Занятия по ФЭМП в средней группе

3237

В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка навыки логического мышления. Ведь в этот период малыши могут усваивать огромное количество необходимой информации, учиться новым способам мышления. Педагогами разработана специальная методика, которая позволяет сформировать элементарные математические представления.

Как показывают различные исследования, проводимые в ДОУ, у детей в возрасте от 4 до 7 лет существует возможность формирования основ математического мышления. ФЭМП в средней группе через разнообразные ролевые игры обучает детей правильному восприятию объектов, сопоставлению и обобщению наблюдаемых явлений, пониманию простейших взаимосвязей между ними, а также умению работать с огромным потоком информации, используя логические навыки.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

В средней группе основным источником познания у детей выступает чувственный и интеллектуальный опыт. Ребенок испытывает затруднения при выстраивании логических цепочек, поэтому педагогу отводится роль направляющего при формировании мышления дошкольников. Занятия по ФЭМП в средней группе направлены на подготовку к школе, требуют от педагога использования основ развивающего обучения, инновационных приемов и различных методов развития математического мышления.

Обучению детей средней группы  основам математики в современной педагогике отводится важная роль. Это обусловлено несколькими причинами:

  • школьное обучение начинается в 6-7 лет;
  • обработка большого количества информации, которая окружает ребенка, требует навыков логического мышления;
  • в образовательный процесс внедряются информационные технологии.

Ваши коллеги рекомендуют:

17 лучших материалов по теме «Обучение и воспитание»

быстрая подписка: 8-800-775-4822


ФЭМП в ДОУ: история внедрения

Современная методика формирования простейших математических навыков у детей дошкольного возраста имеет долгую историю. Впервые этот вопрос рассматривался педагогами и психологами в России и за рубежом в XVII-XVIII веках. В своих образовательных системах для детей 4-6 лет Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци обращали внимание на необходимость формирования четкого понимания пространства, размера предметов, мер величин.

Новые образовательные стандарты в современной России предусматривают, что ФЭМП в средней группе является обязательным. Концепция дошкольного образования предполагает четко очерченные требования к процессу развития познавательного интереса детей, и математическое образование является его неотъемлемой частью. В дошкольном возрасте дети из-за особенностей психического и физического развития проявляют нестабильный интерес к таким понятиям, как форма, пространство, время, количество. Для них затруднительно упорядочить и увязать между собой эти категории, применить знания к реальным ситуациям. Педагог должен помочь им в этом, используя доступные и эффективные методики.

Скачать конспекты занятия по ФЭМП в средней группе
Скачать в .zip

Особенности математической программы в средней группе

Занятия по ФЭМП в средней группе призваны обучить детей навыкам счета, дать представления о числе и количестве первого десятка, а также предполагает деление предметов на равные части, измерение, определение объема жидкостей и сыпучих тел. В ходе таких занятий дети закрепляют знания о различных геометрических фигурах, учатся понимать пространственные связи. В широком смысле ФЭМП в средней группе способствует формированию логических способностей, стимулирует умственную активность и развивает смекалку малышей. Сюда же можно отнести формирование правильных с грамматической точки зрения оборотов речи.

Во время занятий по математике реализуются не только очевидные образовательные задачи, но и воспитательные функции. Детям прививается понимание правил поведения, формируется их организованность, прилежность, аккуратность. Занятия организовываются утром, днем и вечером не более 2–3 раз в неделю.

ФЭМП в средней группе находит свое продолжение в рамках различной активности детей. Эти занятия помогают развивать целеустремленность, сдержанность, настойчивость, активную гражданскую позицию. На занятиях по рисованию, лепке, конструированию деталей из бумаги (оригами) происходит закрепление знаний о размерах, количестве предметов, видах геометрических фигур. При создании аппликаций дети развивают свои пространственные представления,  оттачивают усидчивость. На физкультурных и музыкальных занятиях также используется математика, которая необходима для выполнения упражнений. Во время подвижных игр воспитатель может закреплять базовые математические понятия, которые дети изучили теоретически. Летом ФЭМП в средней группе может проводиться во время загородных поездок, прогулок на природе или в детском саду.

Основы методики ФЭМП в ДОУ

При ознакомлении малышей с математическими знаниями важно поддерживать их любознательность и природный интерес. Для этого воспитателем применяются такие дидактические методы, как системность, логичность, последовательность, индивидуальность.

С каждым новым занятием знания, получаемые дошкольниками, усложняются. При этом не стоит упускать из внимания уровень развития детей. Чтобы закрепить пройденный материал, используются ролевые игры. При таком подходе дети отслеживают динамику своих знаний, математика становится любимым предметом, они сами стремятся найти ответ на поставленный вопрос, сосредотачивают внимание на мелких деталях, ищут различия и сходства между предметами.

Во время занятия воспитатель реализует различные педагогические приемы: наглядности, игровых технологий: подвижных игр, словесных бесед, фронтальных опросов. При этом особое место отводится развивающему обучению. Следует применять наглядные средства, такие как эталоны, пособия, фотографии, картины. Благодаря этому дети формируют полное представление о самих объектах, их характеристиках и свойствах.

Требования к наглядному материалу в ДОУ

При подготовке наглядных математических материалов воспитателю следует придерживаться определенных правил. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательных задач наглядные материалы должны быть:

  • разнообразными по форме, размерам, цвету;
  • пригодными для использования в ролевых играх;
  • динамичными, устойчивыми, прочными;
  • красивыми и наглядными.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста

Занятия по ФЭМП в средней группе исключают использование порицания или отрицательных оценок. Недопустимо сравнивать достижения разных детей, возможно лишь отслеживание динамики отдельного ребенка. Используемые педагогом методы должны быть действительно интересны детям, способствовать формированию доброжелательных отношений. Принуждение или порицание приведет к отрицательному результату, вызовет негативное отношение к математике, будет препятствием к развитию вычислительных навыков.

В книге Е.В. Сербиной приводятся некоторые «педагогические заповеди», которые стоит использовать воспитателю ДОУ:

  • Не спешить с результатом. Развитие каждого отдельного ребенка происходит по индивидуальному сценарию. Воспитателю следует направлять, а не пытаться ускорить это развитие.
  • Поощрение – лучший путь к успеху. Успех будет мотивировать малыша на достижение новых положительных результатов, привьет ему любовь к математике, будет способствовать развитию логических навыков.

Занятия по ФЭМП в средней группе предполагают изучение величин, различных геометрических фигур, количества предметов, а также развития навыков ориентации во времени и пространстве. Четырехлетние дети осваивают счет, устно могут проводить простые вычислительные операции, умеют использовать числа.

В этот период полезно использовать игры с кубиками, которые отличаются по формам, цветам, размерам. Во время игры у детей развиваются такие умения:

  • оперирование числами, свойствами, объектами;
  • улавливание изменения в размерах и формах;
  • сравнивание, соотношение и обобщение групп предметов, поиск закономерностей;
  • самостоятельное выдвижение гипотез, поиск плана действий.

Новый образовательный стандарт содержит список понятий, которыми должен уметь оперировать выпускник детского сада. Он должен знать формы предметов, части геометрических фигур, размеры и пр. Речевые, познавательные умения и навыки ребенок 6–7 лет может использовать для сравнения двух геометрических предметов.

Воспитателю следует развивать в малышах любознательность, используя проектный и исследовательский методы. При подготовке к занятиям по математике следует подбирать такие приемы и формы работы, которые будут способствовать не только развитию логического мышления, но и всестороннему развитию детей. Следует помнить, что формирование личности выступает первоочередной задачей для педагогов детского сада.

Скачать конспекты занятия по ФЭМП в средней группе
Скачать в .zip

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      С нами уже более 300 000 специалистов в области образования!

      Зарегистрируйтесь бесплатно и получите:

      • уникальный подарок!
      • доступ к более чем 10 тысячам профессиональных статей сферы образования
      • ответы экспертов об организации работы детского сада

      Регистрация займет не более минуты.
      Подарок за регистрацию - книга «Организация воспитательно-образовательной процесса в детском саду» с учетом требований ФГОС ДО (pdf)!

       

       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль