text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

ФЭМП в старшей группе

  • 7 мая 2018
  • 535

План занятий ФЭМП в старшей группе ДОУ
Скачать в .docx

В старшей группе детского сада занимаются дети 5-6 лет, у которых в это время активно развивается логическое мышление, фантазия, любознательность. Для успешного обучения в школе в ДОУ предусмотрены так называется предматематические занятия — освоение простейшей математики. Занятия по ФЭМП в старшей группе направлены на развитие познавательной активности детей и систематическую подготовку дошколят к школе, которые реализуются через эффективную организацию учебной деятельности.

Математика в детском саду призвана совершенствовать интеллектуальные способности и формировать:

  • развивать творческое мышление, сообразительность и смекалку;
  • обучать логике действий, рассуждений и мыслей;
  • стимулировать гибкость мышления.

ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС

Федеральные стандарты акцентируют внимание на всестороннем развитии детей и освоении школьной математики в рамках этого процесса. Потому ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) в ДОУ преследует цель не просто научить детей счету, но и показать, насколько важно уметь сравнивать, анализировать, классифицировать информацию, выявлять закономерности.

В ходе комплексного математического развития педагог ставит перед дошкольниками познавательные задачи, помогая найти эффективные пути их решения. Методика ФЭМП в старшей группе строится на следующих дидактических принципах:

  1. Системность — обучение проходит по выбранной системе, в которой новый материал следует за уже изученным.
  2. Последовательность — объемные темы делятся на разделы, а программные задачи на более мелкие.
  3. Индивидуальный подход — способности и особенности восприятия информации каждого ребенка учитываются при подборе заданий.
  4. Постепенность — изучая новое, постоянно возвращаются к уже изученному и пройденному.

Дошкольники элементарную математику осваивают последовательно, начиная с основ: сперва изучают простейшие числа, после — геометрические фигуры, затем выполняют простейшие вычисления и учатся различать геометрические фигуры и цифры друг от друга, знакомятся со способами визуального отображения фигур и математических элементов.

ФЭМП в старшей группе

Занятия ФЭМП в старшей группе по ФГОС проходят по предварительно составленному плану и в соответствии с установленной структурой. Ввиду особенностей психофизиологического развития дошкольников продолжительность занятия не должна превышать 25-30 минут. На одном занятии дошколят знакомят с одним элементом или числом, чтобы после в процессе игры вписать его в систему уже усвоенных математических знаний.

Пяти-шестилетки на занятиях по ФЭМП в детском саду изучают:

  • величины — сравнивают предметы по ширине, высоте, толщине, длине, определяя, какой из них шире, длиннее, выше и толще;
  • форму — знакомятся с простейшими геометрическим фигурами — четырехугольником и овалом;
  • счет и количество — практикуют счет в пределах 10, написание цифр и отнимание числа «один», знакомятся с порядковыми числами, понятиями «больше», «меньше», «равно»;
  • пространство — учатся ориентироваться в пространстве через понятия «вверх-вниз», «влево-вправо», «вперед-назад»;
  • время — знакомятся с последовательностью времени «вчера — сегодня — завтра».

Занятия проводятся не более одного-двух раз в неделю одновременно со всеми воспитанниками группы фронтально, приучая их к взаимодействию и командной работе. Элементарная математика требует умственного напряжения, потому ФЭМП проводят в первой половине дня, завершая музыкальными или танцевальными занятиями, подвижными играми, изобразительным искусством.

Планирование знакомства детей с простейшей математикой предполагает систематическую работу в течение учебного года с нарастающей сложностью: сперва дети повторяют и закрепляют материал, который был изучен в средней группе, а после получают новые знания. Пройденные темы не забываются, потому что к ним регулярно возвращаются, углубляя знания и совершенствуя навыки. Постепенность освоения математических знаний и нарастающая сложность материала позволяет детям переживать ситуации успеха, которые как нельзя лучше стимулируют интерес к занятиям.

Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.

Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП

Образовательные
  • изучение цифр, геометрических фигур;
  • упражнение в счете, классификации, анализе информации;
  • закрепление пройденного материала.
Развивающие Стимулируется развитие:
  • навыков проведения сравнительного анализа, приемов логического мышления;
  • умения анализировать, слушать, выделять главное, действовать осознанно
Воспитательные Воспитывать самостоятельность, сообразительность, смекалку, трудолюбие, умение слушать и слышать товарищей, работать на результат
Речевые Расширять математический словарь

Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.

Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.

Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий — сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.

Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.

Методы освоения элементарной математики в ДОУ

Метод
Характеристика
Практический Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.  
Игровой
Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников — ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику. Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:
  • игры-путешествия — раскрывают обыденное через необычное;
  • игры-загадки — требуют расшифровки понятий;
  • игры-предложения — развивают фантазию и логическое мышление;
  • игры-беседы — строятся на диалоге детей с воспитателем.
Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор. 
Словесный Опирается на диалог с детьми и не является ключевым. Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?). 

Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:

  • оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
  • учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
  • комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
  • сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
  • методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.

Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:

  • преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
  • реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
  • расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
  • помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.

Структура занятия по ФЭМП в старшей группе

Форма традиционного школьного урока утратила свою эффективность в освоении простейших математических знаний и навыков, уступив место наблюдению, дидактическим играм, практической деятельности во всех ее видах. Структура занятия продиктована его программным содержанием и зависит от возраста детей и поставленных задач. Занятия ФЭМП по методике Помораевой в старшей группе предполагает использование нескольких видов деятельности и трех-пяти этапов в ходе реализации главной программной задачи. Части урока равнозначны и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Следование строгой структуре занятий позволяет:

  • объединять и реализовывать различные программные задачи;
  • активизировать не только отдельных детей, но и фронтально всю группу;
  • использовать комплект дидактических средств и методов;
  • осваивать и закреплять новые знаний, повторять пройденное ранее.

ФЭМП в старшей группе

Примерная структура ФЭМП в старшей группе

Первый и второй этапы Новый материал изучается вначале занятия, когда дети максимально сконцентрированы и готовы к получению новых знаний, а по мере его освоения для закрепления на дальнейших уроках перемещается в другие этапы. На этом этапе воспитатель мотивирует детей к постановке задачи урока, стремится заинтересовать их темой занятия, а после демонстрирует пример применения математического навыка. 
Двигательная пауза Физкультминутки проводятся после изучения нового материала и помогают восстановить работоспособность дошкольников, нивелировать утомление. Сигналом для проведения активной паузы становится отвлечение, ослабление внимания детей, двигательное беспокойство. Кратковременные физические на занятиях по элементарной математике — это не только упражнения для пальцев рук или глазная гимнастика, но также упражнения для конечностей и туловища (прыжки, наклоны, приседания). Повысить эффективность двигательных пауз можно, если сопровождать их музыкой, песнями или стихотворением. Для закрепления элементарных математических навыков можно во время разминки сочетать простейшие физические и математические упражнения: поднимать правую или левую руку по команде воспитателя; приседать столько раз, сколько покажет педагог; подпрыгнуть на один раз меньше или больше, чем указано на картинке. В качестве физкультминутки можно использовать дидактические игры. 
Третий этап Самостоятельное выполнение заданий на закрепление полученных знаний и установление связи нового материала с уже изученным. 
Четвертый этап Завершение урока — время дидактических игр, которые помогают применить полученные знания на практике и закрепить пройденное. 

В старшей группе активно используются практические занятия ФЭМП в форме дидактических упражнений, которые через использование раздаточного и демонстрационного материала позволяет детям получать математические представления. Педагог на таких уроках объясняет, показывает, указывает, демонстрирует образец, оценивает работу. Поскольку в старшем дошкольном возрасте образовательная деятельность мотивируется учебными или практическими задачами, в структуру занятий включают увлекательные упражнения на определение длины или ширины, сравнение форм и цветов, выяснения пространственно-временных отношений. Чтобы стимулировать практическую, предметно-чувственную, познавательную и воспитательную деятельность в упражнения могут включаться различные игровые элементы.

Чаще других в ДОУ используются занятия в форме дидактических упражнений и игр, объединяющие игровые и практические методы. Игры и упражнения на таких занятиях представляют собой отдельные его части, которые последовательно сочетаются.

Наглядность в ФЭМП в старшей группе по ФГОС

Ключевым условием эффективности занятия по ФЭМП в старшей группе является использование методов наглядности, которые при правильном подборе способствуют усвоению знаний, повышая результативность обучения. Дошкольники мыслят конкретно, потому им легче иметь дело с вещами, а уже после со словами, потому в старшей группе принцип наглядности играет большую роль в обучении математики.

Принципы использования наглядного материала:

  1. Наглядность эффективна только в сочетании со словесным пояснением, выделением сути. Воспитатель направляет наблюдение детей, помогая им освоить форму предметов или счет. Используя наглядный материал дошкольники не углубляют свои знания о шарах, яблоках или ежиках, а учатся абстрагироваться, выделяя форму, цвет или количество предметов.
  2. Важны рамки использования наглядности: после усвоения способа действия карточки, картинки или фигурки будут отвлекать ребенка, мешать его самостоятельности. После показа образца дети должны выполнять задание, следуя словесным инструкциям.

Воспитателям следует тщательно продумывать место и способ использования наглядности, характер материала, чтобы дошкольники научились самостоятельно применять его для поиска ответа или контроля правильности выполнения. Демонстрационные и дидактические средства разделяются весьма условно, поскольку одни и те же материалы могут применяться и в практических заданиях, и для объяснения нового.

ФЭМП в старшей группе

Наглядный материал на занятиях по ФЭМП бывает двух видов:

  • Мелкий раздаточный. В качестве наглядного материала используется мелкий раздаточный материал, который получает каждый ребенок, и демонстрационные средства, которые печатаются на магнитной доске или фланелеграфе. Все они должны быть понятен и привлекательны внешне, чтобы вызвать интерес у детей, спровоцировать взаимодействие логического и чувственного мышления. Воспитателям важно помнить о наличии запасного материала, чтобы демонстрационные и раздаточные средства были на занятиях в достаточном для каждого воспитанника количестве.
  • Демонстрационный и дидактический. Дидактическим материалом в детском саду на занятиях по ФЭМП выступают счетные палочки, карточки, мелкие игрушки, объемные цифры, лабиринты, карты, геометрические лото, домино, занимательные кубики, геометрические фигуры для счета, таблицы, карточки с изображениями предметов или времен года, настольные игры и многое другое. Для изучения величин (толщины, ширины, высоты и длины) применяются предметы разных размеров; пространственные отношения помогают освоить наборы дидактических пособий; со временем как нельзя лучше знакомит календарь или макет часов, градуированные пробирки или банки демонстрируют разницу глубины и объема.

При этом важно, чтобы размер раздаточного материала позволял каждому воспитаннику свободно размещать его на столе, не мешая другим. Демонстрационный материал показывается фронтально, потому должен быть значительно крупнее и больше. Чтобы обеспечить одну старшую группу для занятий по ФЭМП, потребуется 25 комплектов раздаточного и один-два комплекта демонстрационного материала.

В работе со старшими дошкольниками преподаватели используют наглядные пособия, которые моделируют математические понятия и развивают дедуктивное мышление. Используется фланелеграф или иное полотно размером 60х30 см со специальными полосками для раскладывания карточек и изображений. Могут использоваться музыкальные инструменты и любые предметы, издающие звуки, которые помогут в установлении мощности на слух (ложки, бубны, барабаны, часы и даже капли воды). Информационные технологии — презентации и таблицы — служат одной из форм наглядности, которая способствует развитию умственных способностей у дошколят.

Альтернативой наглядному становится занимательный математический материал, который отличается разнообразием и системностью использования. Задания предполагают нарастающую сложность упражнений и игр, чтобы в процессе их выполнения создавались условия для самостоятельных поисков и использовались методы прямого обучения. Занимательный материал комплексно воздействует на развитие математических способностей воспитанников, положительно влияя на целеустремленность, логическое мышление, пространственное воображение, умение находить способы действий для решения познавательных и практических задач. Для этих целей в детском саду могут задействованы следующие виды занимательного материала:

  1. Игрушки-головоломки — «Пирамидка», «Змейка» Рубика, «Уникуб» и прочие, которые состоят их складывающихся или вращающихся объемных геометрических фигур.
  2. Геометрические конструкторы — «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», где из плоских геометрических фигур по замыслу или образцу нужно сложить сюжетное изображение.
  3. Логические упражнения, задачи на поиск недостающей фигуры или нахождение признаков схожести/отличий, распознавание частей в целом или восстановление целого из частей.
  4. Лабиринты — упражнения, которые требуют мыслительного и зрительного анализа для поиска кратчайшего пути от точки к точке.

Игровые комплексы в усвоении элементарных математических познаний

Методика Помораевой и Позиной по проведению ФЭМП в старшей группе доказала, что основополагающее значение в получении простейших математических познаний имеют игровые комплексы, повышающие эффективность образовательного процесса и способствующие освоению детьми знаний в полном объеме, развивая мышление, логику и память. Занятия в традиционной форме провоцируют быструю утомляемость детей и развитие гиподинамии, потому активные формы обучения и игровая деятельность являются эффективной альтернативой привычных уроков. Игровые комплексы способствуют развитию внимания и сообразительности (через головоломки и задачи-шутки), логического мышления (через рассуждения над ходом решения задания), самостоятельности и памяти.

Примеры практического применения игровой деятельности:

  1. Освоение понятий равенства и неравенства — дидактические игры «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей», с помощью которых дети учатся выполнять операции с цифрами в пределах 10 и пояснять свои действия.
  2. Развитие памяти и мышления — игры «Какая игрушка пропала?» и «Составь цифру».
  3. Изучение дней недели и их названий — наблюдение, в ходе которого дети обозначают разноцветными кружочками каждый день, чтобы им проще было уяснить последовательность, для закрепления знаний проводятся игры «Живая неделя» и «Дни недели».
  4. Знакомство с календарем и месяцами — игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и прочие.
  5. Навыки ориентирования в пространстве — дидактические упражнения для определения своего положения в пространстве, положения предметов.
  6. Знакомство с геометрическими фигурами — игра на поиск в окружающих предметах квадратов, треугольников или кругов.

Игровые ситуации в учебном процессе должны соответствовать времени и месту и не быть случайными. Освоив простейшие математические представления, воспитанники смогут перенести знания в нестандартные ситуации. Разновидностью занятий по ФЭМП являются занятия-праздники или уроки-развлечения, которые строятся на развлекательной составляющей, однако выполняют и образовательные задачи. На них стимулируется интеллектуальная активность детей, а соревновательный характер мотивирует их на эффективную работу.

Дидактические пособия по ФЭМП в старшей группе

Для формирования у дошкольников навыков по элементарной математике педагоги дошкольных учреждений используют апробированные дидактические пособия, среди которых свою эффективность доказали логические палочки и блоки X.Кюзенера и 3.Дьенеша, а также планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе авторства И.А.Помораевой и В.А.Позиной.  

Логические блоки и палочки — набор из плоских и объемных геометрических тел, где у каждого блока можно выделить свойства (толщина, величина, цвет и форма). Для работы с блоками 3.Дьенеша дети получают карточки с заданием, где символически указана последовательность, в которой нужно составить цепочку из геометрических тел, и закономерность, которую нужно учитывать. С помощью палочек X. Кюзенера, которые называют «цветные числа», можно моделировать числа, составляя из кубиков и параллелепипедов заветные числа, таким образом знакомясь с их составом.  

Методические разработки В.А.Позиной и И.А.Помораевой призваны помочь воспитателям не только в разработке тем и задач занятий, но и в реализации поставленных целей. Планы-конспекты занятий, учитывая принципы системности и последовательности, комбинируют и решают все задачи, поставленные перед педагогами программой. На игровых занятиях по методике Помораевой и Позиной используется дидактический материал, проводятся физкультминутки, изучение элементарной математики проходит в увлекательной форме без скучного заучивания, поскольку задания малышам дают сказочные персонажи, волшебники и добрые зверята.

В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе

Занятия ФЭМП в старшей группе по методике Позиной и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.

Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:

Месяц Программный материал на месяц по занятиям
Сентябрь 1. Повторение счета в пределах 5, навыка различать объемные и плоские фигуры, понимание последовательности частей суток.
2. Счет в пределах 5 с помощью анализаторов, закрепление навыка сравнения предметов по двум параметрам, умения двигаться в определенном направлении, определяя его вслух.
3. Совершенствование счета в пределах 5, сравнение пяти предметов по одному параметру с установлением последовательности (короткий, длиннее, самый длинный), понимание понятий завтра, сегодня, вчера. 
Октябрь 1. Составление множества и выделение его частей, определение закономерностей между частями и целым; повторение знаний о плоских фигурах, сортировка их по качественным признакам; совершенствование навыка определения направления движения.
2. Счет в пределах 6, развитие навыка сравнения шести предметов с сортировкой в убывающем или возрастающем порядке, закрепление представления об объемных фигурах с их классификацией по величине и форме.
3. Счет в пределах 7, работа над сравнением шести предметов по ширине с их сортировкой, повторение определения положения предметов и людей относительно себя (понятия справа, слева, сзади, спереди). 
4. Повторение счета в пределах 6, знакомство порядковым значением числа 6, совершенствование навыка сравнивать до шести предметов, расширение познаний о последовательности времени суток. 
Ноябрь 1. Счет в пределах 8, повторение счета и перечисления предметов на слух в пределах 7, повторение умения двигаться в заданном направлении.
2. Счет в пределах 9, повторение плоских геометрических фигур и поиск этих фигур в окружающей обстановке, совершенствование навыка определения своего местоположения среди предметов и людей. 
3. Знакомство с порядковыми значениями чисел 9 и 8, практика правильных ответов на вопросы «Который?» и «Сколько?», сравнение до семи предметов по величине и их сортировка, поиск отличий в изображениях предметов. 
4. Знакомство с числом 10, закрепление знаний о времени суток, углубление знаний о видах и свойствах треугольника.
Декабрь 1. Счет на слух и по образцу в пределах 10, совершенствование навыка сравнения восьми предметов по высоте с их сортировкой по возрастания и убыванию, практика поиска знакомых геометрических фигур в окружающих предметах и движения в заданном направлении. 
2. Закрепление знаний о том, что результат счет не связан с размером или расстоянием между предметами, знакомство с четырехугольником на примере прямоугольника и квадрата, совершенствование навыка определения пространственного направления относительно предметов.
3. Закрепление знаний о видах и свойствах четырехугольников, повторения навыков счета в пределах 10 посредством анализаторов, знакомство с названиями дней недели.
4. Практика сравнения чисел в пределах 10, правильные ответы на вопросы «Какое число больше/меньше?», «Сколько?», «Насколько число больше/меньше?», углубление знаний о направлениях движения, повторение навыка называть последовательность дней недели. 
Январь 1. Совершенствование навыка сравнение чисел в пределах 10 с пониманием отношений между ними, определение одинаковых по длине предметов на глаз, развитие глазомера и умения находить закономерности. 
2. Углубление знаний касательно отношений между числами 9 и 10, совершенствование пространственных представлений и умения правильно использовать понятия сзади, рядом, внизу, справа, слева, сверху, развитие глазомера, закрепление называния дней недели, развитие глазомера и представлений о равенстве групп предметов. 
3. Обучение ориентированию на листе бумаги, знакомство с количественным составом числа 3, практика поиска геометрических фигур в окружающих предметах.
Февраль 1. Знакомство с количественным составом чисел 3 и 4, практика ориентирования на листе бумаги, закрепление навыка называния дней недели, определения дня недели.
2. Знакомство с количественным составом числа 5, углубление знаний о трех- и четырехугольниках, развитие навыка называния положения предмета относительно других. 
3. Закрепление представления о количественном составе числа 5, формирование представления о делении числа на равные части, сравнение части и целого, сравнивание по ширине и высоте до девяти предметов с сортировкой их по возрастанию и убыванию. 
4. Практика счета в пределах 10 по образцу, поиска геометрических фигур в окружающих предметах, закрепление представления о делении предмета на части, углубления умения видеть часть в целом, сравнивание двух предметов посредством третьего. 
Март 1. Повторение знаний о порядковом значении чисел от 1 до 10, закрепление навыка ориентироваться в пространстве относительно другого лица и себя, сравнивать до 10 предметов, выстраивая их по возрастающей.
2. Изучение принципа деления круга на равные части, сравнивание предметов по ширине, повторение последовательного называния дней недели.
3. Деление квадрата на равные части, сравнение части и целого, счет в пределах 10, закрепление умения двигаться по заданному направлению и изменять его по сигналу. 
4. Практика деления круга на четыре части, сравнение части и целого, углубления знаний о треугольниках и квадратах. 
Апрель 1. Практика деления квадрата на 4 части, сравнение части и целого, закрепление навыка сравнения предметов по условной мере, ориентирования на листе бумаги с определением середины, углов и сторон. 
2. Закрепление счета в пределах 10, практика ориентирования на листе бумаги, углубление знаний о плоских геометрических фигурах, поиск фигур в окружающих предметах. 
3. Усвоение взаимосвязи чисел в пределах 10, совершенствование навыка сравнения предметов по величине, практика деления квадрата и круга на части.
4. Практика составления числа 5 из единиц, ориентирование и движение в заданном направлении, повторение последовательного называния дней недели.
Май Закрепление ранее изученного материала

Занятия по ФЭМП в старшей группе по методике Помораевой и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях, поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику. 

Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:
1. Занятия по ФЭМП в средней группе
2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Спасение Снеговика"
4. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.