text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС

  • 3 ноября 2017
  • 13740

Профессия педагога относится к тем, которые требуют постоянного самосовершенствования и самообразования для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.

Скачать примерные темы по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС
Скачать в .pdf

Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.

В результате систематической работы формируется образ:

  1. компетентного профессионала;
  2. специалиста, способного на самосовершенствование и активное изучение нового;
  3. воспитателя, достигающего высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности;
  4. коммуникабельного и ответственного педагога.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

Учитель должен непрерывно учиться, чтобы передавать передовой опыт и знания своим

воспитанникам — на этом зиждется принцип непрерывного самообразования. Современная образовательная система регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без плана самообразования воспитателя в ДОУ по ФГОС

образовательные ситуации

Самообразование педагогов дошкольной образовательной организации


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Самообразование — это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков. 

Самообразование педагога

Считается, что лучшая тема для самообразования педагога — та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему.  Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию, учитывая актуальные направления обучения:

  • изменения в законодательной базе, касающейся дошкольного образования;
  • изучение инновационных методических рекомендаций и учебно-методической литературы;
  • осведомленность в вопросах передовых достижений педагогической мысли, возрастной психологии и физиологии дошкольников;
  • знакомство с актуальными времени педагогическими технологиями, парциальными программами, передовым опытом других детских садов; 
  • повышение общекультурного уровня, мировоззрения и кругозора. 
Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Условия эффективноого самообразовательного процесса:

  • владение методикой самопознания и познания, самоанализа педагогической практики;
  • реализация потребности в профессионально-личностном росте;
  • способность рефлексировать, осмысливая собственные чувства, успехи и действия, максимально объективно оценивая свою деятельность;
  • практическое применение опыта и знаний, полученных в процессе самообразования, что позволяет закрепить результат и определить горизонты для дальнейшей работы над собой. 

Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:

  • работа с монографиями и периодикой, библиотечным фондом; 
  • формировнаие собственной тематической картотеки;
  • взаимовыгодное сотрудничество с коллегами и методистами в контексте тренингов, семинаров или научных конференций;
  • консультирование в профессиональных учебных центрах повышения квалификации, на кафедрах профильных вузов; 
  • взаимодействие с региональными центром развивающих и психолого-диагностических методик. 

Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС:

  1. Рост педагогического мастерства, подтвержденный конкретными показателями.
  2. Разработка инновационных средств и методов педагогической деяытельности.
  3. Написание докладов, текстов мастер-классов, выступлений, подготовка семинаров и выставок.
  4. Создание методических рекомендаций и учебных пособий, различных программ и авторских разработок. 
  5. Провкдение воспитательных мероприятий и открытых уроков.
  6. Формирование комплекса разработок и обновление уже имеющихся учебно-методических материалов. 

Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования

Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.

В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие вопитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы, определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план и содействовать его реализации, а после — оценить результаты проделанной работы. 

Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы. 

Этапы Описание
Подготовительно-диагностический Педагог осознает потребность к расширению знаний, мотивацию к самообразованию, желание познать передовой опыт и новые педагогические технологии, обозначает цели и задачи работы. Методист анализирует работу воспитателя, консультирует его, проводит анкетирование для определения интересов, способностей и затруднений специалиста. 
Планирование Разрабатывается тема самообразования, определяются ключевые аспекты, методы и формы работы, составляется перспективный план. На этом этапе методист или старший воспитатель оказывает консультативное и методическое сопровождение педработника. 
Учебной деятельности Педагог изучает методическую литературу и теоретические сведения, видеоматериалы, подобранные для него методистом. 
Практической деятельности Воспитатель на практике применяет полученные знания и навыки, внедряя их в авторские проекты, игры, мероприятия или занятия с воспитанниками, которые посещает методист, оценивая практический опыт педработника. 
Подведение итогов Обязательной формой отчетности процесса самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС является заполнение рабочей тетради, в которую вносятся сведения о проделанной работе. Дополнительно проводится выставка детских работ, открытый урок или мероприятие, формируется отчетная папка с подтверждением динамики результатов у дошкольников. Методист или старший воспитатель помогает педагогу оформить результаты самообразовательной деятельности. 

Чтобы правильно организовать процесс самообразования, воспитателю стоит использовать рабочую тетрадь, чтобы вносить в нее инновационные методики, авторские программы. 

Скачать пример рабочей тетради по самообразованию
Скачать в .docx

Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем. 

1. Если сложно выбрать и сформулироват тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почрепнуть из государственного стандарта или учебных программ. 

2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования. 

3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей. 

Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы. 

Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:

  • Ежедневный поток информации — воспитатель нуждается в поиске, изучении и анализе новой информации в ходе подготовки к занятиям, общим мероприятиям, родительским собраниям или выступлениям на педсовете. 
  • Творческий порыв — творческий человек нуждается в новшествах, поскольку он не может на протяжении долгих лет работать по единому плану или методике. Работа воспитателя будет доставлять удовольствие, если он постоянно будет хотеть большего. 
  • Развитие общества — все изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь отражаются на детях, которые формируют образ современного педагога. 
  • Конкуренция — престиж воспитателя, его профессиональная репутация во многом определяют наполняемость групп, потому педагоги работают на свое имя, чтобы в дальнейшем оно привлекало к нему воспитанников. 
  • Материальный стимул — педагогическое мастерство и квалификация влияют на квалификационную категорию, назначение премии, надбавок, муниципальных или правительственных наград. 
  • Общественное мнение — вопрос престижа и восприятия педагога окружающими важен для воспитателя (никто не хочет быть непрофессионалом). 
  • Личный интерес — потребность в получении новых знаний. 

Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Молодым воспитателям ДОУ (стаж до 5 лет) стоит обратить внимание на темы по самообразованию, связанные с:

  • изучением практики проведения конструктивной работы;
  • освоением базового уровня педагогического мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов прогнозирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей;
  • исследовательскую работу, основанную на собственном  многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности

Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы. 

Примеры формулировок тем самообразования педработников согласно направлениям развития дошкольников по ФГОС

Социально-коммуникативная область
  • Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
  • Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
  • Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
  • Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.
Художественно-эстетическая область
  • Становление эстетического восприятия социума дошкольниками
  • Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
  • Стимулирование творческой свободы и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Область речевого развития
  • Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.
  • Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.
  • Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.
Познавательная область
  • Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.
  • Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
  • Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.
  • Самообразование воспитателя ДОУ, его стремление к творческим поискам, всесторонняя информированность ‒ залог гармоничного развития детей 
Область физического развития
  • Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
  • Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
  • Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников. 
Для старших воспитателей и методистов
  • Формирование у педагогов ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.
  • Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
  • Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в детском саду в условиях существующих образовательных стандартов.
  • Моделирование развивающей среды ДОУ в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания

​Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС

На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:

  1. Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы.
  2. Влияние образовательной деятельности на игры младших дошкольников.
  3. Воспитание через трудовую деятельность.
  4. Воспитание нравственности у дошкольников посредством изучения фольклора.
  5. Половое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
  6. Психолого-педагогическая помощь родителям дошкольников в их воспитании и развитии.
  7. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
  8. Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию.
  9. Методы стимулирования умственной деятельности в процессе знакомства детей с природой.
  10. Создание психологически комфортной обстановки в группе ДОУ.
  11. Обучение воспитанников ДОУ грамоте.
  12. Методика формирования у дошкольников правильной осанки, профилактика нарушений.
  13. Значимость оздоровительной гимнастики после дневного сна.
  14. Методика работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  15. Развитие у дошкольников сенсорных способностей.
  16. Формирование у дошкольников базовых знаний о космосе.
  17. Развитие коммуникабельности у дошкольников
  18. Методы экологического воспитания детей в ДОУ.
  19. Познавательное развитие дошкольников с применением игровых технологий.
  20. Развитие у дошкольников творческих способностей посредством кукольного театра. 

Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС

По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада по ФГОС, содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:

  1. Наименование темы, ее актуальность, цели и задачи работы. 
  2. Способы и пути решения поставленной проблемы (методическая работа, взаимодействие с родителями и воспитанниками, работа с нормативной базой и методической литературой). 
  3. Выход темы.
  4. Список использованной литературы.

В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы. 

Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне. 

Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала. 

Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
1. Самообразование педагогов в ДОУ
2. План самообразования воспитателя ДОУ
3. Сетевое сообщество как площадка для самообразования учителей
4. Школа самообразования для заведующих и медицинских работников детских садов

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.