Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Формы работы с детьми в ДОУ

16 мая 2018
14192
Средний балл: 0 из 5

Реорганизация воспитательного процесса, связанная с переходом на новые образовательные стандарты, обусловила необходимость пересмотра традиционной методологии и педагогических практик. С целью использования максимального числа образовательных ресурсов и обеспечения условий, в полной мере соответствующих психофизическим особенностям дошкольного развития, педагоги применяют различные формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС. Эти популярные и новаторские педагогические приемы объединяет ряд характеристик:

  • стимулирование познавательной активности малышей посредством создания содержательной предметно-развивающей среды, вовлечение детей в индивидуальную и коллективную поисковую, экспериментаторскую деятельность;
  • передача инициативы от воспитателя детям (воспитатель помогает и направляет);
  • сохранение превалирования игровой активности над другими видами деятельности. 

Формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

Эффективность воспитательной деятельности во многом определяют выбранные воспитателем формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС — организаторские приемы, направленные на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом. В условиях стремительно меняющейся действительности, когда задачей воспитателя становится не передача знаний об окружающем мире, а привитие навыков познания и исследования, именно способы индивидуальной и коллективной организации полезного досуга с малышами становятся основным инструментом создания среды, способствующей гармоничному формированию личности.

Формы работы с детьми в ДОУ


В отечественной педагогике за годы совершенствования методологических разработок спроектированы и опробованы десятки форм организации образовательной и досуговой активности дошкольников, нуждающиеся в пересмотре и дополнении в связи с изменением стратегических задач российской образовательной системы. Вместе с тем согласно Стратегии развития воспитания в РФ нет оснований для изменения базовой классификации форм организации детской активности: для повышения показателей эффективности педагогического труда целесообразно перестраивать проверенные организационные способы с учетом особенностей направлений деятельности и принципами ФГОС.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:



В материалах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» можно узнать полезную информацию о методах работы с одаренными детьми

3 метода работы с проблемными детьми

Формы работы с детьми (классификация по типу организации группы)

Ввиду несовершенства всех форм воспитательной работы целесообразно применять различные организационные решения, основываясь на актуальных задачах, особенностях образовательной ситуации в конкретный момент времени, желаниях дошкольников. При этом в условиях воспитательного процесса, базирующегося на интеграции различных образовательных областей (что обусловлено последовательной реализацией системно-деятельностного подхода), очень важно выбирать педагогические приемы, позволяющей наиболее эффективно организовать содержательную и полезную активность детского коллектива по различным видам деятельности в ходе НОД и во время режимных моментов для успешной реализации выбранной примерной основной образовательной программы. 

Виды деятельности (НОД + режимные моменты) Формы педагогической работы с дошкольниками
Игровая — основной вид детской активности, обусловленный психофизическими особенностями и самой природой.  Различные виды игр (с правилами, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные), игровые упражнения, игры-драматизации, игры-путешествия, игры-экскурсии, игровые учебные тренировки, пальчиковые игры. 
Коммуникативная — реализуется во время всего периода пребывания воспитанников в детском саду (общение с педагогом и сверстниками, в режимных и образовательных моментах).  Коллективные и индивидуальные беседы, моделирование ситуативных разговором и дидактических речевых ситуаций, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песенных куплетов, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов по картинкам или из личного опыта. 
Познавательно-исследовательская, призванная повысить уровень мотивации малышей к познанию окружающего мира, формированию системы представлений.  Наблюдение за природными процессами, проведение экспериментов и опытов, проектирование проблемных ситуаций и поиск путей их разрешения, моделирование, просмотр учебных материалов различного типа (печатных пособий, видеоряда, обучающих программ), проведение встреч с интересными людьми, участие в экскурсионной деятельности, коллекционирование, создание выставок, мини-музеев. 
Двигательная, способствующая реализации естественных физиологических потребностей ребенка в движении.  Утренняя гимнастика, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая и иные виды гимнастики, выполнение игровых упражнений. 
Самообслуживание, элементарный бытовой труд — форма организации содержательного досуга, направленная на формирование самостоятельности детей, формирование положительной установки к выполнению базовых трудовых задач. Тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, в ходе игр и импровизаций, дежурства, выполнение поручений, реализация проектов, труд на групповом участке. 
Изодеятельность и конструирование — формы активности, обеспечивающие возможность восприятия дошкольниками эстетичной формы действительности и развитие предметно-пространственного мышления. Занятия, посвященные рисованию, лепке, аппликации, созданию масштабных творческих проектов, организация мини-мастерских, игра с конструкторами, изготовление поделок, участие в подготовке оформительских материалов для мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов. 
Музыкальная деятельность: на формирование способностей эмоционального восприятия музыкальных произведений. Слушание музыкальных произведение, исполнительство, импровизации, музыкальные игры и викторины, подготовка театральных постановок, знакомство с различными музыкальными инструментами. 
Восприятие произведений художественной литературы. Чтение, проведение бесед, сказочные викторины, разучивание отрывков произведений, импровизации, драматизации. 

Важно отметить, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода каждая практикуемая форма воспитательной работы должна обеспечить «прохождение» дошколятами стандартного пути познания, позволяющего закрепить базовый навык и обеспечить возможность его произведения. Именно этот метапредметный показатель оценивается в ходе контроля качества образовательной деятельности в ДОУ.

Развитие любого вида активности строиться по следующей схеме:

  • Пробное действие — проявление инициативы, самостоятельная активность.
  • Выявление затруднения — причины или ряда причин, препятствующих достижению желаемой цели.
  • Совместная деятельность (с воспитателем), направленная на преодоление затруднения и закрепление базовых навыков.
  • Взаимодействие с другими детьми, в ходе которого осуществляется закрепление успеха.
  • Самодеятельность.

Формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

Методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

Включение дошкольного воспитания в общий модуль российского образования обусловило необходимость пересмотра расширения отдельных педагогических форм воздействия. Наряду с распространенными методами и приемами работы с детьми в ДОУ по ФГОС, отраженными в таблице ниже в соответствии с образовательными областями, возникла необходимость обеспечения интеграции воспитательного процесса в широком смысле — не через отдельные занятия, а объединение понятийной базы, разработку форм активности, способствующих всестороннему развитию. Именно это усложняет процесс четкой классификации форм, методов и приемов воспитательной работы, который продолжает расширяться, усовершенствоваться и видоизменяться благодаря ведению воспитателями неустанной методической и поисковой деятельности.

Образовательные области по ФГОС Интегрированные приемы работы с дошкольниками

Социально-коммуникативное развитие — образовательная область, реализация которой направлена на усвоение социальных норм, осознание детьми моральных и нравственных ценностей, формирование навыков саморегуляции, необходимых для уверенного вхождения в социум.

Данное направление развития не классифицируется как элемент непосредственной образовательной деятельности, но формирование эмоционального интеллекта — способности к сопереживанию, восприимчивости, готовности прийти на выручку — осуществляется во время обсуждения различных дисциплинарных ситуаций, познания мира, знакомства с произведениями художественной литературы.

В рамках социально-коммуникативного развития традиционно используют различные способы передачи информации дошкольникам — текстовый, визуальный, аудиальный. Это обуславливает выделение таких форм педагогической работы по направлению:

  1. Моделирование ситуаций выбора с последующим обсуждением действий персонажей. В ходе беседы дошкольники дают оценку поступкам героев, рассуждают, как стоило бы вести себя в таких условиях.
  2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: дошкольникам дается право по очереди руководить действиям воспитателями или других малышей из группы.
  3. Наблюдение, исследование, экспериментирование. 

Познавательное развитие — сфера педагогического воздействия, направленного на повышение уровня любознательности детей дошкольного возраста, удовлетворение их познавательных потребностей и расширение системы детских представлений о мире:

  • предметах и объектах окружающей действительности (размере, цвете, объеме, количестве, связях — понятиях целого и части;
  • пространственных и временных рамках, особенностях причинно-следственной связи);
  • о культуре родной нации, традициях, праздниках;
  • о других народах, планете Земля и космосе. 

При реализации познавательного комплекса дошкольников превалирует познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

Рекомендуемые приемы работы:

  1. Все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую»: наблюдение, экспериментирование, исследования, экскурсии.
  2. Прием «Знаете ли вы?»: развивающие беседы, чтение познавательной литературы, проектная деятельность.
  3. Коллекционирование, создание альбомов и выставок, проведение встреч с интересными людьми.
Речевое развитие — консолидация форм работы, способствующих скорейшему овладению дошкольниками средствами общения (формирование связной речи, обогащение словаря, совершенствование интонации и произношения, построение моно- и диалогических высказываний).

Способы педагогического воздействия, способствующие речевому развитию дошколят, выполняются параллельно по трем направлениям: 

  1. Подготовка к письму: создание ритмических рисунков, штриховка, написание элементов букв в сетке, тренировка мелкой моторики.
  2. Овладение речью как средством коммуникации: проведение артикуляционной гимнастики, расширение активного словаря в ходе знакомства с книжкой культурой, экскурсионной активности, подготовки выставок, проведения бесед на различные темы.
  3. Подготовка к обучению чтению: дифференциация звуков, выявление последовательности звуков в словах, проведение звуко-буквенного анализа простых слов в игровой форме.
Художественно-эстетическое развитие — формирование ценностно-смыслового восприятия, базовых знаний дошколят о различных видах искусства, способности к восприятию действительности через призму эстетического оценивания, художественного вкуса. В контексте данного образовательного направления осуществляется всестороннее творческое развитие воспитанников.

Ввиду наличия значительных различий между направлениями художественно-эстетического развития целесообразно классифицировать продуктивное взаимодействие по трем группам: 

  1. Изобразительная деятельность (создание коллективных творческих поделок — панно, альбомов, выставок; освоение точечных  в ходе групповой и индивидуальной работы, знакомство с полотнами знаменитых художников).
  2. Музыка (слушание лучших произведений детских композиторов, исполнительство — разучивание песен, знакомство с простыми музыкальными инструментами, театрализация, организация музыкальных праздников и развлекательных мероприятий).
  3. Художественная литература (слушание высокохудожественных прозаических и поэтических произведений, неродных сказов, проведение книжных выставок).
Физическое развитие — образовательное направление, в рамках реализации которого осуществляется удовлетворение физиологической потребности дошкольников в движении, формирование опорно-двигательной системы, укрепление мышечного корсета, совершенствование общей координации движений, гибкости, мелкой моторики, становление ценностных установок касательно ведения здорового образа жизни.

Педагогическое воздействие предусматривает организацию безопасной и содержательной физической активности дошкольников, соответствующей возрастным психофизическим особенностям, что достигается посредством создания условий для систематического выполнения воспитанниками простых движений (ходьба, прыжки, бег, повороты и другие комплексы, которые постепенно усложняются) с последовательным переходом от демонстрации к озвучиванию словесных команд. 

Реализация физкультурного комплекса осуществляется во время целевых занятий, во время выполнения физкульминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, а также при организации подвижных игр, поисковых квестов, игр с элементами соревнований, развлекательных мероприятий, театрализаций.

Методы и приемы, применяемые на занятиях в ДОУ по ФГОС

Изменение традиционных образовательных форм в дошкольных организациях страны обусловило необходимость пересмотреть методы и приемы, применяемые согласно ФГОС на занятиях в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с недавних пор реализуется как комплекс различных видов активности, основанный на повышении уровня вовлеченности детей. Проектирование проблемных ситуаций, моделирование познавательных сюжетов, реализация поисковых и продуктивных проектов, дидактическое игровое воздействие — все эти направления совместной деятельности воспитателей и дошкольников могут быть осуществляться с обязательной интеграцией различных образовательных областей при условии применения обновленных методов педагогической работы, из числа которых следует выделить:

1. Словесные. Организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется быстрая передача информации от воспитателя детям, долгое время оставалась приоритетным методом воспитания. Ввиду перехода к внедрению принципов системно-деятельностного подхода, основанного на самостоятельном «открытии» малышами знаний об окружающем мире, информационно-рецептивные способы передачи данных утратили актуальность. И все же словесные методы педагогического воздействия должны составлять значительную часть общего модуля воспитательной деятельности ввиду возрастных особенностей дошколят, нуждающихся в постоянном руководстве со стороны педагога-наставника, без которого нельзя говорить о значимых результатов познания.

2. Наглядные. Визуализация — один из приоритетных способов донесения информации, но педагогическую работу с применением наглядного метода важно устраивать с учетом требований времени. Большинство дошкольников используют смартфоны, планшеты, компьютеры в домашних условиях, поэтому традиционная работа с карточками и символьными знаками, характеризовавшаяся высокой результативностью в прошлом, должна быть заменена практикой демонстрации презентаций, обучающих видеороликов, мультфильмов (без нарушения санитарно-гигиенических норм). В качестве инновационных наглядных методов также могут быть использованы импровизации, наблюдения, опыты, поисковые проекты, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс.

3. Практические. Многочисленные исследования доказывают, что уверенное овладение навыками и умениями возможно только в процессе продуктивной деятельности; это подтверждают и результаты педагогических исследований. Поэтому воспитателям детского сада в условиях реализации ФГОС важно использовать все доступные практические методы, а именно:

      • репродуктивный, основанный на многократном повторении действия согласно заданному алгоритму;
      • проблемное изложение — проектирование ситуаций с затруднением, самостоятельное разрешение которого позволяет обеспечить успешный опыт «открытия» знания и расширение системы детских представлений об окружающем мире;
      • частично-поисковый, осуществляемый в ходе поэтапного решения отдельных задач с целью поиска ответа на обширные вопросы;
      • исследовательский, в основе которого лежит экспериментаторство.

В заключении хочется отметить следующее: крайне важно, чтобы при проектировании образовательного процесса главенствующая роль отводилась активным практическим методам воспитания, позволяющим повысить уровень мотивации дошкольников, способствовать становлению их жизненной позиции, открытости всему новому и готовности перехода на новую образовательную ступень в будущем.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.