Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Портфолио для педагогов детского сада

1 ноября 2019
26020
Средний балл: 0 из 5

Портфолио для педагогов детского сада — одновременно технология использования учебно-методических материалов, процесс организации и форма анализа профессиональной деятельности (аттестации), что обеспечивает успешное развитие навыков рефлексии и объективной оценки результатов педагогической работы, прогрессирование мастерства.

Следовательно, портфолио объединяет:

  • результаты образовательно-воспитательной деятельности и иные профессиональные достижения, включая личный вклад в развитие российского образования;
  • материалы, на основании которых возможна оценка уровня профессионального мастерства педагога, его умения решать педагогические задачи, выстраивать образовательную стратегию;
  • документы и работы, объединяющие все аспекты педагогической деятельности работника.

Портфолио для воспитателя в детского сада

Педагоги сталкиваются с необходимостью накопления своеобразного портфеля достижений, подтверждающих уровень квалификации и степень освоения компетенции, учитывая принципы системности, достоверности, объективности, полноты и актуальности данных. К сожалению, не все педагоги знают, для чего нужно портфолио воспитателю детского сада, которое:

  • служит инструментом объективной диагностики профессиональной деятельности;
  • стимулирует педагогов на непрерывное самосовершенствование и систематическую рефлексию для оценки личностного роста;
  • обеспечивает профессиональное сближение с другими представителями педагогической общественности;
  • позволяет обобщать полученный опыт, практиковать оценку достижений и затруднений в осуществляемой деятельности;
  • используется для аттестации педработника, аккредитации и лицензирования образовательного учреждения.

Более того, многие педагоги отмечают финансовую и трудозатратность процесса формирования папки достижений, систематичность, а не эпизодичность работы с ней, низкую заинтересованность администрации в составлении портфолио образовательного учреждения. Оформление портфолио для воспитателя детского сада — технология, позволяющая оценивать воспитательные, образовательные и творческие результаты работы педагога в динамике и с наглядными примерами, накапливать полезную методическую информацию, используемую для проектирования профессиональной технологии и прохождения аттестационных процедур.

Внедрение технологии портфолио в ДОУ осуществляется в рамках работы по повышению квалификации, подтверждении профессионализма и личностного роста. Разработка презентационного портфеля проходит в рамках:

  • компетентного подхода — оцениваются основные компетенции и функции;
  • деятельностного — анализу подлежит степень выполнения основных видов деятельности;
  • системного — исследуется совокупность профессиональных достижений, проводится структурный и функциональный анализ, характеризующий значение и функции собрания материалов.

Технология портфолио обеспечивает преемственность процесса подготовки, профессионального роста и построения карьеры в сфере образования. Портфолио служит основной эффективного взаимодействия воспитателей, администрации детского сада, родительской общественности, методистов, представителей аттестационных комиссий и инспектирующих органов. Оно призвано стимулировать педагога на подключение внутренних ресурсов для развития профессионального мастерства, эффективного планирования деятельности и анализа достижений. Именно поэтому собрание достижений используется воспитателями детского сада, а также инспекторами конкурсных и аттестационных комиссий. Изучая портфели достижений педагогов, методисты информационно-методических центров, инспекторы комитетов по образованию могут вносить их в кадровый резерв либо же давать оценку профессионального мастерства для построения индивидуальной траектории развития.

Портфолио для педагога детского сада — эффективный аттестационный инструмент, посредством которого воспитатель демонстрирует аттестационной комиссии наличие необходимых компетенций, собственную практику использования педагогических технологий и собранные программно-методические материалы, необходимые для осуществления трудовых функций.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по работе с портфолио педагога и дошкольника
-

Какие мероприятия включить в методическую работу, чтобы подготовить педагогов к аттестации-2019


- Зачем создавать портфолио интересов дошкольника

Разновидности портфолио для педагога детского сада

Портфолио-технология — современная технология оценивания результатов профессиональной практико-ориентированной деятельности и компетентности воспитателя. Ключевым преимуществом использования этой технологии является комплексность оценивания. Портфолио-продукт в ДОУ по субъекту предоставления информации может быть:

  1. Индивидуальным — папка профессиональных достижений воспитателя, музыкального руководителя, заведующей детским садом.
  2. Групповым — коллективное портфолио воспитателей, работающих в одной возрастной группе ДОУ или в одном направлении деятельности.

В методической науке не существует единого образца такой папки с перечнем материалов, которые должны быть в него включены. В отсутствие образца портфолио для воспитателя детского сада каждый педагог, руководствуясь типологией папок и ее назначением, формирует содержимое презентационных материалов. По типу профессиональной деятельности классифицируют следующие виды папки достижений:

  • Практико-ориентированные — направлены на оценку практической деятельности;
  • Проблемно-ориентированные — ориентированы на оптимизацию решения часто возникающих проблем;
  • Проблемно-исследовательские — формируются для систематизации материалов и наработок педагога;
  • Тематические — представляют собой набор документов и материалов, раскрывающий различные аспекты одной темы.

В зависимости от типа материалов, составляющих основу портфолио для сотрудников детского сада, различают:

  1. Портфолио документов — папка с сертифицированными личными достижениями специалиста (грамоты, дипломы, сертификаты, награды и звания), которая обеспечивает количественную и качественную оценку собрания. К недостаткам этой формы относят статичность представляемых результатов, поскольку задокументированные достижения не позволяют продемонстрировать творческий поиск воспитателя, разнообразие его интересов и динамику развития.
  2. Портфолио работ — собрание проектных и творческих работ, отражающих весь спектр его деятельности, включая творческие и художественные достижения, участие в конкурсах, мастер-классах, научно-практических конференциях, элективных курсах. С его помощью воспитатель может продемонстрировать качественную полноту и разнообразие собранных материалов, чтобы подтвердить высокий уровень мастерства, повышенную творческую активность и динамику профессиональной подготовки. Несмотря на разнообразие наполнения ограниченность формы фотографиями, текстовыми файлами, видеозаписями вызывает затруднения у педагогов, недостаточно освоивших средства ИКТ.
  3. Портфолио отзывов — объединяет характеристики отношения воспитателя к профессиональной деятельности, составленные коллегами, представителями родительской общественности, старшим воспитателем и заведующим ДОУ, методистами и другими специалистами. Обеспечивает развитие механизмов самооценки и объективной оценки достижений педагога, что способствует осознанному выбору приоритетного направления для самообразования. Сложность связана с тем, что портфолио отзывов представляет собой портфель рекомендательных писем, характеристик, рецензий, заключений, резюме и отзывов, представленных в текстовом виде, затрудняющим формализацию.

Чтобы не ограничивать себя одной формой составления портфеля достижений, педагог может объединить несколько, чтобы усилить преимущества и компенсировать ограничения каждой из них.

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об оформлении трудовых отношений, организации рабочего времени и отдыха, кадрового документооборота, оплате труда и эффективного контракта поможет учебная программа

«Трудовые отношения и кадровый документооборот»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Электронное портфолио воспитателя детского сада

Массовое использование информационных технологий приводит к модернизации формы папки достижений педагога: альтернативой бумажным текстовым собраниям материалов становятся веб-портфолио — веб-ресурсы, используемые для представления профессиональных достижений и результатов педагогической работы. Онлайн-портфолио аккумулирует процесс самообразования педагога и отражает динамику его достижений, является средством удовлетворения требования профстандарта педагога. В последнем документе за педагогами была закреплена необходимость владения ИКТ-компетентностью — навыками работы с электронными таблицами, текстовыми и фоторедакторами, браузерами и электронной почтой.

Посредством электронного портфолио:

  • создаются веб-ресурсы для формирования социально компетентной и творческой личности;
  • осуществляется информационно-методическая поддержка молодых специалистов, успешный обмен опыта между коллегами, расширяется методическое и программное обеспечение образовательного процесса;
  • внедряются индивидуальные образовательные траектории воспитателей;
  • производится непрерывное повышение квалификации и совершенствования образовательно-воспитательного мастерства.

Независимо от темы для портфолио для воспитателя детского сада использование веб-ресурсов обеспечивает эффективную коммуникацию с коллегами, а гипертекстовая архитектура сайтов гарантирует упрощенный поиск по сайту. Однако для разработки, наполнения и ведения веб-портфолио воспитателю нужны не только ИКТ-умения, но также навыки конструирования и проектирования своей деятельности. Работа с материалами осуществляется с соблюдением принципов системности, интерактивности, доступности, научности и наглядности. Важно, чтобы педработник смог объективно оценить свои достижения, проанализировать работу, преодолевать трудности, достигая высоких результатов. Ресурс должен отражать все аспекты воспитательно-образовательной деятельности, а потому обязательными структурными элементами электронного портфолио являются достижения педагога, портрет воспитателя, педагогической опыт, работа с воспитанниками и их родителями. Для оформления ресурса целесообразно использовать современные средства визуализации: диаграммы, сводные таблицы, презентации, фотографии, графики и схемы. Система перекрестных ссылок обеспечивает взаимосвязь между компонентами портфолио, а электронный формат представления информации упрощает процесс редактирования. С их помощью формируется банк данных об эффективности работы ДОУ, компетентности педагогического коллектива, качестве методического сопровождения и особенностях воспитательно-образовательного процесса.

Образец структуры портфолио воспитателя детского сада

Готовое заполненное портфолио для начинающего воспитателя детского сада в формате веб-ресурса должно отличаться:

  • информационной насыщенностью и актуальностью данных (материалы должны иметь методическую или образовательную ценность);
  • научной корректностью и методической грамотностью — термины, понятия, определения, а также любая иная информация, размещенная на страницах электронного портфолио, должна иметь ссылки на нормативные акты, энциклопедические ресурсы и иные источники;
  • безопасным и комфортным юзабилити — оптимальной считается структура с горизонтальной навигацией, наличием шапки, боковой панели и подвала, данные должны подаваться не только в текстовом, но также в формате схем, таблиц, фотографий, которые делают контент разнообразным и увлекательным;
  • оригинальностью дизайна, выдержанного в единой стилевой и цветовой палитре, соответствующей деятельности педагога, создание которого стоит доверить профессионалу, если воспитатель не чувствует уверенности в своих силах;
  • обязательными средствами обратной связи в виде форума или гостевой книги без дополнительной регистрации и иных препятствий.

Планирование

ПРОФОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО САДА


Вы воспитатель в детском саду? Приглашаем пройти дистанционное обучение в Школе Менеджера образования по программе “ИКТ в работе воспитателя”. На курсе вы узнаете:

  • как выстроить свою работу с учетом современных технологий;
  • как подружиться с компьютером и электронными системами, знания которых требует профстандарт;
  • как быстро и просто составить электронное портфолио;

…и многое другое.

По итогам вашей учебы оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Записывайтесь на обучение здесь.

Этапы формирования портфолио для воспитателя в детского сада

При составлении документа рекомендуется избегать пунктуационных, лексических, морфологических и прочих ошибок, которые могут разрушить представления о компетентности педагога и качестве полученного им образования. В ходе работы над своеобразной визитной карточкой, которой является портфолио педагога детского сада, он последовательно осваивает:

  • сперва общеучебные умения, используя приемы классификации, систематизации, анализа и сравнения материалов;
  • нирование работы, выбор способов формирования досье и обработки данных;
  • организационные, практикуя разные способы получения и обработки информации, в том числе путем ведения деловой переписки.

К портфолио в качестве сопроводительного письма, обращения к читателю может прилагаться отдельный параграф, в котором педагог излагает свои мысли относительно профессиональной и творческой деятельности.

Процесс создания портфолио предполагает реализацию семи последовательных этапов:

Этап 1. Целеполагание и мотивация Структура, тип и форма собрания достижений во многом зависит от поставленной перед педагогом цели. Следовательно, перед началом работы воспитатель детского сада определяет, для чего он будет использовать портфель материалов, какие сведения он планирует в нем представить. 
Этап 2. Планирование структуры Поскольку не существует установленного образца портфолио для воспитателя детского сада по ФГОС, каждый педагог самостоятельно продумывает оптимальную структуру для своего досье или электронного ресурса, которая будет отвечать поставленным целям. 
Этап 3. Планирование работы с материалом
Воспитатель детского сада разрабатывает комплекс критериев, по которым он будет отбирать материалы для папки. Параллельно составляется план работы по сбору, систематизации и оформлению материалов. Предпочтительнее, если план содержит сроки проведения работ и ответственных лиц (если предполагается коллективная работа). 
Этот этап особенно важен для оценки ранее разработанной структуры портфолио. В случае избыточности некоторых разделов воспитателю следует скорректировать проект документа, прежде чем он приступит к оформлению материалов. 
Этап 4. Сбор и оформление данных  Педагоги собирают документы и материалы согласно ранее составленному плану. В оформлении данных необходимо придерживаться принципов наглядности и достоверности, излагая суть понятным языком. Целесообразно посетить тренинги, мастер-классы или консультации, чтобы получить знания, необходимые для работы с портфелем достижений. Для этого обязательным элементом этапа работы с материалами является рефлексия, которая позволяет зафиксировать трудности и достижения при обработке данных. На этом этапе подводятся промежуточные результаты достижения поставленных целей.
Этап 5. Проба презентации Для оценки качества продукта и готовности его автора к прохождению аттестационных процедур целесообразно провести пробы презентации посредством моделирования подобных ситуаций с коллегами, разбора обнаруженных ошибок, а также проведения повторных представлений для их устранения. В процессе работы над ошибками в портфолио вносят недостающую информацию, параллельно оценивая степень достижения намеченных целей. 
Этап 6. Презентация Презентация портфолио заинтересованным лицам, представление планов по саморазвитию, оценка степени достижения результатов. 
Этап 7. Оценка результатов Воспитателю детского сада необходимо помнить о том, что работа над аттестационным портфолио непрерывна и циклична, а потому после седьмого этапа вновь следует первый. Как только завершится процедура аттестации, сразу же начинается подготовка воспитателя к следующей. Периодически пополняя свою папку новыми документами в течение трех-пяти лет, педагог существенно упрощает работы над новым аттестационным собранием материалов. Итоговая рефлексия деятельности, которая показывает, что педагог анализирует, классифицирует информацию, подвергает сомнению факты, успешно взаимодействует с другими специалистами. 

В ходе наполнения портфолио материалами должен соблюдаться принцип добровольности: администрация или методисты не вправе принудительно и против воли воспитателя включать в папку достижений данные. Педагог самостоятельно решает, какие материалы наилучшим образом продемонстрируют его достижения. Портфель материалов ни в коем случае не может быть беспорядочным собранием разработок занятий, воспитательных мероприятий и курсов, поскольку в нем должны в систематизированном порядке отражаться авторские педагогические идеи и убедительные доказательства их эффективности.

Система оценивания портфолио воспитателя детского сада

На сегодняшний день несмотря на распространенность технологии портфолио среди педагогов дошкольного образования существует недостаток методических разработок для создания и оценки качества собрания достижений. Используя существующие примеры портфолио для воспитателя детского сада, члены аттестационных или иных комиссий оценивают:

  • качество портфеля материалов, исходя из принципов правильности их оформления, логичности изложения и построения структуры, полноты изложения информации;
  • инновационность по наличию авторских разработок и находок, ценности содержания для других педагогов, транслируемость данных;
  • сформированность умений решать прикладные задачи, работать со средствами ИКТ, излагать свои мысли, аргументируя педагогические приемы, навыки работы на ошибками и осуществления самооценки.

В каждом детском саду разрабатывают актуальный перечень критериев оценки портфолио, который отвечает требованиям учреждения и целям создания папки.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.