Родительское собрание в детском саду на тему «Адаптация ребенка»

300

В начале первого года посещения ребенком детского сада родители обеспокоены тем, как их дети будут привыкать к новым условиям, а также тем, как малышу избежать болезней. По этой причине первой темой родительского собрания лучше всего сделать обсуждение адаптации детей. Актуальной эта тема будет в ясельной и младшей группе, когда ребенок только начинает посещать сад.

Успешное решение психолого-педагогических задач в период адаптации возможно только при тесной связи воспитателей с семьями детей. Вовлечение родителей в процесс обучения и развития ребенка может осуществляться при помощи индивидуальных бесед и собраний. Организовывая первое родительское собрание, стоит пригласить на него педагога-психолога, который сможет рассказать о том, как родителям избежать типичных ошибок в общении с ребенком в его первый год посещения дошкольного учреждения.

Каким должен быть план родительского собрания на тему «Адаптация детей в детском саду»

Для того чтобы родительское собрание было успешным, потребуется заранее продумать его проведение. Примерный план собрания может быть таким:

  • вступительная часть (занимает 1-2 минуты);
  • сообщение основной информации (около 10 минут);
  • обзор требований СанПиН (около 10 минут);
  • заключительная часть (5 минут).

Важно, чтобы родительское собрание по адаптации ребенка в ДОУ не оказалось слишком длинным, поскольку его могут прервать представители администрации или другие воспитатели, ссылаясь на регламент. Стоит учитывать, что в план собрания не должна быть включена слишком сложная  информация, поскольку родительская группа состоит из людей разных социальных слоев и уровня образования. Содержание собрания не должно быть скучным или абстрактным, стоит преподносить именно ту информацию, которая интересна родителям новых воспитанников детского сада. Также нелишним будет собрать анкетные данные родителей, попросить их заполнить небольшие опросные листы, из которых можно больше узнать о времяпрепровождении детей дома и их характере. Предлагаем вам скачать анкеты для родителей на первом родительском собрании по адаптации.

Скачать анкету «Условия семейного воспитания»
Скачать в .docx

Скачать анкету для родителей «Во что играют дети дома?»
Скачать в .docx

Цели и содержание родительского собрания по адаптации в детском саду

Задача воспитателя, медработника или педагога-психолога, которые участвуют в собрании, - ознакомить родителей с тем, как протекает адаптация детей к ДОУ. Стоит понимать, что ведущий, скорее всего, повторит информацию, которая уже была прочтена родителями в интернете. В такой ситуации работникам детского сада лучше всего выступать советчиками или консультантами.

Актуальные вопросы, которые рекомендуется обсудить во время родительского собрания по адаптации детей в детском саду, следующие:

  • почему дети начинают болеть после того, как попадают в группу;
  • каковы психологические и физиологические аспекты адаптации;
  • какие основные этапы адаптации;
  • степени сложности адаптационного процесса;
  • причины тяжелой адаптации ребенка;
  • как облегчить  процесс адаптации для ребенка.

В первую очередь во время собрания по адаптации родителям следует сообщить, что высокая заболеваемость в детском саду среди детей, которые только начали его посещать – вариант нормы. Это связано с повышенными нагрузками на организм ребенка из-за постоянного контакта с новой, в том числе, агрессивной для малыша флорой, носителями которой могут являться любые люди, с которыми ребенок прежде не контактировал.

Психологическое воздействие, стресс от появления новых персонажей и непривычной обстановки также поначалу негативно сказываются на поведении ребенка. Малыши могут отказываться от еды, перестают проситься в туалет, не могут уснуть днем, а также начинают меньше говорить. Родителям необходимо сообщить, что это одно из проявлений острого периода адаптации, которое нужно и можно переждать, поддерживая ребенка психологически и укрепляя его физически.

В процессе адаптации выделяют три периода, с которыми следует ознакомить представителей воспитанников на родительском собрании.

  • острый;
  • подострый;
  • компенсационный.

Острый период продолжается 10-60 дней, в это время у ребенка отмечаются перемены в настроении, он становится более капризным и возбудимым, отмечаются проблемы со сном. Согласно исследованиям, у ребенка в этот период повышается количество сердечных сокращений, показатели кровяного давления, частота дыхания и количество бактерий на слизистых оболочках.

Подострый период продолжается до одного месяца, за это время показатели частично приходят в норму. Компенсационный период представляет собой фазу, в которой ребенок полностью успокаивается, привыкает к обстановке образовательного учреждения и к новому коллективу.

На первых собраниях родителям будет полезно узнать о том, что существует несколько степеней адаптации ребенка к детскому саду:

  • легкая;
  • средней тяжести;
  • тяжелая.

В легком случае ребенок после посещения детского сада заболевает около 4-12 раз в году, затем болезненность снижается и малыш посещает сад регулярно. Во втором случае состояние ребенка граничит с неврозом, на фоне болезней появляются проблемы со сном, аппетитом, речью, настроением. Тяжелая адаптация встречается не так часто – всего у 9% детей, она требует вмешательства психологов, неврологов и педиатров.

Стоит рассказать родителям о том, что тяжелее всего адаптируются к условиям детского сада дети младшего возраста. Осложняется адаптация у детей, которые перенесли гипоксию при родах или родились у матерей, которые тяжело переносили беременность. Важно объяснить родителям, что иногда адаптация сопровождается медикаментозной поддержкой и физиотерапии.

Какие требования СанПиН нужно озвучить на родительском собрании по адаптации ребенка в детском саду

На родительском собрании нужно предусмотреть время для освещения волнующих родителей тем, таких как требования к организации жизни ребенка в детском саду. Регламентирует работу ДОУ СанПиН 2.4.1.3049–13. Этот документ содержит в себе требования к режиму прогулок воспитанников; закаливанию детей; изоляции больных детей и пр.

Полный перечень требований изложен в пунктах 8.5, 8.6, 11.2, 11.3, 11.5, 12.6 СанПиН 2.4.1.3049–13. Лучше всего разместить выписку из СанПиН в информационном уголке группы или в медицинском блоке.

Что еще нужно обсудить на родительском собрании по адаптации детей в ДОУ

Помимо объяснения механизмов и сложностей адаптации, нужно рассказать, какие трудности испытывает малыш в то время, когда начинает посещать детский сад. Родители должны быть предупреждены, что особенно сложно будет детям, которые:

  • не умеют за себя постоять и боязливы;
  • не могут найти общий язык со сверстниками;
  • не привыкли к тому, что взрослые не потакают их капризам.

Таким детям потребуется дополнительная работа с психологом, что позволит им безболезненнее освоиться в коллективе. В противном случае ребенок рискует стать объектом насмешек со стороны сверстников. Есть дети, к которым применяется выражение «не садовский ребенок». В случае если ребенок отказывается идти в сад более полугода, стоит подумать о целесообразности затеи и, быть может, лучше малыша не травмировать. Такое явление называется дезадаптацией и случается оно достаточно редко, но при этом пагубно сказывается на здоровье и состоянии ребенка, у малыша могут развиваться заболевания, к примеру, энурез.

Пример конспекта родительского собрания в детском саду по вопросам адаптации

Тема: «Адаптация детей в детском саду»

Форма: Разговор с родителями по душам

Структура:

1.Предварительная работа.

  • Консультирование родителей.

Цели: Повышение грамотности родителей в вопросе подготовки детей к поступлению в ДОУ.

  • Раздача памяток «Подготовка детей к посещению ДОУ».

Цели: Разъяснение родителям моментов, которые касаются подготовки ребенка к детскому саду.

  • Индивидуальная работа с каждым из родителей.

Цели: Узнать о пожеланиях родителей к предстоящему собранию, узнать вопросы, которые их интересовали бы.

  • Проведение анкетирования родителей.

Цели: Натолкнуть родителей на размышления о том, готовы ли они, чтобы их малыш посещал детский сад.

  • Оформление стенда в группе «Наш любимый детский сад».

Цели: Знакомство родителей детей с составом воспитателей, помещениями учреждения.

  • «Калейдоскоп добрых дел»

Цели: Приглашение родителей к сотрудничеству (за пару недель до собрания необходимо раздать листовки, призывающие подумать о том, что родители могут сделать хорошего для группы).

  • Размещение в уголке группы советов для родителей «Что делать, а что не делать», «Как снять напряжение после детского сада».

Цели: Привлечь внимание к проблеме, дать советы по облегчению адаптационного периода для ребенка.

  • Сделать приглашения на собрание.

Цели: Привлечение внимания к мероприятию, обеспечение высокой посещаемости собрания.

2. Основная часть собрания.

  • Поздравление от ведущего собрание.
  • Экскурсия по учреждению.
  • Доклад воспитателя «Что такое адаптация?».
  • Доклад медсестры о питании в ДОУ.
  • Игра для родителей, позволяющая активировать членов собрания. Например, мини-конкурс «Кто назовет больше блюд из творога».
  • Выбор родительского комитета.
  • Обмен мнениями, ответы медсестры и воспитателя на вопросы.
  • Общая фотография на память.

Ход собрания:

Заведующий детским садом встречает родителей, здоровается с ними:

- Дорогие родители, мы рады видеть вас в нашем учреждении. Сейчас начинается важный период и в вашей жизни, и в жизни вашего ребенка. Мы очень волнуемся, не меньше вас, поскольку вы совсем не знаете, кто работает в детском саду, а мы ничего не знаем о вас.

Предлагаю начать собрание с небольшой экскурсии по нашему учреждению (заведующий проводит экскурсию, показывает группы, музыкальный зал, пищеблок, медицинский кабинет и кабинет методиста, прачечную, после чего все возвращаются в группу, где родителей ждет воспитатель).

Родители садятся вокруг стола, на котором стоят цветы, чай, конфеты и другие угощения, а также разложены памятки, чистые листы бумаги и карандаши. Воспитатель предлагает познакомиться друг с другом, выразить свои впечатления от экскурсии. Ведущий собрания делает доклад «Что такое адаптация?», рассказывает о сложностях периода, останавливается на физиологических, психологических и социальных моментах адаптации ребенка в детском саду.

Далее медсестра рассказывает о питании в стенах ДОУ, читает меню на 10 дней, дает советы по питанию дома. Проводится игра для родителей «Кто назовет больше блюд из творога». Родители разбиваются на группы и обсуждают блюда, записывают их, после зачитывают ответы и выбирается победитель. Родители могут обменяться рецептами заинтересовавших их блюда друг с другом.

Выбирается родительский комитет. Воспитатель объясняет его полномочия и обязанности. Родители меняются мнениями, задают вопросы. Делается совместная фотография, после чего собрание считается завершенным.

Скачать план-конспект родительского собрания на тему «Адаптация ребенка в детском саду»
Скачать в .docx

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль