-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Должностная инструкция старшего воспитателя

  • 1 декабря 2017
  • 6317

Должностная инструкция – документ, включенный в нормативную базу организации. Должностная инструкция воспитателя расписывается, основываясь на ряде законодательных актов. Администрации приходится разрабатывать ДИ (должностные инструкции) для сотрудников, находящихся в подчинении. И до составления заведующий ДОУ рассматривает законодательную базу, служащую опорой для будущей инструкции.

На какие документы опирается

Разработка ДИ – это процесс, предусматривающий включение всех требований, предписаний и аспектов регламентированных законом документов. Строгой формы, в какой стоило бы писать инструкцию, нет. Но есть шаблоны и примеры, где компактно, лаконично и содержательно расписаны основные моменты инструкции. Как правило, руководитель ДОУ либо опирается на шаблоны, либо сам создает ДИ на основании как минимум четырех документов.

А именно руководствуется:

• ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г.);

• ТК РФ;

• ФЗ No 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» (редакция от 05.07.2017 г.);

• Единым квалификационным справочником (ЕКС) должностей руководителей, специалистов, служащих.

Последний указанный документ является базой для написания инструкций в отношении педсостава. Если возникает спорная ситуация (дело может дойти и до судебных тяжб), конкретизация обязанностей касательно конкретной должности сводится к информации из квалификационного справочника.

Пункты же из ФГОСа, взятые из раздела «Должностные обязанности» администрация адаптирует под ДИ. Рассматриваются и ДИ старшего воспитателя в контексте СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Должностная инструкция старшего воспитателя детского сада, разрабатываемая на базе профстандарта педработника, предполагает выбор тех функций, что предписаны старшему воспитателю. Далее разделы ДИ, расписывающие трудовые функция, требования к компетенциям, следует дополнять предписаниями профстандарта.

Разделы
ДИ структурирован несколькими разделами: общие положения и должностные обязанности, обязательно описываются права, ответственность, порядок аттестации, регламент взаимоотношений согласно должности, а также порядок утверждения/изменения ДИ. Они состоят из подпунктов, где четко и ясно описываются основные моменты, касающиеся деятельности педагога. Они интерпретируются в единственно возможном смысле, избегая возможности толковать текст двояко.

Общие положения

В пункте первом следует указать все законодательные акты и документы, на которые опирался руководитель при составлении ДИ. Во втором пункте описывается, на каком основании и кем принимается на работу старший воспитатель, описывается, кто и как может его освободить от должности.

Что еще входит в раздел:

• информация касательно медосмотра, вводного инструктажа по охране труда и ознакомления с ДИ;

• возможные решения относительно передачи полномочий воспитателя на период трудового отпуска;

• информация, расписывающая требования к образованию специалиста и стажа (например, конкретное ДОУ на должность старшего воспитателя берет кандидата только с высшим п/о и стажем работы в этой должности от 2 лет);

• перечень документов, служащих опорой старшему воспитателю на профессиональном пути;

• перечень понятий, документов, образовательных ценностей, методик и предметов, входящих в компетентностный багаж специалиста.

На последнем пункте остановимся подробнее. Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ фиксирует: он должен владеть педагогикой, а также сравнительной, социальной психологией и психологией развития. В полной мере воспитатель должен владеть основами психологии отношений, валеологией и физиологией, теорией и методикой воспитания, экологической грамотностью, экономической теорией и т.д. Казалось бы, все эти предметы обязательны для современного педвуза.

Вопрос в том, что педагоги, закончившие педагогический институт достаточно давно, могли не изучать столь подробно психологические дисциплины. Но требования не могут меняться относительно возраста педагога. Из этого исходит, что молодой специалист, в полной мере соответствующий этим пунктам инструкции (и другим также) является предпочтительным кандидатом на должность старшего воспитателя. В этом смысле более опытные его коллеги, но не получавшие своевременно повышения квалификации, не могут быть ему конкурентом.

Или же взять другое стандартное требование, которое прописывает должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ по ФГОС – информационная грамотность. Предполагается, что специалист должен уметь работать с сервисами-утилитами, с презентациями и основными видами электронных таблиц, с обозревателями и электронной почтой, техникой мультимедиа и т.д. И это тоже базовые требования, а не пожелания. Это значит, руководитель обязан учитывать этот момент в выборе сотрудника на должность старшего воспитателя. Для педагогов старшего возраста, которые не могли учиться информационной грамотности в ВУЗе, должны быть открыты возможности получения новых знаний.

Должностные обязанности

Раздел расписывает те действия и функции, что предписывают специалисту законодательные акты.

Так, старший воспитатель должен:

• курировать работу воспитателей, находящихся у него в подчинении, помогать педработникам относительно проектирования образовательной среды ДОУ;

• обеспечивать методическим мониторингом профессиональную деятельность воспитателей и педработников;

• выполнять общеобразовательную программу ДО соответственно ФГОС;

• оказывать научную, а также методическую поддержку педсоставу ДОУ;

• налаживать связи и партнерство между садом, семьей, социальной средой.

Отдельным блоком расписывается, что организует старший воспитатель. В его функционале готовить и проводить педсоветы, родительские собрания и иные запланированные документально мероприятия. Также старший воспитатель должен (инструкция по ФГОС это прописывает) внедрять педагогику партнерства относительно педагогов, детей, родителей. Ему положено давать консультации (и в групповом формате, и в индивидуальном). Проводит старший воспитатель выставки методических разработок, организовывать конкурсы в педколлективе по усовершенствованию профессиональных навыков и саморазвития.

Курирует старший воспитатель в полной мере проектные и творческие группы педработников сада. В его функционале – образование педсостава в контексте использования современных ресурсов (как повышать квалификацию в аспекте самообразования, где искать актуальную информацию и т.д.)

Обязательный пункт – наставничество. Следовательно, старший воспитатель должен посильно и своевременно помогать молодым специалистам на пути их педагогического становления. Не обходит стороной старший воспитатель и социальное партнерство: как конкретно налаживать взаимоотношения с социумом, организациями и предприятиями – это тоже деятельность специалиста.

Мониторинг и участие

Особые блоки в разделе «Обязанности» - это мониторинг и участие. Первый блок расписывает, в каком мониторинге задействован старший воспитатель. Стандартно это два мониторинга: один осуществляют в начале учебного года (выявление зоны образовательных потребностей дошкольника), второй – в мае (фиксация показателей достижений, динамика развития и т.д.)

В блоке «Участие» описываются те мероприятия, где обязан участвовать старший воспитатель.

К примеру, специалиста задействуют в:

• выборе кандидатов на должности в саду (он может их рассматривать и участвовать в принятии решения наравне с административным звеном сада);

• стратегическом планировании;

• формировании позитивного имиджа сада в социуме;

• организации исследовательской и экспериментальной деятельности в ДОУ;

• налаживании партнерских социальных связей.

Рассмотрим на примерах. В некоторых школах в отдельную должность выделена следующая – заместитель директора по научной деятельности. Этот специалист курирует исследовательскую работу в школе: как ту, которой занимаются ученики под предводительством учителя, так и ту, что осуществляют сами учителя. Это немалый объем работы, помогающий продвигаться современной школе по научной стезе, участвовать в старта-апах, развивать Высшую школу педагогики и т.д.

В детских садах такой отдельной должности нет. Исследовательскую деятельность курирует старший воспитатель. Блок работы не должен быть формальным: дети с раннего возраста занимаются посильной научной деятельностью, что налаживает преемственность поколений и их готовность к продолжению исследований в школе. Учителя и воспитатели также не завершают свое образование и профессиональное развитие получением диплома в ВУЗе: их научная деятельность проходит неразрывно с профессиональной, на базе места работы. И мотивировать педсостав к научно-исследовательской работе должен старший воспитатель.

Права и ответственность

Это два раздела, которые прописываются с особым вниманием к формулировкам. Как уже говорилось, при возникновении спорных вопросов дело доходит до суда, и должностные обязанности старшего воспитателя в ДОУ будут рассматриваться юристами словно «под микроскопом».

инструкция старшего воспитателя

Порядок аттестации

Раздел описывает, как в ДОУ работает схема профессиональной аттестации, с какой периодичностью и на каких основаниях. Руководитель в этом разделе обозначает требования к педагогу для присвоения первой квалификационной категории и высшей квалификационной категории.

Регламент взаимоотношений согласно должности

Раздел должен лаконично, но содержать описать, с кем контактирует старший воспитатель, и как эти контакты помогают оптимизировать образовательный процесс. Также в этом пункте описан режим, в котором должен работать старший воспитатель, его обязанности относительно планирования собственной работы, предоставления отчетов о ней руководству и т.д.

Порядок утверждения и изменения ДИ

Прописывается, с какого момента инструкция полномочна. Также указывается в этом пункте, на каком основании считается, что воспитатель с ним ознакомился (это, как правило, подпись старшего воспитателя в инструкции, в журнале ознакомления с ДИ).

Один экземпляр инструкции работник получает на руки, и храниться он обязан на рабочем месте. Проверка запрашивает экземпляр, и если у воспитателя инструкции нет, это трактуется как нарушение. Должностные обязанности старшего воспитателя в ДОУ по ФГОС хранятся в папке с нормативной базой.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.