Музыкальные дидактические игры

54
Музыкальные дидактические игры представляют собой один из наиболее действенных инструментов достижения образовательных результатов в области музыки. В статье рассмотрены понятие и задачи музыкальных дидактических игр, а также приводятся их примеры.

Игры остаются наиболее действенным и любимым детьми средством педагогики. Через игру воспитатель может легко сформировать у ребят устойчивый интерес к занятию, вызвать радостное настроение и легче добиться поставленных образовательных целей.

Музыкальные дидактические игры выступают одним из способов развития музыкальной культуры дошкольников, формирования слуха, чувства ритма и развития творческих способностей детей. Они направлены на систематизацию и закрепление знаний о музыке, выступают средством общения и развития детей.

Грамотно составленные музыкальные дидактические игры для дошкольников просты, интересны и доступны. Они побуждают воспитанников петь, танцевать, слушать и запоминать. Для дидактической игры характерным является наличие содержания, обучающей задачи, правил и игровых действий. При этом воспитатель выступает участником игры, организует условия, которые способствуют активизации музыкальной деятельности детей.

Скачать картотеку музыкально-дидактические игры для подготовительной группы
Скачать бесплатно в .pdf

Скачать музыкально-дидактические игры
Скачать бесплатно в .docx

Скачать музыкально дидактические игры с картинками
Скачать архив бесплатно .zip

Значение музыкальных дидактических игр в развитии ребенка

Каких результатов у детей позволяет добиться использование музыкальных дидактических игр? Основными из них будут:

  • развитие музыкальных и познавательных способностей;
  • обогащение эмоционального мира;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности, активности, инициативности, самостоятельности;
  • развитие внимания, памяти, сообразительности;
  • формирование умения различать звуки по громкости, продолжительности, тембру;
  • ознакомление с музыкальными инструментами;
  • приучение детей к быстроте реакции, оценке своих возможностей, сдержанности;
  • обогащение словарного запаса.

Согласно наблюдениям, музыкально-дидактические игры для подготовительной группы дают возможность детям самостоятельно придумывать собственные правила, последовательность действий, улучшают коммуникативные навыки.

Основная задача музыкальных дидактических игр – развитие музыкальных способностей малышей, формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, расширение звукового восприятия.

Для достижения таких целей должны использоваться музыкально дидактические игры для дошкольников с картинками, красочным и интересным оформлением, подобранными по возрасту детей.

Если воспитанники организовывают самостоятельную музыкальную деятельность, то это говорит об их высоком уровне развития в этой области, хороших результатах в работе по формированию музыкальных умений и навыков ребят.

Виды музыкально-дидактических игр

В зависимости от поставленных педагогических задач, предпочтений и особенностей детей, выделяют несколько видов дидактических игр по музыке:

  • спокойные: дети прослушивают музыкальные произведения и стараются определить мелодию;
  • подвижные основываются на динамичности, двигательной активности, предполагают, что малыши будут реагировать на музыку, выполняя определенные действия;
  • хороводного типа организовываются как соревнования кругов-хороводов в отгадывании мелодии и пр.

Одним из преимуществ музыкальных дидактических игр для детей является то, что их можно организовывать дома и в детском саду, а количество участников может начинаться от трех. Детям будет интереснее, если заранее придумать награду для победителя.

Примеры музыкально-дидактических игр

Рассмотрим некоторые примеры музыкально-дидактических игр, которые могут использоваться в детском саду.

«Три медведя»

Игра направлена на обучение детей различать звуки по высоте и предполагает использование картонных изображений медведей большого, среднего и маленького размеров, которые выдаются детям. Перед игроками ставится задача вовремя «вывести погулять мишку», что предполагает передвижение картинок по столу. При звуке нижнего регистра «на прогулку» идут большие медведи, среднего регистра – медведи меньшего размера, высокого – медвежата. Побеждает тот, что меньше всего ошибается.

«Определи настроение музыки»

Игра предполагает развитие у детей способности определять настроение, которое возникает у человека при прослушивании определенной мелодии. Для проведения этой музыкальной дидактической игры понадобятся картинки, изображающие лица с разным выражением:

  • доброе, ласковое, спокойное;
  • жалобное, грустное;
  • веселое, задорное, радостное;
  • лиричное.

Во время игры воспитатель исполняет музыкальное произведение, а ребенок показывает картинку, которая, по его мнению, передает настроение этой мелодии. Чтобы усложнить игру, можно ввести необходимость угадать произведение и его автора.

«Какой инструмент лишний?»

Игра разработана для подготовительной группы. Перед ее проведением необходимо провести предварительную работу, в ходе которой дети ознакомятся с музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, а также принадлежностью к тому или иному виду оркестров: детскому, духовому, эстрадному.

В качестве игрового материала используются карточки, на которых изображаются различные музыкальные инструменты.

В ходе игры перед игроком раскладываются несколько карточек (от четырех до пяти), при этом один из изображенных инструментов должен быть «лишним». К примеру, педагог выбирает четыре карточки с картинками народных инструментов, и одну – с инструментом из симфонического оркестра. Ребенок должен определить, какая картинка «лишняя» и аргументировать свой выбор.

Музыкальные дидактические игры для детей направлены на всестороннее развитие дошкольников, формирование музыкального слуха, памяти, знакомство с базовыми понятиями в музыке. Благодаря игровой форме достижение педагогических целей происходит легко, а результат закрепляется надолго, ведь дети принимают активное участие и проявляют высокую заинтересованность в занятиях.

Скачать картотеку музыкально-дидактические игры для подготовительной группы
Скачать бесплатно в .pdf

Скачать музыкально-дидактические игры
Скачать бесплатно в .docx

Скачать музыкально дидактические игры с картинками
Скачать архив бесплатно .zip

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по дошкольному образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Т. Волосовец «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль