Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Циклограмма музыкального руководителя

10 ноября 2019
14663
Средний балл: 0 из 5

Цикличность профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обуславливает потребность в прогнозировании рабочей нагрузки посредством локальных документов. Базовым прогностическим инструментом является циклограмма работы музыкального руководителя, которая оформляется на заданный отрезок времени, регламентируя:

  • коррекционную и кружковую работу;
  • образовательную деятельность в группах детского сада;
  • взаимодействие с родителями воспитанников;
  • методическую работу по подготовке дидактических и наглядных материалов, разработки планов занятий.

Циклограмма музыкального руководителя по ФГОС

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста — одно из приоритетных направлений работы детского образовательного учреждения. Циклограмма — проектно-плановой документ, который отражает планирование музыкальной образовательной деятельности (перспективное и календарное), опираясь на положения рабочей программы и комплексно-тематический план ДОУ.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы сценарии увлекательных детских праздников, которые воспитатели организуют совместно с музыкальным руководителем
-

Волшебная страна спорта, или Приключения Ивана-царевича на новый лад. Сценарий музыкально-спортивного представления


- Сценарий осеннего праздника «Грибочки и рябинки у зайчика в корзинке»

Должностные обязанности и учебная нагрузка определяют содержание циклограммы музыкального руководителя в детском саду. Поскольку в каждом ДОУ кадровая политика и распределение трудовых функций обусловлены рядом внешних и внутренних факторов, перечень трудовых функций, выполняемых музруком может отличаться. В связи с этим повсеместно практикуется отказ от типовых циклограмм в пользу авторских планов работы на каждый день, неделю, месяц или учебный год. Разрабатывая такой документ самостоятельно, педагоги, реализующие программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, опираются на положения должностной инструкции и годовой план работы учреждения.

В связи с этим целесообразно учесть следующие функции музыкального руководителя, выполняемые им во всех без исключения дошкольных образовательных учреждениях:

  1. Формирование эстетического музыкального вкуса, развитие творческих и способностей к музыке в процессе организации различных форм деятельности в ДОУ.
  2. Взаимодействие с родителями воспитанников и воспитателями по вопросам развития музыкальных способностей дошкольников.
  3. Консультирование и помощь в подготовке и проведении утренников и других мероприятий.
  4. Планирование содержания музыкальных занятий в рамках программных требований, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
  5. Внедрение передовых педагогических технологий, современных приемов преподавания музыки.
  6. Непосредственное участие в организации и проведении развлекательных мероприятий в детском саду посредством подготовки музыкальных или музыкально-танцевальных номеров с детьми, спортивных мероприятий, тематических праздников.
  7. Реализация методической работы на уровне учреждения, муниципалитета или региона, участие в заседаниях педсовета, родительских собраниях, открытых показах и прочих мероприятиях, имеющих первостепенное значение для развития воспитательно-образовательного процесса.

Методисты рекомендуют в циклограмме рабочего времени музыкального руководителя отражать преимущественно образовательную деятельность с дошкольниками, однако поскольку обязательным в работе специалиста является разработка воспитательных и развлекательных мероприятий, концентрирование прогностического документа только на одном виде профессиональной деятельности является нецелесообразным ввиду нерационального расхода рабочего времени.

Конструируя образовательную деятельность с воспитанниками, музрук проводит многоэтапную аналитическую и прогностическую работу, прежде чем внести мероприятие в циклограмму работы музыкального руководителя. Например, для того чтобы организовать праздник он, прежде всего, анализирует уровень подготовки детей, их интересы, предпочтения, индивидуальные особенности, способности к разным видам музыкальной деятельности, так как важным моментом образовательно-воспитательной деятельности является ориентир на личность ребенка.

  1. Аналитический этап. Планируя деятельность, педагогу необходимо учитывать принцип учета «зоны ближайшего и актуального развития ребенка», выполнить анализ развивающей предметно-пространственной среды, оценив, какие есть атрибуты для танцев, игр, инсценировок, музыкальный и литературный материал, что необходимо приобрести дополнительно и др.
  2. На этапе прогнозирования педагог на основе проведенного анализа составляет модель подготовки к празднику: этапы подготовки, взаимодействие участников (дети, родители, педагоги, приглашенные артисты), т.е. выстраивает модель подготовки к празднику с учетом сложившихся условий в ДОУ, группе детского сада и др..
  3. На этапе творческого проектирования музыкальный руководитель с учетом результатов предыдущих этапов разрабатывает сценарий праздника с определением конкретного музыкального репертуара, атрибутов, распределением ролей, заданий для детей, родителей и педагогов детского сада.

Таким образом, одним из условий грамотной конструктивной деятельности педагога является владение алгоритмом деятельности: «Анализ – прогноз – проект». Технология конструирования педагогического процесса и отражения его циклограмме музыкального руководителя по ФГОС представляет собой единство «содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная)».

Циклограмма музрука опирается на различные направления конструктивной деятельности, которые также могут использоваться педагогом для самообразования, составления аналитических справок, портфолио, а также может стать основой для диагностики и самодиагностики конструктивно-педагогической компетенции.

Конструктивная деятельность музыкального руководителя ДОУ по направлениям образовательной деятельности, которая должна найти отражение в циклограмме.

Направления деятельности Конструктивная деятельность музыкального руководителя в рамках направления образовательной деятельности
Предметно-развивающее
  • создание развивающей предметно-пространственной среды детского сада (оформление музыкального зала к празднику, центров музыкального развития в группах ДОО и т.п.); 
  • оснащение кабинета музыкального руководителя: структурирование методического, дидактического и музыкального материала (наглядные пособия, сценарии праздников и развлечений, музыкально-дидактические игры, нотный материал); 
  • создание музыкально-дидактических игр, атрибутов для образовательной деятельности и праздников, детских музыкальных инструментов. 
Содержательно-образовательное
  • разработка сценариев утренников и развлечений; 
  • разработка технологических карт, конспектов образовательной деятельности с детьми; 
  • разработка новых форм организации музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста, методов, технологий обучения пению, танцевально-ритмическим движениям, театрально-музыкальному мастерству и т.д.. 
Диагностическое
  • разработка диагностического инструментария; 
  • разработка и заполнение карты индивидуального образовательного маршрута ребёнка (в условиях инклюзивного и коррекционного образования); 
  • создание годового отчета. 
Информационно-образовательное
  • создание информационно-наглядного материала для родителей; 
  • создание фонотеки и медиотеки музыкальных развивающих игр; 
  • создание базы данных интернет-ресурсов по вопросам музыкального воспитания дошкольников, взаимодействия семьёй и т.д. 

Пример циклограммы работы музыкального руководителя на 2018-2019 гг. (на 1 ставку)

Циклограмма музыкального руководителя

Циклограмма работы музыкального руководителя на ставку и полторы ставки

В методической науке не регламентированы форма и содержание циклограммы музыкального руководителя ДОУ: педагогам предоставляется свобода в оформлении прогностической документации такого типа. Циклограмма может быть представлена в списочной, схематично-блочной или наиболее популярной табличной форме. В ней обязательно должны указываться время и дата, название мероприятия или вида деятельности педагога, допускается графа «Примечания» или «Комментарии». В документе должны быть как разовые, так и систематически повторяющиеся мероприятия с указанием времени начала и завершения задачи.

Музыкальный руководитель циклограмму должен формировать с учетом муниципальных, региональных и федеральных нормативных актов, локальной документации ДОУ и приоритетных задач. Педагогу важно не только разработать эффективную программу профессиональной деятельности, но и согласовать ее с другими педагогическими и административными работниками.

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об оформлении трудовых отношений, организации рабочего времени и отдыха, кадрового документооборота, оплате труда и эффективного контракта поможет учебная программа

«Трудовые отношения и кадровый документооборот»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Трудовая нагрузка музыкального руководителя в детском саду рассчитывается из соотношения ¼ единица на каждую группу детей численностью 15-20 человек старшей полутора лет. Исходя из этого циклограмма работы музыкального руководителя на ставку и полторы отличается количеством задач, поскольку, трудовая нагрузка на одну ставку равна 24 часам в неделю, а на полторы — 36 часов (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191).

Циклограмма музыкального руководителя


Следовательно, планируя свою деятельность и оформляя это в формате циклограммы, музыкальный руководитель должен в структуру документа включать следующие содержательные блоки:

  1. Образовательная деятельность по направлению «Музыка», которая в рамках детского сада реализуется через занятия длительностью 20-30 минут. Все они представляют собой интеграцию музыкальной, танцевальной и других областей искусства. Музыкальные занятия необходимы для более успешного развития художественно-творческих способностей дошкольников и четкой организации работы педагога. Они должны быть разными по своему построению: тематическими, доминантными, типовыми, интегрированными. Опытный педагог использует в своей работе занятиях всех типов, так как это вносит разнообразие в детскую музыкально-творческую деятельность.
  2. Музыкальное воспитание дошкольников, которые реализуется в процессе выполнения режимных моментов, сопровождаемых музыкальными произведениями. Чаще всего это музыкальное сопровождение игровой и культурно-досуговой деятельности, утренней и гимнастики после сна. В циклограмме музыкального руководителя на 1,5 ставки допустима норма охвата в 6 групп, а для тех, кто работает на одну ставку, — в 4.
  3. Организация коллективных форм деятельности, индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками ДОУ, которая обеспечивает развитие и совершенствование навыков музицирования, исполнительства, ритмики, танцевального мастерства, взаимодействие с творчески одаренными воспитанниками, которые демонстрируют особые успехи в музыкальном творчестве, подготовка и проведение музыкальных мероприятий и общегрупповых утренников. При этом работа с дошкольниками строится не только согласно циклограмме музрука, но также в рамках группового расписания и предельной нагрузки, предусмотренной положениями СанПиНа.
  4. Музыкальный руководитель ведет большую работу не только с детьми, но и с педагогическим коллективом, родителями по организации и проведению праздников, изготовлению костюмов, пособий, атрибутов для игр и прочего, но это не всегда учитывается в циклограмме его работы. При этом важно, чтобы в документе было отражено взаимодействие с родителями и коллегами, в рамках которого музрук проводит консультации, оказывает помощь в планировании мероприятий, проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, планировании музыкального развития воспитанников ДОУ.
  5. Работа с документацией. Педагог осуществляет календарно-тематическое и перспективное планирование, проводит аналитическую работу, оформляя соответствующую годовую отчетность, разрабатывает рабочие программы, а потому все это должно найти отражение в циклограмме музыкального руководителя.

Нельзя забывать, что циклограмма составляется на учебный период, а в каникулярное время педагогу следует перераспределять рабочую нагрузку, продолжая выполнять оформительскую, методическую, подготовительную и организационную работу.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.