Итоговый педсовет в ДОУ

227

Итоговый педсовет в ДОУ предназначен для резюмирования достижений и определения ошибок, допущенных в течение учебного года. Собрание актуально для всех дошкольных образовательных учреждений, в которых больше трех педработников. На мероприятие приглашается весь педагогический коллектив детского сада — старшие и младшие воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель физической культуры, медсестра, логопед или дефектолог, заведующая и ее заместитель. Как правило, мероприятие проводится в конце мая, когда педагоги могут предоставить результаты работы с детьми, оценив состояние воспитательно-образовательного процесса.

Итоговый педсовет: значение, цели и задачи

Педагогический совет — коллегиальный орган самоуправления в детском саду, действующий на постоянной основе для управления развитием учреждения. Каждый педсовет в ДОУ — итоговый или тематический — преследует определенные цели. В качестве коллегиального и профессионального органа совет педагогов выносит на рассмотрение наиболее важные вопросы управления и развития учреждения.

Тематика и структура педсоветов должны отвечать задачам, поставленным перед детсадовским педколлективом:

  1. Формирование условий для раскрытия внутреннего потенциала и реализации детских талантов в контексте процесса образования.
  2. Через музыкальную, конструктивно-модельную и изобразительную деятельность развивать творческие способности воспитанников.
  3. Стремление к укреплению психического и физического здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий.
  4. Совершенствование организации игровой деятельности детей для успешной их социализации, повышения их познавательного интереса.
  5. Работа по развитию речи и коммуникативных способностей детей, умению взаимодействовать с окружающими.
  6. Повышение социально-педагогического компетентности членов семей дошкольников, активное вовлечение родителей в процесс управления ДОУ.
  7. Стимулирование повышения профессиональной компетенции воспитателей в контексте эффективного программно-методического сопровождения.

Темы педсоветов распределяются в начале учебного года, однако по мере необходимости они могут быть изменены. В контексте этого итоговое собрание, которое проводится в конце учебного года, неизменно предполагает:

  • подведение итогов работы;
  • оценку качества педагогического процесса и эффективности труда сотрудников;
  • синтез усилий педколлектива для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обсуждение результатов проведения тематических родительских собраний и работы с семьями воспитанников;
  • определение необходимости в переподготовке или повышении квалификации кадров;
  • обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
  • обсуждение методов и форм ведения образовательного процесса;
  • заслушивание отчетов о реализации учебных программ;
  • постановку целей на следующий учебный год.

Цель итогового педсовета в ДОУ заносится в протокол собрания вместе с его задачами. Функции его концентрируются вокруг определения условий и факторов, которые отрицательно или положительно влияют на результаты образовательно-воспитательного процесса. Педсовет выполняет методические, управленческие, социально-педагогические и воспитательные функции.

Немаловажно также, что на майском педсовете должны быть обозначены цели и задачи ДОУ на будущий год. На педсовете должны подводиться итоги проделанной за год работы и обозначаться старты новых начинаний.  

В чем отличие итогового от установочного или тематического педсовета?

Промежуточные результаты работы педколлектива оцениваются на тематических педсоветах, которые проводятся в течение года, однако полноценное подведение итогов возможно только по окончанию учебного года. Независимо от числа аналитических и тематических педагогических советов, итоговое собрание может быть только одно.

Мероприятие требует тщательной подготовки с кропотливым распределением ролей между участниками. Каждый педсовет, и в том числе итоговый, в детском саду должен быть:

  • интересен участникам;
  • нести ценную информацию, полезные навыки и знания;
  • давать новые практические рекомендации и советы, а не сухую теорию.

Участники заседания должны принимать активное участие в нем, не отмалчиваться, а открыто высказываться, для чего особенно важна атмосфера сотворчества и сотрудничества. Усилия всего коллектива должны быть направлены на повышение качества образовательно-воспитательного процесса, совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения. Работа итогового заседания строится на:

  • выявлении ключевых проблем педколлектива;
  • поиске рациональных путей решения;
  • расширении информационного поля воспитателей в контексте инновационных образовательных технологий.  

Роль методического объединения и заведующей в организации итогового педсовета

Особое место в организации методической работы детского сада занимает педсовет — итоговый инструмент развития и внедрения новаторства в деятельность учреждения. Для реализации собрания проводится кропотливая предварительная работа.

Итоговый педсовет в ДОУ

Представитель методического объединения детского сада:

  1. Распределяет роли и ставит конкретные задачи перед творческими группами и отдельными педагогами.
  2. Пишет сценарий нетрадиционного педсовета или планирует собрание в традиционном ключе.
  3. Составляет вопросы для анкетирования.

Методобъединение дает целевые установки для педагогов на педсоветах, включая итоговое заседание.

Скачать таблицу целевых установок метобъединений
Скачать в .docx

Законодательные Открытым голосованием в разрезе действующего законодательства на совещаниях принимаются коллективные решения, которые должны выполняться каждым участником педагогического процесса.
Совещательные Объективные данные о состоянии образовательно-воспитательного процесса выносятся на обсуждение, в ходе которого работники вырабатывают практические рекомендации, открыто выражают свои мысли. Коллектив заслушивает пути совершенствования образовательно-воспитательного процесса, заведующая пропагандирует внедрение передового опыта. 
Диагностические Возможно проведение психологических тестов, социальных и опытно-экспериментальных исследований для оценки уровня подготовки педагогов, их эмоционального состояния. 
Планово-прогностические Коллективно выбираются образовательные программы, планируется деятельность детского сада на будущий год, обсуждаются перспективы развития учреждения. 
Экспертно-контролирующие На педсовете заслушиваются отчеты руководителя и воспитателей о результатах работы с воспитанниками и родителями за год. 
Корректирующее На основании изменений государственной политики, социального заказа или полученных сведений об учебно-воспитательных успехах воспитанников план работы детского сада и его образовательную программу могут быть внесены коррективы. 
Обобщающее Образовательно-воспитательный процесс анализируется, оцениваются учебные достижения воспитанников, уровень их воспитанности, обобщается педагогический опыт воспитателей. 
Активизирующее Стимулирование профессиональной деятельности каждого педработника в отдельности, проблемных групп, научно-методического совета. 
Развивающее Стремление к формированию индивидуальности педагога посредством раскрытия особенностей личности воспитателя, воспитание, которое осуществляется в ходе подготовки к педсовету. Коллективная деятельность по подготовке заседаний развивает сознательность, ответственность, организованность и способность к систематическому выполнению задач у работников ДОУ. 
Обучающее Передача педагогического мастерства и различных навыков во время педсовета. 

Методист детского сада принимает непосредственное участие в анализе предыдущих педсоветов, разработке проблемы предстоящего совещания, подготовке проекта решений.

Формы проведения итогового педсовета в детском саду

Реформация системы образования требует повсеместного внедрения изменений. Для этого итоговый педсовет в детском саду проводится не только в привычной вербальной форме, но и с задействованием методов активизации педагогов. Собрание в традиционном формате предполагает вынесение повестки дня и строгое следование регламенту мероприятия с занесением принятых решений в протокол. При этом встреча может проходить в формате:

  • выступления докладчиков с дальнейшим обсуждением обозначенных в регламенте вопросов;
  • встречи с приглашенным для доклада специалистом;
  • зачитывания докладов с содокладами;
  • мероприятие без основного доклада, но с серией сообщений педагогов, объединенных одной темой или проблемой.

Важной составляющей педсовета остается дискуссия, которая должна состояться между коллегами.

Нетрадиционные мероприятия — это педагогические советы в форме деловой игры, круглого стола, диспута, конференции, презентации или мозгового штурма. Для их проведения требуется более тщательная подготовка и написание сценария, разделение участников на группы или команды, распределение ролей между ними.

Итоговый педсовет может включать ряд форм активизации педагогического коллектива:

Скачать таблицу форм активизации педагогического коллектива
Скачать в .docx

Коллективное посещение занятий Старшие и младшие воспитатели посещают занятия своих коллег, делают для себя пометки, которые после зачитывают на педсовете. Важно помнить, что критике следует подвергать идеи, а не личности, делать исключительно конструктивные замечания, направленные на улучшение образовательно-воспитательного процесса.
Имитация сложной ситуации Подобный метод позволяет педагогу принять верное решение, получить необходимые навыки выхода из затруднения. Заведующий имитирует одну из четырех видов ситуаций:
  • иллюстрация — демонстрирует простые случаи, которые происходили в педагогической практике, и их решение;
  • проблема — педработнику следует найти выход из сложной ситуации;
  • упражнение — стимулируют к выполнению определенного действия (планирования задач, составления отчета, конспекта);
  • оценка — необходимость дать оценку, проанализировать уже решенную педагогическую ситуацию. 
Просмотр видеоматериалов Педагогический совет будет проходить в более располагающей атмосфере, если на мероприятии сотрудникам предложить просмотр обучающих видео, роликов, способных расширить кругозор педработников, стимулировать их работу с детьми. 
Обсуждение диаметрально противоположных точек зрения Заведующая детским садом выдвигает для дискуссии определенную тему, предлагая воспитателям аргументировать и раскрывать противоположные точки зрения. Особое внимание уделяется умению доказать свою точку зрения, привести логичные аргументы.
Развивающие, интеллектуальные, деловые игры Игровое моделирование упрощает обмен мнениями, дискуссии, поскольку снижает остроту вопроса, переводя ее в игровую плоскость. Игры стимулируют профессиональную активность, помогают приобрести навыки решения педагогических проблем. 
Имитация рабочего дня педагога Руководитель предлагает педработникам смоделировать рабочий день в заданной группе воспитанников с учетом поставленных воспитательных целей. Все предложенные модели следует проанализировать в коллективе. 
Анализ результатов образовательного процесса Оценка и коллективное обсуждение учебных и воспитательных результатов детей поможет воспитателям усовершенствовать свою деятельность, стимулирует их к поиску новых методов и форм воздействия на воспитанников. 
Разгадывание педагогических кроссвордов Подобное занятие может быть индивидуальным и групповым. Эта форма работы на педсовете требует предварительной подготовки и составления кроссвордов, однако она позволяет оценить уровень знаний воспитателей по заданной теме, расширить их кругозор. 
Использование инструктивно-директивных материалов Руководитель предлагает сотрудникам изучить различные материалы, а после найти им применение в профессиональной деятельности. Важно на основании полученных знаний предложить вариант устранения недостатков в профессиональной деятельности. Все педработники получают единый список материалов, который самостоятельно изучают, а на собрании коллективно обсуждают предложенные модели работы. 
Анализ детских высказываний и мыслей Заведующая предлагает коллегам ознакомиться с аудио- или видеозаписями детских высказываний, творчества, посмотреть поделки воспитанников, чтобы на основании увиденного высказать свои предположения и дать рекомендации воспитателю, работающему в этой группе. 

План проведения педсовета

Традиционный педсовет предполагает следование структуре мероприятия:

  1. Оглашение фамилий присутствующих и отсутствующих педагогов.
  2. Председатель педсовета высказывает приветственное слово, зачитывая повестку дня и ключевые вопросы, требующие решения. Он освещает, насколько актуальна выбранная проблема для детского сада.
  3. Сообщается степень выполнения решений, принятых на прошлых заседаниях. Методист, старший воспитатель или заведующая анализируют решения предыдущего собрания.
  4. Каждый вопрос рассматривается в соответствии с регламентом собрания.
  5. Коллеги высказываются, почему возникают сложности с реализацией программы, воспитанием, сотрудничеством с родителями. Они предлагают варианты устранения недостатков, совершенствования работы ДОУ. Участники собрания и руководитель могут задавать вопросы выступающим с докладом или сообщением.
  6. В ходе проведения итогового заседания устанавливается режим для групп на летний период, принимается летний оздоровительный план, анализируется психологическая готовность детей к учебе в школе.
  7. Председатель в заключительном слове анализирует и оценивает проделанную работу.
  8. Выносится проект решения, которое подтверждается голосованием, что после заносится в протокол собрания.

Итоговый педсовет в ДОУ

Традиционный педсовет в детском саду включает итоговый доклад руководителя или старшего воспитателя, в котором следует отразить актуальность собрания, затем в хронологической последовательности изложить факты.  

Заведующая в своей речи должна отразить:

  1. Ключевые изменения в устройстве, выбранной программе или кадровом составе ДОУ, если такие имели место.
  2. Опыт повышения квалификации, профессиональные достижения (участие в конкурсах педагогического мастерства, проявление творческих инициатив) и кадровая комплектация детского сада.
  3. Наполняемость и посещаемость детского сада, демография воспитанников.
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников — тематические родительские собрания, круглые столы, проводимый мониторинг удовлетворенности и анкетирование, роль родителей в управлении ДОУ.
  5. Результаты учебно-воспитательного процесса, степени освоения детьми программы, физическую подготовку дошкольников (резюмировать эффективность проведения дней здоровья, спартакиады, спортивных игр, физкультминуток).
  6. Опыт выступления дошкольников на творческих и интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, посещения детьми музеев, библиотек, театров, кинотеатров, временных и постоянных выставок.
  7. Детсадовские мероприятия — утренники, концерты, конкурсы детского творчества, выставки работ дошкольников.  
  8. Сотрудничество со школой — экскурсии для воспитанников подготовительной группы, встречи с учителями и психологами.
  9. Посещение культурно-массовых мероприятий и выступления творческих групп, посетивших ДОУ в течение учебного года.

Следует привести для наглядности таблицы и графики успеваемости и уровня воспитанности детей, а после сделать выводы, сформулировать рекомендации, которые был наметили план дальнейших действий. В виде графиков, диаграмм и таблиц стоит привести результаты:

  • анкетирования родителей об уровне их удовлетворенности процессом обучения и воспитания в ДОУ;
  • кадровой комплектации детского сада (данные о возрасте, профессиональном стаже, квалификации педработников);
  • повышения педагогической квалификации посредством посещения семинаров и курсов;
  • посещаемости детей и уровня их физической подготовки;
  • диагностического обследования воспитанников для оценки знаний и анализа уровня развития детей;
  • анализа оценки качества образования.

Классическое заседание по рассмотрению итогов года подразумевает дискуссию о планах развития учреждения и работы на будущий год. Необходимо, чтобы каждый педагог высказался, а принятое решение было коллективным и одобренным всеми участниками встречи. Дискуссия предполагает поиск конструктивное взаимодействие по поиску консолидированного решения.

Разнообразить традиционное совещание можно посредством методов стимулирования активности.

  • В начале встречи педработникам следует предложить написать на отдельных стикерах то, чем они гордятся в этом году. Это могут быть детские или личные достижения, профессиональные награды, полученный опыт или знания.
  • Коллеги могут написать на листочках собственные ожидания от встречи: что они хотят узнать, получить, дать или обсудить с другими воспитателями, желают ли они узнать о планах учреждения, ближе познакомиться с коллегами и прочее.
  • Осознать и озвучить результаты работы помогут листочки, на которых участники должны написать факторы, положительно и отрицательно влияющие на достижение поставленных целей. К первым чаще относят профессиональное мастерство, слаженность коллектива, традиции ДОУ, развивающие технологии и материально-техническую базу. К тормозящим развитие факторам причисляют проблемы со здоровьем у дошкольников и педагогов, отсутствие системности в работе, сложности реализации ФГОС.

Сценарий нетрадиционного итогового педсовета в ДОУ

Нетрадиционные встречи отличаются, в первую очередь, активным вовлечением в процесс обсуждения или обмена мнениями всех присутствующих. Старшие и младшие воспитатели, педагоги-дефектологи, логопеды и музруководители открыто высказываются, предлагают или поддают критике высказывания коллег, аргументируя свои слова. Атмосфера взаимоуважения способствует эффективной рефлексии.

Ввиду возрастающей популярности нетрадиционных педсоветов, руководители ДОУ чаще всего выбирают заседания в форме деловых игр, конференций, мозговых штурмов, круглых столов и дискуссий. Планируя итоговый педсовет в ДОУ в нетрадиционной форме потребуется сценарий по ФГОС, подготовка которого займет больше времени, чем принято тратить на классическое мероприятие.

Педсовет — деловая игра

Учебные задачи решаются педагогами в игровой форме искусственно смоделированной ситуации. Эта форма нетрадиционного заседания редко используется для итогового педсовета, поскольку предполагает обучающую функцию. Участники получают роли, согласно которым они учатся решать поставленные перед ними задачи, делать выводы и анализировать.

Более уместна на майском педсовете форма «мозгового штурма или атаки», в ходе которой участники собрания ищут ответы на вопросы, которые после лягут в основу принятого решения. В ходе обсуждения каждый член группы свободно высказывает свою точку зрения. На таком совещании руководитель вправе проверить теоретические знания законодательной и методической базы подчиненных в формате викторины. Вопросы могут касаться истории ДОУ, портрета идеального воспитателя, самообразования, нормам ФГОС, развитию речи и игровой деятельности воспитанников.

Педсовет — конференция

Мероприятие, которое принято проводить в больших МБДОУ, численность групп в которых превышает 10. Форма конференции позволяет участникам поделиться опытом, продемонстрировать успехи, обменяться полезной информацией. На совещании педагоги могут делать это письменно (оформление стендов, презентаций, выставок) или устно в виде доклада или выступления.

В детских садах подобные встречи чаще проводятся в виде коротких содержательных докладов, в которых педработники приводят итоги творческого, воспитательного и образовательного взаимодействия с детьми. Важная черта подобных конференций — неотъемлемые поощрения и премирования для сотрудников, которые добились особых успехов.

Конференции позволяют публиковать результаты и материалы заседаний и предоставлять их в открытый доступ для родителей и педработников (в отличие от протоколов педсоветов, которые подлежат хранению), реализация рациональных предложений в следующем году.

Педсовет — круглый стол

Итоговый педсовет в формате круглого стола является разновидностью открытой дискуссии. Мероприятие требует тщательной организации, чтобы участники были заинтересованы в общении и были хорошо подготовлены. Заседание в таком формате уместно для выбора программы и задач на будущий год. Для этого участникам следует заранее ознакомиться с выбранной литературой, чтобы общение за круглым столом было максимально конструктивным.

Педсовет — устный журнал

Педработники рассказывают о своих воспитательных и учебных достижениях в виде устного творческого отчета с применением мультимедийных технологий. В ходе встречи коллеги делают самоанализ воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, демонстрируют достижения и в обязательном порядке рефлексируют.

Педсовет — диспут или дискуссия

Используется для обсуждения учебной программы или выбора вектора развития детского сада. Совещание предполагает свободный обмен мнениями, конструктивный диалог. Участники должны аргументировать свое мнение, высказывать точные доводы, приводить примеры, уважая при этом мнение коллег. Выбранная проблема должна быть рассмотрена максимально полноценно. Тема педсовета должны быть сформулирована таким образом, чтобы стимулировать размышления, вопросы и обсуждение.

Педсовет — творческая деятельность

Коллективное творчество способно сплотить педколлектив и сформировать условия для самореализации педагогов, демонстрации их талантов и возможностей. Педсовет в формате творчества строится на взаимопомощи и сотрудничестве. Коллеги могут создавать коллажи из фотографий воспитанников или отчетов детсадовских мероприятий, рисовать, лепить из пластилина, петь, писать стихи и короткие рассказы, которые смогли бы наилучшим образом продемонстрировать результаты годовой работы.

Отчетность на итоговом педсовете

Секретарь педагогического совета, избираемый сроком на один год, во время заседания ведет черновик протокола, чтобы после в течение пяти дней оформить его надлежащим образом и сдать в архив. Секретарь педсовета и руководитель ДОУ заверяют документ своими подписями.

Протокол совещания должен максимально четко и кратко передавать суть выступления участников, отражая объективную картину дискуссии или обсуждения. В случае проведения голосования, секретарь фиксирует число участников поддержавших, отказавшихся и воздержавшихся от решения.

Примерное решение педсовета выглядит следующим образом:

  1. Признать работу коллектива МБДОУ за 2017-2018 учебный год с оценкой «………».
  2. Продолжать работу по организации предметно-развивающей среды и методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
  3. Продолжать принимать активное участие в конкурсах на разных уровнях, в городских методических объединениях. Продолжать работу по сетевому взаимодействию между ДОУ города и другими социальными институтами (музей, библиотека, центр искусств, ДК)
  4. Утвердить план работы, расписание НОД, режим дня, систему закаливающих и оздоровительных мероприятий на летний оздоровительный период 2017-2018 учебного года.
  5. Создать условия для физического развития, оздоровления детей, стимулирования их познавательной активности и любознательности, формирования трудовых и культурно-гигиенических навыков, нравственного воспитания в летний период.
  6. Продолжать совершенствование методического обеспечения и предметно-развивающей среды, обогащать социальный опыт дошкольников через проектную деятельность.
  7. Педагогам продолжить работу по самообразованию: определить тему и приоритетные направления деятельности на следующий учебный год.

Таким образом, итоговое заседание педсовета предполагает не только подведение результатов работы, но перспективное планирование. 

Узнать больше о принципах проведения педсовета в детском саду можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль