Авторские парциальные программы в ДОУ по ФГОС

483

Верный выбор используемых образовательных программ является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность воспитательного процесса в ДОУ. Федеральный закон РФ № 273 «Об образовании» п. 5 ст. 14 определяет, что каждая образовательная организация получает право самостоятельного определения используемых программ, выбор которых ведется исходя их условий образовательной деятельности, пожеланий родителей, материально-технической базы ДОУ.

Программы дошкольного образования делятся на комплексные и парциальные. Если комплексная программа направлена на всестороннее развитие детей, то парциальная программа в ДОУ представляет собой набор методов и педагогических инструментов, призванных развивать воспитанников в рамках одного направления. В соответствии с Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», п. 2.6 выделяют такие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Комплексные, или общеразвивающие, программы направлены на развитие ребенка во всех перечисленных направлениях. Их реализация способствует формированию и развитию коммуникативных, умственных, творческих, двигательных способностей, а также становлению отдельных видов деятельности ребенка, таких как игровая, предметная, театрализованная, музыкальная, изобразительная и т.д.

Парциальные, или специализированные, программы делают упор на одно или несколько развивающих направления для ребенка. По ФГОС парциальные программы в ДОУ необходимо использовать, чтобы обеспечить целостность воспитательного процесса, эффективное достижение образовательных результатов и корректировки образовательного процесса, если в этом есть необходимость.

В условиях внедрения нововведений в образовательную политику ДОУ получили возможность использовать вариативные программы и педагогические технологии. Появилось множество программ и методик нового поколения отечественной разработки. Все эти инструменты позволяют реализовать различные подходы при организации педагогического процесса в детском саду.

Парциальные программы ДОУ разрабатываются компетентными авторами – научными коллективами или отдельными педагогами с большим стажем работы. Поэтому их часто называют авторскими. Одним из основных преимуществ таких программ является то, что они дают уже внедренные и проверенные методики, которые имеют конкретные результаты.

Использование парциальных программ описывается в п.2.9, п.2.11.2., п.2.12 ФГОС ДО. Согласно документу парциальные программы для ДОУ предполагают индивидуализацию занятий, поддержку активности и инициативы детей во всех сферах, сотрудничество с родителями, активную работу сотрудников детского сада для обеспечения максимального комфорта детей.

Парциальные программы по образовательным областям и видам деятельности

Парциальные программы дошкольного образования по ФГОС реализуются в пределах одной из пяти образовательных областей:

  1. Развитие познавательной деятельности – через исследовательскую, индивидуальную или групповую познавательную активность, приобщение детей к общекультурным ценностям, экологическое воспитание, формирование базы для математических знаний.
  2. Речевое развитие – через знакомство с литературой, тренировку коммуникативных навыков.
  3. Социально-личностное развитие – через привитие навыков самообслуживания и самостоятельности, объяснения основ безопасного поведения, обеспечение условий, которые необходимы для социализации детей.
  4. Художественно-эстетическое развитие – это воспитание чувства прекрасного путем знакомства с различными видами искусства, конструирования, моделирования, обучения рисованию, танцам, музыке.
  5. Физическое развитие – приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, проведение нестандартных занятий по физподготовке и поддержанию здоровья детей.

Таблица 1. Парциальные программы в ДОУ по ФГОС по образовательным областям

Скачать пример парциальной программы в ДОУ по ФГОС по образовательным областям
Скачать в .docx

Виды деятельности

Название парциальной программы

Цели

Описание программы, возраст детей, авторы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Парциальная программа по патриотическому воспитанию в ДОУ по ФГОС

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Формирование у дошкольников патриотической культуры путем ознакомления с бытом и историей своего народа, его традициями, нравственными ценностями, культурой.

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Программа рассчитана на детей 3–7 лет и предполагает ознакомление с архитектурой, живописью, сказками, музыкой, театром, танцами. Программа включает три части:

  1. Рекомендации по реализации программы, описание форм взаимодействия педагога с детьми.
  2. Планы работы с детьми для разных возрастных групп. Содержание всех занятий.
  3. Приложения: исторические, литературные, этнографические тексты, словарь наиболее употребляемых в сказках, поговорках, пословицах старославянских слов.

Парциальные программы ДОУ по социально-нравственному развитию

Я, ты, мы

Формирование социальной компетентности и развитие эмоциональной сферы дошкольников

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Программа помогает воспитанию нравственности, формированию умения строить отношения с взрослыми и детьми, выходить из конфликтов. В программу входят разделы: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

Я – человек

Помощь в познании окружающего мира, формировании понятия о себе как о представителе человеческого рода, объяснение прав и обязанностей по отношению к другим людям и природе.

Автор: С. А. Козлова.

Программа включает четыре раздела посвященные самопознанию, знаниям о взрослых людях, об их творческом потенциале, о Земле как общем доме. Каждый раздел имеет свою образовательную цель. Предлагаются рекомендации для педагогов и родителей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Парциальные программы по экологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

Юный эколог

Воспитание экологической культуры.

Автор: С. Н. Николаева.

Программа включает пять разделов:

• 1 и 2 раскрывают взаимосвязь растений и животных со средой обитания;

• 3 отслеживает их роль в процессе онтогенеза;

• 4 показывает взаимосвязи внутри сообществ живых организмов;

• в 5 даются разные формы взаимодействия человека с природой.

Программа «Юный эколог» предусматривает использование подпрограммы, которая необходима для повышения квалификации педагогов.

Наш дом — природа

Воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, которая способна понимать и любить природу, а также бережно относиться к ней.

Автор: Н. А. Рыжова

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее реализация предполагает формирование целостного взгляда на природу, повышение экологической грамотности, описание правил безопасного поведения человека.

Парциальная программа по познавательному развитию в ДОУ по ФГОС

Ребенок в мире поиска

Развитие исследовательской и познавательной деятельности детей.

Автор: О. В. Дыбина

Программа основывается на современных подходах к воспитанию и развитию дошкольника. Описаны задачи и содержание интеллектуально-личностного развития детей, которые решаются в ходе поисково-познавательной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Парциальные программы по развитию речи в ДОУ по ФГОС

Развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие фонетики, грамматики, лексики, овладение основами связной монологической речи ребенка.

Автор: О. С. Ушакова

В программе представлены закономерности овладения языком в рамках каждого уровня языковой системы, при развитии монологической и диалогической речи, рассмотрены вопросы осознания явлений речи и языка в дошкольном возрасте. В приложении содержится литературный материал для упражнений по пересказу, а также методики по выявлению уровня речевого развития и мониторинга речевого развития.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста

Обучения грамоте детей в различных подразделениях ДОУ, а также семье.

Автор: Н. Нищева

При разработке программы учитывались интересы, мотивы, образовательные потребности дошкольников. Она может использоваться при формировании основной общеобразовательной программы детского сада или применяться в качестве дополнительной.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС по художественно-эстетическому развитию

Конструирование и ручной труд в детском саду

Развитие конструктивных умений и художественно-творческих способностей детей, ознакомление их с основными приемами моделирования и конструирования.

Автор: Л. В. Куцакова

Использование программы предусматривает комплексное задействование всех видов художественного труда и конструирования в детском саду. Возраст детей: 3–6 лет. Предусмотрено использование нетрадиционных приемов обучения и методов, которые позволяют развивать воображение, ассоциативное мышление, художественный вкус, творческие умения, практические навыки, эстетическое отношение к действительности. Предполагает дифференцированный подход к детям с разным уровнем художественного развития.

Природа и художник

Приобщение детей к художественной культуре, формирование понятий о природе как живом организме.

Автор: Т. А. Копцева.

Программа состоит из таких основных блоков: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».

Образовательная область «Физическое развитие»

Парциальные программы по физическому воспитанию в ДОУ по ФГОС

Здоровье

Укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание условий для реализации потребностей в движении, приобщение к спортивным традициям.

Автор: В.Г. Алямовская

Программа является комплексной системой воспитания здорового, всесторонне развитого, активного, инициативного ребенка-дошкольника. В ее состав входит четыре направления:

  • для укрепления физического здоровья программа «Группы здоровья»;
  • для психологического благополучия программа «Комфорт»;
  • для духовного здоровья – «Школа маленького предпринимателя», «Город мастеров»;
  • для нравственного здоровья – «Личность», «Этикет».

Реализация программ возможна во всех возрастных группах.

Здоровье с детства

Формирование у детей физической и валеологической культуры, обеспечение гармоничного развития, укрепление здоровья.

Автор: Т.С. Казаковцева.

Программы включает два раздела, рассчитанные на возраст 3–5 лет и 5–7 лет.

Для реализации программы используются такие педагогические приемы, как беседы, просмотр мультфильмов, дидактические игры, чтение художественных произведений. Предоставлен перечень подвижных игр и упражнений, список критериев оценки физической подготовленности дошкольников. Особое внимание уделяется взаимодействию с семьей.

Скачать перечень парциальных программ для ДОУ по ФГОС
Скачать в .docx

Многообразие парциальных программ делает актуальным вопрос об их корректном выборе. Решение о внедрении той или иной программы принимается во время педсовета и фиксируется при оформлении локальных актов. К реализации допускаются только те программы, которые прошли государственную экспертизу на уровне муниципалитета, региона или страны.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 21 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль