Дидактические игры

201
В статье описана методика проведения различных видов дидактических игр. Рассматриваются настольные и развивающие дидактические игры с примерами.

Игра для дошкольников является ведущей формой деятельности, благодаря игре дети полноценно развиваются. Дидактические игры - это метод работы с малышами в форме специальных развивающих занятий, являющихся способом активного обучения. Основу таких игр составляет развитие познавательной сферы ребенка. Системы дидактических игр впервые были разработаны известными педагогами в сфере дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори.

Дидактические игры - это одновременно и игра и обучение. У ребенка в процессе такой деятельности развиваются психические процессы и формируются личностные особенности. Дидактические игры воспитывают в дошкольниках нравственные качества, чувство справедливости, способствуют развитию речи детей, усвоению знаний, развивают познавательные умения.

Значение дидактических игр для развития дошкольников

Дидактическая или обучающая игра имеет особенно важное значение для получения дошкольником новых знаний и совершенствования навыков, полученных ранее. Инициатором игры чаще всего становится педагог или родитель. Ему следует заранее подготовиться, чтобы грамотно организовать игровой процесс.

Впервые полноценно применить дидактическую игру возможно именно в дошкольном возрасте. Это связано с особенностям развития детей от 4 до 6 лет.

Малыши данной возрастной группы обладают устойчивым вниманием. Средняя продолжительность игрового процесса - 20 минут, а в случае повышенной заинтересованности ребенка может длится дольше.

В возрасте до шести лет у дошкольника совершенствуется образное мышление, сенсорное восприятие, он полностью готов обучаться.

Дошкольники имеют достаточно большой словарный запас, без проблем изъясняются.

У детей уже можно определить способности к тем или иным видам деятельности, и развивать их с помощью обучающей игры.

Дошкольники 4-6 лет уже могут выполнять действия последовательно, что необходимо для соблюдения правил и успешной реализации дидактической игры.

Используя дидактические игры, взрослые развивают у дошкольников моторику, речь, сенсорное, временное и пространственное восприятие, логическое и образное мышление, воображение, память, усидчивость, любознательность.

Развивающая дидактическая игра преследует множество целей, и одна из них - это расширение круга знаний ребенка о природе, свойствах и предназначении предметов, явлениях окружающего мира, правилах поведения и т.д.

Скачать дидактические игры (примеры)
Скачать бесплатно в .docx

Структура дидактической игры

Дидактические игры подразделяются на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. Последние включают в себя лишь отдельные элементы игры.

Дидактические игры довольно сложны для реализации внутри дошкольного учреждения. Для того, чтобы такие игры не превратились в учебные занятия, в них должны присутствовать следующие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие (или элемент) и правила. В отдельных случаях выделяют также содержание игры и ее окончание.

Рассмотрим структурные элементы дидактической игры более подробно.

Обучающая задача - основной элемент дидактической игры, которому подчиняются все остальные. Обучающая задача для дошкольников формулируется как игровая. Так, в описании задачи раскрывается программа “игровых” действий. Кроме того, обучающая задача стимулирует желание выполнить действия игры. Часто цель заложена в название игры: “Скажи наоборот”, “Угадай по описанию” и т.д.

Игровые действия означают способы участия ребенка в игре. Его активность может проявляться, например, в следующих игровых целях: нащупать игрушку и описать ее; опустить руку в “сказочный” мешочек; подобрать кукле одежду и предметы быта, декорированные геометрическим узором; увидеть и рассказать об изменениях, которые произошли с игрушками, расставленными на столе.

В зависимости от возраста и уровня развития детей игровые действия могут меняться. Однако, есть правило, которого педагог должен придерживаться при организации дидактической игры с дошкольниками. Это правило разнообразия и содержательности детской деятельности, от которого напрямую зависит развивающий эффект. Если педагог при проведении занятия действует сам, а дети лишь наблюдают и изредка что-то комментируют, воспитательно-образовательная ценность такой деятельности снижается.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила зависят от целеполагания, и могут различаться даже внутри одной дидактической игры. Одни направлены на поведение и познавательную деятельность дошкольников, определяют условия выполнения игровых действий, их характер, устанавливают последовательность и очередность, координируют отношения между участниками. Другие правила могут усложнять решение обучающей задачи. В отдельных играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие “наказание”.

Структурные элементы развивающей дидактической игры тесно связаны между собой. Обучающая задача определяет игровые правила, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Виды дидактических игр

Так как дидактическая игра - это сложное педагогическое явление, то и классифицируют ее по большому количеству критериев. Например, по количеству участников она может быть индивидуальной или коллективной. По цели проведения дидактические игры для дошкольников бывают:

  • направленными на развитие речи;
  • творческими;
  • воспитательными;
  • логическими;
  • математическими;
  • прочими.

Общепринятой классификацией в педагогике является следующая.

  1. Дидактические предметные игры. Отличаются большим разнообразием  игровых материалов, содержанием, организацией проведения. В качестве дидактических материалов педагоги используют игрушки, природные материалы (листья, цветы, камушки, ракушки, семена растений), реальные предметы.
  2. Сюжетные дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли, например, продавца магазина или покупателя, пекаря и т.д.
  3. Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях (“Путешествие в страну сказок”), о нормах поведения (“Что такое хорошо и что такое плохо?”
  4. Настольные дидактические игры основаны на принципе наглядности, когда детям дается не сам предмет, а его изображение.
  5. Словесные обучающие игры направлены на развитие внимания, памяти, припоминания. В таких играх малыши совершенствуют родную речь, учатся связно изъясняться. Например, “Придумай загадку”, “Ассоциации” и т.д.

Скачать набор дидактических игр для детей своими рукам
Скачать архив бесплатно .zip

Настольные дидактические игры для дошкольников

Все настольные дидактические игры для дошкольников условно можно подразделить на три типа:

  • лото;
  • парные картинки;
  • домино.

Дидактические игры в картинках способствуют развитию речи, поскольку во время занятия малыши узнают новые слова и понятия, учатся правильно применять их. Настольные игры учат внимательности и сосредоточенности, содействуют развитию мышления, так как  дети учатся делать выбор и вслух обосновывать свое решение. В процессе занятия дошкольник учится контролировать свои действия и нести за них ответственность.

Скачать картинки для дидактических игр
Скачать архив бесплатно .zip

Примеры настольных дидактических игр

“Деревья”

Для этой настольной игры используются два вида рисунков: на одном - листья разных пород деревьев, на втором - сами деревья с написанным сверху названием. Необходимо выделить некоторое время для ознакомления ребенка с парными листиками (деревьями и их листьями). Далее нужно разделить листы. Задача дошкольника - вспомнить при демонстрации любого из деревьев какие у этого дерева листья. После того, как прозвучит правильный ответ, листья надо найти на картинке.

“Где, чья мама”

Эта печатная дидактическая игра схожа с предыдущей, но на картинках выступают звери и их детки. Педагог помогает ребенку запомнить изображения, чтобы в дальнейшем он сам мог по картинке вспомнить название взрослого и молодого животного

“Собираемся в школу, на море, на рыбалку”

Для проведения этой настольной дидактической игры следует подготовить портфель или любую другую сумку; различные предметы для разной деятельность (для моря, школы, рыбалки). Например, для школы такими предметами могут быть карандаши, ручки, линейка. Для моря: надувной круг, сланцы, кепка, крем для загара, солнечные очки. Для рыбалк: удочка, ведерко, сачок. Надо разложить предметы в соответствии с их назначением, объясняя при этом ребенку свои действия. Пусть малыш поймет логику и идею данной настольной игры. Когда ребенок все запомнит, стоит предложить ему “собраться” самостоятельно.

Развивающие дидактические игры для дошкольников

Приводим пример развивающих дидактических игр, цель которых - развитие таких важных качеств для будущего школьника, как память и внимание.

Дидактическая игра “Исчезнувший предмет”.

В игре участвуют не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить их. Далее участники отворачиваются, а ведущий прячет одну из игрушек и предлагает ребятам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий дает фишку. Победителем становится тот, кто соберет больше всех фишек.

Дидактическая игра на внимание “Что изменилось?”

В игре участвуют дети от пяти лет, не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек, хорошо узнаваемых детьми. Ведущий предлагает участникам запомнить что и в каком порядке расположено, после чего дети отворачиваются. В это время ведущий меняет местами несколько игрушек, а затем предлагает ребятам угадать, что изменилось. Как и в предыдущей игре, за каждый правильный ответ дети получают фишки.

Дидактическая игра на внимание “Съедобное - несъедобное”

В данной игре используется мяч. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное слово и бросает мячик своему соседу. Если слово обозначает любую еду, то ребенок, которому бросили мячик, должен поймать его, то есть “съесть”. Если же слово обозначает несъедобные предметы, мяч ловить нельзя.

Методика проведения дидактической игры

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, сама игровая деятельность и ее анализ.

При подготовке к проведению дидактической игры необходимо реализовать следующие элементы:

  • отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания детей определенной возрастной группы;
  • выявление наиболее удобного времени для проведения дидактической игры;
  • выбор места, где участники смогут играть, не мешая остальным детям;
  • определение количества участников;
  • подготовка необходимого дидактического материала.
  • Проведение дидактических игр включает:
  • ознакомление дошкольников с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
  • объяснение детям хода и правил игры;
  • показ и разъяснение малышам игровых действий;
  • определение роли воспитателя (болельщик, играющий или арбитр);
  • подведение итогов.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, и обещает, что в следующий раз они будут играть в другую, не менее интересную игру.

Анализ проведенной дидактической игры позволяет выявить, какие приемы оказались неэффективными, а какие, наоборот, способствовали достижению цели, что сработало, а что нет. В дальнейшем это поможет избежать ошибок, совершенствовать подготовку и сам процесс проведения игры. Также анализ позволит выявить индивидуальные особенности дошкольников, выражающиеся в их поведении или характере, а значит, грамотно организовать индивидуальную работу с воспитанниками группы в будущем.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по дошкольному образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Т. Волосовец «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль