-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

  • 1 мая 2018
  • 4426

Оптимальной формой демонстрации образовательных инноваций и распространения передового педагогического опыта является мастер-класс для воспитателей ДОУ — особая форма учебной активности, в ходе которой ответственный воспитатель (мастер) вовлекает других педработников в совместную деятельность с целью обучения новаторским формам и методам работы. Современные педагогические мастер-классы отличает:

  • поиск нестандартного решения конкретной педагогической проблемы как со стороны ведущего, так и со стороны слушателей;
  • обсуждение аспектов главной проблемы на протяжении всего занятия;
  • свободная форма общения между всеми участниками;
  • возможность ведения открытого диалога.


Мастер-класс для воспитателей ДОУ по ФГОС

В новых условиях ведения учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется формам передачи педагогического опыта, в частности проведению мастер-классов для воспитателей в ДОУ по ФГОС — интерактивных занятий, основанных на объединении элементов конференций и тренингов. Актуальность такой формы активности обусловлена возможностью не только передачи информации от специалиста к специалисту, но и коллективной отработкой практических навыков, способствующей повышению профессионального уровня воспитателей дошкольного образования, реализации способов передачи передового педагогического опыта и созданию оптимальных условий для общения членов педколлектива.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


- Как правильно провести мастер-класс?


Оцените возможности совершенствования компетенций воспитателя с помощью методической разработки 

«Творческая мастерская как интерактивная форма методической работы с педагогами»

Ввиду того, что в ходе мастер-класса осуществляется передача новой информации с демонстрацией новаторских способов деятельности, к основным задачам данной формы активности следует относить:

  1. Передачу воспитателем-новатором своего опыта организации учебно-воспитательного процесса в детском саду, осуществляемую в ходе комментирования практических действий.
  2. Коллективную проработку различных методических подходов, приемов образовательной деятельности в ходе решения проблемы, озвученной в начале занятия.
  3. Оценивание собственного уровня профессионального мастерства участниками мероприятия в ходе рефлексии.
  4. Оказание консультативной помощи в вопросах поиска путей для саморазвития, возможности использования отработанной новаторской методике в ежедневной педпрактике.

Подготовку мастер-класса важно проводить последовательно, с учетом принципов новых образовательных стандартов, предусматривающих необходимость создания оптимальных образовательных условий. Для продуктивной работы лучше организовывать деятельность в составе малой группы численностью до 8 до 15 участников, делая упор на трансляцию одного ключевого приема или метода, действуя в соответствии с заранее спроектированным сценарием.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по художественному творчеству

Художественно-эстетическое воспитание, направленное на формирование у дошкольников чувства прекрасного, является одним из базовых инструментов развития личности. Большинство воспитанников остро реагируют на эстетические элементы окружающей действительности, но нуждаются в дополнительных стимулах. Проведение мастер-классов по художественному творчеству позволяет воспитателям ДОУ найти новые методы организации форм образовательной работы, пополнить личную методическую копилку новыми идеями, чтобы создать условия для ведения непрерывного педагогического поиска по данному направлению и систематической разработки новых форм взаимодействия с детьми.

Особенности художественно-эстетического воспитания дошкольников во многом определяются возрастными особенностями, ограничивающими возможности взаимодействия, и традиционными методами отечественной педагогики. Первой потребностью ребенка в проявлении творческих способностей становится рисование, которое от процесса нанесения произвольных штрихов на бумагу постепенно переходит в осмысленное изобразительное действие. Совершенствование общей координации движений и мелкой моторики позволяет перейти от изучения изобразительных техник к созданию различных поделок и музыкальному сотворчеству. Вместе с тем прозрачность системы работы по художественно-эстетическому направлению ввиду изменяющихся тенденций общества не позволяет современным педработникам гарантировать высокий уровень вовлеченности дошкольников в процесс творчества, а значит сформированность базовых навыков у большинства воспитанников остается низкой, что является серьезной педагогической проблемой.

Отвечает Марина Лазарева, научный руководитель, эксперт образовательных проектов академии «Просвещение», доцент, к. п. н. и Виктория Ярцева, юрист-редактор справочной системы «Образование»

Систематическое проведение мастер-классов для воспитателей ДОУ по художественному творчеству позволяет:

  1. Расширять знания педработников о нетрадиционных способах рисования (лепки, валяния, музицирования) как средстве развития творческих способностей у дошкольников.  
  2. Знакомить педагогов дошкольного образования с практическими умениями и специальными знаниями, соответствующими требованиям времени.
  3. Научить воспитателей при организации повседневной учебно-воспитательной деятельности в группе сочетать традиционные способы творческой активности с нестандартными разработками.

Варианты актуальных тем мастер-классов для воспитателей ДОУ по художественному творчеству:

  1. Рисование нетрадиционными способами (пальцами, ватными дисками, пищевыми красками, жесткой кистью, стеклянными шариками, на фольге, на бумаге, покрытой парафином, объемными красками). Мероприятие строиться по следующей схеме: после вступительного слова мастера и актуализации важности применения различных методик обучения изобразительному искусству ответственный педагог детского сада предлагает участникам мероприятия выбрать из числа заготовок несколько штук с различными вариантами фона, демонстрирует различные техники рисования и оказывает посильную помощь в их реализации. Мастер-класс завершается подведением итогов и рефлексией.
  2. Расширение творческих возможностей (техники квиллинга, скрапбукинга, аппликации). Во время коллективной работы воспитатель-мастер представляет информацию о способе творческой активности с указанием возможных вариантов действий, демонстрирует базовую технику, после чего в ходе практической части участники осваивают ее.
  3. Применения нестандартных методов творчества (метод торцевания, монотипия, работа со штампами, создание 3D-эффекта с помощью клея на бумаге, создание быстрых рисунков, метод художественного экспериментирования, кляксография, мыльная живопись, ниткография, пуантизм). В ходе вступительной речи мастеру важно не только представить метод, но и возможности его применения в условиях детского сада, что подтверждается в ходе практической деятельности и закрепляется во время рефлексии.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по развитию речи

Значимым аспектом в контексте интеллектуального воспитания дошкольников является развитие связной речи, которое в каждой возрастной группе проводится посредством организации дидактических игр, создания условий для построения диалогической речи и связных высказываний. Мастер-классы для воспитателей ДОУ по развитию речи направлены на поиск новых интересных форм работы с воспитанниками, проработку новаторских педагогических практик, позволяющих преодолеть стандартные затруднения и гарантировать высокий уровень овладения воспитанниками средствами вербального общения.

В ходе мастер-классов по развитию речи актуально рассмотрение:

  1. Техники проведения артикуляционной гимнастики.
  2. Логопедических игр. Ввиду возрастания роли технологий в современном мире педагоги дошкольного образования все чаще фиксируют низкий уровень сформированности речевых компетенций у дошкольников, что обуславливает необходимость дополнения традиционных техник работы по направлению высокоэффективными логопедическими тренингами, реализуемыми в игровой форме.
  3. Кинезиологическими, биоэнергетическими и другими альтернативными методиками, основанными на совмещении привычных видов деятельности с тренировкой речевого аппарата.
  4. Основ мнемотехники — системы действий, облегчающей процесс запоминания информации и способствующей быстрому формированию активного словаря.

Для педагогических мастер-классов по развитию речи характерно представление большого объема практических разработок (авторских игр, упражнений, мини-тренингов), отсутствие доступа к которым может затруднить воспроизведение передового педагогического опыта участниками по окончанию коллективной работы. Ввиду этого воспитателю-мастеру стоит задуматься о предоставлении коллегам примеров заданий, коротких блок-схем, способствующих закреплению методики и ее последующей успешной реализации при организации учебно-воспитательной деятельности в группе.

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Расширить знания об основах экономики образования, межкультурной коммуникации, правилах внутреннего распорядка воспитанников, а также психолого-педагогической культуре воспитателя поможет учебная программа «Компетенции воспитателя».

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Интересный мастер-класс для воспитателей ДОУ на конкурс

В условиях активного реформирования системы российского образования транслирование передового педагогического опыта стало привычной практикой, реализуемой во многих детских садах. В связи с этим воспитатели ДОУ, имеющие большой опыт ведения педагогической практики, стремятся находить интересные идеи для мастер-классов на конкурсы, что обуславливает необходимость соотнесения распространенных методов подготовки с рекомендациями методистов.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Структура мероприятия, реализуемого с целью презентации инновационных разработок в сфере педагогики, должна строиться таким образом, чтобы воспитатель-мастер мог не только озвучить для участников проработанную систему знаний, но и вовлечь коллег в процесс взаимодействия, сотворчества, помочь им найти критические моменты, препятствующие саморазвитию. В связи с этим важно:

  1. Создать атмосферу открытости и дружелюбности — поощрять вопросы и высказывания, способствовать ведению конструктивного диалога.
  2. Предлагать для выполнения творческие задания, выполнение которых основывается на необходимости преодоления шаблонности мышления.
  3. Практиковать мягкий метод руководства деятельностью участников — помогать, направлять, оказывать посильную помощь в выполнении заданий.
  4. Исключить вариант официального оценивания результатов работы педагогов-участников, предлагая возможность самоанализа и самокорррекции на этапе рефлексии.
  5. При общении с аудиторией проявлять личностные качества, демонстрировать влияние личных мировоззренческих и профессиональных убеждений на результаты работы ввиду того, что авторские педагогические разработки могут восприниматься коллегами как схемы практических действий или мотивационные посылы, несущие определенную идею.

Воспитателю-мастеру следует обратить особое внимание на:

  • речь и голос (тон, выразительность, дикцию, интонацию, технику речи);
  • мимику, жестикуляцию, управление эмоциями;
  • пантомимику (умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
  • способы педагогической импровизации (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);
  • стремлении вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих» из числа коллег для достижения высокой результативности мастер-класса;
  • коммуникативную культуру, умение вести дискуссию.

При условии подготовки мастер-класса для участия в конкурсной программе важно помнить о критериях оценивания, которые определяются ответственными методистами, педагогами в индивидуальном порядке. Неизменно ценится:

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
  6. Эффективность — результативность, полученная для каждого участника мастер-класса.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста».doc
  • Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Метод торцевания».docx
  • Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Метод торцевания».doc

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.