Адаптивная физическая культура

45

Адаптивная физическая культура (далее — АФК) призвана помочь в интеграции в социум и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В ее арсенале комплекс спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на помощь тем, кто перенес операции, потерю зрения или слуха, удаление отдельных органов, утратили способность самостоятельно передвигаться.  

Адаптивная физкультура разнится от:

  • физической культуры, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья, тем, что не использует исключительно физические упражнения и нагрузки;
  • медицинской реабилитации тем, что направлена не только на восстановление функций организма, опираясь на принципы медицинского массажа, фармакологию и медтехнику;
  • лечебной физкультуры, поскольку направлена не общее оздоровление, а социализацию детей с серьезными нарушениями состояния здоровья.

Таким образом, АФК позволяет ребенку реализовать свой потенциал, используя комплекс естественных факторов: закаливание, физические нагрузки, правильное питание и режим дня.

Адаптивная физическая культура: что это такое?

Сохранение здоровья детей приобретает стратегическое значение в контексте неутешительной статистики: 60-75% дошкольников страдают нарушениями осанка, 40% — имеют плоскостопие, у 50% диагностированы аномалии зрения, а у 70% нарушен процесс созревания скелета. Следовательно, им необходим комплекс мер, помогающим им преодолеть психологические барьеры, адаптироваться к социальной среде, внести свой вклад в развитие общества. Потому в редакции закона «Об образовании» от 1996 года был взят курс на внедрение в образовательные учреждения мер, позволивших детям полноценно развиваться адекватно возрасту. Особое внимание следует уделять детям с аномалиями в психическом и физическом развитии.

Чтобы кратко передать, что такое адаптивная физическая культураэто термин, который был введен в российскую науку в 1995 году вместе с открытием кафедры «Теории и методики адаптивной физкультуры» при Санкт-Петербургском госуниверситете физической культуры. Массовое ухудшение здоровья россиян спровоцировало то, что до внедрения понятия АФК в учебном заведении студенты-энтузиасты и педагоги разрабатывали программы физической культуры и спорта по работе с инвалидами. Три выпуска специалистов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья показали, что страна нуждается в новом направлении деятельности для лиц с отклонениями здоровья — адаптивной физкультуре.

За годы работы научные сотрудники университета сделали немало для развития адаптивной физкультуры в России:

  1. Были разработаны документы, в которых была обоснована практическая и научная значимость нового направления, описаны отличительные черты специальности, перспективы ее развития и востребованными, примерный учебный план и проект госстандарта.
  2. В 1997 году был утвержден первый госстандарт по этой специальности, а три года спустя он был дополнен, чтобы в 2009 году был представлен госстандарт третьего поколения. Так, сегодня специалистов по адаптивной физкультуре выпускает свыше 80 средних и высших учебных заведений.
  3. Были подготовлены научно-методические и информационно-методические пособия, учебники по адаптивной физкультуре, типовые программы по дисциплине. Преподаватели принимают активное участие в программах повышения квалификации, передавая знания коллегам из других городов и регионов, были проведены курсы в крупных городах России и стран СНГ.  

Сегодня АФК — это интегрированная наука, которая объединяет ряд образовательных направлений, совмещая в себе не только физическую культуру для инвалидов, но и психологию, коррекционную педагогику и медицину. Система адаптивной физкультуры призвана восстановить социальные роли ребенка, помочь ему восстановить психологическое состояние.

В дошкольных образовательных для детей-инвалидов и дошкольников с ОВЗ должна создаваться коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда, которая подразумевает ряд требований:

  • Гигиенические — соблюдение зрительной нагрузки, правильного питания и режима дня, использование успокаивающих светлых оттенков в окружающих ребенка предметах, спортивном инвентаре, внутренние помещения должны быть окрашены матовой фактурой краски; достаточное освещение спортивного зала, площадки.
  • Педагогические — систематический контроль над самочувствием ребят, при расчете физической нагрузки принимается во внимание дифференцированный и индивидуальный подходы. Для профилактики новых и коррекции существующих отклонений в состоянии здоровья воспитанников используются традиционные и нетрадиционные средства АФК. В работе использует интересный спортивный инвентарь, обонятельные, зрительные, вибрационные, звуковые и осязательные ориентиры, способствующие слуховому и зрительному восприятию. Применяются разновидности йоги, ритмика, методы ЛФК.   
  • Психологические — в группах должен создаваться психологически благоприятный микроклимат, воспитанником важно поощрять, создавать ситуации успеха, регулярно рассказывать об успешных спортсменах и тех, кому своим трудом и усердием удалось преодолеть последствия травм или врожденных недугов, чтобы через них сформировать стремление к физическим упражнениям и заботе о своем здоровье.

Адаптивная физкультура: проблемы развития направления

Внедрение адаптивной физкультуры в России прошло непростой путь развития. Для успешной реализации концепции необходимо преодолеть комплекс проблем:

  • Специалисты социальной сферы уделяют недостаточное внимание методам адаптивной физкультуры, недооценивают их роль в общей реабилитационной программе и интеграции детей с ОВЗ в социум.
  • Представители физической культуры и спорта в большей мере ориентированы на спортивные достижения и соревновательные результаты, чем на их реабилитацию, потому они уделяют мало внимания развитию жизненной компетентности у занимающихся.
  • В «Типовом положении об образовательном учреждении допобразования детей» занятия адаптивным спортом в значительной мере ограничены для дошкольников, поскольку дети-инвалиды, согласно документу, могут заниматься только по месту жительства, следовательно, под запретом находятся соревнования и поездки к местам состязаний, которые выходят за локацию места жительства ребенка.
  • В российских ДОУ ощущается острая нехватка тренеров-преподавателей адаптивной физкультуры и спорта, поскольку в вузах данная специальность оказалась невостребованной. Вместе с тем в СМИ наблюдается отсутствие заинтересованности в адаптивном спорте и любых событиях, связанных с ним. При этом подавляющее большинство объектов спортивной инфраструктуры не предназначены для детей-инвалидов.
  • В области адаптивной физкультуры на государственном уровне отсутствует нормативно-правовая база госситемы допобразования (состав и число групп, максимальная наполняемость, режим работы учебно-тренировочных учреждений и оплата труда их сотрудников не регламентированы). 
  • Сложности мотивирования детей-инвалидов связаны с тем, что в Едином календарном плане международных и всероссийских спортмероприятий не представлены соревнования для детей с ОВЗ. А в Единой всероссийской спортивной классификации отсутствуют разрядные нормы присвоения несовершеннолетним с ОВЗ юношеских разрядов спорта.

Виды адаптивной физической культуры

Адаптивная физкультура применима к дошкольникам со стойкими нарушениями здоровья. Она выступает частью общей культуры и входит в систему физкультуры в качестве одного из направлений социальной деятельности. Все ее усилия сконцентрированы вокруг формирования правильных привычек, оздоровления тела, укреплению и поддержанию здоровья, самореализации способностей, духовных и физических ориентиров.

АФК делится на несколько направлений, которые могут использоваться комплексно или по отдельности. 

Направление Характеристика Цель
Адаптивное образование и физвоспитание Знакомит детей с ограниченными возможностями с научной базой знаний о двигательной системе и способах развития специальных навыков и телесно-двигательных качеств.  Пробуждает уверенность в себе, учит быть самостоятельным и целеустремленным, побеждать моральные и физические нагрузки.
Адаптивный спорт Позволяет воспитать и сформировать у дошкольников с ОВЗ спортивное мастерство. Реализуется через участие в спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках, параолимпийский и сурдлимпийскй спорт Освоить мобилизационную и технологическую пользу физкультуры, привлечь ребенка с ограниченными возможностями к занятиям спортом
Адаптивная физрекреация Восстановление и отдых после учебы, труда или соревнований посредством оздоровления, полезного досуга, активных развлечений  Профилактика повышенной утомляемости, восстановление жизненных сил, получения положительного морального настроя и психологического комфорта
Адаптивная двигательная реабилитация Преследует восстановление физических функций, которые были утрачены из-за травм, операций или заболеваний, но лишь те, которые не относятся к последствиям основного заболевания. Показать ребенку, как можно использовать закаливание, массаж, физические нагрузки с пользой для организма

Отдельно стоит остановиться на таком виде адаптивной физической культуры, как адаптивный спорт. Исторически подтверждено, что с начала XIX века в Российской Империи создавались учебные учреждения для слепых, в которых обязательно выполнялась особая гимнастика. Уже в 1914 прошли первые соревнования по футболу среди глухих, а с 1932 соревнования для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья стали регулярно проводиться во всех видах спорта. За последующие 80 лет спорт для людей-инвалидов прошел долгий путь, а потому с 2000-х в России он получил новый виток развития и становления. Сегодня:

  • расширяются и популяризируются все направления спорта для людей с ОВЗ всех возрастов, в том числе, и детей-инвалидов;
  • тренерский состав систематически повышает квалификацию, накапливает передовой опыт работы с такими спортсменами;
  • спортивные достижения паралимпийцев мотивируют других людей с ограниченными возможностями к активной работе над собой, ежедневным тренировкам.

Выделяются три направления адаптивного спорта:

  • паралимпийское — состязания между людьми с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, которое делится на подкатегории (для спортсменов с травмами спинного мозга, параличами, отсутствием конечностей);
  • сурдлимпийское — соревнования между спортсменами с нарушениями слуха;

специальное — участие принимают люди с интеллектуальными отклонениями.

Методика адаптивной физической культуры

Для многих детей адаптивная физическая культура в ДОУ является единственной возможностью в дальнейшем стать полноправной частью общества. Занимаясь с дошкольниками с понятными им проблемами, они учатся взаимодействовать, стремиться к успеху, развиваться. Следовательно, АФК преследует важные цели:

  1. Коррекционно-компенсаторные — прицельная работа по основному и сопутствующим недугам, что подразумевает комплексный подход к развитию физических способностей.  
  2. Профилактическая — меры, необходимые для повышения ресурсов жизненных сил и здоровья, улучшение общего самочувствия несовершеннолетних, укрепление иммунитета.
  3. Психологическая — нередко причиной асоциального поведения детей-инвалидов является их неуверенность в себе, непонимание роли в обществе, неумение взаимодействовать с окружающими, потому АФК призвана преодолеть эти сложности.
  4. Образовательно-воспитательные — дети с ОВЗ должны обучиться спортивной культуре, правилам соревнований, получить навыки работы в команде, сделать спорт частью своей жизни.

Методы адаптивной физкультуры в ДОУ

Построение методик адаптивной физкультуры строится на положениях о специально-методических принципах работы с детьми, медико-физиологических и психологических особенностях дошкольников различных групп и коррекционной направленности образовательного процесса. Ключевыми упражнениями для детей с ОВЗ являются те, которые направлены на приобретение важных бытовых навыков — микроориентировки, мелкой моторики рук, движений ног. 

Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства
  • Малышам предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме. 
  • Дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу. 
  • По словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам. 
Упражнения на координацию Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений. 
Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение. 
Упражнения на формирование стопы и осанки Ребята выполняют повороты с палкой, стоят у стены, сохраняя правильное положение тела, балансируют с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног.
Упражнения для мышечной релаксации Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения.
Игровые упражнения Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки. 

Важно помнить, что похвала и поощрение после успешного выполнения движения, проявлении внимания к занимающимся положительно сказывается на настроении дошколят, их мотивации, позволяет предупредить травматизм.

Формы занятий адаптивной физкультурой

Занятия АФК строятся по урочной и неурочной форме. В отличие от занятий физической культурой, которые делятся по тематике и направленности, АФК в урочной форме подразделяется на три категории:

  1. Теория — у детей формируются ценностные ориентиры, появляется мотивация к занятиям и база знаний, которую они впоследствии используют.
  2. Инструкторско-методические — важны для формирования у детей навыков самостоятельного выполнения упражнений, потому на уроках отрабатываются двигательные, умственные действия, технологии физкультурно-спортивной деятельности.
  3. Практика — реализация теоретической и инструкторско-методической работы.

Особую роль играет домашняя работа над теорией и практикой, которую дети с ОВЗ выполняют под контролем родителей или приглашенных специалистов.

Адаптивная физическая культура в неурочной форме в детском саду реализуется через занятия общегигиенического, учебно-вспомогательного и смешанного типов:

  • вводную или утреннюю гимнастику;
  • плавание, бег;
  • физкультминутки и паузы в занятиях;
  • спортивные игры;
  • туристические походы и прогулки.

Неурочные формы АФК отличаются простотой структуры и содержания, однако требует проявления детской инициативы и некоторой самостоятельности. Интересы воспитанников ДОУ влияют на содержание и виды неурочной адаптивной физкультуры. При это происходит тесный контакт специалиста по АФК с ребенком, что позволяет первому замечать трудности, с которыми сталкивается дошкольник, и оказывать ему необходимую поддержку и помощь. Широкий выбор форм работы с детьми с ОВЗ позволяет специалистам стимулировать у детей развитие опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.   

Программа по адаптивной физической культуре в ДОУ

АФК позволяет устранить проблемы в двигательной сфере и укрепиться в социуме, достичь полноценного психофизического развития. Успех процесса адаптации непосредственно зависит от клинико-психосоматического состояния ребенка, потому специалисту по АФК в детском саду необходимо учитывать специфику проявления основного заболевания (дефекта), а также особенности личностного и физического развития малышей.  

Коррекция психического состояния через двигательную активность, исправление нарушений моторики, внедрение регулярных занятий спортом позволит подготовить ребенка с ОВЗ к труду и профессиональной самореализации в будущем. Работа с дошкольниками с ОВЗ предполагает два направления:

  1. Информативное. Важно мотивировать детей на занятия спортом, на правильное питание, развить у них определение ценностей через образно-наглядные и словесные методы.
  2. Практическое. Используются стандартизированные и авторские методики, которые рассчитаны на детей-инвалидов.  

Задачи адаптивной физкультуры

Программы по адаптивной физической культуре разделяются на группы, соответственно основному заболеванию детей. Так, выделяются программы АФК для дошкольников с ДЦП, нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Они выполняют ряд важных задач:

  • формирование ответственного отношения к здоровью;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям спортом;
  • прививание морально-волевых качеств;
  • закаливание, улучшение физических показателей, укрепление здоровья;
  • повышение защитных функций организма;
  • приобретение ключевых двигательных навыков;
  • принятие принципов гигиены, режим дня, здорового образа жизни, правильного питания.

Адаптивная физическая культура: программа работы с дошкольниками с умственной отсталостью

С несовершеннолетними, у которых диагностирована умственная отсталость или сохранный интеллект в детском саду занимаются педагоги-психологи, инструкторы по АФК, социальные педагоги и учителя-логопеды. К этой категории относят малышей с заболеваниями ЦНС, ДЦП, синдромом Дауна, иммунодефициты всех типов, нарушением интеллекта.

Сбои в работе ЦНС приводят к тому, что развитие психики и физиологии у них протекает не так, как у остальных детей. Недостаточно развиты мышечная, костная, эндокринная системы, органы чувств, нарушена память, внимание, мышление и речь. В этом случае применяется принцип коррекционно-развивающей деятельности, который опирается на исправление и полное преодоление психических и физических недостатков, формирование нравственных качеств и психических процессов. Специалисты по АФК работают с малышами над:

  • профилактикой и лечением соматических нарушений;
  • общей физподготовкой;
  • коррекцией базовых движений;
  • развитием координации, психических способностей и сенсорики;
  • стимулированием познавательной деятельности и личностного роста.

Специфика работы заключается в том, у детей с подобными отклонениями плохо выражена второсигнальные движения, потому они не реагируют на слова, двигательный акт для них происходит на сохранном пространственном уровне. Поскольку у таких дошкольников нарушен мышечный тонус, наблюдаются сложности с удержанием рук и ног в определенном положении, пластичность и выразительность движений ограничена, потому они уделяют повышенное внимание деталям движения, решению двигательных задач. Следовательно, любое физическое упражнение и движение для них работает в пользу развития координации и стимулирования вестибулярного аппарата.

Применяются два типа упражнений:

  • общеподготовительные и общеразвивающие;
  • специальные — лазание, бег, ходьба.

В силу нарушения интеллекта дети не могут заниматься самостоятельно, на первых сеансах специалисты по АФК проводят не более 6-7 упражнений, постепенно наращивая нагрузку до 10-13 упражнений. Каждое упражнение повторяют не более 4-5 раз.

Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями зрения

Дошкольникам с нарушениями зрения с большим трудом даются такие простые навыки, как движения, самообслуживание, использование предметов. Они воспринимают информацию преимущественно через осязательно-слуховые рецепторы, потому во время занятий для них важен регулярный звуковой контроль, который заменяет зрительную информацию. Чтобы образовательная деятельность в ДОУ была максимально эффективной, учитель-логопед, учитель-дефектолог и инструктор по адаптивной физкультуре работают в тесной взаимосвязи.

Адаптивная программа по физкультуре для незрячих и плохо видящих детей включает развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, зрительный тренинг. Развитию компенсаторных способностей способствует развитие координации, ориентировки и зрительного восприятия во время двигательной активности.

Основополагающее значение имеет гимнастика глаз, что:

  • стимулирует тонус и эластичность глазных мышц;
  • улучшает кровоснабжение тканей органов зрения;
  • снимает усталость зрительного аппарата;
  • тренирует концентрацию внимания и координацию движений глаз.

Глазную гимнастику с детьми всех возрастных групп выполняют систематически несколько раз в день. Упражнения должны длиться не более 3-5 минут. Специалисты по АФК должны обучить детей базовым упражнениям, которые можно будет выполняли повсеместно (во время игры, перед занятиями, на прогулке). Чтобы повысить зрительно-двигательную ориентацию, используется наглядность: физкультурное оборудование окрашено в яркие цвета, на нем есть красочные точки размером 5-30 мм. Дети получают пособия с метками, с помощью которых они могут точно воспроизводить действия. Особые метки на канатах, шнурах, гантелях, кеглях, мячах позволяют детям определять расстояние до предмета, ориентироваться в пространстве, правильно выполнять упражнения. Для этого предметы и оборудование должно быть ярким, а фон — светлым, чтобы малышам было легче следить зрением за объектом.

Ребята легче воспринимают культуру движений, собственные движения и тело благодаря музыкальному воспитанию. Танцевально-двигательная терапия помогает ритмически согласовывать свои чувства и движения, творчески преобразовывать их.

Адаптивная физкультура для детей с аутизмом

Малыши с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, восстановить крупную и мелкую моторику, сформировать базовые предметные действия.

Дети-аутисты двигаются иначе, чем остальные малыши: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует. На уроках адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с:

  • раскачиванием всем телом;
  • машущие движения пальцами, кистями и руками;
  • однообразные движения головой, повороты;
  • кружения, ходьба на цыпочках;
  • нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.

Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушений движений. Успех работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам.

Именно поэтому занятия АФК для аутичных детей предполагают:

  • развитие умения подражать и повторять, следуя примеру;
  • получение навыков организации движений во внешнем и пространстве собственного тела;
  • приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Для этого специалисты по АФК предлагают три класса занятий:

  1. На ориентирование в пространстве тела;
  2. На перемещение во внешнем пространстве (прыжки, бег, скольжение, ползание и ходьба);
  3. На выполнение действий с предметами и без них.

Во время занятий дошкольников учат воспринимать и копировать движения сперва головой, затем руками, кистями и пальцами, а после переходить на движения ногами и всем туловищем. Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за инструктором, следует:

  • четко и медленно комментировать движения, выполняя их;
  • частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;
  • просить ребенка называть выполняемые движения;
  • начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
  • развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;
  • легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;
  • выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;
  • во время выполнения упражнений ритмично вести счет;
  • чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку,
  • побуждать малыша к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.

Дошкольники должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают и в какой последовательности будут выполнять упражнения. На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у малышей сформировалось представление о себе. Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи; нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе нарушения моторики формируют специфику физических упражнений

1 Нормализация мышечного тонуса. Необходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений. 
2 Помощь в становлении статокинетических рефлексов Упражнения на преодоление противодействия и сохранение равновесия, движения на качающейся плоскости, прыжки на батуте.  
3 Стабилизация положения тела, восстановления мышечных чувств, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния   Упражнения на приобретение двигательных навыков: бег, ходьба, лазание, ползание, прыжки, метание. Смотря на себя в зеркало, ребенок видит свои ошибки и принимает правильное положение тела. 
4 Тренировка опороспособности, равновесия тела, координации элементарных и сложных движений Малоподвижные игры активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У малышей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание. 
Подвижные игры ориентированы на развитие двигательных навыков, улучшение функций анализаторов. Используются игры с преодолением препятствий, с элементами метания, прыжков, бега и ползания. 
Гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах. Проводятся с предметами или без них, с мячами, гимнастическим оборудованием или дополнительным грузом. 
Упражнения для расслабления мышц и дыхания, ориентирования в пространстве, удержания прямостоящего положения, равновесия, точности движений.

Независимо от формы активности, двухлетки должны проводить в движении до двух с половиной часов в день, а дошколята трех-семи лет — до 6 часов.

С детьми, страдающими ДЦП, проводятся занятия в нетрадиционной форме. Среди различных видов востребованы:

  • Упражнения в сухом бассейне, который заполнен разноцветными шариками. Дети во время занятий имеют безопасную опору, однако могут свободно двигаться и чувствовать контакт с шариками, которые оказывают стимулирующее и массажное действие. Таким образом развивается координация движений, двигательная активность и равновесие. В бассейне с шариками можно делать любые упражнения для укрепления мышц спины, функций рук и кистей, зрительно-моторную координацию.
  • Гимнастика на фитболе или физиоролле (соединенных между собой гимнастических мячах), специальных мячах с ручками, мячах-стульях и прозрачных мячах с колокольчиками внутри. Подобные упражнения улучшают мышечный корсет, функции нервной системы и внутренних органов, двигательные навыки, положительно влияют на психо-эмоциональное состояние.
  • Упражнения на батуте или матах позволяют развить пространственные отношения и вестибулярный аппарат. Используются прыжки с изменением положения тела, с поворотом, перекаты, кувырки и группировки.

Музыкальное сопровождение позволяет детям с ДЦП совершенствовать чувства ритма. Инструктор может использовать аудиозаписи, традиционные и нетрадиционные музыкальные инструменты (например, барабан, бубен или ложки), коллективные хлопки или топание. Подходит ритмичное чтение стихов, пение. Произвольные движения дошколята могут выполнять в положении лежа или сидя.

Взаимодействие с родителями

Счастье и здоровье детей зависит от эмоциональной и нравственной атмосферы, в которой он растет. Тесное взаимодействие детского сада и семьи — залог успеха, а главными помощниками в реализации адаптивной физкультуры становятся родители. В детском саду с ними работают на основе бесед и анкетирования, а на родительских собраниях обсуждаются вопросы АФК, оформляются информационные уголки, газеты и буклеты.  

Узнать больше об адаптивной физкультуре и физическом воспитании дошколят можно в статьях:
1. Программа "Адаптивная физическая культура"
2. Знания педагога – залог здоровья детей: педагогическое сопровождение детей в ДОУ
3. Интегративный курс физического воспитания обучающихся на основе футбола

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль