Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Основные принципы ФГОС дошкольного образования

  • 11 апреля 2019
  • 2642

Цель дошкольного образования по ФГОС заключается в выявлении и развитии уникального и неповторимого индивидуума.

В 2019 году изменили правила приема в детский сад и ФГОС дошкольного образования
Принципы ФГОС дошкольного образования

1 сентября 2013 принят новый Закон «Об образовании», где определен первый уровень образования – дошкольное. Первостепенные его направления:

  • Повышение уровня культуры в целом
  • Посыл к обучению
  • Развитие различных качеств индивидуума – общефизического, умственного, морального, художественного
  • Выработка полезных привычек
  • Охрана и улучшение самочувствия

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта

Впервые в нашей просвещенной жизни детство до школы стало специальным уровнем образования, подтверждение этому – внедрение ФГОС. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. ФГОС – это комплекс обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. Он учитывает образовательные нужды некоторых групп детей, включая категории с особенностями здоровья. Создан на базе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

В разработке и исполнении стандарта учитывались территориальные, национальные, этнокультурные отличия народностей нашей страны.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО

Взаимодействующие стороны образовательной программы дошкольного образования (Программы) - дети, их родители или законные представители, педагоги, организации, осуществляющие образовательную деятельность (Организации), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели. С момента исполнения двух месяцев дети получают право на обучение в Организациях.

ФГОС направлен, в первую очередь, на получение каждым отличного образования и государственную гарантию уровня и качества дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства России.

Основные принципы дошкольного образования по ФГОС

Расшифровка ведущих принципов ФГОС дошкольного образования:

1.   Принцип качественного проживания малышом всех периодов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста). Для его реализации педагог должен разворачивать различные виды активности, поддерживать общение детей со сверстниками и взрослыми, и на этой основе по максимуму увеличить персональное совершенствование ребенка. При этом следует иметь в виду, что каждому возрасту присущ определенный род деятельности.

Например, в раннем возрасте это предметная деятельность, которая постигается в тесной связи со взрослыми. Малыш овладевает предметами на основе действий взрослого в качестве примера.

Игра становится ведущей деятельностью по достижению дошкольного возраста. Она истощает свое развивающее влияние к 7 годам. В 7 лет, не ранее, ребенок способен управлять своими действиями не только посредством игры. Амплификация (обогащение) детского развития велика, если игры малыша соответствуют его возрасту. Именно посредством игры развивается много требуемых в будущем качеств – вера в себя, интеллект, неординарность.

2.   Второй, ключевой принцип ФГОС дошкольного образования – принцип реализации индивидуального подхода, выстраивание учебного процесса таким образом, чтобы учитывались таланты каждого. Ребенок определяет сущность своего образования, а педагог учитывает его особенности при построении работы. Конечно, осуществление этого принципа сегодня осложнено тем, что в группах слишком много воспитанников. Выполнять его реально, если группировать детей по общим признакам.

Важное условие индивидуального подхода – изучение межличностных отношений. При внедрении этого подхода учитель создает полноценные условия для лучшего проявления и развития индивидуума.

Но такой подход нельзя превращать в учебный процесс, когда педагог обучает определенных воспитанников, а остальные становятся пассивно наблюдающими. Учитель должен ставить общие, увлекательные для всех задачи, налаживать работу.

3.   Третий из девяти принципов ФГОС дошкольного образования – сотрудничество взрослых и детей, уважение и принятие ребенка полноценным участником процесса обучения. В основном это происходит посредством игры, но кроме нее имеется множество моделей совместной активности, делающих пребывание в детском саду насыщенным и занятным. Это ведение проектов, чтение разнообразных книг, исследования, творческая деятельность. Здесь очень важна самостоятельность малыша в предпочтении деятельности. Педагог выступает помощником и координатором процесса, содействует и помогает довести дело до успешного итога. Свобода ребенка в совместной активности выражается таким образом, что он может работать один, рядом с другими детьми, или может выбрать партнера. Эти формы работы значимы для претворения в жизнь принципов ФГОС.

4.   Поддержка инициативы:

  • Создание условий для самостоятельной творческой деятельности детей по интересам
  • Помощь ребятам в построении игры - непозволительно навязывать им условия и сюжеты
  • Формирование благоприятной атмосферы в группе
  • Уважение к привязанностям и порывам детей
  • Нащупывание подхода к стеснительным, проблемным и т. д. ребятам

Важно! Что каждому возрасту подходят разные сферы проявления инициативы.

В 3 – 4 года — это продуктивная деятельность, когда нужно поддерживать любые достижения   воспитанников. Ни в коем случае не использовать критику.

Для детей 4 – 5 лет – познание мира вокруг. При необходимости критики действовать надо один на один, и оценивать исключительно их поступки.

Для старшего дошкольного возраста – индивидуальное общение и обучение.

Воспитатель участвует так:

  • Привлекает детей к созданию расписания на день и более.
  • Помогает в организации игры.
  • Адекватно оценивает действия ребенка.
  • Создает ситуации, в которых лучше всего проявляется подготовленность воспитанника.
  • Просит каждого воспитанника продемонстрировать достижения и научить им.
Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

5.   Пятый принцип - сотрудничество с семьей. Самые лучшие результаты прослеживаются там, где родители и педагоги взаимодействуют. Нужно понимать, что совместная работа основана на взаимном доверии, взаимопонимании, взаимовлиянии. Педагогическому коллективу нужно организовать активное участие родителей в учебном процессе и оказать необходимое содействие. Выделяют много видов взаимодействия:

·         Советы экспертов.

·         Выставки.

·         Занятия с участием и детей, и родителей.

·         Круглые столы.

6.   Приобщение детей к социокультурным нормам, семейным, общественным, государственным традициям.

Цель, которая преследуется этим принципом – вырастить достойного члена общества; сформировать моральные, духовные устои семьи, общества, государства в целом.

Ближайшее окружение, среда проживания детей – это база роста детского кругозора, привлечения детей к традициям.

Сначала педагогу необходимо самому ознакомиться с окружающей средой, культурой своего региона; создать выборку материалов, свойственных именно данной местности.

Выполнение принципа приобщения к социокультурным нормам и традициям происходит через взаимодействие взрослых и малышей в игре, во время экскурсий, праздников и других мероприятий. Главная задача – поощрение познавательного интереса ребят, воспитание пытливости ума, развитие образного и логического мышления ребенка. Нужно, чтобы постоянно воспитывались и все чувства, от радости до печали. Итогами положительной работы можно считать:

·         Проявления инициативы, желания действовать.

·         Стремление читать книги социальной тематики.

·         Интерес детей к явлениям общественной жизни.

7.   Формирование познавательного интереса и действий ребенка путем приобщения к разным видам деятельности.

Жажду познания у детей можно вызвать, если обеспечить доступность знаний, объясняющих многие явления, с которыми ребенок сталкивается в повседневности. Нужно, чтобы ребята сами проводили наблюдения, тогда хорошо развиваются память, мышление, мировосприятие. Очень важно придерживаться системы в процессе формирования познавательного интереса и активности.

8.   Возрастная адекватность дошкольного образование – соответствие условий требованиям возраста и особенностям развития.

Здесь берут во внимание специфику возраста, используют формы развития, которые подойдут именно для этой возрастной группы – в первую очередь игра, далее познавательная и экспериментальная деятельность.

Каждому возрасту соответствуют определенные формы и методы работы:

·         Ранний возраст – занятия с движущимися игрушками; эксперименты с песком, тестом, водой, пластилином; контакт со взрослым и развлечения со сверстниками под его присмотром; моторика; навыки самообслуживания; осмысление музыкальных произведений, стихотворений, сказок; просмотр изображений.

·         Дошкольники – игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская деятельность; понимание художественного чтения; самостоятельность и простейший труд в быту; креативная и моторная активность.

9.   Девятый, последний принцип - анализ этнокультурной обстановки.

Интерес к культуре, традициям и обычаям страны надо прививать с дошкольного возраста.

Этнотолерантность – характеристика члена поликультурного сообщества, имеющая наиважнейшее значение.

Младших школьников приобщают к окружающему миру посредством погружения в национальную культуру. Мальчики и девочки, ведомые взрослыми, водят хороводы, поют и демонстрируют полученный опыт в разговорной, музыкальной, художественной деятельности.

Интенсивно проводится работа по знакомству дошкольников с народными праздниками, отмечаются государственные торжества.

Важное значение придается сказкам, ведь они расширяют понятия доброты, чуткости и справедливости, развивают фантазию и воображение.

Подобное построение воспитательного процесса помогает выработать порядочное отношение друг к другу; формировать чувства понимания, принятия, сочувствия к сверстнику. Все это один из базисов этнокультурного развития.

Педагогу нужно формировать и поддерживать ощущение гордости за страну в игровой форме и беседах.

Ведется активная работа с родителями, так как они оказывают первостепенное влияние на возникновение корректного отношения к иным национальностям в группе. Работу проводят в виде совещаний, круглых столов.

Любому учителю следует опираться на расшифрованные выше принципы ФГОС дошкольного образования. Свежий взгляд на систему предлагает ценить ребенка, но не придавать чрезмерного значения его заслугам. Это существенный шаг по направлению к росту ценности образования в ДОУ. Основываясь на принципах ФГОС, оно считается сейчас индивидуальной, очень серьезной стадией жизни ребенка; значимым этапом на бесконечной дороге совершенствования человека.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.