text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Должностная инструкция воспитателя детского сада

  • 2 мая 2018
  • 9678

Должностная инструкция воспитателя — ключевой документ, который регламентирует обязанности и права педагога, который:

Скачать образец должностной инструкции воспитателя
Скачать бесплатно в .docx

  • воздействует на интеллектуальное и физическое развитие детей дошкольного возраста;
  • способствует полноценному развитию дошкольников, их социальной адаптации, эффективной подготовке к школе;
  • проводит коррекционно-развивающую работу;
  • прививает принципы гуманизма и патриотизма, знакомит с семейными ценностями;
  • обеспечивает соблюдение правил и требований техники безопасности.

Обязанности воспитателя охватывают широкий спектр функций от ежедневного приема воспитанников от родителей до проведения культурно-массовых мероприятий, занятий физкультурой и обучением, развития задатков и врожденных способностей детей.  

Должностная инструкция воспитателя

Поступая на работу, воспитатель изучает типовую должностную инструкцию и подписывает ее вместе с заведующим ДОУ, который назначает воспитателей и освобождает их от должности. Должностная инструкция воспитателя детского сада регулирует вопросы прав и обязанностей педагога ДОУ наряду с другими нормативными документами:

  • трудовым договором, заключенным между работодателем и воспитателем;
  • санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.4.1.2660).

Утверждение ФГОС стало ключевой отправной точкой в новой истории российской педагогической наукой. Изменения, произошедшие в связи с переходом на новые методы и принципы работы в детских садах, сказались и на профдеятельности воспитателя ДОУ, даже при условии отсутствия факта внесения изменений в должностные инструкции и продолжении практики использования типовых образцов, составленных в соответствии с профстандартом.

должностные инструкции

Чем должностные инструкции отличаются от трудовых обязанностей?


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Внесение изменений в порядок осуществления воспитательной работы — начиная от вопросов планирования и заканчивая необходимостью последовательного поиска новых идей для повышения эффективности профдеятельности — пока отразилось далеко не во всех инструкциях (что определяется особенностями функционирования детского сада и реализуемым управленческим подходом), но по сути такие изменения являются обязательными.

Профстандарт педагога ДОУ также предусматривает ведение непрерывной самостоятельной деятельности по повышению профессионального педагогического мастерства, что также может быть отмечено в должностной инструкции. Очень важно, чтобы современный воспитатель самостоятельно стремился разрабатывать материалы для представления на собраниях, смотрах-конкурсах, налаживал активное сотрудничество с другими педработниками детского сада для обмена передовыми разработками, что предусмотрено требованиями стандарта и актуальными образовательными тенденциями.

Менеджмент дошкольного образования

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Менеджмент дошкольного образования". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Помимо обязанностей, инструкция регламентирует знания и навыки, которыми должен обладать педагог. Воспитатель должен:

  • разбираться в детской психологии, специфике детско-родительских отношений;
  • владеть коммуникативными навыками, умея найти общий язык с воспитанниками и их родителями (стеснительных детей — мотивировать на действия, отстающих — приобщить к посильной работе, одаренных — увлекать тем, что у них получается лучше всего);
  • уметь оказывать первую медицинскую и доврачебную помощь.

Наряду с обязанностями, у воспитателя есть права на:

  • участие в педсовете (включая возможность стать его председателем);
  • защиту достоинства и чести;
  • выбор и использование образовательных технологий и программ, образовательных материалов и методов (включая авторские разработки);
  • участие в методической, исследовательской и экспериментальной работе;
  • систематическое повышение квалификации и прохождение аттестации;
  • достойные условия труда, социальные гарантии и льготы, регламентированные законодательством РФ.

Ответственность воспитателя закреплена в тексте инструкции, однако администрация и родители часто спекулируют незнанием воспитателя. Если педагог:

  • в воспитательных мерах применяет методы психического или физического насилия, его освобождают от занимаемой должности;
  • нарушает правила ТБ, охраны труда, СанПина или противопожарной безопасности, он привлекается к дисциплинарной ответственности;
  • причиняет материальный ущерб детскому саду, согласно гражданскому и трудовому праву, он несет за это ответственность.

Родители вправе обсудить с педагогом или администрацией его отношение к ребенку, невнимание. Если малыш грязный/мокрый, неправильно одет или плохо накормлен, свои претензии мамы и папы могут в личной беседе обсудить с педагогом, но они не являются поводом для применения мер ответственности согласно инструкции.

Поводом привлечения воспитателя к ответственности является нанесение физического или морального вреда ребенку, преступной халатности, которая, однако, должна быть доказана. Доказательством могут быть показания свидетелей или заключение вызванной бригады скорой помощи. В том случае, если вина будет доказана, компенсация ущерба взымается с ДОУ, а воспитатель понесет за свои действия дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Должностные обязанности воспитателя ДОУ

Обязанности педагога дошкольного образования характеризуются разнообразием функций и сфер ответственности. Воспитатель, согласно профстандарту, гарантирует осуществление должностных обязанностей, предусмотренных локальными документами детского сада, которые предоставляются на ознакомление под роспись, когда педработник заключает трудовой договор и начинает выполнять трудовые функции.

Должностные обязанности воспитателя детского сада охватывают организацию воспитательного процесса и работу с детьми дошкольного возраста. В рамках непосредственной реализации воспитательной практики должностные функции воспитателя можно классифицировать по группам согласно направлениям профессионального воздействия.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Осуществляет
  • присмотр за дошкольниками в соответствии с нормами охраны здоровья и жизни детей на прогулках и в помещении группы, во время экскурсий и других форм групповой активности;
  • строгое соблюдение распорядка детского сада, режима дня, утвержденного с учетом возрастных потребностей малышей;
  • воспитательно-образовательный процесс, работу по развитию детей согласно требованиям ФГОС, обеспечивая реализацию образовательной программы;
  • контроль за поведением дошкольников в процессе адаптации к детскому саду, формирование комфортных для адаптации условий;
  • совершенствование предметной среды в соответствии с личностными интересами малышей;
  • мониторинг процесса индивидуального развития дошкольников, наблюдение за состоянием здоровья, в том числе и с систематическим фиксированием результатов;
  • изучает и анализирует врожденные способности, интересы и склонности детей;
  • взаимодействие с членами семей, родителями или опекунами детей по организационно-воспитательным вопросам. 
Планирует и организует
  • программу воспитания, программное содержание, исходя из образовательных потребностей дошколят;
  • совместно с другими специалистами организует образовательную деятельность, соответствующую образовательной программе;
  • предметную развивающую среды, комфортную психологическую обстановку для каждого дошкольника;
  • содействие успешному освоению программных требований, развитию навыков и умений, предусмотренных ФГОС ДО;
  • игровую, групповую или индивидуальную деятельность дошкольников;
  • изучение возрастных характеристик, индивидуальных особенностей воспитанников, их привычек, склонностей, черт характера и использование этих знаний для повышения эффективности педагогической работы;
  • наблюдение за индивидуальными реакциями дошколят в период адаптации к детскому саду;
  • детский досуг и культурно-массовые мероприятия;
  • оказание помощи воспитанникам в вопросах налаживания коммуникации, решении возникающих проблем образовательного, бытового, психологического характера;
  • проведение выставок и конкурсов детских работ, организует участие воспитанников в различных мероприятиях и конкурсах.
Обеспечивает
  • непрерывное воспитания дошколят в соответствии с актуальными программными требованиями, регламентом ФГОС ДО, годовым планом работы ДОУ;
  • соблюдение прав и свобод детей, охрану их здоровья и жизни;
  • следование требованиям медицинского работника, заведующего, старшего воспитателя и психолога касательно работы с воспитанниками;
  • условия для благоприятного развития личности и способностей дошкольника, стимулирования процесса познания;
  • создание комфортных условий для физического, познавательного, художественно-эстетического, нравственного развития детей, реализация систематической коррекции таких условий;
  • становление личности малышей, возрастание познавательного интереса и мотивации, проявление самостоятельности;
  • достижение дошкольниками ожидаемых результатов обучения и планируемой динамики формирования навыков, соответствующих ФГОС;
  • выполнение образовательной программы ДО при условии использования инновационных технологий.
Участвует 
  • в культурно-массовых мероприятиях, укрепляющих физическое и и психофизическое здоровье детей; 
  • в создании той предметно-развивающей среды, которая соответствует возрасту воспитанников и их потребностям; 
  • проведении и организации родительских собраний, коллективных мероприятий, экскурсий, бесед, консультаций и других форм сотрудничества с членами семей дошколят;
  • проведении мониторинга, заседаний педагогического совета, семинаров, конференций, методобъединений;
  • распространении и обмене опытом, внедрение передовых технологий и педагогических инноваций;
  • в начале учебного года участвует в анализе образовательных потребностей детей, а в конце — в оценке достигнутых результатов освоения программы.  
Координирует 
  • коррекционную работу с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ с учетом рекомендаций педагога-психолога;
  • деятельность младшего воспитателя в контексте учебно-воспитательного процесса и соблюдения норм СанПина. 
Содействует
  • социализации дошкольников, созданию культуры личности;
  • развитию коммуникативных навыков, приобретению опыта взаимодействия;
  • исследовательскому и познавательному интересу детей;
  • комплексному развитию способностей детей посредством реализации различных форм деятельности.
Соблюдает
  • должностную инструкцию, нормы трудового законодательства и правила дисциплины;
  • требования противопожарной защиты, охраны труда и нормы СанПина;
  • права и свободы детей согласно Конвенции о правах ребенка и ФЗ «Об образовании»;
  • чистоту рабочего места (в том числе игрушек, которые дезинфицирует согласно санитарным нормам).
Ведет Правильно и своевременно заполняет журналы, отчеты и другие документы

Воспитатель должен бережно относиться к имуществу группы, методическим пособиям и оборудованию. Учитывая возраст детей и их образовательные потребности, он подбирает актуальные педтехнологии, которые внедряет в учебно-воспитательный процесс. С целью обеспечения оптимальных условий ведения воспитательного процесса обязан сотрудничать с другими педагогическими и непедагогическими работниками ДОУ:

  1. Координировать профессиональную деятельность младшего педагога дошкольного образования и помощника воспитателя.
  2. Совместно с музруком и инструктором по физкультуре организовать познавательный и полезный досуг дошколят — спортивные мероприятия, музыкально-театральные торжества, оздоровительные фестивали, эстафеты и прочие виды досуговой активности.
  3. Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует меры по укреплению здоровья (систематическое закаливание, профилактические мероприятия в период риска возникновения эпидемий). Уделяет особое внимание воспитанникам группы здоровья, детям с инвалидностью и ОВЗ, а также малышам, начавшим посещать детский сад после перенесенной болезни. В случае изменений в состоянии здоровья детей, воспитатель информирует об это старшую медсестру и администрацию.
  4. Систематически предоставлять старшему воспитателю или заместителю руководителя ДОУ актуальную информацию о посещаемости группы с объяснением причин отсутствия дошколят.
  5. В случае возникновения внештатных ситуаций срочно, в установленном порядке, информировать руководителя детского сада или его заместителя о случившемся, при необходимости — заявить о случившемся в уполномоченные органы.
  6. Активно взаимодействовать с коллегой, который обучает и воспитывает дошкольников в подотчетной группе в другую смену, особое внимание уделяя вопросам планирования педагогической тактики, обустройства предметно-развивающей среды, сотрудничества с семьями воспитанников и другим актуальным аспектам жизни группы.

В должностные обязанности воспитателя ДОУ входит систематическое повышение квалификации, взаимодействие с коллегами, обмен опытом. Для этого педагог принимает участие в семинарах, конкурсах, заслушивает курсы, посещает заседания районного и городского методобъединения, проводит родительские собрания.

Должностные обязанности воспитателя детского сада: спорные ситуации

Достойный педагог демонстрирует такт, выдержку и заинтересованность в благополучии дошкольников, он с вниманием, добротой и уважением относится к детям. Но несмотря на наличие должностной инструкции воспитателя ДОУ, строго регламентирующей все действия, права и меры ответственности педагога, нередко возникают спорные ситуации давления на воспитателя со стороны администрации детского сада или родителей. В этом случае важно понимать, что все обязанности и задачи, которые не прописаны в нормативных документах, не являются обязательными к выполнению.

  • Если родители задерживаются и не могут вовремя забрать малыша из детского сада, воспитатель не обязан ждать их, задерживаясь на рабочем месте дольше положенного.
  • Если утром родители оставили ребенка у калитки детского сада или дверей группы, лично не передав малыша воспитателю, за любые травмы или повреждения, которые ребенок получит в этот момент (упал, ударился, оцарапал коленку), воспитатель ответственности не несет.
  • Если от воспитателя администрация требует проведение ремонта в помещении группы за свой счет или сбора денег на нужды детского сада, он вправе отказаться от подобных поручений.

Анализ должностной инструкции воспитателя ДОУ позволяет утверждать, что все они касаются шести режимных моментов:

Прием детей в группу Воспитатель не просто принимает детей от родителей, но и интересуется состоянием здоровья малышей, особенностями поведения. Он контролирует посещаемость и в случае длительного отсутствия ребенка выясняет причины. 
Организация питания дошколят Перед едой педагог напоминает детям о тщательном мытье рук, рассказывают о пользе продуктов, из которых приготовлен обед или ужин. Самых маленьких воспитатели кормят, а остальным помогают есть самостоятельно 
Работа в группе Воспитатель следит за аккуратностью и чистотой детей, помогает их ходить в туалет, причесываться и умываться. 
Специалист формирует предметно-развивающую среду, проводит интересные и увлекательные занятия, игры, беседы, экскурсии и прочие мероприятия, помогающие детям всесторонне развиваться. Воспитатели регулярно проводят занятия физкультурой (два-три раза в неделю в помещении группы для детей 2-3 летнего возраста, в средней и подготовительной группе — ежедневно в физкультурном/музыкальном зале или помещении группы). 
Организация сна Первыми следует укладывать дошколят с чутким сном или трудным, если в группе присутствуют дети разного возраста, тех, кто старше, поднимают первыми. Важно, чтобы во время сна в помещении спальни присутствовал воспитатель или младший воспитатель. 
Прогулки и мероприятия Несмотря на то, что обязанность одевать детей не прописана в должностной инструкции воспитателя ДОУ, педагоги помогают воспитанникам обуваться и надевать одежду. Во время пребывания на площадке воспитатель организует физическую активность детей — подвижные игры и упражнения, совместно с дошкольниками убирает территорию площадки, проводит благоустройство участка. 
Завершение рабочего дня В конце рабочего дня воспитатель передает ребенка родителям (или их совершеннолетним представителям), оставляя в помещении группы порядок. 

Взаимодействие с родителями

На воспитателя возложена ответственная функция взаимодействия с семьями дошкольников и максимального привлечения их к жизни детского сада. Сотрудничество с родительским комитетом, проведение консультаций, бесед, организованных мероприятий способствует вовлечению родителей в жизнедеятельность ДОУ. Если у родителей возникают вопросы касательно развития, адаптации или образовательных успехов детей, воспитатель консультирует их в индивидуальной беседе или в формате лекции на родительском собрании.

Узнать больше о работе воспитателя детского сада можно в статьях:

  1. Обязанности воспитателя детского сада
  2. Должностная инструкция старшего воспитателя
  3. Должностная инструкция младшего воспитателя детского сада
  4. Должностные обязанности помощника воспитателя
  5. Пять вопросов о должностных обязанностях в ДОО

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.