Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Адаптивная физическая культура

  • 4 декабря 2017
  • 3830
  • Средний балл: 0 из 5

Адаптивная физическая культура (далее — АФК) призвана помочь в интеграции в социум и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В ее арсенале комплекс спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на помощь тем, кто перенес операции, потерю зрения или слуха, удаление отдельных органов, утратили способность самостоятельно передвигаться.  

Адаптивная физическая культура



Адаптивная физкультура разнится от:

  • физической культуры, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья, тем, что не использует исключительно физические упражнения и нагрузки;
  • медицинской реабилитации тем, что направлена не только на восстановление функций организма, опираясь на принципы медицинского массажа, фармакологию и медтехнику;
  • лечебной физкультуры, поскольку направлена не общее оздоровление, а социализацию детей с серьезными нарушениями состояния здоровья.

Таким образом, АФК позволяет ребенку реализовать свой потенциал, используя комплекс естественных факторов: закаливание, физические нагрузки, правильное питание и режим дня.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

- Муниципальный проект по оздоровлению дошкольников

- Социальное партнерство ДОО и семьи: формируем у детей основы физической культуры и здоровья

Адаптивная физическая культура: что это такое?

Сохранение здоровья детей приобретает стратегическое значение в контексте неутешительной статистики: 60-75% дошкольников страдают нарушениями осанка, 40% — имеют плоскостопие, у 50% диагностированы аномалии зрения, а у 70% нарушен процесс созревания скелета. Следовательно, им необходим комплекс мер, помогающим им преодолеть психологические барьеры, адаптироваться к социальной среде, внести свой вклад в развитие общества. Потому в редакции закона «Об образовании» от 1996 года был взят курс на внедрение в образовательные учреждения мер, позволивших детям полноценно развиваться адекватно возрасту. Особое внимание следует уделять детям с аномалиями в психическом и физическом развитии.

Чтобы кратко передать, что такое адаптивная физическая культура — это термин, который был введен в российскую науку в 1995 году вместе с открытием кафедры «Теории и методики адаптивной физкультуры» при Санкт-Петербургском госуниверситете физической культуры. Массовое ухудшение здоровья россиян спровоцировало то, что до внедрения понятия АФК в учебном заведении студенты-энтузиасты и педагоги разрабатывали программы физической культуры и спорта по работе с инвалидами. Три выпуска специалистов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья показали, что страна нуждается в новом направлении деятельности для лиц с отклонениями здоровья — адаптивной физкультуре.

За годы работы научные сотрудники университета сделали немало для развития адаптивной физкультуры в России:

  1. Были разработаны документы, в которых была обоснована практическая и научная значимость нового направления, описаны отличительные черты специальности, перспективы ее развития и востребованными, примерный учебный план и проект госстандарта.
  2. В 1997 году был утвержден первый госстандарт по этой специальности, а три года спустя он был дополнен, чтобы в 2009 году был представлен госстандарт третьего поколения. Так, сегодня специалистов по адаптивной физкультуре выпускает свыше 80 средних и высших учебных заведений.
  3. Были подготовлены научно-методические и информационно-методические пособия, учебники по адаптивной физкультуре, типовые программы по дисциплине. Преподаватели принимают активное участие в программах повышения квалификации, передавая знания коллегам из других городов и регионов, были проведены курсы в крупных городах России и стран СНГ.  

Сегодня АФК — это интегрированная наука, которая объединяет ряд образовательных направлений, совмещая в себе не только физическую культуру для инвалидов, но и психологию, коррекционную педагогику и медицину. Система адаптивной физкультуры призвана восстановить социальные роли ребенка, помочь ему восстановить психологическое состояние.

Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В дошкольных образовательных для детей-инвалидов и дошкольников с ОВЗ должна создаваться коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда, которая подразумевает ряд требований:

  • Гигиенические — соблюдение зрительной нагрузки, правильного питания и режима дня, использование успокаивающих светлых оттенков в окружающих ребенка предметах, спортивном инвентаре, внутренние помещения должны быть окрашены матовой фактурой краски; достаточное освещение спортивного зала, площадки.
  • Педагогические — систематический контроль над самочувствием ребят, при расчете физической нагрузки принимается во внимание дифференцированный и индивидуальный подходы. Для профилактики новых и коррекции существующих отклонений в состоянии здоровья воспитанников используются традиционные и нетрадиционные средства АФК. В работе использует интересный спортивный инвентарь, обонятельные, зрительные, вибрационные, звуковые и осязательные ориентиры, способствующие слуховому и зрительному восприятию. Применяются разновидности йоги, ритмика, методы ЛФК.   
  • Психологические — в группах должен создаваться психологически благоприятный микроклимат, воспитанником важно поощрять, создавать ситуации успеха, регулярно рассказывать об успешных спортсменах и тех, кому своим трудом и усердием удалось преодолеть последствия травм или врожденных недугов, чтобы через них сформировать стремление к физическим упражнениям и заботе о своем здоровье.

Адаптивная физкультура: проблемы развития направления

Внедрение адаптивной физкультуры в России прошло непростой путь развития. Для успешной реализации концепции необходимо преодолеть комплекс проблем:

  • Специалисты социальной сферы уделяют недостаточное внимание методам адаптивной физкультуры, недооценивают их роль в общей реабилитационной программе и интеграции детей с ОВЗ в социум.
  • Представители физической культуры и спорта в большей мере ориентированы на спортивные достижения и соревновательные результаты, чем на их реабилитацию, потому они уделяют мало внимания развитию жизненной компетентности у занимающихся.
  • В «Типовом положении об образовательном учреждении допобразования детей» занятия адаптивным спортом в значительной мере ограничены для дошкольников, поскольку дети-инвалиды, согласно документу, могут заниматься только по месту жительства, следовательно, под запретом находятся соревнования и поездки к местам состязаний, которые выходят за локацию места жительства ребенка.
  • В российских ДОУ ощущается острая нехватка тренеров-преподавателей адаптивной физкультуры и спорта, поскольку в вузах данная специальность оказалась невостребованной. Вместе с тем в СМИ наблюдается отсутствие заинтересованности в адаптивном спорте и любых событиях, связанных с ним. При этом подавляющее большинство объектов спортивной инфраструктуры не предназначены для детей-инвалидов.
  • В области адаптивной физкультуры на государственном уровне отсутствует нормативно-правовая база госситемы допобразования (состав и число групп, максимальная наполняемость, режим работы учебно-тренировочных учреждений и оплата труда их сотрудников не регламентированы). 
  • Сложности мотивирования детей-инвалидов связаны с тем, что в Едином календарном плане международных и всероссийских спортмероприятий не представлены соревнования для детей с ОВЗ. А в Единой всероссийской спортивной классификации отсутствуют разрядные нормы присвоения несовершеннолетним с ОВЗ юношеских разрядов спорта.

Виды адаптивной физической культуры

Адаптивная физкультура применима к дошкольникам со стойкими нарушениями здоровья. Она выступает частью общей культуры и входит в систему физкультуры в качестве одного из направлений социальной деятельности. Все ее усилия сконцентрированы вокруг формирования правильных привычек, оздоровления тела, укреплению и поддержанию здоровья, самореализации способностей, духовных и физических ориентиров.

АФК делится на несколько направлений, которые могут использоваться комплексно или по отдельности. 

Скачать таблицу видов адаптивной физической культуры
Скачать в .docx

Направление Характеристика Цель
Адаптивное образование и физвоспитание Знакомит детей с ограниченными возможностями с научной базой знаний о двигательной системе и способах развития специальных навыков и телесно-двигательных качеств.  Пробуждает уверенность в себе, учит быть самостоятельным и целеустремленным, побеждать моральные и физические нагрузки.
Адаптивный спорт Позволяет воспитать и сформировать у дошкольников с ОВЗ спортивное мастерство. Реализуется через участие в спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках, параолимпийский и сурдлимпийскй спорт Освоить мобилизационную и технологическую пользу физкультуры, привлечь ребенка с ограниченными возможностями к занятиям спортом
Адаптивная физрекреация Восстановление и отдых после учебы, труда или соревнований посредством оздоровления, полезного досуга, активных развлечений  Профилактика повышенной утомляемости, восстановление жизненных сил, получения положительного морального настроя и психологического комфорта
Адаптивная двигательная реабилитация Преследует восстановление физических функций, которые были утрачены из-за травм, операций или заболеваний, но лишь те, которые не относятся к последствиям основного заболевания. Показать ребенку, как можно использовать закаливание, массаж, физические нагрузки с пользой для организма

Отдельно стоит остановиться на таком виде адаптивной физической культуры, как адаптивный спорт. Исторически подтверждено, что с начала XIX века в Российской Империи создавались учебные учреждения для слепых, в которых обязательно выполнялась особая гимнастика. Уже в 1914 прошли первые соревнования по футболу среди глухих, а с 1932 соревнования для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья стали регулярно проводиться во всех видах спорта. За последующие 80 лет спорт для людей-инвалидов прошел долгий путь, а потому с 2000-х в России он получил новый виток развития и становления. Сегодня:

  • расширяются и популяризируются все направления спорта для людей с ОВЗ всех возрастов, в том числе, и детей-инвалидов;
  • тренерский состав систематически повышает квалификацию, накапливает передовой опыт работы с такими спортсменами;
  • спортивные достижения паралимпийцев мотивируют других людей с ограниченными возможностями к активной работе над собой, ежедневным тренировкам.

Выделяются три направления адаптивного спорта:

  • паралимпийское — состязания между людьми с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, которое делится на подкатегории (для спортсменов с травмами спинного мозга, параличами, отсутствием конечностей);
  • сурдлимпийское — соревнования между спортсменами с нарушениями слуха;

специальное — участие принимают люди с интеллектуальными отклонениями.

Методика адаптивной физической культуры

Для многих детей адаптивная физическая культура в ДОУ является единственной возможностью в дальнейшем стать полноправной частью общества. Занимаясь с дошкольниками с понятными им проблемами, они учатся взаимодействовать, стремиться к успеху, развиваться. Следовательно, АФК преследует важные цели:

  1. Коррекционно-компенсаторные — прицельная работа по основному и сопутствующим недугам, что подразумевает комплексный подход к развитию физических способностей.  
  2. Профилактическая — меры, необходимые для повышения ресурсов жизненных сил и здоровья, улучшение общего самочувствия несовершеннолетних, укрепление иммунитета.
  3. Психологическая — нередко причиной асоциального поведения детей-инвалидов является их неуверенность в себе, непонимание роли в обществе, неумение взаимодействовать с окружающими, потому АФК призвана преодолеть эти сложности.
  4. Образовательно-воспитательные — дети с ОВЗ должны обучиться спортивной культуре, правилам соревнований, получить навыки работы в команде, сделать спорт частью своей жизни.

Методы адаптивной физкультуры в ДОУ

Построение методик адаптивной физкультуры строится на положениях о специально-методических принципах работы с детьми, медико-физиологических и психологических особенностях дошкольников различных групп и коррекционной направленности образовательного процесса. Ключевыми упражнениями для детей с ОВЗ являются те, которые направлены на приобретение важных бытовых навыков — микроориентировки, мелкой моторики рук, движений ног. 

Скачать таблицу упражнений для детей с ОВЗ
Скачать в .docx

Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства
  • Малышам предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме. 
  • Дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу. 
  • По словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам. 
Упражнения на координацию Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений. 
Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение. 
Упражнения на формирование стопы и осанки Ребята выполняют повороты с палкой, стоят у стены, сохраняя правильное положение тела, балансируют с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног.
Упражнения для мышечной релаксации Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения.
Игровые упражнения Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки. 

Важно помнить, что похвала и поощрение после успешного выполнения движения, проявлении внимания к занимающимся положительно сказывается на настроении дошколят, их мотивации, позволяет предупредить травматизм.

Формы занятий адаптивной физкультурой

Занятия АФК строятся по урочной и неурочной форме. В отличие от занятий физической культурой, которые делятся по тематике и направленности, АФК в урочной форме подразделяется на три категории:

  1. Теория — у детей формируются ценностные ориентиры, появляется мотивация к занятиям и база знаний, которую они впоследствии используют.
  2. Инструкторско-методические — важны для формирования у детей навыков самостоятельного выполнения упражнений, потому на уроках отрабатываются двигательные, умственные действия, технологии физкультурно-спортивной деятельности.
  3. Практика — реализация теоретической и инструкторско-методической работы.

Особую роль играет домашняя работа над теорией и практикой, которую дети с ОВЗ выполняют под контролем родителей или приглашенных специалистов.

Адаптивная физическая культура в неурочной форме в детском саду реализуется через занятия общегигиенического, учебно-вспомогательного и смешанного типов:

  • вводную или утреннюю гимнастику;
  • плавание, бег;
  • физкультминутки и паузы в занятиях;
  • спортивные игры;
  • туристические походы и прогулки.

Неурочные формы АФК отличаются простотой структуры и содержания, однако требует проявления детской инициативы и некоторой самостоятельности. Интересы воспитанников ДОУ влияют на содержание и виды неурочной адаптивной физкультуры. При это происходит тесный контакт специалиста по АФК с ребенком, что позволяет первому замечать трудности, с которыми сталкивается дошкольник, и оказывать ему необходимую поддержку и помощь. Широкий выбор форм работы с детьми с ОВЗ позволяет специалистам стимулировать у детей развитие опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.   

Программа по адаптивной физической культуре в ДОУ

АФК позволяет устранить проблемы в двигательной сфере и укрепиться в социуме, достичь полноценного психофизического развития. Успех процесса адаптации непосредственно зависит от клинико-психосоматического состояния ребенка, потому специалисту по АФК в детском саду необходимо учитывать специфику проявления основного заболевания (дефекта), а также особенности личностного и физического развития малышей.  

Коррекция психического состояния через двигательную активность, исправление нарушений моторики, внедрение регулярных занятий спортом позволит подготовить ребенка с ОВЗ к труду и профессиональной самореализации в будущем. Работа с дошкольниками с ОВЗ предполагает два направления:

  1. Информативное. Важно мотивировать детей на занятия спортом, на правильное питание, развить у них определение ценностей через образно-наглядные и словесные методы.
  2. Практическое. Используются стандартизированные и авторские методики, которые рассчитаны на детей-инвалидов.  

Задачи адаптивной физкультуры

Программы по адаптивной физической культуре разделяются на группы, соответственно основному заболеванию детей. Так, выделяются программы АФК для дошкольников с ДЦП, нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. Они выполняют ряд важных задач:

  • формирование ответственного отношения к здоровью;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям спортом;
  • прививание морально-волевых качеств;
  • закаливание, улучшение физических показателей, укрепление здоровья;
  • повышение защитных функций организма;
  • приобретение ключевых двигательных навыков;
  • принятие принципов гигиены, режим дня, здорового образа жизни, правильного питания.

Адаптивная физическая культура: программа работы с дошкольниками с умственной отсталостью

С несовершеннолетними, у которых диагностирована умственная отсталость или сохранный интеллект в детском саду занимаются педагоги-психологи, инструкторы по АФК, социальные педагоги и учителя-логопеды. К этой категории относят малышей с заболеваниями ЦНС, ДЦП, синдромом Дауна, иммунодефициты всех типов, нарушением интеллекта.

Сбои в работе ЦНС приводят к тому, что развитие психики и физиологии у них протекает не так, как у остальных детей. Недостаточно развиты мышечная, костная, эндокринная системы, органы чувств, нарушена память, внимание, мышление и речь. В этом случае применяется принцип коррекционно-развивающей деятельности, который опирается на исправление и полное преодоление психических и физических недостатков, формирование нравственных качеств и психических процессов. Специалисты по АФК работают с малышами над:

  • профилактикой и лечением соматических нарушений;
  • общей физподготовкой;
  • коррекцией базовых движений;
  • развитием координации, психических способностей и сенсорики;
  • стимулированием познавательной деятельности и личностного роста.

Специфика работы заключается в том, у детей с подобными отклонениями плохо выражена второсигнальные движения, потому они не реагируют на слова, двигательный акт для них происходит на сохранном пространственном уровне. Поскольку у таких дошкольников нарушен мышечный тонус, наблюдаются сложности с удержанием рук и ног в определенном положении, пластичность и выразительность движений ограничена, потому они уделяют повышенное внимание деталям движения, решению двигательных задач. Следовательно, любое физическое упражнение и движение для них работает в пользу развития координации и стимулирования вестибулярного аппарата.

Применяются два типа упражнений:

  • общеподготовительные и общеразвивающие;
  • специальные — лазание, бег, ходьба.

В силу нарушения интеллекта дети не могут заниматься самостоятельно, на первых сеансах специалисты по АФК проводят не более 6-7 упражнений, постепенно наращивая нагрузку до 10-13 упражнений. Каждое упражнение повторяют не более 4-5 раз.

Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями зрения

Дошкольникам с нарушениями зрения с большим трудом даются такие простые навыки, как движения, самообслуживание, использование предметов. Они воспринимают информацию преимущественно через осязательно-слуховые рецепторы, потому во время занятий для них важен регулярный звуковой контроль, который заменяет зрительную информацию. Чтобы образовательная деятельность в ДОУ была максимально эффективной, учитель-логопед, учитель-дефектолог и инструктор по адаптивной физкультуре работают в тесной взаимосвязи.

Адаптивная программа по физкультуре для незрячих и плохо видящих детей включает развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, зрительный тренинг. Развитию компенсаторных способностей способствует развитие координации, ориентировки и зрительного восприятия во время двигательной активности.

Основополагающее значение имеет гимнастика глаз, что:

  • стимулирует тонус и эластичность глазных мышц;
  • улучшает кровоснабжение тканей органов зрения;
  • снимает усталость зрительного аппарата;
  • тренирует концентрацию внимания и координацию движений глаз.

Глазную гимнастику с детьми всех возрастных групп выполняют систематически несколько раз в день. Упражнения должны длиться не более 3-5 минут. Специалисты по АФК должны обучить детей базовым упражнениям, которые можно будет выполняли повсеместно (во время игры, перед занятиями, на прогулке). Чтобы повысить зрительно-двигательную ориентацию, используется наглядность: физкультурное оборудование окрашено в яркие цвета, на нем есть красочные точки размером 5-30 мм. Дети получают пособия с метками, с помощью которых они могут точно воспроизводить действия. Особые метки на канатах, шнурах, гантелях, кеглях, мячах позволяют детям определять расстояние до предмета, ориентироваться в пространстве, правильно выполнять упражнения. Для этого предметы и оборудование должно быть ярким, а фон — светлым, чтобы малышам было легче следить зрением за объектом.

Ребята легче воспринимают культуру движений, собственные движения и тело благодаря музыкальному воспитанию. Танцевально-двигательная терапия помогает ритмически согласовывать свои чувства и движения, творчески преобразовывать их.

Адаптивная физкультура для детей с аутизмом

Малыши с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, восстановить крупную и мелкую моторику, сформировать базовые предметные действия.

Дети-аутисты двигаются иначе, чем остальные малыши: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует. На уроках адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с:

  • раскачиванием всем телом;
  • машущие движения пальцами, кистями и руками;
  • однообразные движения головой, повороты;
  • кружения, ходьба на цыпочках;
  • нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.

Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушений движений. Успех работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам.

Именно поэтому занятия АФК для аутичных детей предполагают:

  • развитие умения подражать и повторять, следуя примеру;
  • получение навыков организации движений во внешнем и пространстве собственного тела;
  • приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Для этого специалисты по АФК предлагают три класса занятий:

  1. На ориентирование в пространстве тела;
  2. На перемещение во внешнем пространстве (прыжки, бег, скольжение, ползание и ходьба);
  3. На выполнение действий с предметами и без них.

Во время занятий дошкольников учат воспринимать и копировать движения сперва головой, затем руками, кистями и пальцами, а после переходить на движения ногами и всем туловищем. Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за инструктором, следует:

  • четко и медленно комментировать движения, выполняя их;
  • частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;
  • просить ребенка называть выполняемые движения;
  • начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
  • развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;
  • легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;
  • выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;
  • во время выполнения упражнений ритмично вести счет;
  • чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку,
  • побуждать малыша к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.

Дошкольники должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают и в какой последовательности будут выполнять упражнения. На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у малышей сформировалось представление о себе. Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи; нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе нарушения моторики формируют специфику физических упражнений

Скачать виды упражнений для занятий адаптивной физкультурой для детей с ДЦП
Скачать в .docx

1 Нормализация мышечного тонуса. Необходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений. 
2 Помощь в становлении статокинетических рефлексов Упражнения на преодоление противодействия и сохранение равновесия, движения на качающейся плоскости, прыжки на батуте.  
3 Стабилизация положения тела, восстановления мышечных чувств, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния   Упражнения на приобретение двигательных навыков: бег, ходьба, лазание, ползание, прыжки, метание. Смотря на себя в зеркало, ребенок видит свои ошибки и принимает правильное положение тела. 
4 Тренировка опороспособности, равновесия тела, координации элементарных и сложных движений Малоподвижные игры активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У малышей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание. 
5 Подвижные игры Подвижные игры ориентированы на развитие двигательных навыков, улучшение функций анализаторов. Используются игры с преодолением препятствий, с элементами метания, прыжков, бега и ползания. 
6 Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах. Проводятся с предметами или без них, с мячами, гимнастическим оборудованием или дополнительным грузом. 
7 Упражнения для расслабления мышц Упражнения для расслабления мышц и дыхания, ориентирования в пространстве, удержания прямостоящего положения, равновесия, точности движений.

Независимо от формы активности, двухлетки должны проводить в движении до двух с половиной часов в день, а дошколята трех-семи лет — до 6 часов.

С детьми, страдающими ДЦП, проводятся занятия в нетрадиционной форме. Среди различных видов востребованы:

  • Упражнения в сухом бассейне, который заполнен разноцветными шариками. Дети во время занятий имеют безопасную опору, однако могут свободно двигаться и чувствовать контакт с шариками, которые оказывают стимулирующее и массажное действие. Таким образом развивается координация движений, двигательная активность и равновесие. В бассейне с шариками можно делать любые упражнения для укрепления мышц спины, функций рук и кистей, зрительно-моторную координацию.
  • Гимнастика на фитболе или физиоролле (соединенных между собой гимнастических мячах), специальных мячах с ручками, мячах-стульях и прозрачных мячах с колокольчиками внутри. Подобные упражнения улучшают мышечный корсет, функции нервной системы и внутренних органов, двигательные навыки, положительно влияют на психо-эмоциональное состояние.
  • Упражнения на батуте или матах позволяют развить пространственные отношения и вестибулярный аппарат. Используются прыжки с изменением положения тела, с поворотом, перекаты, кувырки и группировки.

Музыкальное сопровождение позволяет детям с ДЦП совершенствовать чувства ритма. Инструктор может использовать аудиозаписи, традиционные и нетрадиционные музыкальные инструменты (например, барабан, бубен или ложки), коллективные хлопки или топание. Подходит ритмичное чтение стихов, пение. Произвольные движения дошколята могут выполнять в положении лежа или сидя.

Взаимодействие с родителями

Счастье и здоровье детей зависит от эмоциональной и нравственной атмосферы, в которой он растет. Тесное взаимодействие детского сада и семьи — залог успеха, а главными помощниками в реализации адаптивной физкультуры становятся родители. В детском саду с ними работают на основе бесед и анкетирования, а на родительских собраниях обсуждаются вопросы АФК, оформляются информационные уголки, газеты и буклеты.  

Узнать больше об адаптивной физкультуре и физическом воспитании дошколят можно в статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.