Мастер-класс для воспитателей ДОУ

1239

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей
Скачать бесплатно в .docx

Оптимальной формой демонстрации образовательных инноваций и распространения передового педагогического опыта является мастер-класс для воспитателей ДОУ — особая форма учебной активности, в ходе которой ответственный воспитатель (мастер) вовлекает других педработников в совместную деятельность с целью обучения новаторским формам и методам работы. Современные педагогические мастер-классы отличает:

  • поиск нестандартного решения конкретной педагогической проблемы как со стороны ведущего, так и со стороны слушателей;
  • обсуждение аспектов главной проблемы на протяжении всего занятия;
  • свободная форма общения между всеми участниками;
  • возможность ведения открытого диалога.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по ФГОС

В новых условиях ведения учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется формам передачи педагогического опыта, в частности проведению мастер-классов для воспитателей в ДОУ по ФГОС — интерактивных занятий, основанных на объединении элементов конференций и тренингов. Актуальность такой формы активности обусловлена возможностью не только передачи информации от специалиста к специалисту, но и коллективной отработкой практических навыков, способствующей повышению профессионального уровня воспитателей дошкольного образования, реализации способов передачи передового педагогического опыта и созданию оптимальных условий для общения членов педколлектива.

Ввиду того, что в ходе мастер-класса осуществляется передача новой информации с демонстрацией новаторских способов деятельности, к основным задачам данной формы активности следует относить:

  1. Передачу воспитателем-новатором своего опыта организации учебно-воспитательного процесса в детском саду, осуществляемую в ходе комментирования практических действий.
  2. Коллективную проработку различных методических подходов, приемов образовательной деятельности в ходе решения проблемы, озвученной в начале занятия.
  3. Оценивание собственного уровня профессионального мастерства участниками мероприятия в ходе рефлексии.
  4. Оказание консультативной помощи в вопросах поиска путей для саморазвития, возможности использования отработанной новаторской методике в ежедневной педпрактике.

Подготовку мастер-класса важно проводить последовательно, с учетом принципов новых образовательных стандартов, предусматривающих необходимость создания оптимальных образовательных условий. Для продуктивной работы лучше организовывать деятельность в составе малой группы численностью до 8 до 15 участников, делая упор на трансляцию одного ключевого приема или метода, действуя в соответствии с заранее спроектированным сценарием.

Методическая составляющая мастер-класса для воспитателей в ДОУ по ФГОС

Этапы мастер-класса Методический прием Особенности реализации
Мотивационный этап.
Приветствие, оглашение цели и задач мастер-класса, обоснование актуальности озвученной разработки.
Индукция

Основой успешного проектирования мастер-класса является создание проблемного момента — индукционного начала, мотивирующего участников на творческую активность. От остроты озвученной проблемы и успешности реализации данного момента зависит результативность мероприятия в целом, поэтому при подготовке мотивации мастеру важно не только озвучить цели и задачи, но и затронуть чувства, эмоции, стремления.

Этап индукции способствует формированию стремлений членов педколлектив открыть для себя новые пути саморазвития в ходе встречи, помогает поверить в осуществимость озвученных стремлений и обуславливает расширение сферы профессиональных интересов, что благотворно сказывается на процессе самообразования.

Презентация новаторского педагогического опыта. 

Самоконструкция Самоконструкция базируется на имитации создания в режиме реального времени новаторской педагогической технологии. Данный этап включает:
  1. Представление примеров из повседневной учебно-воспитательной деятельности, доказывающих результативность разработки.
  2. Определение перспектив деятельности, возможности ее дальнейшего усовершенствования и распространения. 
  3. Описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии. Определение основных методических приемов, которые воспитатель-мастер будет демонстрировать слушателям.
Проведение имитационной игры.

Педработники-слушатели одновременно играют две роли: дошкольников и экспертов, присутствующих на занятии.

Социоконструкция

Ключевой элемент технологии мастер-класса — организованная груповая активность (имитация учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективного взаимодействия с воспитанниками). К важным организационным этапам проектирования процесса социоконструкции, которые следует предусмотреть заранее, следует отнести:

  1. Методы деления участников на группы, обеспечивающие равновесие методического мастерства и психологических качеств участников.
  2. Порядок разделения ключевой задачи на несколько этапов для лучшего осознания особенностей презентуемого материала.
  3. Возможность применения участниками презентованных методов и форм активности, путей решения проблемных моментов.
  4. Пути поиска и коррекции ошибок.
Выполнение пробного действия в ходе моделирования типичных ситуаций. Социализация

Слушатели выполняют самостоятельную работу по конструированию модели занятия с применением новаторских разработок, опираясь на индивидуальное видение воспитательного процесса.

Педагог, ответственный за проведение мастер-класса, систематически консультирует слушателей, организует их сотворчество и управляет им. В ходе выполнения заданий осуществляется коллективное обсуждение авторских моделей.

Представление результатов коллективной деятельности. Афиширование Ознакомление участников мероприятия созданных рисунков, схем, поделок, проектов, коррекция и самокррекция.
Переосмысление участниками нового опыта. «Озарение» На данном этапе важно создать условия для осознания педагогами возможности включения усвоенных техник работы в повседневной практике с последующим переосмыслением и дополнением. Проведение самоанализа деятельности.
Подведение итогов. Рефлексия Обсуждение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по художественному творчеству

Художественно-эстетическое воспитание, направленное на формирование у дошкольников чувства прекрасного, является одним из базовых инструментов развития личности. Большинство воспитанников остро реагируют на эстетические элементы окружающей действительности, но нуждаются в дополнительных стимулах. Проведение мастер-классов по художественному творчеству позволяет воспитателям ДОУ найти новые методы организации форм образовательной работы, пополнить личную методическую копилку новыми идеями, чтобы создать условия для ведения непрерывного педагогического поиска по данному направлению и систематической разработки новых форм взаимодействия с детьми.

Особенности художественно-эстетического воспитания дошкольников во многом определяются возрастными особенностями, ограничивающими возможности взаимодействия, и традиционными методами отечественной педагогики. Первой потребностью ребенка в проявлении творческих способностей становится рисование, которое от процесса нанесения произвольных штрихов на бумагу постепенно переходит в осмысленное изобразительное действие. Совершенствование общей координации движений и мелкой моторики позволяет перейти от изучения изобразительных техник к созданию различных поделок и музыкальному сотворчеству. Вместе с тем прозрачность системы работы по художественно-эстетическому направлению ввиду изменяющихся тенденций общества не позволяет современным педработникам гарантировать высокий уровень вовлеченности дошкольников в процесс творчества, а значит сформированность базовых навыков у большинства воспитанников остается низкой, что является серьезной педагогической проблемой.

Систематическое проведение мастер-классов для воспитателей ДОУ по художественному творчеству позволяет:

  1. Расширять знания педработников о нетрадиционных способах рисования (лепки, валяния, музицирования) как средстве развития творческих способностей у дошкольников.  
  2. Знакомить педагогов дошкольного образования с практическими умениями и специальными знаниями, соответствующими требованиям времени.
  3. Научить воспитателей при организации повседневной учебно-воспитательной деятельности в группе сочетать традиционные способы творческой активности с нестандартными разработками.

Модель проведения педагогического мастер-класса по художественному творчеству

Этапы работы Содержание этапа Деятельность участников
Подготовительно-организационный.
Постановка целей и задач (дидактической общей и триединой цели, актуальных задач).
Вступительное слово педагога-мастера, нетрадиционное начало. Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации воспитателя для воспроизведения темы. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ авторских наработок комментариями. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование —  представление выполненных работ. Ведущий организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Отвечают на вопросы, дискутируют.
Рефлексия. Заключительное слово. Проведение дискуссии по результатам совместной деятельности, оценивание новых возможностей каждым из участников с учетом индивидуальных особенностей педагогического стиля. Проводят самооценку по поводу активности на мастер-классе.

Варианты актуальных тем мастер-классов для воспитателей ДОУ по художественному творчеству:

  1. Рисование нетрадиционными способами (пальцами, ватными дисками, пищевыми красками, жесткой кистью, стеклянными шариками, на фольге, на бумаге, покрытой парафином, объемными красками). Мероприятие строиться по следующей схеме: после вступительного слова мастера и актуализации важности применения различных методик обучения изобразительному искусству ответственный педагог детского сада предлагает участникам мероприятия выбрать из числа заготовок несколько штук с различными вариантами фона, демонстрирует различные техники рисования и оказывает посильную помощь в их реализации. Мастер-класс завершается подведением итогов и рефлексией.
  2. Расширение творческих возможностей (техники квиллинга, скрапбукинга, аппликации). Во время коллективной работы воспитатель-мастер представляет информацию о способе творческой активности с указанием возможных вариантов действий, демонстрирует базовую технику, после чего в ходе практической части участники осваивают ее.
  3. Применения нестандартных методов творчества (метод торцевания, монотипия, работа со штампами, создание 3D-эффекта с помощью клея на бумаге, создание быстрых рисунков, метод художественного экспериментирования, кляксография, мыльная живопись, ниткография, пуантизм). В ходе вступительной речи мастеру важно не только представить метод, но и возможности его применения в условиях детского сада, что подтверждается в ходе практической деятельности и закрепляется во время рефлексии.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по развитию речи

Значимым аспектом в контексте интеллектуального воспитания дошкольников является развитие связной речи, которое в каждой возрастной группе проводится посредством организации дидактических игр, создания условий для построения диалогической речи и связных высказываний. Мастер-классы для воспитателей ДОУ по развитию речи направлены на поиск новых интересных форм работы с воспитанниками, проработку новаторских педагогических практик, позволяющих преодолеть стандартные затруднения и гарантировать высокий уровень овладения воспитанниками средствами вербального общения.

В ходе мастер-классов по развитию речи актуально рассмотрение:

  1. Техники проведения артикуляционной гимнастики.
  2. Логопедических игр. Ввиду возрастания роли технологий в современном мире педагоги дошкольного образования все чаще фиксируют низкий уровень сформированности речевых компетенций у дошкольников, что обуславливает необходимость дополнения традиционных техник работы по направлению высокоэффективными логопедическими тренингами, реализуемыми в игровой форме.
  3. Кинезиологическими, биоэнергетическими и другими альтернативными методиками, основанными на совмещении привычных видов деятельности с тренировкой речевого аппарата.
  4. Основ мнемотехники — системы действий, облегчающей процесс запоминания информации и способствующей быстрому формированию активного словаря.

Для педагогических мастер-классов по развитию речи характерно представление большого объема практических разработок (авторских игр, упражнений, мини-тренингов), отсутствие доступа к которым может затруднить воспроизведение передового педагогического опыта участниками по окончанию коллективной работы. Ввиду этого воспитателю-мастеру стоит задуматься о предоставлении коллегам примеров заданий, коротких блок-схем, способствующих закреплению методики и ее последующей успешной реализации при организации учебно-воспитательной деятельности в группе.

Интересный мастер-класс для воспитателей ДОУ на конкурс

В условиях активного реформирования системы российского образования транслирование передового педагогического опыта стало привычной практикой, реализуемой во многих детских садах. В связи с этим воспитатели ДОУ, имеющие большой опыт ведения педагогической практики, стремятся находить интересные идеи для мастер-классов на конкурсы, что обуславливает необходимость соотнесения распространенных методов подготовки с рекомендациями методистов.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Структура мероприятия, реализуемого с целью презентации инновационных разработок в сфере педагогики, должна строиться таким образом, чтобы воспитатель-мастер мог не только озвучить для участников проработанную систему знаний, но и вовлечь коллег в процесс взаимодействия, сотворчества, помочь им найти критические моменты, препятствующие саморазвитию. В связи с этим важно:

  1. Создать атмосферу открытости и дружелюбности — поощрять вопросы и высказывания, способствовать ведению конструктивного диалога.
  2. Предлагать для выполнения творческие задания, выполнение которых основывается на необходимости преодоления шаблонности мышления.
  3. Практиковать мягкий метод руководства деятельностью участников — помогать, направлять, оказывать посильную помощь в выполнении заданий.
  4. Исключить вариант официального оценивания результатов работы педагогов-участников, предлагая возможность самоанализа и самокорррекции на этапе рефлексии.
  5. При общении с аудиторией проявлять личностные качества, демонстрировать влияние личных мировоззренческих и профессиональных убеждений на результаты работы ввиду того, что авторские педагогические разработки могут восприниматься коллегами как схемы практических действий или мотивационные посылы, несущие определенную идею.

Воспитателю-мастеру следует обратить особое внимание на:

  • речь и голос (тон, выразительность, дикцию, интонацию, технику речи);
  • мимику, жестикуляцию, управление эмоциями;
  • пантомимику (умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
  • способы педагогической импровизации (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);
  • стремлении вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих» из числа коллег для достижения высокой результативности мастер-класса;
  • коммуникативную культуру, умение вести дискуссию.

При условии подготовки мастер-класса для участия в конкурсной программе важно помнить о критериях оценивания, которые определяются ответственными методистами, педагогами в индивидуальном порядке. Неизменно ценится:

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
  6. Эффективность — результативность, полученная для каждого участника мастер-класса.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Больше информации по теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста».doc
  • Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Метод торцевания».docx
  • Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Метод торцевания».doc
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      С нами уже более 300 000 специалистов в области образования!

      Зарегистрируйтесь бесплатно и получите:

      • уникальный подарок!
      • доступ к более чем 10 тысячам профессиональных статей сферы образования
      • ответы экспертов об организации работы детского сада

      Регистрация займет не более минуты.
      Подарок за регистрацию - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (pdf)!

       

       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль