Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

РППС в ДОУ по ФГОС

  • 18 июня 2018
  • 820

Чтобы дошкольники полноценно развивались, укрепляли здоровье, развивали способности, корректировали недостатки развития и получали необходимые знания, в детских садах по совокупности условий формируется образовательная среда, частью которой является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Наполнение и структура РППС в ДОУ по ФГОС зависит от возрастных особенностей детей и ставит целью личностно-ориентированный подход без строгого регламента деятельности, а потому она может быть представлена:

  • специальным инвентарем и развивающим оборудованием;
  • развивающими материалами;
  • особым образом оснащенным помещением группы и участком.

РППС в ДОУ по ФГОС

Для тех, кто не знает, что такое РППС в ДОУ по ФГОС, определение понятия простыми словами можно передать как ориентированные для каждой возрастной группы детей (программы) мебель, оборудование и материалы, расположение и использование которых обеспечивает:

  • сохранение и укрепление всех сфер здоровья детей (психического и физического);
  • использование образовательного потенциала помещений детского сада и прилегающих территорий;
  • создание вариативного образования, в котором дошкольники вправе выбирать не только участников коллективной деятельности, но также виды активности и необходимые материалы;
  • формирование образовательного пространства на условиях взаимодействия дошкольников и взрослых с учетом способностей и возможностей детей;
  • равные условия для реализации и освоения образовательных программ независимо от социального статуса ребенка и возможностей его здоровья;
  • привлечение к жизнедеятельности ДОУ членов семей воспитанников.

Требования к РППС по ФГОС в ДОУ

Развивающая среда в детском саду интегрируется с учебными областями, учитывая индивидуальные особенности детей и их возраст. К наполнению предметно-пространственной среды выдвигаются следующие требования:

Насыщенность
Среда включает спортивный и игровой инвентарь, оборудование, мебель, материалы (расходные) и различные средства (включая технические), необходимые для осуществления творческой, познавательной, игровой, исследовательской и двигательной активности детей. Насыщенность должна соответствовать возрасту воспитанников, их психофизиологическим возможностям, что обеспечивать:
• условия для творческого самовыражения детей;
• двигательную активность, физические упражнения, подвижные игры и упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
• экспериментальную, познавательную, творческую и исследовательскую деятельность;
психологический комфорт в детском коллективе. 
Полифункциональность Составляющие среды могут использоваться в различных видах активности воспитанников. В помещении группы или на детской площадке есть многофункциональные предметы (инвентарь, оборудование и даже природные материалы) использование которых строго не ограничено одной сферой употребления. 
Вариативность Ключевое требование к РППС по ФГОС в ДОУ предполагает систематическое появление новых материалов и предметов в среде, что стимулирует всестороннюю активность дошкольников. Разнообразие оборудования и игрушек, наличие разных игровых и познавательных пространств для свободного выбора вида деятельности детьми (для уединения, общения, конструирования, исследовательской работы, игр). 
Трансформируемость Наполнение среды должно легко меняться согласно изменяющимся потребностям и интересам воспитанников
Безопасность Оборудование, материалы и предметы, наполняющие развивающую среду, должны соответствовать правилам пожарной безопасности и требованиям СанПин. 
Доступность Воспитанники детского сада должны иметь свободный доступ к пособиям, материалам и оборудованию РППС для обеспечения всех видов деятельности. Свободный доступ к среде должен быть обеспечен также детям с ОВЗ и детям-инвалидам, которые посещают детский сад. 

Требования к РППС в ДОУ по ФГОС по возрастам

Организация развивающей среды зависит от возрастных особенностей воспитанников, которые определяют спектр интересов и возможностей дошколят. Так, требования к РППС в ДОУ по ФГОС по возрастам детей делятся на три большие группы:

  1. Младший дошкольный возраст. Если предметно-пространственная среда организована правильно, малыши без труда найдут для себя в группе занятие по интересам, будут взаимодействовать с воспитателем и другими детьми.  Формируя развивающую среду, учитывают главенствующую роль игровой деятельности, которая обеспечивает психологический комфорт, эффективное сотрудничество, положительное самоощущение детей, что является главной целью дошкольного образования.
  2. Средний дошкольный возраст. В 4-5 лет дети должны стремиться к взаимодействию с окружающим миром, общением со сверстниками и взрослыми, познавать окружающий мир, для чего развивающую среду наполняют материалами и предметами для групповых занятий и игр. У воспитанников должна быть возможность временно уединиться, чтобы помечтать, побыть в одиночестве, поразмышлять. Оборудование и игрушки в группе должны размещаться свободно и мешать дошкольникам беспрепятственно перемещаться.
  3. Старший дошкольный возраст. В старшей и подготовительной группе дошкольники демонстрируют стремительное развитие нравственно-волевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Дети чувствуют себя старше, а потому стремятся заниматься любимым делом, для чего РППС оборудуют таким образом, чтобы дети могли объединяться в группы или заниматься рисованием, лепкой, экспериментированием, играми, ручным трудом самостоятельно. Важно стимулировать познавательную деятельность, используя развивающие игрушки, игры и материалы.

Во многих детских садах одни воспитатели нередко не знают, что такое РППС в ДОУ по ФГОС, когда другие в полной мере используют возможности развивающей среды. Особое значение приобретает организация среды согласно гендерным особенностям детей, которые уже с двух-трех лет начинают идентифицировать себя девочкой или мальчиком, осознавая свой пол. Предметно-развивающая среда в этом плане стимулирует формирование половой идентичности дошкольников, позволяя им осваивать и закреплять принципы полоролевого поведения.

РППС обеспечивает не только сферы деятельности детей, но и становится источником необходимого социального опыта, средством гармоничного развития личности дошкольника. Воспитателям следует использовать возможности среды на развитие гендерных особенностей детей. Для этого используют средства, игры и игрушки, которые позволяют девочкам практиковаться в ведении домашнего хозяйства, осваивать роль матери, гостеприимной хозяйки, модницы, мальчиков, напротив, побуждают к практической или изобретательной деятельности, стимулировать лидерское поведение, дух соревнования, интеллектуальные способности. Для реализации гендерного воспитания в помещениях групп используются кукольные и уголки изобретателей, маркировку на кроватках и шкафчиках, разделение предметов.

Организация РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС

Развивающая среда в детском саду опирается на принципы гибкого зонирования, активного творчества, открытости, объединения привычных и необычных предметов, стабильно-динамично развивающегося пространства, дистанции при взаимодействии, гендерного соответствия, индивидуального комфорта и психологического благополучия воспитанников.

Комплексный анализ РППС в ДОУ по ФГОС доказывает, что некорректная организация среды приводит к ряду негативных последствий для дошкольников:

  • у них появляются потребности, не соответствующие возрасту, в том числе и сексуального характера;
  • дети становятся несамостоятельными, теряют интерес к обучению, познавательной и двигательной активности;
  • они страдают от сенсорной агрессии в силу раздражения звуком, светом или цветом РППС;
  • развивается жадность, лживость, чувство зависти или превосходства, культивируется индивидуализм, провоцируются аморальные поступки и девиантные наклонности.
Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебный курс «Руководство развитием ДОО»

За прохождение курса — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Правильная организация РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС учитывает социокультурные и территориальные особенности региона и позволяет детям свободно выбирать активность. Зонирование пространства позволяет организовать помещение группы для комфортного времяпровождения детей. Для этого согласно видам деятельности в группе оборудуют следующие центры развития:

  • познавательной активности — способствует наблюдению за окружающим миром, развитием речи и математических способностей, исследовательской работе;
  • режиссерских и сюжетно-ролевых игр — знакомят с видами деятельности и социальными ролями, позволяют реализовать творческий потенциал, актерское и ораторское мастерство;
  • спорта — мотивирует на физическую активность, участие в спартакиадах, подвижных играх, выполнение физических упражнений;
  • самостоятельной деятельности — стимулирует творчество, чтение, изучение детских книг, конструирование и любую художественную деятельность;
  • развивающих и настольных игр — дидактические упражнения, изучения наглядного материала, развитие логики и мышления;
  • зона отдыха — территория коммуникации или уединения.

Центры развития должны быть безопасными и одновременно доступными для детей. Стоит разграничить их между собой, чтобы обеспечить комфортное передвижение воспитанников, а также максимально удалить друг от друга центры активности и уединения, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Активный центр — музыкальной и театральной деятельности, конструирования и игры — лучше максимально удалить от спокойного (центры книги, природы и отдыха) и рабочего сектора с уголками творческой, познавательной и исследовательской деятельности.

Поделки, рисунки, различные иллюстрации и материалы следует располагать на уровне детских глаз. Центры наполняют материалами для развития речи и познавательной активности, а также те, которые стимулируют самостоятельную деятельность. Центры РППС младшей или старшей группы в ДОУ по ФГОС должны иметь достаточное количество посадочных мест для просмотра видео, чтения или прослушивания музыки, чтобы все желающие могли с комфортом разместиться на них. Дети должны иметь собственные места, в которых они смогут хранить свои вещи. Пространство группы следует организовать так, чтобы воспитатель мог контролировать деятельность сразу нескольких центров одновременно.

Анализ РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС

Контроль по РППС в ДОУ по ФГОС осуществляет представитель администрации и старший воспитатель, к этому процессу могут привлекаться члены управляющих советов и родительского комитета, небезразличные граждане. Практика наполнения предметно-пространственной среды предусматривает следование некоторым принципам:

  • Все содержание среды направлено на развитие детской самодеятельности и самостоятельности, в этом ключе образовательная, коммуникативная, воспитательная и развивающая функции являются второстепенными.
  • Среда должна в полной мере соответствовать интересам ребенка, подстраиваясь и меняясь в угоду потребностям воспитанников, оставаясь незамкнутой системой, открытой для развития.
  • Все элементы среды должны легко заменять друг друга, быть безопасными и соответствовать возрасту и полу дошкольников, периоду обучения.
  • Игрушки, книги, оборудование и другие предметы хранятся в открытых стеллажах и полках, а мелкие предметы сортируются в коробки или выдвижные ящики, однако остаются в свободном для детей доступе.
  • Принимается во внимание региональный компонент: среда наполняется природным материалом региона, демонстрируются художественные тексты, альбомы с достопримечательностями родного края, портреты выдающихся личностей.

Анализ РППС в ДОУ по ФГОС доказывает эффективность оформления пространства в пастельных и теплых тонах, оказывающих успокаивающее воздействие. Дети должны чувствовать себя комфортно и расслаблено, важны положительные эмоции, которые они испытывают, взаимодействуя с игрушками или другими предметами.

Нельзя забывать о родителях, для которых оформляют красочные стенды с информацией о планируемых мероприятиях, отчетах о проделанной работе, сведениями о жизнедеятельности детского сада или отдельной группы, советами психологов и воспитателей.

Аналитическая справка по РППС в ДОУ по ФГОС предполагает оценку состояния среды и выводы на текущий момент, в которых отражают:

  1. Насколько оборудование и материал в группах соответствует эстетическим, возрастным, гигиеническим и педагогическим требованиям.
  2. Наличие или отсутствие полоролевой адресности материала и гендерного деления оборудования для мальчиков и девочек.
  3. Соблюдается ли условное разделение помещения группы на сектора (50 % — основная деятельность, 30 % — область групповой работы, 20 % — территория самостоятельной работы или уединения).
  4. Присутствует ли потребность в оборудовании или материалов, в достаточном ли количестве представлено оснащение для речевого, интеллектуального, творческого и физического развития.

РППС в ДОУ: центры детской деятельности

Согласно принципам организации пространства, треть помещения группы должна быть свободна от оборудования и предметов и предназначена для детских игр. Презентация РППС в ДОУ по ФГОС демонстрирует возможность осуществления индивидуальной, групповой и фронтальной деятельности. Наполнение центров детской деятельности зависит от образовательной области и поставленных перед ним задач.

Образовательная область Центр деятельности Задачи Оборудование и материалы
Физкультурно-оздоровительное развитие Физкультурно-оздоровительный центр Сформировать условия для занятий спортом, участия в подвижных играх, выполнения физических упражнений. Выполнение заданий на укрепление мышц рук и ног, позвоночника, развитие моторики, профилактику сколиоза и плоскостопия Уголок спорта с инвентарем для подвижных игр, картотекой, предметами для выполнения физических упражнений (обручи, скакалки, мячи, массажные дорожки и коврики, шведская стенка). 
Фитобар Воспитать ответственное отношение к здоровью, привить правила здорового образа жизни Набор лекарственных трав,плакаты, изображающие растения и их значение для организма, индивидуальные стаканчики, графин. 
Художественно-эстетическое развитие Центр изодеятельности Стимулирует любознательность, внимание, развивает художественные способности воспитанников Уголок художественного творчества с книжками-раскрасками, красками (акварель и гуашь), цветными и восковыми карандашами, пластилином, мелками, клеем, ножницами, цветной бумагой и картоном, средствами изобразительного творчества. Стенд творчества для демонстрации детских работ. 
Музыкально-театральный центр Развивает слуховое внимание и восприятие, творческие музыкальные способности воспитанников, навыки исполнения Уголок музыкальных инструментов с аудиотекой, бубном, ксилофоном, погремушками, колокольчиками и прочими музинструментами, контрастными по характеру и тембру и доступными для детей. Музыкальные игры, подиум, ширма, пальчиковые куклы, марионетки, маски, декорации и костюмы. 
Познавательно-речевое развитие
Центр книги Учит детей воспринимать текст на слух, слушать и слышать информацию, бережно использовать книги, знакомит с эстетикой художественного произведения, расширяет представления об окружающем мире Детская библиотека с детскими произведениями различной тематики, книжками-малютками, журналами, книжками-игрушками, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, списками рекомендуемой литературы, набором предметных и сюжетных картинок. 
Центр природы Обеспечивает экологическое воспитание, прививает бережное отношение к растительному и животному миру Уголок природы с изображениями животных, рыб, птиц и растений, природным материалом для изучения (гербарий, ракушки, шишки, камни, мох, семена растений и прочее); муляжи фруктов и овощей, комнатные растения, изображения разных времен года, природных явлений
Интеллектуальное развитие Центр конструирования и экспериментов Позволяет детям получить представление о свойствах предметов (фактуре, размере, форме), учит оценивать и сравнивать предметы между собой, способствует развитию мелкой моторики рук, навыков проектирования Уголок экспериментов — часы, различные емкости и предметы, жидкие и сыпучие вещества, природный материал, конструкторы, машинки и различные персонажи
Центр математики Способствует приобретению навыков счета, изучению графического обозначения цифр, геометрических фигур Уголок математики и логики с загадками, ребусами, паззлами, дидактическими играми, комплектами знаков, цифр и геометрических фигур, занимательным материалом, в том числе счетным и раздаточным
Сенсорный центр Стимулировать мелкую моторику рук, мыслительные процессы, внимание, зрительное восприятие; научить складывать части в целое, группировать предметы по форме, размеру или цвету; расширять детский словарный запас, описывать предметы или сюжеты по картинке.  Конструкторы и мозаика, пирамидки, сборные игрушки, геометрические фигуры, лото, счетный материал, предметы с элементами шнуровки, сортировки, вкладышами; макеты домов и улиц, наборы изображений явлений и предметов окружающего мира для сортировки и группировки.
Социально-личностное развитие Центр сюжетно-ролевой игры Поскольку основной вид деятельности дошкольников — игра, сюжетно-ролевые игры знакомят малышей с предметами и явлениями окружающего мира, социальными ролями, которые те изучают и переносят в повседневную жизнь. Развивает коммуникативные навыки, умение распределять роли, брать на себя ответственность, подражать Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Дом», «Машина», «Школа», кукольная мебель, посуда и одежда, куклы, машинки, строительный материал и предметы, необходимые для детских игр.
Детский музей Знакомство с явлениями и предметами окружающего мира, изучение природы родного края, главными вехами истории, выдающимися личностями Детский мини-музей или различные коллекции предметов, изображений или творческих работ в составе уголка детской субкультуры
Уголок дежурства Привить ответственное отношение к возложенным обязанностям, бережное отношение к оборудованию и предметам в помещении группы Уголок дежурства с «Голосом дежурного», униформой и графиком дежурства
Уголок уединения Обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями и ощущениями, предаться воспоминаниям и мечтам, спокойно побеседовать с друзьями или взрослым Зона максимального комфорта, в которой дети чувствуют себя спокойно и уютно. Должна быть оборудована столом, креслами и диваном

Презентация правильной организации РППС в ДОУ по ФГОС

Все центры РППС в ДОУ по ФГОС как в средней группе, так и в старшей должны быть нацелены на реализацию способностей и удовлетворение познавательно-коммуникативных потребностей детей. В условиях правильно сформированной среды воспитанники ДОУ смогут найти для себя занятие по душе, успешно чередовать самостоятельную, групповую, непосредственно-образовательную, игровую и познавательную деятельность.

Все в помещении группы и участка должно стимулировать развитие дошкольников, побуждать их к двигательной и творческой активности, познанию мира и людей. При этом наполнение среды подчиняется законам психического развития детей, и учитывает состояние их здоровья, коммуникативные навыки и эмоциональную сферу.

Узнать больше о развивающей среде в детском саду можно в статьях:
1. Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
2. Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста
3. Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
4. Особенности создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.