Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС

442

Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС

В статье рассматривается актуальность проведения педсовета в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС. Приводится план встречи и пример педсовета по речевому развитию с помощью игровых технологий.

В период дошкольного возраста ребенок начинает активно усваивать разговорный язык, именно в это время происходит становление и развитие всех сторон речи. Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку среди многих других задач воспитания в детском саду стоит на одном из первых мест.

Педсовет в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС проводится на регулярной основе и преследует цель усовершенствовать организацию воспитательного процесса в вопросах улучшения речи воспитанников. Педсовет позволяет решить ряд важнейших задач:

  • проанализировать в каких условиях развиваются речевые функции дошкольников в детском саду;
  • наметить способы их усовершенствования;
  • вывести на новый уровень знания педагогического состава о наиболее действенных методах речевого воспитания;
  • мотивировать педагогов обогащать свои знания в области развития связной речи дошкольников;
  • создать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска, обсуждая инновационные технологии улучшения речевой грамотности воспитанников. 

Многие методисты, педагоги дошкольного воспитания, приглашенные специалисты на педсоветах по развитию речи в ДОУ сходятся во мнении, что лишь малое количество дошкольников умеет строить грамматические конструкции - образные, описательные, грамматически правильные. Малыши старших и подготовительных групп разговаривают односложно, однообразно, их речь сбивчива, без описательных конструкций. Во время игры дети не могут наладить сотрудничество, сказывается неумение формулировать вопросы четко, давать краткие или развернутые вопросы.

Также к частым проблемам, обсуждаемым педагогами на педсоветах в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС, относятся нелогичность построения беседы воспитанниками, неверное изложение последовательности событий в рассказе, неумение использовать интонацию и правильно распределять смысловую нагрузку, корректировать громкость и темп высказываний.

Обсуждение на педсовете в ДОУ использования инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Рассказ взрослого человека используется в педагогической практике как базовый прием овладения русским языком, и к сожалению, обладает низкой эффективностью. Дошколята пытаются пересказать слова воспитателя с максимальной точностью, при этом в их речи отсутствуют новые речевые обороты, образные и описательные элементы часто опускаются. Поэтому на педсовете в ДОУ по развитию речи актуально представить использование инновационных технологий педагогической работы по повышению культуры общения дошкольников.

Инновационные педагогические технологии прочно вошли в воспитательный процесс и стали неотъемлемой его частью. При грамотном использовании они оказывают существенную помощь педагогам в части эффективности обучения, помогают наметить перспективные пути соприкосновения с детским коллективом. Традиционные и новаторские элементы в составе инновационных решений позволяют изменять и даже полностью перестраивать методы обучения дошкольников в группах. 

Инновационные приемы, обсуждаемые на педсовете в ДОУ по речевому развитию:

  • метод проектов;
  • технология портфолио;
  • исследовательская активность;
  • коллекционирование;
  • игровые технологии;
  • технологии ИКТ;
  • технология проблемного обучения.

Широкое использование находят представленные на педсовете в ДОУ по развитию речи инновационные технологии, обеспечивающие знакомство дошкольников с новыми понятиями, явлениями через создание ярких, эмоциональных образов на уровне подсознания, гарантирующие всестороннее развитие детей. К ним относятся аква-гимнастика, биоэнергопластика, выполнение кинезиологических упражнений.

Педсовет по речевому развитию детей через игровые технологии в ДОУ

Для того, чтобы педсовет прошел максимально эффективно, к нему необходимо подготовиться. Во-первых, провести тематический контроль организации развития у детей связной речи, определить насколько эффективно была проведена коррекционно-логопедическая работа (ответственные - учитель-логопед, старший воспитатель). Во-вторых, обсудить все моменты с докладчиками, которые будут выступать на педсовете в ДОУ по речевому развитию детей (ответственный - старший воспитатель). И, наконец, подготовить несколько вариантов опорных схем для развития речевой активности дошкольников и подобрать такие игровые технологии, использование которых в ДОУ будет тренировать речевой аппарат и стимулировать умственное развитие дошкольников (ответственные - воспитатели старших групп).

Примерные темы педсоветов в ДОУ по речевому развитию:

  • “Формирование у дошкольников связной речи”.
  • “Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников”.
  • “Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности”
  • “Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ”
  • “Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС”
  • “Организация и эффективность работы педагогов по развитию речи”
  • “Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения”
  • “Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников”

Примерный план проведения педсовета на тему “Развитие речи детей с игровой технологией”:

  1. Актуальность проблемы развития речи детей.
  2. Итоги проведенного контроля развития речи дошкольников.
  3. Проведение деловой игры.
  4. Активизирование речевой активности воспитанников детского сада.
  5. Формирование предпосылок связной речи у детей.
  6. Использование игровых технологий, ориентированных на тренировку речевого аппарата, стимуляцию умственного развития дошкольников.
  7. Подведение итогов.

В ходе педсовета по культуре речевого развития дошкольников педагоги обсуждают игровые и фронтальные формы обучения, составление коротких, описательных рассказов, игры - настольные, подвижные, в виде драматизаций и инсценировок, пересказывание известных сказок.

В условиях, когда в группе детского сада наблюдается много дошкольников с задержкой речевого развития, воспитатели должны приобщать детей к общению и делать это на всех этапах работы с ними. Важно разговаривать с воспитанниками, комментировать действия малышей во время их деятельности, задавать несложные вопросы, вести “параллельный” разговор, тем самым подсказывая ответы ребенку. Необходимо провоцировать ситуации мнимого непонимания для развития навыков построения диалогов и монологов у дошкольников, использовать образные выражения, понятные для воспитанников, использовать игровые песенки, потешки, приговоры, стимулирующие малышей играть со своими словами и звуками.

Важно помнить, что большая часть произведений народного искусства нацелена на формирование речевой активности детей во время подвижных игр, осознание ими глубины и образности родной речи. Пример стимулирования речи детей - предоставление ребенку права выбора в ситуациях, которые требуют словесной активности (“Тебе налить стаканчик воды или только половину стакана?”, “Ты хочешь поиграть с машинкой или мячиком?”). Прием замещения: ребенку предлагается представить себя каким-либо предметом и рассказать о своих действиях, ощущениях (“Представь, что ты - самолет…..”). Еще один пример стимулирования речи детей - короткие этюдные игры, позволяющие формировать образность речи дошкольников (кукольные театры, игры-имитации, простые пантомимы).

Примеры игровых технологий в ДОУ для речевого развития детей

  1. Игровое упражнение “Если бы”.

Цель - формирование у дошкольников связной речи, воображения, а также высших форм мышления - прогнозирования, синтеза, экспериментирования. Педагог-логопед предлагает ребятам поэкспериментировать, пофантазировать на различные темы, такие как: “Если бы я вдруг стал невидимкой”, “Если бы я был волшебником”, “Если весна не наступит никогда”.

  1. Игровое упражнение “Оживи предмет”.

Цель - развитие у детей эмпатии, способности наделять объекты, изображенные на картине, человеческими характерами, чувствами и мыслями. Педагог предлагает малышам выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют черты его характера, рассказывают о его мыслях и возможных поступках. Например, рассматривается пейзаж, дошкольники выбирают и характеризуют объект - это ель и она спокойная, спящая, с тихим дыханием.

  1. Игровое упражнение “Найди самое удачное название картины”.

Детям предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, и выбрать среди них одну-две наиболее подходящих к содержанию картины. Педагог просит детей объяснить свой выбор. Основной упор здесь идет на построение логических связок в тексте. В результате получается рассказ в форме рассуждения.

По завершению педсовета в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС педагоги могут представить свои разработки - тематические пособия в виде презентации. По результатам собрания составляется свод решений, обязательность исполнения которых касается всех участников педагогического коллектива. Назначаются лица, ответственные за реализацию свода решений. Они же контролируют сроки выполнения.

Скачать конспект педсовета по речевому развитию детей посредством современных технологий
Скачать в .docx

Скачать конспект педсовета в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС
Скачать в .docx

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по дошкольному образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Т. Волосовец «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль