Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Отчет о проделанной работе воспитателя

  • 4 июля 2018
  • 1027

Должность воспитателя детского сада предполагает составление отчетной документации, которая имеет основополагающее практическое значение. Отчет воспитателя о проделанной работе за год позволяет специалисту:

  • продемонстрировать профессиональные достижения;
  • оценить преимущества и недостатки выполняемой учебно-воспитательной деятельности;
  • прогнозировать результаты следующего учебного года;
  • планировать работу с детьми.


Отчетность помогает педработнику выполнять самооценку и самоанализ, которые особенно важны в межаттестационный период, отражать итоги педагогической работы за выбранный отрезок времени.

Планирование

Как провести самообследование и подготовить отчет

 

Рассказывает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Отчет воспитателя о проделанной работе за год

Годовой отчет воспитателя о проделанной работе опирается на годовой план работы, постепенно раскрывая достигнутые в ходе воспитательной и образовательной деятельности результаты, попутно оценивая их эффективность и рациональность задействованных технологий и приемов. Педагог в обязательном порядке оценивает успехи воспитанников и уровень их развития согласно возрасту.   

Объем документа зависит от особенностей и объема проводимой учебной и воспитательной работы. В нем обязательно указывают количество детей в группе (число мальчиков и девочек). В зависимости от среднего возраста воспитанников, в младшей группе отчет дополняют результатами теста для определения степени адаптации детей к детскому саду, а в подготовительной — оценки уровня готовности к школе. В документе, касающемся старшей и подготовительной групп, отражают посещение детьми кружков и спортивных секций.

В своем отчете воспитатель характеризует детский коллектив, его способности, особенности, сложности в работе. Если возникают проблемные ситуации, педработнику важно отразить в отчете то, как и насколько успешно затруднение было устранено в течение года.

Отчет о проделанной работе воспитателя: структура документа

Структура отчета произвольная, однако документ должен содержать титульный лист с указанием названия ДОУ, ФИО воспитателя, временного отрезка проводимой работы. Основные разделы отчета затрагивают все сферы образовательно-воспитательной работы, которую педагог проводит во вверенной ему группе.

Отчет о проделанной работе воспитателя

Схематически отчет о проделанной работы воспитателя ДОУ выглядит следующим образом:

  • Информационно-статистический раздел — в нем каждый педагог решает для себя, насколько подробно описывать численность группы, особенности и посещаемость детей (достаточно краткого перечисления, однако по желанию этот раздел можно расширить, подробно охарактеризовав личности воспитанников).
  • Методический (описание педагогической работы с перечислением использованных педтехнологий и программ) — важно указать, что деятельность воспитателя и детей подчинена плану ДОУ и образовательной программе, направленной на всестороннее развитие дошкольников. В этом разделе перечисляют задачи, которые были поставлены перед педагогом и вверенной ему группой, включая формирование благополучного эмоционального фона, использования передовых здоровьесберегающих и образовательных технологий, задействование передового педагогического и методического опыта, стимулирование творческой активности детей и их коммуникабельности.
  • Оценочный (передает результаты образовательной и воспитательной деятельности детей).
  • Коммуникативный (отражает суть и характер взаимодействия с родителями воспитанников и членами их семей).
  • Прогностический (передает план работы на будущий год и ожидаемые результаты).

Воспитатель в своей работе руководствуется принципами системности, последовательности, интеграции образовательных областей и видов деятельности, повторности и дошкольной дидактики. Взаимодействуя с воспитанниками ключевыми формами взаимодействия является индивидуальная и групповая работа, беседы, наблюдения, исследовательская деятельности.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста

 

Попробуй бесплатно! Учебная программа "Информационные технологии в работе с детьми. Интернет-технологии в работе с дошкольниками". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Ключевой составляющей основного раздела отчета о проделанной работе воспитателя старшей группы, подготовительной и младшей является описание основных сфер развития детей, согласно которых реализуется учебный процесс.

Физическое развитие
В детском саду создаются все условия для стимулирования потребности детей к сохранению здоровья, занятиям спортом, для чего оборудуется спортивный зал, приглашаются инструкторы по физической культуре, а также создаются творческие группы педагогов. Эффективное физическое развитие детей возможно только при задействовании передовых методик, которые следует перечислить в годовом отчете. Как правило, воспитатели используют: дыхательную и пальчиковую гимнастику, утренние упражнения, физкультурные занятия, кинезиологическую и релаксационную гимнастику.
В зависимости от возраста воспитанников педагоги проводят с детьми ряд упражнений, направленных на приобретение базовых физических навыков:
  1. В младшей группе малышей учат ориентироваться в пространстве, выполнять движения вместе со всеми, бегать, прыгать, лазать, ходить. В своем отчете воспитатель подробно описывает, как малыши перешли от выполнения простейших движений к более сложным, как начали осваивать подвижные игры, упражнения с предметами. Главная задача педагога — выбрать упражнения, посредством которых дети бы смогли освоить необходимые движения и физические навыки, а после отразить это в отчетной документации. 
  2. В средней и старшей группе совершенствуют зрительное, слуховое и осязательное восприятие ребенка, благодаря которым он не только осваивает необходимые движения, но и узнает связанные с ними понятия (скорость, время, амплитуда, направление). В отчете педагог передает, как с помощью подвижных игр и упражнений, дети освоили основные движения. Для повышения эффективности занятий воспитатели чередует несколько упражнений или игр, что позволяет улучшить и закрепить физические навыки дошкольников. 
  3. В подготовительной группе упор делается на формирование осознанного отношения детей к спорту и занятиям физкультурой, на бережное отношение к своему здоровью, формирование потребности в двигательной активности. Для этих целей проводятся спортивные мероприятия, в том числе, при участии членов семей воспитанников, организуются спортивные кружки, беседы с родителями, оснащают стандартным и инновационным оборудованием спортивные комнаты.
Художественно-эстетическое развитие Воспитатель в своем отчете указывает, какие технологии и методики использовал для развития восприятия и творческих порывов дошкольников. Ключевыми являются нетрадиционные изобразительные техники, которые приобретают особую популярность: использование природных красок, рисование веточками, макаронами или крупой, использование мятого листа или губки в качестве кисти. В отчете о проделанной работе воспитателя старшей, подготовительной и младшей групп в равной степени необходимо передать принципы интеграции к физическим, речевым и познавательным развитием. В документе необходимо отразить, какие выставки детских работ проводились, как воспитатель приобщал детей к культуре и традициям родного края, какие культурно-массовые мероприятия проводились. 
Познавательное развитие Этот аспект работы особенно важен в старшей и подготовительной группах, потому воспитателям следует подробно описать, какими технологиями и методами он способствовал получению детьми базовых математических и естественнонаучных представлений, проведению исследовательской деятельности. 
Речевое развитие Педработник описывает работу, проведенную для улучшения речи дошкольников, развития коммуникативных навыков. В отчете он отражает списки детской художественной литературы, которая была прочитана детям, уголки, оформленные для знакомства со словом и языком, дидактические игры, сюжетные картинки и другие педтехнологии, положительно влияющие на развитие речи дошколят. 
Социально-коммуникативное развитие Педагог отражает в отчете характеристику дисциплинированности и коммуникабельности детей, а при наличии проблемных воспитанников с неустойчивым поведением выделяет их в своем отчете, акцентируя внимание на работе, которая проводится для профилактики безнравственного поведения. Как правило, для этого используются метод бесед, кружковую работу, трудовую деятельность и различные групповые игры, которые улучшают процесс социализации детей. Неизменной остается доминанта игровой деятельности

Обязательным разделом отчета воспитателя о проделанной работе за месяц или год является оценочный, демонстрирующий достижения воспитанников в той или иной сфере деятельности. Педагогу следует указать, что занятия проводились в соответствии с правилами внутреннего распорядка детского сада и нормами СанПина. Педработник отражает в своем отчете положительную динамику всех направлений развития дошколят:

  1. Достижения в физическом развитии и спорте. Воспитатель перечисляет, какие физические навыки дети приобрели в этом году, какие упражнения и игры проводились.
  2. Речевые и познавательные успехи. Согласно возрасту воспитанников, педагог указывает, прогресс, достигнутый за отчетный отрезок времени, в изучении дней недели, цветов, геометрических фигур, цифр, понятий, речевых навыков.
  3. Достижения в социализации передает оценка коммуникабельности детей, их умения ладить с одногодками и воспитателями, находить компромиссы, выходить из проблемных ситуаций.
  4. Художественно-творческие достижения отражают навыки дошколят использовать различные материалы, в том числе и природные, использовать конструктор, предметы для рисования и детского творчества, умение чувствовать такт и музыку, выполнять движения танца, использовать простейшие музыкальные инструменты, петь.

Отчет воспитателя проделанной работе в средней, младшей или подготовительной группе в обязательном порядке отражает суть взаимодействия с родителями и членами семей воспитанников. В этом разделе воспитатель отражает и дает характеристику родителям дошкольников, указывая состав семей, степень их активности и участия в жизнедеятельности детского сада. Педагог должен отразить перечень и эффективность всех видов работы с родителями:

  • анкетирование, посещение семей воспитанников;
  • индивидуальные беседы и консультации (с перечислением тем плановых и экстренных встреч), мастер-классы, родительские собрания;
  • организация совместной деятельности детей и родителей, членов семей и работников ДОУ в ходе подготовки и проведения культурно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, творческие конкурсы, спектакли, концерты детского творчества, уборка участка и группы, создание поделок);
  • создание памяток и информационных стендов для родителей.

Завершают годовой отчет воспитателя общие выводы и планы на будущий год, перспективы развития детей, самоанализ работы и перечисление ключевых задач педагогической деятельности. В этом разделе педагог акцентирует внимание на принципах работы:

  • заботе о здоровье и безопасности детей;
  • стремлении помочь во всестороннем развитии дошкольников;
  • максимальное задействование передовых педагогических технологий и различных видов детского творчества с интеграцией их во всех виды деятельности;
  • формирование единого подхода к воспитанию малышей в семье и детском саду.

Цели и задачи работы взаимосвязаны и чаще всего выражаются в:

  1. Обновлении и расширении предметно-развивающей среды в группе.
  2. Сохранении партнерских взаимоотношений с членами семей воспитанников, детьми и коллегами.
  3. Способствовать внедрению опыта соблюдения здорового образа жизни детьми и родителями воспитанников посредством проведения бесед, консультаций и культурно-оздоровительных мероприятий.
  4. Поддерживать благоприятный эмоциональный фон в группе.
  5. Работать над всесторонним развитием детей, закреплять с ними навыки и знания, которые были получены в ходе образовательно-воспитательной деятельности.

Аналитический отчет о проделанной работе воспитателя

Аналитическая отчетность разработана не для усложнения работы воспитателей, а в качестве методической помощи педагогам. Документ призван демонстрировать профессиональные достижения специалистов, их способность справедливо оценивать эффективность работы за год. Аналитический отчет о проделанной работе воспитателя составляется для перевода профессиональной деятельности с формального на прикладной уровень, проведения осмысленного самоанализа.

Анализ педагогической деятельности воспитателя строится на эффективности освоения детьми основной образовательной программы. С его помощью педагог понимает, насколько успешной или безуспешной была его работа за год, он оценивает и отмечает проблемы, которые планирует устранить в ближайшем будущем. Следовательно, аналитический отчет за год составляется для того, чтобы воспитатель:

  • мог определить отрицательные и положительные стороны реализации образовательной программы и организации учебного процесса;
  • на основании полученных сведений разработал более эффективную рабочую программу;
  • мог повысить уровень своего профессионального мастерства, получив стимул к личностному росту и непрерывному образованию.  

В чем отличие аттестационных материалов, аналитического и годового отчета воспитателя о проделанной работе? Документы схожи между собой, к тому же в некоторых детских садах, работая над оформлением годового отчета, воспитатели используют схемы, документы и материалы, задействованные при аттестации. Это помогает педагогу заранее подготовить и систематизировать материалы, чтобы без труда пройти аттестацию, однако задачи у подобной отчетности разные:

  • Аттестационные материалы готовятся раз в 5 лет, он призваны продемонстрировать и подтвердить уровень профессионального мастерства воспитателя, доказать справедливость его притязаний на получение новой категории.
  • Аналитический и годовой отчет составляется ежегодно, позволяя повысить эффективность учебного и воспитательного процессов.

Структура и образец аналитического отчета о проделанной работе воспитателя

Форма и структура аналитического отчета воспитателя не регламентирована, потому педагоги вправе составлять документ без оглядки на какие-либо требования или нормы. Допускается разработка единой для всех работников детского сада формы аналитической отчетности, воспитатель может оспорить или проигнорировать подобное решение.

Чтобы сделать документ содержательным и полезным, опытные педагоги используют многочисленные приложения в виде таблиц и схем, отказываются от фраз-клише. Суть аналитической работы заключается в:

  • выделении проблемных моментов и положительных достижений;
  • обозначении слабых и сильных сторон учебного процесса;
  • прогнозировании результата следующих отчетных периодов.

Объем отчета у молодого специалиста и опытного педагога может отличаться. Старший воспитатель может помочь педагогу советом, продемонстрировав образец хорошего аналитического отчета, дав практические рекомендации по его написанию. Примерный образец отчета о проделанной работе воспитателя опирается на аналитическую составляющую и включает следующие пункты:

1. Характеристика группы Воспитателю стоит ограничиться краткой характеристикой без описания взаимоотношений внутри группы и описания развития детей за последний год. Педагогу следует отказаться от пустых фраз, характеризуя численность и состав группы, возраст детей, особенности здоровья, посещаемость.
2. Перечень целей и задач, поставленных воспитателем на заданный период Перечисление целей и задач, необходимых для их реализации.
3. Анализ образовательной среды и условий реализации основной программы Воспитателю необходимо описать и проанализировать условия в группе, способствующие развитию детей. В этом ему помогут таблицы-приложения с перечислением данных о состоянии развивающей предметно-пространственной среды, задействованных педтехнологиях, проведенных мероприятиях. Педагогу важно не только собрать сведения о среде, но и качественно их проанализировать, отметив, что именно способствует реализации требований ФГОС. Отдельно анализируются сильные стороны учебной деятельности и самые проблемные моменты. 
4. Анализ педагогической диагностики Оценивая итоги педагогической диагностики, воспитатель определяет, в каких областях дети достигли наивысших результатов, а в каких — низших. Помимо оценки успешности прилагается план поддержки точек роста и коррекции слабых показателей. Приложением служат результаты психологической и педагогической диагностики. 
5. Оценка эффективности взаимодействия с родителями воспитанников Воспитателю необходимо выделить наиболее эффективные формы взаимодействия с членами семей воспитанников, перечислив все формы деятельности и спрогнозировав применение новых форм.
6. Анализ работы с дошкольникам с особыми образовательными потребностями В этом разделе оценивается эффективность работы с воспитанниками с ОВЗ и теми, кто нуждается в индивидуальной работе и особом педагогическом подходе — одаренные дети. Анализируются слабые стороны — запланированные, но не реализованные меры, безрезультативные действия, а также сильные стороны — виды деятельности, которые оказались наиболее результативными. 
7. Анализ процесса самообразования и профессионального роста педагога

Педагогу следует указать, над какой темой он работал в последнее время, перечислить список использованной литературы, оценить практическую ценность источников (в формате «изучил...», «получил необходимые представления о...», «расширил представление о...»),  а после указывает, что было реализовано и что не получилось на пути повышения профессионального уровня. Оцениваются и задействованные в работе образовательные технологии.

  • Если за год был реализован только один проект, стоит указать, что проектная технология освоена.
  • Если в работе был использован отдельный педагогический прием, не стоит указывать, что были задействованы элементы образовательных технологий, которые являются целостной системой.

В приложении к аналитическому отчету указывается, какие курсы, семинары и мастер-классы посетил педагог, как транслировал собственный опыт на практике. В основном документе отражаются только наиболее эффективные виды деятельности. Если отчет о проделанной работе воспитателя оформляется в таблицу, нельзя упустить проблемные моменты повышения квалификации: участие в методических мероприятиях, разработка проектов, посещение семинаров. Важно не бояться откровенно оценивать свое участие в подобных мероприятиях и уровень их организации. 

8. Обобщающие выводы, постановка целей и задач на будущий год Педагог должен продемонстрировать умение оценивать учебную деятельность и ее результаты, выявлять проблемы и сильные стороны своей работы, ставить цели, прогнозировать результаты дальнейшей деятельности. Особое значение имеет навык видеть слабые стороны своей работы, искать и находить пути их устранения.

Таблицы-приложения, которыми дополняется аналитический отчет, педагог заполняет и составляет в течение года. Они могут использоваться для участия в конкурсах профессионального мастерства или в подготовке к аттестации.

Творческий отчет воспитателя о проделанной работе интегрирует планирование и анализ в единую систему, направленную на повышение эффективности образовательного процесса. Качественный и непредвзятый анализ — стимул совершенствовать профессиональное мастерство, искать новые формы и приемы работы.

Узнать больше о работе воспитателя детского сада и его отчетности можно в статьях:
1. Должностная инструкция воспитателя детского сада
2. Аналитический отчет воспитателя
3. План самообразования воспитателя ДОУ
4. Описание педагогической деятельности воспитателя для аттестации
5. Творческий отчет: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.