возрастной группы (например, создание мини-музея, для которого нужно подготовить тематические экспозиции по заданным алгоритмам).
  2. Постановка задачи проекта всецело лежит на воспитателе ввиду неспособности детей дошкольного возраста выделить противоречия в окружающей картине мира.
  3. Деятельность ответственного педагога и воспитанников выстраивается по принципу активного сотрудничества. К поисковой работе рекомендуется привлекать представителей семей — с этого можно начать введение инноваций в работе с родителями в ДОУ. Большинство мам и пап положительно относятся к таким новшествам, способствующим высокому уровню вовлеченности взрослых в процесс воспитательной работы, открывающим новые возможности для расширения имеющегося педагогического опыта.
  4. Разработка содержания проектов с учетом интереса дошкольников. Навязанные идеи не позволят добиться высоких результатов, в то время интеграция в воспитательный процесс героев любимых мультфильмов, элементов современных технологий обеспечит повышение познавательной деятельности малышей.

Конструктивно образовательные проекты различаются не только по тематике, но и продолжительности (кратко- и долгосрочные), количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, семейные), приоритетному методу деятельности (поисковые, творческие, игровые), что гарантирует педагогу дошкольного образования широкий выбор возможности для ведения инновационной проектной деятельности на уровне группы или детского сада

Дети познают мир в ходе исследований, начиная с неосознанного тактильного знакомства с окружающими предметами и постепенно переходя к осмысленному экспериментированию. Применение инновационных методов обучения добиться глубокого осознания сути предметов и явлений дошкольниками, поскольку знания, полученные в рамках личностных открытий, являются наиболее значимыми и запоминающимися.

Чтобы добиться высокого уровня вовлеченности детей в познавательно-исследовательскую деятельность, распространенными методами которой являются наблюдения, опыты, трудовые поручения, беседы, эксперименты с моделированием ситуаций, рекомендуется строить занятия данной направленности согласно следующему алгоритму:

  1. Дети, направляемые воспитателям, выделяют простейшую проблему и предлагают пути ее решения (например, тонет ли камень в воде).
  2. Предложенные варианты коллективно проверяются (в ходе эксперимента несколько камней погружают в емкость с водой).
  3. Малыши делают вывод, полученные результаты применяются к новым данным (камни тонут в воде).

Современные инновационные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании

В последние годы современные инновационные ИК-технологии занимают главенствующую позицию в дошкольном образовании: они широко применяются для организации непосредственной воспитательной и методической работы. Педагоги, успешно овладевшие азами компьютерной грамотности, могут открыть для воспитанников широкий круг возможностей, и дело не ограничивается исключительно показом презентаций и обучающих роликов. В условиях огромного выбора локальных развивающих программ родителям очень сложно выбрать те, которые в полной мере отвечают возрастным и образовательным потребностям ребенка. Получение компетентного мнения по данному вопросу позволяет создать оптимальные условия для активного возрастного развития малышей, создает предпосылки для установления продуктивного взаимодействия детского сада с представителями семей, повышает престиж воспитателя в глазах родителей.

Отдельного внимания заслуживает практика использования в ДОУ интерактивной доски — уникального образовательного инструмента, который, к большому сожалению, остается малодоступным ввиду высокой стоимости. Альтернативой остается использование компьютера, позволяющего решать увлекательные образовательные задачи в игровой форме и неизменно вызывающего повышенное внимание детей. При условии наличия краткосрочного доступа к ПК и проведении незначительной подготовительной работы целесообразно вносить инновационный компонент в традиционный образовательный процесс, организовывая групповой просмотр обучающих видео, анимации, моделирующей реальные жизненные ситуации и позволяющей изучать свойства отдельных предметов и явлений, прослушивание музыкальных произведений. Главное условие внедрение ИКТ в детском саду — соблюдение режима компьютерной безопасности, популяризация основ которой является еще одним направлением для взаимодействия с родителями.

Личностно-ориентированные инновационные технологии в ДОУ

В условиях последовательной гуманизации педагогики повышенное внимание к личности ребенка является базовым постулатом, соблюдению которого способствует внедрение личностно-ориентированных инновационных технологий в ДОУ. Индивидуализация воспитания через изменение роли дошкольника — от объекта воспитания до самостоятельно мыслящего, активного субъекта — обусловливают возможность создания в группе и учреждении в целом бесконфликтной среды, одинаково комфортной и для малышей, и для педагогов. Мировая практика доказывает, что психологическая безопасность ребенка благотворно сказывается на уровне познавательной активности, инициативности, позволяет воспитывать всесторонне развитых, толерантных, творческих ребят, демонстрирующих уважительное отношение к взрослым и сверстникам.

В рамках инновационной личностно-ориентированной педагогики целесообразно выделить следующие технологии:

  • гуманно-личностные, в полной мере представленные такими программными разработками: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество»;
  • технологии активного сотрудничества, в рамках которых воспитательный процесс строится при соблюдении равенства ролей воспитателя и дошкольников, их равноценных прав и обязанностей;
  • технологии свободного воспитания, предусматривающие передачу инициативе по принятию ряда решений малышам. Регулярно осуществляя выборы, влияющие на особенности жизнедеятельности, дошкольник учится осознавать последствия своих поступков и нести ответственность за принятые решения.

Успешными примерами внедрения инновационных личностно-ориентированных технологий в образовании в ДОУ по ФГОС является изменение содержания ключевых режимных моментов. Так, утренний сбор, который большинство воспитателей воспринимают исключительно как организационный момент, можно использовать как отправную точку в распорядке дня, позволяющую создать предпосылки для доверительного общения и установления комфортного микроклимата в детском коллективе. Педагог, поощряя детей к рассказу об отдельных событиях, впечатлениях, эмоциональных переживаниях, активизирует механизмы межличностного общения, учит малышей выражать свое отношение к той или иной ситуации, проявлять терпимость, внимательность по отношению к сверстникам, анализировать собственный жизненный опыт и отстаивать свои суждения, что обеспечивает высокий уровень индивидуализации воспитания.

Инновационные технологии в ДОУ

Инновационные игровые технологии в ДОУ по ФГОС

Игра является основным способом знакомства с окружающим миром, поэтому по ФГОС инновационные игровые технологии в ДОУ должны оставаться основой воспитательной деятельности. Организованная игровая активность несет большой познавательный потенциал — в числе игр следует выделить те упражнения, которые позволяют дошкольникам:

  • выделять отдельные признаки предметов, проводить простейшую классификацию («Найди лишнее», «Съедобное-несъедобное»);
  • действовать в соответствии с заданными правилами, знакомясь с принципами социального взаимодействия (сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «День Рождение»);
  • отличать вымысел от реальности (творческие игры);
  • развивать коммуникативные навыки, скорость реакции, внимательность (подвижные игры, игры на смекалку).

Важной составляющей инновационной игровой технологии является ТРИЗ — теория решения изобретательных задач, при помощи которой педагог может представить сложный для восприятия материал в форме, доступной для осознания воспитанниками. Методология ТРИЗ педагогики предусматривает возможность эффективного обучения детей любого возраста и располагает широким выбором различных техник, что создает оптимальные условия для внедрения инноваций в систему дошкольного образования с учетом регионального фактора.

Использование инновационных технологий в ДОУ по ФГОС на базе экспериментальных образовательных площадок

В условиях необходимости последовательного внедрения инновационных образовательных технологии в ДОУ логичным шагом для дошкольной организации является получение статуса экспериментальной площадки, что гарантирует широкие возможности для внедрения новаторских организационных, методических, педагогических решений и активизации взаимодействия с родителями. Присвоение статуса федеральной инновационной площадки осуществляется согласно следующему алгоритму:

  1. ДОУ не позднее 1 сентября подает заявку в координационный орган по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее – Координационный орган), который формируют представители Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, заинтересованные представители органов федеральной и исполнительной власти субъектов РФ, по согласованию — члены профильных научных и общественных организаций.
  2. Заявки направляются в экспертную организацию (определяется на конкурсной основе Минобрнауки РФ), которая на основании анализа заявки разрабатывает заключение.
  3. Координационный орган получает заключения не позднее 1 декабря и на их основании представляет в Минобрнауки предложение о присвоении (или отказе от присвоения) ДОУ статуса экспериментальной площадки. В случае получения отрицательного ответа по заявки детский сад имеет право подавать повторное прошение не ранее, чем через год.
  4. На уровне Минобрнауки утверждается перечень инновационных образовательных площадок, по истечению срока реализации которых принимается решение об их упразднении или пролонгации деятельности.

Получение статуса экспериментальной площадки значительно повышает статус учреждения, позволяет не только обеспечить систематическое использование инновационных технологий в ДОУ по ФГОС, но и привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Вместе с тем без должной методической поддержки обеспечить последовательную работу по направлению сложно, поскольку для одних воспитателей внедрение новаций может стать проблемой из-за отсутствия ряда компетенций, а у других вызовет сложности по вопросам грамотного переосмысления имеющегося педагогического опыта. Чтобы добиться качественного, а не формального обновления порядка оказания воспитательных услуг и сопутствующей деятельности важно внедрять инновации в образовании комплексно, что возможно только при условии совместной слаженной работы воспитателей, методистов и административного состава ДОУ.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Отчет о применении современных образовательных технологий.docx
  • Мастер-класс на тему «Инновационные технологии и формы работы с дошкольниками».doc

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.