Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС

  • 29 декабря 2017
  • 5174

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС

В статье рассматривается понятие адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС, принципы, этапы, условия ее разработки и реализации. Раздел, описывающий структуру АОП, поможет правильно составить документ.

Скачать пример адаптированной программы для ребенка с ОВЗ (расстройство аутического спектра) в ДОУ
Скачать бесплатно в .pdf

Скачать адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Скачать бесплатно в .pdf

Скачать коррекционную программу для детей с ОВЗ (ЗПР VII вида) в ДОУ
Скачать бесплатно в .pdf

Правовое понятие «дети с ОВЗ» введено Законом об образовании в Российской Федерации, который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Согласно закону, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это лица, которые имеют недостатки в психологическом и/или физическом развитии, препятствующие получению образования без создания особых условий. Недостатки в развитии обязательно должны подтверждаться заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Адаптированная образовательная программа (АОП) в ДОУ по ФГОС позволяет вести обучение и воспитание детей с ОВЗ с учетом их развития, особенностей, индивидуальных возможностей, а также корректировать при необходимости нарушения развития и социальной адаптации этих детей.

индивидуализация

Нужно ли вносить изменения в устав в случае обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам?


Отвечает Инна Каракчиева, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Учитывая индивидуальные потребности лиц с ОВЗ, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на основной общеобразовательной программе, а также ФГОС общего образования по уровням образования и/или ФГОС образования детей с ОВЗ.

Этапы и принципы реализации адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ

Одним из важнейших этапов подтверждения статуса ребенка с ОВЗ является получение заключения ПМПК. Если этого документа нет, то ребенок не может рассматриваться как обучающийся с ОВЗ, даже если недостатки в его физическом или психологическом развитии очевидны.

Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В своих рекомендациях сотрудники ПМПК отражают условия, необходимые для обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ по адаптированной программе: основной или индивидуальной. Нередко ПМПК предлагает родителям отдать ребенка с ОВЗ в группу компенсирующей направленности или же в группу комбинированной направленности с инклюзивным образованием. Это способствует социализации, развитию навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники образовательного учреждения создают для детей доступную среду, используют методики взаимодействия с такими воспитанниками.

Актуальным остается вопрос построения основных образовательных программ, базой для которых выступает ФГОС. Следует помнить, что закон «Об образовании» требует, чтобы основная образовательная программа разрабатывалась с учетом примерной.

Организация коррекционной работы ведется в несколько этапов в течение всего учебного года. Адресность и последовательность этапов являются предпосылками для нейтрализации дезорганизующих факторов. Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

  1. Информационно-аналитическая деятельность – сводится к сбору и анализу информации. Реализация длится с сентября по октябрь. Результат: оценка обучающихся с целью учета особенностей их развития, определения специфических образовательных потребностей, оценки образовательной среды на соответствие требованиям в области материально-технического, программно-методического обеспечения, а также кадровой базы.
  2. Организационно-исполнительская деятельность в течение октября-декабря. В результате организуется образовательный процесс коррекционно-развивающей направленности, а также процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при созданных условиях воспитания, обучения, развития и социализации этих детей.
  3. Контрольно-диагностическая деятельность (январь, май). Результат: проверка соответствия образовательных и коррекционно-развивающих программ, а также созданных условий потребностям ребенка.
  4. Регулятивно-корректировочная деятельность (февраль–апрель). На этом этапе в процесс образования и сопровождения детей с ОВЗ вносятся изменения, призванные улучшить качество и эффективность взаимодействия с ними.

Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в ДОУ должна осуществляться на основе таких принципов:

  1. Принцип гуманизма, согласно которому взаимоотношения с ребенком строятся на основе веры в его силы и возможности, поиска позитивных ресурсов для преодоления трудностей с максимальной пользой.
  2. Принцип системного подхода предполагает рассмотрение человека как единой системы. Для развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ применяется всесторонний подход с привлечением разнопрофильных специалистов, а также задействование в образовательном процессе всех его участников.
  3. Принцип непрерывности – предоставление гарантии, что помощь в решении проблемы или определения подхода к ее решению будет непрерывной.
  4. Принцип реальности, согласно которому коррекционно-развивающая работа строится на глубоком изучении личности и возможностей ребенка.
  5. Принцип деятельностного подхода предусматривает, что коррекционно-развивающая работа строится на свойственном возрасту виде деятельности, а также его целенаправленном формировании.
  6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в формы и способы коррекционно-развивающей работы вносятся изменения, даже если работа ведется в группах.
  7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи гарантирует соблюдение права родителей самостоятельно выбирать образовательные организации, формы получения образования детьми с ОВЗ.

Требования к условиям реализации и планируемые результаты АОП в ДОУ

Для успешной реализации адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ необходимо соблюдение определенных условий, которые охватывают все сферы деятельность образовательной организации. В первую очередь, к таким условиям относится психолого-педагогическое обеспечение, которое подразумевает:

  1. Создание условий, согласно рекомендациям ПМПК:
    1. применение специальных приемов, методов, средств обучения, коррекционных и образовательных программ, которые ориентированы на потребности и возможности детей;
    2. использование индивидуализированных методов обучения, учитывающих специфику нарушений в развитии ребенка;
    3. комплексный подход при работе с воспитанником на индивидуальных и групповых занятиях.
  2. Создание должных психолого-педагогических условий:
    1. коррекционное направление учебно-воспитательного процесса;
    2. построение работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
    3. создание комфортной психологической атмосферы;
    4. применение современных педагогических технологий.
  3. Обеспечение здоровьесберегающих условий:
    1. проведение мероприятий, направленных на укрепление физического, а также психического здоровья;
    2. внедрение оздоровительного режима;
    3. профилактика перегрузок воспитанников;
    4. контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  4. Привлечение детей с ОВЗ к участию в досуговых мероприятиях на равных со сверстниками.

Кроме того, успешная реализация адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ предусматривает организацию:

  1. программно-методического обеспечения, которое включает:
    1. коррекционно-развивающие программы;
    2. использование коррекционно-развивающего и диагностического инструментария;
    3. применение специальных программ, учебных пособий, а также образовательных ресурсов.
  2. кадрового обеспечения, то есть привлечения профильных специалистов к работе с ребенком;
  3. материально-технического обеспечения кабинетов, спортивного зала, медкабинета;
  4. информационного обеспечения.

Промежуточные и итоговые результаты реализации коррекционной программы для детей с ОВЗ в ДОУ предполагают оценку освоения ими общеобразовательной программы. Динамика развития воспитанников проявляется по мере освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты оцениваются через специально организованную систему мониторинга.

Если для воспитанника усвоение общеобразовательной программы невозможно вследствие нарушений, подтвержденных ПМПК, то акцент коррекционной работы смещается на его социализацию и выработку практических навыков. В результате проведения коррекционной работы ребенок с ОВЗ достигает планируемых результатов и преодолевает нарушения в развитии.

Структура адаптированной образовательной программы в детском саду

Адаптационная программа для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС включает:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Условия реализации коррекционной работы.
  4. Описание содержания программы.
  5. Разработанный индивидуальный учебный план.
  6. Планируемые результаты.
  7. Заключение, а также рекомендации специалистов.

При оформлении титульного листа следует указать наименование образовательной организации, назначение, адресность и срок реализации программы. На нем должен быть гриф утверждения руководителем учреждения и информация о согласовании с родителями.

Пояснительная записка содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка, описание его психофизического развития, цели и задачи обучения по каждому предмету. В пояснительной записке указываются примерные адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ в ДОУ, на основании которых готовилась АОП, а также обосновывается перераспределение часов, изменение последовательности изучения разделов и прочее, если это необходимо.

Индивидуальный учебный план включает информацию об усилении отдельных разделов и тем, перепланировке учебных часов, последовательности тем, изменении объема интегрированных занятий.

Содержание программы состоит из трех блоков:

  • Образовательный – описывает содержание образования по годам, ожидаемые результаты и формы оценивания предметных достижений.
  • Коррекционный – дает информацию о направлениях коррекционной работы, ее методах, приемах, формах. Здесь описывается планируемая работа логопеда, дефектолога, психолога.
  • Воспитательный – указывает приемы формы и методы работы.

Планируемые результаты включают информацию о динамике достижений ребенка с ОВЗ, оценку создания условий для его образования, росте доли педработников, которые прошли специальную подготовку и обладают необходимой квалификацией и другие показатели.

В заключительную часть вносится обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики.

Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.

Скачать пример адаптированной программы для ребенка с ОВЗ (расстройство аутического спектра) в ДОУ
Скачать бесплатно в .pdf

Скачать адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Скачать бесплатно в .pdf

Скачать коррекционную программу для детей с ОВЗ (ЗПР VII вида) в ДОУ
Скачать бесплатно в .pdf

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.