Содержание статьи:
- План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС
- Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования
- Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС
- Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности
- Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС
- Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС
Профессия педагога относится к тем, которые требуют постоянного самосовершенствования и самообразования для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.
Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.
Файлы для скачивания в статье "Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС":
В результате систематической работы формируется образ:
- компетентного профессионала;
- специалиста, способного на самосовершенствование и активное изучение нового;
- воспитателя, достигающего высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности;
- коммуникабельного и ответственного педагога.

Читайте в электронном журнале
"Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"
Чек-лист по самообразованию воспитателей со всеми контрольными мероприятиями с октября по май
Скачайте чек-лист сейчас
План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС
Педагог должен постоянно учиться, чтобы передавать опыт и знания своим воспитанникам — в этом принцип непрерывного самообразования. Современная образовательная система регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без плана самообразования воспитателя в ДОУ по ФГОС.
Самообразование — это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков.
Считается, что лучшая тема для самообразования педагога — та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему. Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию, учитывая актуальные направления обучения:
- изменения в законодательной базе, касающейся дошкольного образования;
- изучение инновационных методических рекомендаций и учебно-методической литературы;
- осведомленность в вопросах передовых достижений педагогической мысли, возрастной психологии и физиологии дошкольников;
- знакомство с актуальными времени педагогическими технологиями, парциальными программами, передовым опытом других детских садов;
- повышение общекультурного уровня, мировоззрения и кругозора.
Предложите своим педагогам в рамках процесса самообразования пройти курс
По результатам прохождения учебной программы они не только приобретут новые знания и навыки, но и получат удостоверение о повышении квалификации.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Условия эффективноого самообразовательного процесса:
- владение методикой самопознания и познания, самоанализа педагогической практики;
- реализация потребности в профессионально-личностном росте;
- способность рефлексировать, осмысливая собственные чувства, успехи и действия, максимально объективно оценивая свою деятельность;
- практическое применение опыта и знаний, полученных в процессе самообразования, что позволяет закрепить результат и определить горизонты для дальнейшей работы над собой.
Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:
- работа с монографиями и периодикой, библиотечным фондом;
- формировнаие собственной тематической картотеки;
- взаимовыгодное сотрудничество с коллегами и методистами в контексте тренингов, семинаров или научных конференций;
- консультирование в профессиональных учебных центрах повышения квалификации, на кафедрах профильных вузов;
- взаимодействие с региональными центром развивающих и психолого-диагностических методик.
Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС:
- Рост педагогического мастерства, подтвержденный конкретными показателями.
- Разработка инновационных средств и методов педагогической деяытельности.
- Написание докладов, текстов мастер-классов, выступлений, подготовка семинаров и выставок.
- Создание методических рекомендаций и учебных пособий, различных программ и авторских разработок.
- Провкдение воспитательных мероприятий и открытых уроков.
- Формирование комплекса разработок и обновление уже имеющихся учебно-методических материалов.
Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования
Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.
В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие воспитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы, определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план самообразования воспитателя ДОО и содействовать его реализации, а после — оценить результаты проделанной работы.
Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы.
Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем.
1. Если сложно выбрать и сформулировать тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почерпнуть из государственного стандарта или учебных программ.
2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования.
3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей.
Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС
Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы.
Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:
- Ежедневный поток информации — воспитатель нуждается в поиске, изучении и анализе новой информации в ходе подготовки к занятиям, общим мероприятиям, родительским собраниям или выступлениям на педсовете.
- Творческий порыв — творческий человек нуждается в новшествах, поскольку он не может на протяжении долгих лет работать по единому плану или методике. Работа воспитателя будет доставлять удовольствие, если он постоянно будет хотеть большего.
- Развитие общества — все изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь отражаются на детях, которые формируют образ современного педагога.
- Конкуренция — престиж воспитателя, его профессиональная репутация во многом определяют наполняемость групп, потому педагоги работают на свое имя, чтобы в дальнейшем оно привлекало к нему воспитанников.
- Материальный стимул — педагогическое мастерство и квалификация влияют на квалификационную категорию, назначение премии, надбавок, муниципальных или правительственных наград.
- Общественное мнение — вопрос престижа и восприятия педагога окружающими важен для воспитателя (никто не хочет быть непрофессионалом).
- Личный интерес — потребность в получении новых знаний.
Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Молодым воспитателям ДОУ (стаж до 5 лет) стоит обратить внимание на темы по самообразованию, связанные с:
- изучением практики проведения конструктивной работы;
- освоением базового уровня педагогического мастерства;
- осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.
Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:
- освоением методов прогнозирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
- раскрытием творческого таланта;
- применением учебно-методических знаний на практике.
Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:
- развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
- практику наставничества и помощи молодым специалистам;
- раскрытие творческих возможностей;
- исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.
Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:
- изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
- адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;
Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).
Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности
Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы.
Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС
На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:
Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС
По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада по ФГОС, содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:
- Наименование темы, ее актуальность, цели и задачи работы.
- Способы и пути решения поставленной проблемы (методическая работа, взаимодействие с родителями и воспитанниками, работа с нормативной базой и методической литературой).
- Выход темы.
- Список использованной литературы.
В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы.
Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне.
Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала.
Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
1. Самообразование педагогов в ДОУ
2. План самообразования воспитателя ДОУ
3. Сетевое сообщество как площадка для самообразования учителей
4. Школа самообразования для заведующих и медицинских работников детских садов