Виды деятельности в ДОУ по ФГОС

237

Достижение воспитательно-образовательных целей, предусмотренных программным минимум дошкольного образования, основывается на правильной организации активности дошкольников.

Выделение различных видов деятельности в ДОУ по ФГОС способствует:

  • глубокому пониманию педагогами дошкольного воспитания принципов возрастной психологии;
  • оптимальному прогнозированию полезного досуга воспитанников и результатов реализуемого образовательного комплекса;
  • формированию интересной предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным потребностям малышей;
  • возможности творческого поиска наиболее продуктивных методов педагогического взаимодействия.

Виды детской деятельности по ФГОС в детском саду: таблица

Дошкольный возраст — один из наиболее важных жизненных этапов, когда происходит переход от пассивного, созерцательного взаимодействия с миром к активному, по сути представляющему собой деятельность. Под детской деятельностью следует понимать комплекс специфических видов активности, направленных на познание окружающих предметов и действий, их преобразование в соответствии с личными предпочтениями, а также процесс овладения навыками и умениями, необходимыми для дальнейшего развития и самопознания.

Ввиду отсутствия в актуальной методической литературе однозначного определения видов детской деятельности по ФГОС, воспитатели детских садов руководствуются в своей работе различными справочными таблицами, представленными в программных и справочных документах. В то же время Стандарт ДО регламентируется строгое выделение пяти образовательных областей, это:

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Социально-коммуникативное развитие.
  4. Физическое развитие.
  5. Художественно-эстетическое развитие.

Описание этих областей во ФГОС и определяет дальнейшую классификацию видов деятельности дошкольников, которые описывают в соответствии с возрастным принципом.

Виды детской деятельности по ФГОС в детском саду (таблица разработана с учетом возраста воспитанников)

Скачать таблицу видов детской деятельности по ФГОС в детском саду
Скачать в .docx

Возрастные группы дошкольников/
Виды детской деятельности
Младенчество
(с момента рождения до одного года)
Ранний возраст
(1-3 года) 
Дошкольный возраст
(3-8 лет)
Игровая Манипуляции предметным материалом, простейшими игрушками. Взаимодействия с предметами, позволяющие осознать базовые процессы (соотношение форм, знакомство с цветами, понимание причинно-следственных связей). Предпочтение отдается динамическим и составным игрушкам. Заинтересованность сюжетно-ролевыми играми, действия в которых подчинены определенным правилам и способствуют познанию социума. Наблюдается постоянное усложнение сюжетов.
Познавательно-исследовательская Выполнение познавательных действий, контролируемых на интуитивном уровне. Осуществление осознанной экспериментальной деятельности путем знакомства с физическими свойствами разных материалов (игры с водой, песком, тестом и т.д.). Детальное исследование объектов и предметов окружающего мира, формирование личного опыта ведения исследовательской деятельности, базовый анализ полученного опыта.
Коммуникативная Проявление непосредственности при построении эмоциональных диалогов. Общение со взрослыми и другими детьми, осуществляемое по инициативе взрослого и под его контролем. Активное взаимодействие со знакомыми разных возрастных групп, совершенствование социальных навыков.
Продуктивная

Создание простейших рисунков, аппликаций с помощью взрослых.

Конструирование элементарных конструкций из нескольких предметов (башен, собирание пирамидки).    

Создание рисунков, тематической аппликации, лепка поделок.

Последовательный отказ от шаблонных вариантов изобразительного творчества в пользу оригинальных эскизов.

Создание конструкторских моделей разного уровня сложности во время игры. Использование во время конструирования разных материалов (обучающих конструкторов, игровых модулей, бумаги, подручных средств).

Трудовая (элементы самообслуживания)  Элементарное использование бытовых предметов для самообслуживания (использование ложки, чашки, полотенца). Совершенствование навыков самообслуживания, выполнение базовых трудовых обязанностей (уборка игрушек, полив цветов, уход за домашним питомцем под контролем взрослого).
Музыкально-художественная Проявление положительной реакции на музыкальные произведения. Восприятие смысла детских музыкальных произведений. Понимание смысла детских музыкальных произведений, готовность к исполнительству: пению, танцевальной деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.
Восприятие художественного слова и творчества Понимание смысла коротких сказок, стихов, прибауток, потешек. Восприятие произведений детской художественной литературы и их частичное воспроизведение.
Двигательная Овладение двигательными функциями, тактильное взаимодействие со взрослыми. Совершенствование навыков двигательной активности, готовность выполнять цепь простых последовательных действий. Проявление двигательной активности, овладение сложными двигательными функциями.

Перечень видов детской деятельности по ФГОС в детском саду

Определение приоритетных видов и форм деятельности, выделенных стандартами ФГОС по возрастному фактору, в ходе планирования воспитательной работы выполняется в индивидуальном порядке для каждой группы ДОУ, в соответствии с утвержденным программным содержанием. Но в перечне видов детской деятельности по ФГОС следует отдельно выделить игровую активность дошкольников в детском саду, поскольку она является естественным способом адаптации подрастающего индивида, осознания себя в системе окружающей действительности.

Игровая деятельность

Игра является одной из первых форм активности ребенка, которую отличает восприятие действия как самоцель и принятие условностей. Во время игры дошкольники стремятся копировать поведение взрослых, причем формы выбираемого поведения зависят от возраста и уровня развитости ребенка. Для малышей характерно желание воспроизводить простейшие действия (разговор по телефону, жестикуляцию, имитирование выполнения базовых действий), но в процессе взросления в качестве игровых моделей все чаще выбираются сложные, комплексные формы поведения (игры в дочки-матери, в доктора, в школу и т.д.).

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

Поощрение детских игр взрослыми способствует скорейшему усвоению дошкольниками общественного опыта, пониманию норм социального поведения и способов овладения предметными действиями, преодолению личностных страхов и тревожных состояний. В рамках организации полезного досуга в детском саду могут проводиться такие виды игр:

  1. Сюжетно-ролевые, посвященные бытовым и общественным темам («На приеме у доктора», «В магазине», «В гостях»).
  2. Дидактические, в ходе которых происходит усвоение новых знаний и привитие полезных навыков (словесные игры, игры с использованием наглядных материалов, математические игры, экологические игры).
  3. Интеллектуальные, стимулирующие развитие нестандартного мышления (игры-смекалки, головоломки, игры по системе Никитина).  
  4. Игры со строительными материалами, помогающие привить интерес дошколят к процессу конструирования («Мы строим дом для куклы», «Возводим замок из песка»).
  5. Подвижные, основанные на принципе соревнования или коллективной деятельности (сюжетные и бессюжетные, с использованием инвентаря (колец, мячей, кольцебросов) и без использования, а также хороводные и народные).
  6. Спортивные, призванные сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, привить любовь к активному образу жизни и различным спортивным дисциплинам (бадминтон, настольный теннис, хоккей, футбол и прочие).
  7. Театрализованные, способствующие развитию эмоциональной уверенности (разыгрывание диалогов по ролям, игры-имитации, драматизации, импровизации).
  8. Режиссерские, действие в которых строиться на использовании игрушек-персонажей. Способствуют развитию фантазии, творческого мышления.
  9. Экспериментаторские, основанные на выполнении игровых действий с материалами разной структуры — водой, снегом, песком, бумагой, магнитами.  
  10. Проектные, в ходе которых дошкольники под руководством воспитателя разрабатывают игровой сценарий и разыгрывают его.
  11. Досуговые, предназначенные для сплочения детского коллектива и утверждения положительного эмоционального настроя (игры-потешки, развлечения, детские карнавалы).
  12. Компьютерные, основанные на сюжетах художественных произведений или интеллектуальных задачах.

Познавательно-исследовательская деятельность

В рамках организации данной формы деятельности в детском саду предусмотрено создание условий для обогащения личностного опыта ребенка через познание связей отдельных объектов и явлений, переход от частных задач к обособлению. В ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира и своего места в нем.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду рекомендуется включить такие виды активности:

  1. Сеансы наблюдений (исследовательская работа на участке, знакомство с повадками питомцев в уголке природы).
  2. Проведение опытов  (проращивание семян, фасоли).
  3. Коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек.
  4. Просмотр мульфильмов, передач, роликов познавательного содержания с последующим обсуждением.
  5. Работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание картинок, альбомов, рисунков, схем).
  6. Создание моделей, макетов в преддверии тематических дней, праздничных дат. Впоследствии эти работы следует представить на выставках в группах или холле ДОУ.
  7. Сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции вкладышей, редких растений).
  8. Оформление стенгазет, коллажей на различные темы («Смена времен года», «Когда птицы улетают на юг», «История наших бабушек и дедушек»).
  9. Ведение «Вопросника почемучки», куда в форме рисунков, эскизов и в текстовой форме вносятся нестандартные вопросы, на которые дети самостоятельно стараются найти ответ.
  10. Разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания.
  11. Инициация поисковых проектов («История моей семьи», «Откуда берутся книги»).

Коммуникативная деятельность

Характер взаимодействия дошкольников друг с другом и взрослым зависит от сформированности речевых навыков и коммуникативной способности, которые позволяют согласовать условия сотрудничества и использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения личных интересов.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

Цель поощрения коммуникативной деятельности малышей — это формирование их способностей свободно общаться на разные темы, что достигается посредством тренировки речевых навыков в ситуативных моментах, при решении практических задач, удовлетворении познавательных и эмоциональных потребностей. Это один из наиболее значимых видов деятельности дошкольников в ДОУ по ФГОС, что должно учитываться при планировании педагогической работы.

Механизмами развития коммуникативной деятельности дошколят являются такие виды педагогической работы:

  1. Слушание и последующее воспроизведение рассказов, сказок, разучивание стихов, скороговорок, потешек.
  2. Моделирование различных ситуаций, в ходе которых разыгрываются различные сценарии диалогового общения («Я говорю по телефону», «Поздравляем друг друга с днем Рождения», «Интервью с героем сказки»).
  3. Проведение коммуникативных разминок, игр в ходе которых ребята рассказывают друг другу о себе, совершенствуют навыки общения и коллективного взаимодействия.
  4. Разыгрывание театральных инсценировок, участие в которых позволяет развивать навыки невербального общения.
  5. Включение коммуникативной активности в подвижные игры с инвентарем (например, игра с мячом в «Съедобное – несъедобное»).
  6. Проведение викторин, мини-конкурсов юных ораторов.
  7. Включение элементов коммуникации в проектную работу (например, составление коллективного письма деду Морозу).

Продуктивная деятельность

Привитие дошкольникам различных навыков и умений — процесс, который подпадает под определение детская продуктивная деятельность — организовывается в рамках подготовки к дальнейшему обучению. К числу видов продуктивной активности относят:

  • Конструирование — форма творчества, способствующая развитию пространственного мышления, усидчивости, внимательности, совершенствованию мелкой моторики. Практикуют различные способы собирания конструкций по образцу, с соблюдением озвученных условий, согласно теме. В качестве строительного материала дошкольникам можно предложить детали обучающих конструкторов, бумагу, природные и другие материалы.
  • Лепка — творческий процесс, в основе которого лежит работа с пластилином, глиной или другими пластичными материалами. Создание объемных фигурок благотворно сказывается на осознании ребенком пропорций, развитии фантазии.
  • Рисование — процесс создания на бумаге различных образов с использованием карандашей, мелков, фломастеров, акварели, гуаши и других изобразительных средств. Способствует последовательной подготовке руки к письму, формированию творческого начала.
  • Выполнение аппликационных работ из бумаги, ткани, природных материалов. Переход от работы по заданному образцу до самостоятельного творчества позитивно отражается на процессе самореализации, творческой активности.
  • Художественный труд — вид активности, способствующий объединению всех вышеперечисленных способов выражения творческого «я». В процессе создания поделок из природных или бытовых материалов (праздничных украшений, декораций к театральным постановкам, элементов выставочных стендов) дети применяют навыки, приобретенные в ходе рисования, лепки, конструирования.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

Ввиду того, что в последние годы наблюдается активное развитие художественной сферы, а детский интерес к традиционным формам продуктивного творчества постепенно снижается, целесообразно включить в перечень видов деятельности в детском саду нестандартные виды работ:

  • Оформительство — вид продуктивной деятельности, основанный на знакомстве с нестандартными изобразительными техниками (тиснение, оттиски, контуринг, кляксография и другие).
  • Дизайнерская работа, суть которой заключается в создании красочных декораций к представленным в группе игровым стендам («Замок для Золушки», «В мире животных»), украшении личных вещей воспитанников.
  • Праздничная мастерская — ситуативный вид активности, реализуемый с целью изготовления праздничных открыток, сувениров для родителей малышей.
  • «Папа, мама, я — творческая семья» — взаимодействие с семьями по вопросам художественного воспитания.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

Трудовая деятельность и сформированность навыков самообслуживания

В ходе выделения видов детской деятельности по образовательным областям по ФГОС важно уделить особое внимание трудовой активности, которая находится вне образовательных областей, и все же имеет ключевое значение. В ходе выполнения трудовых задач малыши могут удовлетворить личные физиологические и моральные потребности, добиться желаемого, а значит — осознать возможность изменения окружающей действительности.

Приобщение к трудовой деятельности в детском саду достигается путем:

  1. Привития навыков самообслуживания (обучение детей элементарным правилам соблюдения чистоты и порядка в групповых помещениях).
  2. Организации дежурств (по столовой, в групповом уголке природы).
  3. Инициации выполнения несложных хозяйственно-бытовых поручений (во время уборки группы, переорганизации предметно-развивающей среды и игровой зоны).
  4. Поощрения труда в природе (на участке во время прогулок: высадка и полив растений, изготовление кормушек для птиц, сбор природного материала, уборка снега).
  5. Обучения основам ручного труда (изготовление игровых материалов, поделок).

Музыкально-художественная деятельность

Данный вид активности позволяет апеллировать к природным творческим способностям детей, развивать художественный и музыкальный вкус, учить ценить эстетическую составляющую, видеть прекрасное в явлениях окружающего мира.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

Знакомство с музыкальной и художественной деятельностью в детском саду начинается с прослушивания и созерцания, и под влиянием педагогов постепенно перерастает в готовность не только заниматься исполнительством, но и искать пути для творческого самовыражения.

Организация музыкально-художественной деятельности представлена такими формами досуговой активности дошкольников:

  1. Прослушивание детской музыки, соответствующей возрасту (классических и народных произведений).
  2. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.
  3. Песенное исполнительство.
  4. Экспериментирование со звучанием различных предметов.
  5. Разучивание танцевальных движений, двигательных этюдов, участие в массовых постановках.
  6. Драматизация песенных произведений.
  7. Участие в музыкально-театрализованных, музыкально-дидактических играх.
  8. Подготовка импровизированных концертов.

Восприятие художественного слова и творчества

Эффективность детской активности, предполагающей внутреннее содействие, проявление сопереживания во время прослушивания литературных произведений, во многом зависит от педагогического таланта, умения завлечь малышей в мир художественных фантазий.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

Цель работы воспитателя по данному направлению заключается в создании у детей иллюзии общения с героями любимых сказок, текстов, что способствует развитию творческого мышления и фантазии. Этим и обуславливается выбор форм взаимодействия в рамках организации данного вида деятельности.

Прочтение произведений с детьми дошкольного возраста проводится с последующим обсуждением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием иллюстраций в книгах и продумыванием альтернативных вариантов сюжетов, подготовкой и оформлением тематических выставок.

Двигательная деятельность

Движение для ребенка естественно, но тенденцией последних лет стал отказ малышей от различных форм двигательной активности в пользу компьютерных развлечений и статичного времяпровождения.

Виды деятельности дошкольников по ФГОС в детском саду

С целью сохранения детского здоровья данный вид деятельности по ФГОС в ДОУ должен всячески поощряться и реализовываться в следующих формах:

  1. Тренировка основных движений (ходьба, бег, прыжки, подтягивания, совершенствование равновесия) во время гимнастических занятий, физкультминуток, уроков ритмики.
  2. Организация простейших форм туризма.
  3. Катания на самокатах, санках, ходьба на лыжах по участку.
  4. Проведение игр с элементами спортивных соревнований.
  5. Поощрение любых форм активности в физкультурных уголках в группе.

Особенности развития видов детской деятельности по ФГОС дошкольного образования

В процессе организации различных видов досуговой активности дошкольников для достижения оптимальных результатов педагогической работы воспитателю важно помнить о возрастных особенностях реализации основных видов деятельности по ФГОС в детском саду.

Освоение различных форм деятельности детьми дошкольного возраста происходит в следующем порядке:

  1. Самостоятельная работа, в ходе которой малыш пробует себя в новом виде активности.
  2. Возникновение затруднений.
  3. Взаимодействие со взрослыми и другими детьми: ребенок сначала следит за действиями воспитателей, членов семьи и повторяет их, а потом выполняет элементы деятельности самостоятельно, с учетом продемонстрированных способов преодоления трудностей, под контролем взрослых.
  4. Совместная деятельность со сверстниками, обмен опытом.
  5. Самодеятельность — вид активности, основанный на личном поиске путей быстрого решения задач, реализации творческого подхода.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль