Технологии ТРИЗ в детском саду по ФГОС

786

Теория решения изобретательских задач (далее — ТРИЗ) — авторская инновационная методика писателя и изобретателя Генриха Сауловича Альтшуллера. Это не научная теория, а скорее симбиоз изобретательства и научного поиска. Поскольку современное общество больше нуждается в творчески и нестандартно мыслящих людях, чем в простых исполнителях, оригинальность мышления следует вырабатывать с детства.

Изначально разработанные для инженерно-технических работников, технологии ТРИЗ в детском саду по ФГОС причисляются к наиболее интересным и востребованным, поскольку основываются на творческой деятельности малышей возрастом от трех лет. В центр ставится свободно творящий и творчески мыслящий ребенок.

Теория:

  • развивает навыки решения изобретательских задач;
  • знакомит с принципами творческого мышления;
  • стимулирует логическое мышление и воображение;
  • поддерживает в поиске выхода из затруднительного положения;
  • через ситуацию успеха стимулирует к взаимообмену решениями и активации всех детей в группе;
  • готовит к постановке и успешному решению нестандартных проблем.

ТРИЗ-педагогика позволяет получать знания в комфортной атмосфере без зубрежки и перегрузок. Ключевая ее задача — научить ребенка самостоятельно системно и нестандартно мыслить, искать решение, быть настойчивым, смекалистым и изобретательным в своем поиске.

Цели и задачи ТРИЗ-технологии в детском саду по ФГОС

Теория как должное принимает тот факт, что все дети от рождения талантливы, но важно развить в них врожденную гениальность, научив ориентированию в современном мире. Для этого перед нею ставятся следующие задачи:

  1. развитие целостной картины мира;
  2. стимулирование нестандартного системного мышления у детей, отмеченного раскованностью и гибкостью;
  3. развитие умения устанавливать логические закономерности, видеть причинно-следственные связи между явлениями и событиями;
  4. побуждение к поисковой деятельности, решению задач нестандартными способами;
  5. развитие творческого воображения, памяти и речи.

По ФГОС ТРИЗ-технологии в детском саду имеют ряд преимуществ, которые заключаются не только в формировании эвристического навыка исследовательской деятельности и поиска зерна проблемы в задаче, но и в:

  • универсальности инструментария, которые может быть задействован как в режимных моментах, так и в игровой или учебной деятельности;
  • раскрытии индивидуальных талантов дошкольника;
  • акценте на взаимообмен идеями;
  • в радости от успешного достижения поставленных перед ребенком целей;
  • стимулировании самостоятельного творчески активного мышления и фантазии;
  • помощи в формировании личности, которая к каждой проблеме подходит с нескольких сторон, ищет нестандартные решения и выход из сложной ситуации.

Алгоритм решения изобретательских задач — ключевой рабочий механизм технологии. Чтобы успешно решать задачи, дети должны овладеть универсальным алгоритмом.

Алгоритм решения ТРИЗ-заданий

Технология ТРИЗ делает каждое занятие в детском саду увлекательным и интересным для дошколят. В этом случае они будут выполнять упражнения и задания осознанно, проявляя особое рвение, применяя творческое начало и самостоятельность. Традиционно воспитатели используют три вида занятий:

  1. Работа над творческим воображением — использование игровых ситуаций, сказкотерапии и импровизации в групповых и индивидуальных формах деятельности.
  2. Практическая и изобразительная деятельность через использование разнообразных материалов и техник (кляксография, ладошковая или пальчиковая)

Комплексные — различные виды деятельности (знакомство с окружающим миром, развитие речи, рисование, музицирование, пение, освоение счета), которые органично вписываются в режимные моменты второй половины дня.      

История ТРИЗ-педагогики

В российской советской практике дошкольного образования методика ТРИЗ в качестве научно-педагогического направления появилась в 1987. На одном из педагогических семинаров было принято решение продемонстрировать действие методики на школьниках, однако слушателям по ошибке показали ТРИЗ в действии в подготовительной группе детского сада.

Недоразумение привело к тому, что ТРИЗ-педагогика была внедрена в дошкольную педагогическую практику, а практикующие методику педагоги открыли для себя новые горизонты работы с детьми дошкольного возраста. С тех пор теория позволяет развить у дошколят изобретательские способности, смекалку, диалектическое мышление и воображение. Программа получила кодовое обозначение «Умка».

Педагогический поиск стал ведущим средством работы, а потому воспитатели теперь не дают дошколятам готовые задания, а учат самостоятельно находить истину. ТРИЗ-педагогика призвана стимулировать детей к познанию, потому воспитатель становится для них не источником готовой информации, а помощником на пути ее поиска.

Он побуждает детей к любознательности, если у них не возникают вопросы, через противоречие воспитатель должен спровоцировать их, поставив их в ситуацию поиска. Отныне педагог не дает ответы на вопросы малышей, а помогает им найти их своими силами через рассуждение, дискуссию, наводящие и уточняющие вопросы.

Методы ТРИЗ-технологии в детском саду

Теория опирается на проработанную методологическую базу, в арсенале которой несколько эффективных приемов, среди которых особенно выделяются метод фокальных объектов (МФО), морфологический анализ, кольца Луллия, системный оператор и прочие. Важно подчеркнуть, что методология ТРИЗ, используемая в российских в детских садах, относительно недавно из общей педагогики перекочевала в дошкольную, однако все наработки принадлежат перу выдающихся отечественных и зарубежных ученых прошлых веков. Авторами популярных методов являются астрономы, философы, математики и даже лесоводы.

МФО

Эта технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС была внедрена сравнительно недавно, однако метод не нов, его предложил Ф. Кунце еще в 1920-х. Необходимо сфокусироваться на объекте, чтобы его усовершенствовать. Например, выбрав любое существительное к нему подбирают другие слова, получая неожиданные результаты. Таким образом дети раскрепощают свою фантазию и мышление.  

В детском саду метод можно применять, начиная с младшей группы, применяя МФО в виде ряда последовательных заданий:

  1. Придумывается новый объект путем улучшения или изменения существующих объектов.
  2. Знакомство с ним.
  3. О выбранном объекте создается сказка или рассказ для детей.
  4. Художественное произведение анализируется.

Мозговой штурм

ТРИЗ-методика мозгового штурма относится к наиболее перспективным с точки зрения творческого решения задач. Использование методики требует тщательной подготовки, на этапе которой воспитателю следует точно сформулировать проблему, сгруппировать участников, обозначить перед каждым ребенком его роль. Выбранный ведущий стимулирует проявление энтузиазма у участников, их творческий азарт, важно, чтобы предложения, высказывания и мысли дошкольников не ограничивались. Каждая идея достойна рассмотрения, потому на основном этапе реализации мозгового штурма идеи оптимизируются и комбинируются. В завершении проводится критический анализ с последующим анализом лучших идей.

На обсуждение детям можно выносить самые разные вопросы:

  1. Как не дать Лисичке съесть Колобка?
  2. Как сыграть мелодию без гитары или пианино?
  3. Как оставаться чистым?
  4. Где найти птиц, которые не летают?
  5. Где всегда зима, или где зимой лето?

Морфологический анализ

Авторство этого комбинаторного метода принадлежит астроному Ф. Цвикки, который предложил системный подход к изобразительному творчеству. Творческое решение рождается посредством системного перебора всех вариантов характеристик или особенностей объекта. В ДОУ морфологический анализ можно использовать на уроках музыки или рисования, в изучении нового или инсценировках.

Для применения этого метода ТРИЗ  в детском саду строится морфологическая таблица или ящик, в котором под осью понимаются ключевые характеристики объекта или их варианты. В оси координат по горизонтали размещают объект, а по вертикали его признаки или наоборот. Если же речь идет о морфологическом ящике, в нем осевых линий может быть сколько угодно много.

Кольца Луллия

Автором метода является философ Раймунд Луллий. Кольца позволяют взрослым и детям организованно заниматься. В дошкольной педагогике технология используется для стимулирования творческого мышления, познания мира, развития воображения и осознания взаимосвязи явлений.  

Для применения этого метода в ДОУ необходимо приготовить несколько разных по диаметру кругов из плотного картона, разделенных на равное число секторов. В ходе деятельности детям необходимо заполнить все сектора кругов в соответствии с поставленной задачей. Если малышам нужно придумать новый наряд, следовательно, на секторах кругов будет появляться информация:

  • на самом большом круге — цвета наряда — фиолетовый, зеленый, желтый, красный, черный;
  • на среднем — предназначение, например, рабочий, парадный, спортивный;
  • на меньшем — материал — брезент, шелк, мех, хлопок, шифон.

Затем картон нанизывается на любой стержень, к которому прикрепляется стрелка. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет указывать на десятки возможных вариаций созданного наряда. По такому же принципу можно составлять сказки (объекты сюжетно-ролевой игры — атрибуты — действия объектов).

Примечательно, что круги Луллия можно использовать в области коммуникации и познания, для изучения художественной литературы или знакомства с окружающим миром. Принцип действия технологии поистине универсален, потому воспитатели могут видоизменять и дополнять ее по своему усмотрению. Занятия проходят в непринужденной обстановке без физического или психологического напряжения, благодаря чему материал усваивается гораздо лучше.  

Метод проб и ошибок

В основе метода поиск решения проблемы через перебор вариантов. Дети знают, что каждое, порой даже фантастическое предположение в формате «А что, если...» будет услышано и принято во внимание. Нередко это уводит от первоначальной проблемы и активно подключают свою фантазию, но для дошкольников это не проблема, а скорее способ найти компромиссное решение. ТРИЗ-технология проб и ошибок в детском саду позволяет воспитателям и детям экспериментировать, учиться настойчивости, стимулировать познавательную активность.

Системный оператор

Системный анализ способствует комплексному изучению предмета и всестороннему подходу. ТРИЗ-метод системного оператора может использоваться, начиная со второй младшей группы для описания игрушек, знакомства с окружающим миром. Малышам необходимо объяснить, что у оператора есть возможность изменять время, размер и стоимость для решения поставленных задач. Так, чтобы Кай из сказки не замерз, следует изменить время, а сказке про Колобка — размер, так Лисичка не сможет его съесть.

Дошкольники получают:

  1. Всеобъемлющее представление об объектах и явлениях.
  2. Стимул для развития фантазии и воображения.
  3. Умение подходить к решению задач творчески.

С помощью системного анализа дети анализируют объект во временных рамках, выстраивают вертикаль взаимосвязи объектов или явлений (например, лес — в нем живут животные — одни из них лисы — у лисы есть уши, хвост, лапы, нос, глаза), оценивают противостояние и взаимосвязь объектов через многоэкранное мышление.  

Моделирование маленькими человечками

Такая ТРИЗ-технология в детском саду по ФГОС ориентирована на изучение внутреннего строения веществ. С ее помощью дошкольники узнают, почему вода жидкая, песок — сыпучий, а камень — твердый. Маленькие человечки, согласно методу, — это молекулы, которые образуют те или иные связи. Имея подобную модель воспитатель может с легкостью объяснить детям, почему вещества могут быть газообразными, жидкими или твердыми.

Синектика

Метод, разработанный Вильямом Гордоном почти полвека назад, позволяет отстраняться от обыденного, знакомясь с новым. Он считал, что аналогии стимулируют творческие способности дошкольников. В сложных ситуациях следует опираться на эмпатию — перенесение образа, настроения, отождествление себя с объектом или сказочным героем.

Метод нашел широкое применение во время музыкальных или танцевальных занятий, когда малыши могут перевоплощаться в птиц или животных. Например, дети могут прокаркать или промяукать любимую песенку, представив себя вороной или котенком, могут показать походку пингвина или мамы на каблуках. При этом важен момент перевоплощения, поиска аналогии и сходства в характеристиках явлений и предметов.

Метод каталога

Методика, предложенная немецким профессором Э. Кунце, позволяет развить у дошкольников навыки к сочинительству. Дети проявляют творчество и составляют удивительные рассказы, сказки, объединяя случайных персонажей, предметы, действия, выбранные наугад.

Данетка

Справедливее отнести ее к видам игры, чем к ТРИЗ-методу, однако в ходе занятий дети могут отгадывать предметы и признаки, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы строятся от общих к частным: сперва необходимо выяснить, загадан предмет, человек или животное, а после его черты. Метод данетки учит детей задавать точные вопросы, правильно их формулируя, чтобы получить интересующую их информацию.

«Золотая рыбка»

Метод основан на анализе сказки и дальнейшей оценке сказочных и реальных событий в ней. Дети должны видеть взаимосвязь и проникновение мира фантазий и реальности, искать пути проникновения одного в другой. Дошколятам помогают волшебники, способные облегчить фантазирование.

ТРИЗ-занятие в детском саду

Длительность занятия по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15 минут (у младших дошкольников) до 25-30 (в старшем дошкольном возрасте). Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских задач.  

Скачать таблицу этапов занятий по ТРИЗ
Скачать в .docx

Название этапа Суть Методология
Мотивационный этап Необходимо пробудить интерес у детей, поставить интригующую задачу, сформулировать тему занятия. Синектика с элементами театральных постановок, загадок, инсценировок, морфологический анализ
Основной этап Процесс образования и воспитания проходит в игровой форме. Уточняются противоречия, оцениваются ресурсы для выполнения заданий, моделируются варианты решения.  Мозговой штурм, МФО, кольца Луллия, системный оператор, метод проб и ошибок
Этап подведения итогов, рефлексии  Выбор решения, самоанализ и самооценка достигнутых результатов и хода работы. Морфологический анализ, системный оператор

Узнать больше о ТРИЗ-технология в ДОУ по ФГОС можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 21 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль