Перспективное планирование

83
В статье рассматривается понятие, значение, виды, принципы перспективного планирования в ДОУ, даются примеры составления различных планов, которые помогут организовать деятельность педагогов.

Успешная реализация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется благодаря грамотному перспективному планированию. Оно предполагает заблаговременную разработку системы предстоящей воспитательной деятельности, формирование целей и задач. Перспективное планирование – не статичный процесс, который выполняется всего один раз, и может корректироваться в зависимости от достигаемых результатов.

Основой перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса является общеобразовательная программа дошкольного учреждения. План составляется педагогом каждой группы на месяц, квартал, полугодие, год.

Основной задачей календарно-перспективного планирования является обеспечение научно-обоснованного подхода к образовательному процессу и его организацию таким образом, чтобы педагог получил возможность провести систематическую работу.

Что должно быть включено в перспективный план?

В зависимости от программы ДОУ перспективный план включает:

  • планируемые сроки его реализации;
  • образовательные области (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое художественно-эстетическое развитие);
  • цели и задачи;
  • виды деятельности детей, которые планируется использовать;
  • методические пособия и литературу;
  • запланированную работу с родителями, ее формы.

В рамках перспективного и текущего планирования на начало каждого месяца определяются:

  • комплекс гимнастики утренней и после сна;
  • работа с детьми и родителями на месяц: консультации индивидуальные и групповые, родительские собрания, памятки, выставки, конкурсы, семинары, спортивные и музыкальные мероприятия, дни открытых дверей и пр.

На базе плана организации образовательной деятельности составляется циклограмма, которая разделяется на дни недели. Для каждого дня расписывается организация образовательной деятельности утром и в первой половине дня, прогулка, вторая половина дня, а также вторая прогулка и вечер. В циклограмме обозначаются формы организации детей, соответствующие каждому виду деятельности.

Принципы перспективного планирования в ДОУ

При осуществлении перспективного планирования в ДОУ по ФГОС необходимо придерживаться следующих принципов:

  • соблюдение рекомендуемой требованиями СанПиНа учебной нагрузки на детей;
  • соответствие нагрузки развитию детей;
  • учет медико-гигиенических требований, выдвигаемых к длительности и последовательности педагогического и различных режимных процессов;
  • учет особенностей климата;
  • учет погодных условий и времени года;
  • составление плана с учетом особенностей каждого ребенка;
  • чередование организованной деятельности и самостоятельной;
  • принятие во внимание работоспособности детей в течение недели при планировании чередования и сочетаемости занятий;
  • приведение в соответствие процессов развития и обучения;
  • последовательность, регулярность и повторяемость воспитательных действий;
  • включение в план упражнений, которые необходимы для эмоциональной разрядки детей;
  • интеграция усилий всех специалистов ДОУ;
  • направленность занятий на раскрытие потенциала каждого ребенка.

Важную роль для успешной реализации перспективного планирования играет высокая мотивация педагогов и воспитанников в реализации поставленных задач.

Виды перспективного планирования в ДОУ

Пример удачного перспективного планирования в ДОУ включает работу в нескольких направлениях:

  • стратегическое планирование,
  • тактическое планирование,
  • оперативное планирование.

Стратегическое планирование соответствует образовательной программе и составляется на базе программы развития ДОУ в долгосрочной перспективе.

Тактическое планирование – это составление плана работы на год, который выступает обязательным для детского сада документом и принимается на педсовете в начале учебного года. Он содержит запланированные мероприятия по работе с семьей, педагогами, работе со школой.

В современных условиях к воспитательно-образовательному процессу выдвигаются требования использования принципа тематического планирования. Он подразумевает, что в заданный промежуток времени, например 1–2 недели, вся воспитательно-образовательная работа будет посвящена одной теме. К примеру, так можно составить перспективное планирование музыкального руководителя по ФГОС.

Скачать перспективное планирование музыкального руководителя по ФГОС
Скачать бесплатно в .docx

Во второй младшей группе можно использовать темы: «Кто мы, какие мы?!», «Весна пришла», «Что нам осень принесла!», «Моя мама – лучшая на свете», «Зимовье зверей», «Красивые тарелочки для семейного обеда», «Разноцветные мячики плавают», «Украсим сказочную рукавичку», «Коробка с кубиками для друзей» и пр. Обычно выбирается тема наиболее простая для детского восприятия с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Результаты тематического планирования удобно оформлять в виде таблицы, где будут указаны месяц, темы и календарный срок. С эти видом планирования тесно связано перспективное планирование в ДОУ на год по отдельной образовательной области.

Скачать календарно-перспективное планирование на год
Скачать бесплатно в .docx

Оперативное планирование является основой для воспитательно-образовательной работы с детьми конкретной группы детского сада. Оперативный план составляется на день или неделю. В него входит описание работы воспитателя в течение дня: образовательная деятельность, режимные моменты, совместная деятельность воспитателя и детей, работа с семьями воспитанников.

Чтобы перспективное планирование привело к запланированным результатам, его следует осуществлять в соответствии с такими педагогическими требованиями:

  • обеспечение единства целей, содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
  • грамотное сочетание различных форм и методов работы;
  • соответствие плана возрасту и индивидуальным особенностям детей;
  • постановка реальных задач, систематичное и последовательное их достижение;
  • согласованность плана работы с отдельной группой с планом всего дошкольного учреждения.

В помощь педагогу созданы различные пособия, например, перспективное планирование Голицыной, составленное с учетом федеральных государственных требований к организации процесса воспитания. Однако следует помнить, что перспективный план составляется каждым воспитателем в зависимости от особенностей группы и планируемых образовательных результатов.

Скачать пример перспективного планирования
Скачать бесплатно в .docx

Скачать перспективное планирование по Голицыной
Скачать бесплатно в .docx

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по дошкольному образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Т. Волосовец «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль