Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС

  • 19 июня 2018
  • 247

Внедрение федерального образовательного стандарта стало важным шагом на пути к модернизации российской системы образования, в том числе и дошкольного. ФГОС нацелен на развитие способностей и стимулирование самостоятельной деятельности детей, повышения уровня образования, сохранение детского здоровья.

Долгое время в детских садах  ключевой была тенденция нарастания образовательной деятельности, подразумевая отрывочные знания из разных образовательных областей. Однако не актуализированные детьми сведения из разных дисциплин только снижали их двигательную активность и не переходили в знание. Появилась потребность в совершенствовании подхода, так были переосмыслены формы и содержание работы с детьми, использована интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС


Как организовать развивающую среду в яслях с учетом ФГОС и СанПиН. Методические рекомендации

Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС

Образовательная интеграция уместна и в самообразовании дошкольников, и в фронтальной работе с группой, обеспечивая активное освоение новых знаний, стимулирование инициативности и творческого начала. Она подразумевает эффективное усвоение равноправно объединенных знаний из разных дисциплин и областей науки. Интегрированный подход позволяет сформировать у дошкольников:

  • разносторонние глубокие знания, которые вписываются в целостную картину мира;
  • навыки общения и добычи знаний;
  • логическое мышление, воображение, память.

Образовательный процесс должен быть компактным, но емким, формируя в результате разносторонние и глубокие знания. Интегрированная образовательная деятельность позволяет сэкономить время на игры, прогулки на свежем воздухе и творческую деятельность благодаря дифференцированному подходу к обучению, реализованному через установление межпредметных связей.

ДОУ

Какой подход к определению образовательных областей предусматривает ФГОС ДО?


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Интеграция образовательных областей по ФГОС в ДОУ и видов деятельности стремительно повышает свою актуальность, поскольку благодаря ей развивается потенциал дошкольников, они стремятся к осознанию целостной картины мира, познанию окружающей действительности. В ходе обучения дети общаются, демонстрируют творческие задатки, устанавливают причинно-следственные связи. Чтобы удерживать внимание детей, занятия проводятся в увлекательной и нестандартной форме, используются различные задания и интересные упражнения.

Интеграция образовательных областей благотворно сказывается не только на воспитанниках детского сада, но и на воспитателях, которые таким образом самовыражаются, раскрывают свои педагогические способности и потенциал. Воспитателю приходится задействовать весь арсенал педагогических приемов, демонстрировать обширные знания и педагогическое мастерство. Более того, процесс объединяет педагогический коллектив, способствует его сплочению ввиду необходимости обсуждать перспективы и возможности интеграции, искать эффективные методы взаимопроникновения образовательных областей.

Интегрированный образовательный подход строится на принципах четкости структуры занятия и лаконичности материала, взаимосвязи нового с уже изученным. Информация подается в доступной для детей форме, следуя концепции системности и практичной емкости, взаимосвязи с другими этапами обучения и образовательными областями.

Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В отличие от занятий прежнего образца, интегрированный подход требует использования апробированных образовательных технологий:

  • создаются ситуации успеха, которые стимулируют познавательный интерес детей;
  • применяются методы поиска, анализа и оценки предметов и явлений;
  • проводятся дидактические игры, направленные на активизацию и расширение детского словаря, профилактику чувства неуверенности в себе;
  • задаются проблемные вопросы, ответы на которые воспитанники ищут вместе со взрослыми, делая различные «открытия».

Интегрированные образовательные области по ФГОС в ДОУ: их содержание и формы

Интеграция образовательных областей подразумевает активное взаимодействие различных образовательных сфер, связанность, объединение частей в целое на принципах взаимореализации и взаимопроникновения, использование поисковых методов и проблемных приемов в обучении.

Различают несколько видов интеграции:

  • пластообразная — наслоение видов деятельности и образовательных пластов для формирования у детей целостной художественной картины;
  • контрастная — сопоставление, сравнение через противопоставление рассуждений дошкольников и педагога;
  • спиралевидная — виды деятельности и содержание образовательного процесса увеличиваются по возрастающей и видоизменяются на каждом витке;
  • дифференцированная — индивидуальный подход, рассчитанный на развитие творческих способностей детей;
  • взаимопроникающая — организация образовательной деятельности, в которую включены и различные виды творчества и детской активности.

В процессе интеграции любой из образовательных областей в ДОУ по ФГОС их содержание должно быть объединено с прочими дисциплинами и областями, что позволит повысить практическую ценность полученных знаний и достичь целостного восприятия детьми нового материала. Ведущей формой деятельности на интегрированных занятиях становится взаимодействие дошкольников и взрослых, объединяющее различные методы, приемы и виды деятельности в единую систему.

Образовательная интеграция реализуется на всех уровнях:

  • в формировании взаимосвязей между содержанием разделов программ (внутривидовая интеграция) и разных программ (межвидовая);
  • во взаимопроникновении учебно-воспитательных приемов и методов (методическая);
  • в объединении всех видов деятельности дошкольников (деятельностная);
  • во взаимодействии членов семей воспитанников и педработников.

Интегрированный образовательный процесс делят на три основных уровня:

  1. Низкий — совершенствование содержания образовательного процесса — внутрипредметная интеграция. Стимулируется способность мыслить информационно емкими категориями, развивая спиральную структуру познания ценности.
  2. Средний — синтез компонентов образовательного процесса в рамках одного направления. Материал подается блоково, увлекательно, ярко и в доступной форме, чтобы дошкольники получили обобщенное представление о различных сферах деятельности, сформировали свое отношение к ним. Межпредметная интеграция подразумевает изучение одной образовательной области через другую, систематизируя знания и формируя целостную картину.
  3. Высокий — самообразование и межсистемная интеграция. При участии родителей, воспитанников и педагогов разрозненные компоненты и части целого объединяются, ключевые виды деятельности синтезируются для появления нового образовательного продукта.

Главная цель современного дошкольного образования не в разработке интегрированных занятий, а в выстраивании целостного процесса взаимодействия воспитателей и детей в течение дня, в который будут интегрированы все образовательные области.  Дошкольный образовательный процесс использует различные подходы к интеграции, принимая во внимание преимущества интегрированной образовательной деятельности, которая:

  • использует разносторонний (прикладной, практический и теоретический) подход к изучению предметов и явлений, что способствует расширению интеллектуальных способностей детей;
  • позволяет вовлечь дошкольников в процесс познания, мотивирует их на изучение нового, поскольку обладает информативной емкостью материала;
  • в значительной мере влияет на развитие творческого, художественного и логического мышления, улучшение памяти, внимания, воображения у малышей;
  • исключает переутомление детей, которые ввиду переключения между многочисленными видами деятельности и заданиями, не ощущают усталости и напряжения.

Объединяя пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ, воспитатели должны учитывать особенности взаимодействия с дошкольниками. На занятиях недопустимо демонстрировать заискивание, раздражение, вседозволенность, проявлять агрессию, использовать приказной тон и концентрироваться на поиске ошибок. Чтобы создать психологически комфортную атмосферу, с детьми следует установить зрительный, а при необходимости и тактильный контакт (взять за руку, погладить плечо, прикоснуться к спине), говорить спокойным голосом. Важно проявлять доброжелательность, показывать заинтересованность в мнении и действиях детей, поддерживать его эмоционально, чаще хвалить, создавая ситуации успеха, подчеркивать сильные стороны дошкольника. В общении с воспитанниками следует придерживаться эмоционально насыщенной речи, которая позволит удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.

Практика интеграции образовательных областей в ДОУ по ФГОС

Благодаря интеграции образовательных сфер дети реализуют свой творческий потенциал, фантазируя, рисуя, сочиняя, играя. Разрозненные компоненты образовательного процесса объединяет психологическая деятельность, ставшая основой интеграции и формирования нового учебного продукта. Формами успешного интегративного процесса в детском саду являются экскурсии, культурно-массовые мероприятия, сюжетно-ролевые игры, экспериментальная и творческая деятельность, в которую вовлекаются дошкольники, их родители и воспитатели.  

Разрабатывая интегрированное занятие, воспитателю следует оценить, какие образовательные области в ДОУ по ФГОС целесообразно объединить и использовать для создания целостного представления об объекте изучения. Задействовать различные виды деятельности с учетом возраста воспитанников и требований программы, подготовить наглядный и раздаточный материал.

В ходе планирования занятия воспитатель сравнивает новый и уже изученный материал, поскольку построение ассоциаций способствует ускоренному усвоению знаний, лучшей их актуализации и практическому применению. Примерная структура интегрированного занятия:

  • Вводная часть — целеполагание через создание проблемной ситуации, мотивирующей дошкольников на поиск ответа; определение задач, необходимых для достижения поставленной цели.
  • Основная часть — воспитанники получают новые знания из разных разделов программы и предметных областей, которые требуются для поиска ответа на проблемный вопрос (на этом этапе воспитатель выбирает форму взаимодействия с детьми, виды деятельности воспитанников и форму интеграции).
  • Заключение — практическое закрепление и актуализация полученной информации.

Во время занятия воспитатель взаимодействует с детьми всеми возможными способами: фронтально со всей группой сразу и индивидуально с каждым по отдельности, задействует мини-группы и коллективную работу, стимулирует взаимодействие детей между собой и общекомандное выполнение заданий.

5 образовательных областей по ФГОС в ДОУ

ФГОС последнего поколения определять пять направлений образовательной деятельности, направленных на всестороннее развитие дошкольников. Содержание и задачи образовательных областей в ДОУ по ФГОС зависят от возраста и специфики развития детей, а потому может осуществляться в различных активностях:

  • дети возрастом от года до трех взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в формате игры, занимаются экспериментированием с веществами и материалами, используют динамические и составные игрушки, рассматривают картинки, слушают сказки и музыку, много двигаются;
  • дошкольники 3-8 лет познают мир через игру, в которой доминирует сюжетно-ролевая деятельность, общаются, осваивают элементарный бытовой труд и принципы самообслуживания, ведут исследовательскую активность, конструируют, лепят, рисуют, воспринимают информацию на слух, занимаются физическими упражнениями и подвижными играми, практикуют музыкально-ритмическую деятельность.

Область развития Содержание Задачи
Социально-коммуникативное Дети получают трудовое, азы правового и гендерного воспитания, им прививают нравственные нормы, знакомят с понятием патриотизма, развивают коммуникативную сферу.
Информация передается в визуальной, аудиальной и текстовой форме посредством моделирования, наблюдения, экспериментальной деятельности, исследований, знаковых систем и схем
  • получить опыт взаимодействия с детьми и старшими, готовность к командной и групповой работе;
  • принятие моральных норм и ценностей; 
  • формирование чувства принадлежности к стране и семье, гордости за нее;
  • стимулирование самостоятельности, ответственности за свои поступки;
  • развитие толерантности, сопереживания, человеколюбия;
  • получение навыков безопасной жизнедеятельности;
  • положительное отношение к активному творчеству и труду.
Познавательное Дошкольники знакомятся с окружающим миром природы, предметов и людей, получают базовые математические познания, ведут исследовательскую работу, развивают сенсорику.
Реализуется через экскурсии, беседы и наблюдения, изучение познавательной литературы, участие в математических спектаклях, сказках, играх различного уровня подвижности, экспериментально-поисковую деятельность
  • стимулировать любознательность, мыслительные и познавательные процессы;
  • практиковать память, воображение, творческую активность;
  • знакомиться с мироустройством, отношениям в природе и между людьми, получая знания о числах, цветах, предметах, времени, движении, материалах и звуках);
  • получение представлений о Родине, общенародных ценностях, национальных традициях и культуре, государственных праздниках России и народов мира.
Речевое Воспитанники расширяют свой лексикон, учатся культуре связной речи, изучают грамматический строй языка (посредством выполнения слого-звукового анализа слов и участия в играх на определение слога), произведения художественной литературы, практикуют речевое творчество через артикуляционную гимнастику, сказкотерапию, театрализацию, выступление в роли экскурсовода, готовятся к освоению техники письма через штриховку, рисование в сетках, ритмические рисунки
  • освоить речь как средство передачи мысли и общения;
  • развить интонационную и звуковую культуру речи;
  • овладеть навыками ведения монологов и диалогов;
  • расширить активный словарь;
  • практиковать понимание художественных текстов на слух, в ходе знакомства с детской литературой;
  • создать предпосылки для дальнейшего изучения грамоты. 
Художественно-эстетическое Дети практикуют лепку, рисование, аппликации, музыкальное и танцевальное развитие, учатся воспринимать литературные и произведения искусства
  • закладывание основ осмысленного восприятия природного мира, социальных явлений и произведений искусства;
  • формирование эстетического отношения ко всему, что окружает детей;
  • получение базовых знаний о видах творческой деятельности и искусства; 
  • осуществление всесторонней творческой деятельности через художественное и музыкальное восприятие, изучение фольклора, скульптуры, истории;
  • восприятие произведений искусства и эмоционально-психологический отклик на них.
Физическое  У дошкольников развивается ловкость, выносливость, сила и скорость, работа по укреплению здоровья, приобщению к здоровому образу жизни
  • практика гибкости, равновесия, координации, необходимых для правильного развития органов и опорно-двигательного аппарата дошкольников и приобретения навыков мелкой и крупной моторики;
  • стимулирование двигательной активности дошкольников (бег, плавание, ходьба, спортивные игры, гимнастика);
  • знакомство с различными видами спорта и правилами популярных подвижных игр;
  • принятие ценностей безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, включая нормы правильного питания. 

Важно понимать, что структурировать образовательные области в ДОУ по ФГОС в таблицу можно достаточно условно, поскольку содержание и задачи переплетаются между собой. Например, творческая составляющая и эмоциональная сфера развиваются у детей вне зависимости от выбранной образовательной сферы, что еще раз доказывает важность принципа интеграции в построении учебного процесса.

Содержание образовательных областей по ФГОС в ДОУ в форме таблицы систематизирует виды и формы работы с детьми

Виды деятельности /образовательная область Социально-коммуникативное Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое
Игровая Сюжетно-ролевые и дидактические игры с правилами и без, сюжетными игрушками, печатные настольные игры, пальчиковая гимнастика
Учебная практика Игровые упражнения Драматизации, физкультминутки Игровые упражнения, драматизации, хороводы, сюжетные игры  Спортивные, подвижные игры  с правилами и без, хороводы, народные игры, музыкально-ритмические упражнения
Коммуникативная Ситуативные диалоги, фронтальные и групповые беседы, загадки (дети составляют и отгадывают), создание речевых ситуаций, заучивание на память стихотворений, народных поговорок и пословиц
Сюжетные игры правилами и без, проведение КВН и викторины, придумывание монологов, диалогов, сказок и рассказов Игры по сюжету, составление рассказов, составление небылиц. Сюжетные игры, конкурсы,  викторины, составление рассказов, монологической и диалогической речи,  дыхательная гимнастика. Театрализация, беседы и встречи с интересными людьми, викторины и КВН; потешек; составление рассказов из личного опыта и по картине. Подвижные игры, заучивание на память потешек и считалок
Познавательно-исследовательская  Экспериментальная деятельность, коллекционирование, осуществление проектной деятельности, групповые экскурсии, фронтальные и индивидуальные беседы, решение проблемных ситуаций, знакомство с интересными людьми, участие в конкурсах и викторинах
Наблюдение, просмотр видеороликов, изучение презентаций, дидактические занятия, игровое моделирование  Наблюдение, игровое моделирование, дидактические занятия, ведение календаря, создание альбомов и детских мини-музеев Моделирование, практика дидактических упражнений  Посещение музеев или библиотек, изучение видеороликов и презентаций, создание панно, детских мини-музеев, рассматривание предметов народного творчества, скульптур, репродукций Изучение и анализ иллюстраций
Знакомство с художественной литературой Изучение детской художественной литературы с последующим обсуждением, индивидуальными и фронтальными беседами, рассматривание тематических и сюжетных иллюстраций, просмотр мультфильмов и познавательных презентаций, драматизация
Слушание художественных произведений, разучивание Слушание чтения произведений вслух, разучивание Слушание произведений в аудиозаписи, разучивание, просмотр театральных постановок Разучивание,беседы о биографии деятелей литературы, слушание произведений в аудиозаписи, просмотр театральных постановок Групповые беседы о деятелях литературы, просмотр театральных постановок
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Гигиенические и навыки, принципы культуры поведения, совместно с воспитателем выполнение работы на участке или в помещении группы, регулярные дежурства
Выполнение различных поручений, знакомство с разными профессиями Проектная деятельность, наблюдение за природой и окружающим миром, знакомство с разными профессиями, выращивание цветов и рассады на участке Осуществление проектной деятельности, наблюдения, знакомство с представителями разных профессий Подготовка рабочего места к учебной деятельности Реализация проекта
Изобразительная Мастерская детского творчества, проектная деятельность, выставка продуктов детского творчества, изучение презентаций
Просмотр презентаций, любование произведениями искусства Тематические выставки, изучение произведений мирового искусства, культурно-массовые мероприятия, развлечения и праздники  Изучение репродукций произведений искусства, скульптур Презентации результатов детского творчества -
Конструирование Мастерская детского творчества — изделия из природного материала, бумаги, пластилина, коллажи, конструкторы, проектная деятельность, изучение презентаций (неактуально для физического развития)
Музыкальная Музыкальная импровизация и эксперименты, слушание классических и авторских произведений, музыкально-развлекательные игры, хороводы, театрализация, игра на музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, прослушивание фоновой музыки, проведение тематических недель и праздников, ритмическая гимнастика, спортивные и командные игры 
Двигательная Подвижные командные и сюжетные игры, соревнования, традиционные для региона народные игры
Малоподвижная игровая и проектная деятельность   Игровые упражнения, проектная деятельность, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, закаливание Проектная деятельность, игровые упражнения, малоподвижные игры Игровая деятельность с задействованием песен, стихотворений и потешек, танцевальные этюды, ритмическая гимнастика Утренняя гимнастика, закаливание, физкультурные минутки, развлечения, пальчиковая гимнастика

Педагог должен не только уметь перечислить 5 образовательных областей по ФГОС в ДОУ, но и знать целевые ориентиры дошкольного образования. Выпускаясь из детского сада, дети должны демонстрировать наблюдательность, инициативу в коммуникации, игре, исследовательской и конструкторской деятельности, познании и экспериментировании. Дошкольники в этом возрасте самостоятельно выбирают вид активности и ее участников, будучи любознательными и дружелюбными. Они должны иметь положительные установки на взаимоотношения с окружающим миром, ценить чужой и собственный труд, уметь находить компромиссы и уважать чувства других. Реализуя образовательные области в ДОУ по ФГОС, дети развивают воображение, овладевают навыками устной речи, выражения собственных мыслей и желаний, получает предпосылки дальнейшей грамотности. Будущие школьники должны уметь контролировать свои движения, демонстрировать выносливость, активность, развитую моторику, умение придерживаться социальных норм. Благодаря интеграции образовательных областей дети получают базовые познания в области истории, математики, природоведения, естествознания, грамматики, успешно используя их в повседневной жизни.

Узнать больше об образовательных областях в детском саду можно в статьях:
1. Образовательные области в ДОУ
2. Общие задачи образовательной работы с дошкольниками по образовательным областям
3. Наполнение развивающей среды дошкольников в соответствии с образовательными областями
4. Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.